Технология интерпретационного чтения
методическая разработка (3 класс)

Николаева Наталия Николаевна

Необходимый материал для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interpretatsionnoe_chtenie.pptx1.01 МБ
Office presentation icon v_golubom_prostore.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер - класс: «Технология интерпретационного чтения» Автор: Николаева Н.Н.. учитель начальных классов, Школа № 1955 2020 год

Слайд 2

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Слайд 3

Интерпретационное чтение- это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию

Слайд 4

Интерпретационное чтение умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию )

Слайд 5

Техническая сторона: способ чтения; темп чтения; правильность чтения; выразительность Интерпретационная сторона: понимание содержания и смысла читаемого

Слайд 6

Проблемы при формировании навыков интерпретационного чтения и шаги для их ликвидации Проблема 1: при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания, «дети не вчитываются в задание». Шаги: систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, алгоритмов; выделение ключевых слов в формулировке задания; развитие умения вчитываться в задание, понимать смысл задания, переводить задание или инструкцию в алгоритм действия, используя различные знаки и символы.

Слайд 7

Проблема 2: работа не должна ограничиваться только уроком и многократным обращением к одному и тому же тексту. Шаги: ребёнок должен иметь возможность самостоятельно работать с текстом дома, в классе – индивидуально, в паре, в малой группе), сопоставить свою работу с работой других обучающихся, использовать тетради для самостоятельной работы на печатной основе (разнообразие видов заданий и механизма чтения). Проблема 3: использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения Шаги: изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий («Развитие критического мышления через чтение и письмо»).

Слайд 8

Проблема 4: узкий круг самостоятельного детского чтения - чаще читают сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы, но реже читают научно-познавательную литературу, произведения русских классиков. Шаги: знакомить детей с текстами разных стилей, раскрыть особенности их построения, черты отличия от художественного текста, показать приёмы работы с такими текстами; предлагать читать не только « сплошные тексты ; развивать умение вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.д .; коллективное посещение библиотек, библиотечные уроки, совместные внеклассные мероприятия способствуют расширению читательского кругозора, формированию читательской культуры.

Слайд 9

Проблема 5: низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Шаги: создать в семье такую атмосферу, в которой общение с книгой у ребёнка вызывало бы только положительные эмоции и было бы связано с получением удовольствия от такого общения; совместное обсуждение прочитанного; досуговое чтение (ежедневное чтение для удовольствия). Через книгу ребёнок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты, сопереживать), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях.

Слайд 10

Составляющие интерпретационного чтения входят в структуру всех УУД: в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря; в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Слайд 11

Стратегия интерпретационного чтения формирует: познавательный интерес; развивает речь; улучшает запоминание материала; активизирует воображение; появляется внимание к слову; умение сопоставлять факты и делать умозаключения.

Слайд 12

Ключевые направления формирования умений работы с текстом: выделение главного в тексте; составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; грамотно пересказать прочитанный текст. умение составить план прочитанного; воспроизводить текст по предложенному плану; умение пользоваться образцами решения задач; запоминание определений, формул, теорем. работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами); использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях; подтверждение научных фактов; конспектирование новой темы.

Слайд 13

Технология интерпретационного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: 1. Работа с текстом до чтения 2. Работа с текстом во время чтения 3. Работа с текстом после чтения

Слайд 14

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. Работа с текстом до чтения

Слайд 15

Приемы предтекстовой деятельности «Мозговой штурм» «Глоссарий» « Ориентиры предвосхищения»

Слайд 16

«Мозговой штурм» Алгоритм реализации приема: Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? Ассоциации записываются на доске. Педагог может добавить различную информацию. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

Слайд 17

«Глоссарий» Алгоритм реализации приема: Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

Слайд 18

«Ориентиры предвосхищения» Алгоритм реализации приема: Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло ( послетекстовая стратегия)

Слайд 19

2. Работа с текстом во время чтения Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Слайд 20

Приёмы текстовой деятельности «Чтение вслух» «Чтение про себя с вопросами» «Чтение с остановками» «Чтение про себя с пометками»

Слайд 21

«Чтение вслух» Алгоритм реализации приема: Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Слайд 22

«Чтение про себя с вопросами» Алгоритм реализации приема: Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

Слайд 23

«Чтение с остановками» Алгоритм реализации приема: Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Слайд 24

«Чтение про себя с пометками» Данный приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

Слайд 25

3. Работа с текстом после чтения Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Слайд 26

Приемы послетекстовой деятельности «Отношения между вопросом и ответом » «Проверочный лист» «Вопросы после текста»

Слайд 27

«Отношения между вопросом и ответом» Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных он отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Слайд 28

Где ответ? В тексте В голове читателя в одном в разных автор и я только я предло - частях жении текста текста найди соедини соедини найди точный вместе, вместе, ответ ответ составь составь в своей ответ ответ голове

Слайд 29

«Тайм-аут» Алгоритм реализации приема: Чтение первой части текста. Работа в парах. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом .

Слайд 30

«Вопросы после текста» («Таксономия Б.Блума ») Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к: фактической информации текста, изложенной вербально; подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте; концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста; оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.

Слайд 31

«Ромашка Блума » Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них . Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Слайд 32

« Ассоциативный куст» маленькие полезные ядовитые большие растения растения хвойные лиственные декоративные редкие

Слайд 33

«Ромашка Блума » Оценочные вопросы Творческие вопросы Объясняющие вопросы Практические вопросы Простые вопросы Уточняющие вопросы

Слайд 34

«Дневник двойных записей» Цель : сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. 1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части. 2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили , в правой – написать лаконичный комментарий : почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Слайд 35

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаю вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны! Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают! Джорж Карлин

Слайд 36

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по репродукции «В голубом просторе.»

Слайд 2

Аркадий Александрович Рылов (1870 – 1939) Родился в селе Истобинское Вятской губернии. Мальчик воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Семья жила в Вятке, на берегу широкой реки с таким же названием. Край лесов, озёр и рек покорил художника своей красотой. В 1893 г. А. А. Рылов поступил в Санкт Петербургскую Императорскую Академию художеств

Слайд 3

Зелёный шум

Слайд 4

Закат

Слайд 5

Чайки

Слайд 6

В голубом просторе

Слайд 8

Почему художник так назвал картину ? Что он на ней изобразил ?

Слайд 9

Море и волны Облака Лебеди Парусник Скалы

Слайд 10

План. I. Аркадий Александрович Рылов – замечательный русский художник-пейзажист. II. Описание картины «В голубом просторе». а) изображение моря и волн б) описание неба и облаков в) представление птиц г) изображение второго плана картины (парусный корабль и горные утёсы) III. Настроение, которое оставляет картина. Чем вам запомнилась картина? Поделитесь своими впечатлениями.

Слайд 11

Рисуем словом…

Слайд 12

1. Какая картина перед тобой? Передо мной …. 2. Почему художник так назвал картину? Всё пр_странство пр ои зведения занимает синее …. и голубое …. . 3. Что автор изобразил на ней? как …. и … сливаются в единое целое на (г_ризонт) 4. Какое у тебя создаётся впечатление? бесконечности голуб ого окружающ его простора

Слайд 13

5. Каким А.Рылов показал на картине море? бескрайнее, синее …. . На его поверхност и в_дны лё _ кие бара_ки. 6. Что ты видишь в дали ? … к_рабль с бел_снежными …. . Он г_рделиво ск_льзит по …. 7. Какими художник изобразил небо и облака? высокое светло – голубое… . По нему спокойно плывут .... ….. 8. Кого можно рассмотреть под белыми облаками? стаю л_бедей

Слайд 14

9. Куда л_тят птицы ? навстреч_ со_нцу 10. Создаётся ли ощущение, что всё на картине находится в движении? 11. Что движется ? Я представил(а) , как _____ по в_лнам парусник , рвутся вперёд дли нн _крылые …. , спокойно плывут …. , а на водной поверхности плещутся син ие волны. 12. Что особенного в скалистом утёсе? Всё это движение происходит рядом со … … . Его в_рш_ны покрыты …

Слайд 15

13. Какое у тебя впечатление от картины? Мне кажется, … … удалось передать, морское спокойствие, п_лёт г_рделивых птиц, неизвес_ные дали. Мне картина …. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...