ТЕМА:"ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ".
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Горбачева Любовь Владимировна

Моя защита на данную тему 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_na_zashchitu_gorbacheva.ppt923 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА Факультет педагогики и методики дошкольного, начального и дополнительного образования Кафедра русского языка, культуры и коррекции речи ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К РУССКОМУ ЯЗЫКУ У УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ» Автор студентка гр. НО Z -451 Любовь Владимировна Горбачева Научный руководитель работы канд. филол. наук, доцент Виктория Сергеевна Анохина Таганрог, 2019

Слайд 2

Актуальность темы исследования Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся. Центральное место в начальной школе отводится изучению русского языка. Это определяется его основными функциями: с помощью языка человек выражает свои мысли, общается с окружающими, выражает чувства, настроения, эмоции. Занимательность предполагает использование различных методических приемов и дидактических средств, которые возбуждают интерес и внимание учащихся. Это достигается с помощью нетрадиционного изложения учебного материала с привлечением интересных фактов, использования яркого демонстрационного материала, дидактических игр, информационно-коммуникативных технологий и т.д. Занимательность воздействует на эмоции ребенка, создает активный настрой на умственную работу, развивает интерес к изучению предмета, способствует лучшему его усвоению.

Слайд 3

Объект исследования – формирование познавательного интереса младших школьников. Предмет исследования – занимательный материал как средство формирования познавательного интереса к урокам русского языка у младших школьников. Цель исследования – разработать методические рекомендации к учебнику «Русский язык» для 1 класса Л.Ф.Климановой с учетом использования занимательного материала, способствующего развитию познавательного интереса к урокам русского языка.

Слайд 4

Г.И. Щукина: познавательный интерес - это «...избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями». Познавательный интерес направляет личность на активный самостоя­тельный поиск знаний и способ получения этих знаний. Он создает наиболее благоприятные ус­ловия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявле­ния творческой индивидуальности, способностей, дарований.

Слайд 5

Этапы развития познавательного интереса младших школьников Любопытство Любознательность Познавательный интерес

Слайд 6

Занимательность – это использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению. Обеспечивается яркостью изложения учебного материала, привлечением интересных фактов, ситуаций, использованием хорошо организованного демонстрационного и иллюстративного материала, художественной литературы, музыки и изобразительных средств.

Слайд 7

Виды занимательного материала Первая группа: занимательные материалы, изменяющие привычную форму изложения учебного материала, делающие ее необычной и потому запоминающейся, яркой, образной, привлекающей внимание младших школьников (кроссворды, ребусы, чайнворды, лото, домино, шарады и т.п.). Вторая группа: занимательные материалы, изменяющие привычное содержание учебного материала, выявляющие в обычных языковых фактах неожиданные стороны и связи, углубляющие знания, объясняющие неизвестные школьникам факты, трансформирующие сложную лингвистическую теорию в интересный и понятный для младших школьников рассказ ( лингвистические сказки, этимологические справки, нетрадиционные задания, задания с недостатком или избытком данных, задания – ловушки и т.п.).

Слайд 8

Этапы исследования: 1 этап – анализ учебников по обучению грамоте и русскому языку Л.Ф. Климановой с точки зрения использования в них занимательных материалов. 2 этап – обобщение полученных результатов и определение возможностей учебного комплекта для формирования познавательного интереса по этапам: любопытство, любознательность, познавательный интерес. 3 этап – подбор и разработка системы нестандартных заданий к учебнику по русскому языку для 1 класса Л.Ф.Климановой, соответствующих второму и третьему этапу формирования познавательного интереса – любознательности, познавательному интересу.

Слайд 9

Анализ использования занимательного материала по русскому языку в учебниках Л.Г. Климановой

Слайд 10

ЗАДАНИЯ С «ЛОВУШКАМИ» Слова рассыпались : ВИЫ, КЛКЮАВ, ОЛВАГО, ЛАКВА. Составь и запиши слова. (Из одного набора букв нельзя составить слово). Запиши пары слов, объединив их по смыслу, одно из которых пишется с маленькой буквы, а другое – с большой . Сокол. Ветерок. Конь. Петух. Богатырь. Чи-чи. Медведь. Обезьяна. Жеребенок. Крикун. Собачка. Всем ли животным хватило кличек? Если нет, придумай сам кличку и запиши ее. Игра «Заколдованные слова». На доске записаны слова с лишним слогом, нужно расколдовать слово и записать его, деля для переноса: Сапохар, певаченье, хакалва, ваперенье, сутрохари, атварахис, конслан-феты, оплерехи, пинорожки. изарис. Кто заметил ловушку в этом задании? (Последнее слово ИРИС нельзя перенести)

Слайд 11

Задания с недостатком данных При изучении темы «Безударные гласные, проверяемые ударением» : Как нужно написать слова пол…скала, пос…дел, л…са? Кто видит здесь проблему? В чем она заключается? При изучении темы «Согласные на конце слов»: Какую букву нужно вставить в словах : лу…, ко…, ро…

Слайд 12

Кроссворд к теме «Слова с противоположным значением»

Слайд 13

Анаграммы к теме «Слоги»

Слайд 14

Задание к теме «Слоги»

Слайд 15

Задание к теме «Группы слов»

Слайд 16

Выводы Познавательный интерес - потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности . В младшем школьном возрасте развитие познавательных интересов имеет свои особенности и проходит несколько этапов: любопытство, любознательность, познавательная потребность. Занимательные материалы, связанные с необычным содержанием учебного материала, способствуют росту любознательности и познавательного интереса к русскому языку как учебной дисциплине. Анализ учебников по обучению грамоте и русскому языку Л.Ф.Климановой в аспекте исследуемой проблемы показал, что в них содержатся задания, направленные лишь на развитие любопытства (1 этап развития познавательного интереса). Разработанная нами система заданий к учебнику по русскому языку для 1 класса направлена на формирование стойкого познавательного интереса к урокам, развитие самостоятельности в решении лингвистических проблем. Задания такого рода являются нестандартными и соответствуют второму и третьему этапам формирования познавательного интереса.

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного материала как средства повышения эффективности урока.

Игра занимает особое место в жизни детей. С помощью игр дети учатся считать, писать, развивать речь, приобщаться к окружающему миру....

Учебное пособие по русскому языку для ученика начальной школы

Памятка  по работе над  ошибками  по  русскому  языку  для  ученика  начальной  школы. Дорогие ребята, буду  рада. если  этот материал покажется ...

Кроссворд по русскому языку для учеников начальных классов "Школа".

Данный материал по теме кроссворд по русскому языку для учеников начальных классов "Школа" предназначен для уроков русского языка, для занятий по внеурочной деятельности в начальной школе....

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности на уроках физкультуры в начальных классах...