ТЕМА:"ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ".
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы исследования Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся. Центральное место в начальной школе отводится изучению русского языка. Это определяется его основными функциями: с помощью языка человек выражает свои мысли, общается с окружающими, выражает чувства, настроения, эмоции. Занимательность предполагает использование различных методических приемов и дидактических средств, которые возбуждают интерес и внимание учащихся. Это достигается с помощью нетрадиционного изложения учебного материала с привлечением интересных фактов, использования яркого демонстрационного материала, дидактических игр, информационно-коммуникативных технологий и т.д. Занимательность воздействует на эмоции ребенка, создает активный настрой на умственную работу, развивает интерес к изучению предмета, способствует лучшему его усвоению.
Объект исследования – формирование познавательного интереса младших школьников. Предмет исследования – занимательный материал как средство формирования познавательного интереса к урокам русского языка у младших школьников. Цель исследования – разработать методические рекомендации к учебнику «Русский язык» для 1 класса Л.Ф.Климановой с учетом использования занимательного материала, способствующего развитию познавательного интереса к урокам русского языка.
Г.И. Щукина: познавательный интерес - это «...избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями». Познавательный интерес направляет личность на активный самостоятельный поиск знаний и способ получения этих знаний. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.
Этапы развития познавательного интереса младших школьников Любопытство Любознательность Познавательный интерес
Занимательность – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыки и изобразительных средств.
Виды занимательного материала Первая группа: занимательные материалы, изменяющие привычную форму изложения учебного материала, делающие ее необычной и потому запоминающейся, яркой, образной, привлекающей внимание младших школьников (кроссворды, ребусы, чайнворды, лото, домино, шарады и т.п.). Вторая группа: занимательные материалы, изменяющие привычное содержание учебного материала, выявляющие в обычных языковых фактах неожиданные стороны и связи, углубляющие знания, объясняющие неизвестные школьникам факты, трансформирующие сложную лингвистическую теорию в интересный и понятный для младших школьников рассказ ( лингвистические сказки, этимологические справки, нетрадиционные задания, задания с недостатком или избытком данных, задания – ловушки и т.п.).
Этапы исследования: 1 этап – анализ учебников по обучению грамоте и русскому языку Л.Ф. Климановой с точки зрения использования в них занимательных материалов. 2 этап – обобщение полученных результатов и определение возможностей учебного комплекта для формирования познавательного интереса по этапам: любопытство, любознательность, познавательный интерес. 3 этап – подбор и разработка системы нестандартных заданий к учебнику по русскому языку для 1 класса Л.Ф.Климановой, соответствующих второму и третьему этапу формирования познавательного интереса – любознательности, познавательному интересу.
Анализ использования занимательного материала по русскому языку в учебниках Л.Г. Климановой
ЗАДАНИЯ С «ЛОВУШКАМИ» Слова рассыпались : ВИЫ, КЛКЮАВ, ОЛВАГО, ЛАКВА. Составь и запиши слова. (Из одного набора букв нельзя составить слово). Запиши пары слов, объединив их по смыслу, одно из которых пишется с маленькой буквы, а другое – с большой . Сокол. Ветерок. Конь. Петух. Богатырь. Чи-чи. Медведь. Обезьяна. Жеребенок. Крикун. Собачка. Всем ли животным хватило кличек? Если нет, придумай сам кличку и запиши ее. Игра «Заколдованные слова». На доске записаны слова с лишним слогом, нужно расколдовать слово и записать его, деля для переноса: Сапохар, певаченье, хакалва, ваперенье, сутрохари, атварахис, конслан-феты, оплерехи, пинорожки. изарис. Кто заметил ловушку в этом задании? (Последнее слово ИРИС нельзя перенести)
Задания с недостатком данных При изучении темы «Безударные гласные, проверяемые ударением» : Как нужно написать слова пол…скала, пос…дел, л…са? Кто видит здесь проблему? В чем она заключается? При изучении темы «Согласные на конце слов»: Какую букву нужно вставить в словах : лу…, ко…, ро…
Кроссворд к теме «Слова с противоположным значением»
Анаграммы к теме «Слоги»
Задание к теме «Слоги»
Задание к теме «Группы слов»
Выводы Познавательный интерес - потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности . В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности и проходит несколько этапов: любопытство, любознательность, познавательная потребность. Занимательные материалы, связанные с необычным содержанием учебного материала, способствуют росту любознательности и познавательного интереса к русскому языку как учебной дисциплине. Анализ учебников по обучению грамоте и русскому языку Л.Ф.Климановой в аспекте исследуемой проблемы показал, что в них содержатся задания, направленные лишь на развитие любопытства (1 этап развития познавательного интереса). Разработанная нами система заданий к учебнику по русскому языку для 1 класса направлена на формирование стойкого познавательного интереса к урокам, развитие самостоятельности в решении лингвистических проблем. Задания такого рода являются нестандартными и соответствуют второму и третьему этапам формирования познавательного интереса.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование занимательного материала как средства повышения эффективности урока.
Игра занимает особое место в жизни детей. С помощью игр дети учатся считать, писать, развивать речь, приобщаться к окружающему миру....
Учебное пособие по русскому языку для ученика начальной школы
Памятка по работе над ошибками по русскому языку для ученика начальной школы. Дорогие ребята, буду рада. если этот материал покажется ...
Тезисы "ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ"
Тезисы по теме самообразования....
Кроссворд по русскому языку для учеников начальных классов "Школа".
Данный материал по теме кроссворд по русскому языку для учеников начальных классов "Школа" предназначен для уроков русского языка, для занятий по внеурочной деятельности в начальной школе....
Тема «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»
МОЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА...
ТЕМА:"ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ".
Моё выступленииие...
Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах
Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах...