Умницы и умники
рабочая программа (2 класс)

Садыкова Резеда Радиковна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умницы и умники" за курс 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_2016-17.docx51.64 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли

муниципального района  Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено

Руководитель МО

______  С.З.  Мухамадеева                                

Протокол № ___  от _______                                    

Согласовано                                                  

Заместитель директора по УВР                  

_______ Л.В. Головина

__________________

Утверждаю

Директор школы

 ________В. Р. Файзиева

Приказ № ___  от _________        

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умницы и умники»

на 2016-2017 учебный год

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Общее количество часов: 34 часа

Количество часов в неделю: 1 час

Возраст обучающихся: 7-9 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составитель программы:

учитель начальных классов

Садыкова Резеда Радиковна

Дюртюли 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам».

      Программа данного курса представляет систему общеинтеллектуальных занятий.

      Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:  6-8 лет.

      Сроки реализации  программы: 1 год.

Программа включает 34 занятия в год,  1 занятие в неделю.

Программа 2 класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

  1. на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

       Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и обще-учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения предмета положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

          Курс представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно - развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

           Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т. д., что привлекательно для младших школьников.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Место предмета в учебном плане

     Согласно плану внеурочной деятельности режим занятий 1 раз в неделю. Всего 34 часа. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Данная программа рассчитана на детей 6-8 лет. Предполагает 1 год обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ И  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В результате изучения данного курса в 1-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

  1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  1. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий  .
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Читать и пересказывать текст.
  1. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

1.Тренировка психических процессов.

-развитие концентрации внимания; тренировка внимания;

-тренировка слуховой памяти;

-тренировка зрительной памяти;  

9 ч.

развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей);  

5 ч.

совершенствование воображения;  

3 ч.

2.Задачи геометрического характера.
- построение фигур с помощью трафарета;

- составление и моделирование предметов;

- штриховка предметов;

- построение фигур из счетных палочек;

-построение фигур из конструктора "Танграм".

5 ч.

3. Нестандартные задания алгебраического характера
- занимательный квадрат;

- ребусы;  

- занимательные рамки;  

- числовые головоломки;

- арифметические лабиринты;

- математические фокусы;

4ч.

4. Нестандартные задания логического характера
-провоцирующие задачи.

3 ч.

5. Игры А. З. Зака 
-игры

3 ч.

Итого:                                                                                                                                                                                                        32 ч.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  1. задания на развитие внимания;
  2. задания на развитие памяти;
  3. задания на совершенствование воображения;
  4. задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  1. дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  2. выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  3. вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  4. выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  5. выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  6. деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Модель занятия в 1 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

                           ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

ТСО, ИКТ,

наглядность

Виды деятельности обучающихся

План

Факт

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). Что такое исследование?

1

7.09

Набор геометрических фигур.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

   

Объяснять  закономерности.

 

Выделять черты сходства и различия.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Демонстрировать чувство времени.

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

 

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Описывать признаки геометрических фигур.

2

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант. Кто такие исследователи.

1

14.09

Предметные картинки.

3

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления. Графический диктант

1

21.09

Настольные развивающие игры.

4

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления. Графический диктант

1

28.09

Настольные развивающие игры.

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант. Кто такой Юлий Цезарь?

1

5.10

Портрет Юлия Цезаря

Спички

6

Совершенствование воображения. Упражнения и игры Юлия Цезаря. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

12.10

Портрет Юлия Цезаря

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант. Вопросы Быстрого раунда Эрудит – марафона.

1

19.10

Проектор

8

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

Графический диктант. Вопросы Умного раунда Эрудит – марафона.

1

26.10

Проектор

9

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Вопросы Смелого раунда Эрудит – марафона.

1

9.11

Предметные картинки.

10

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления. Работа в паре.

1

16.11

Предметные картинки.

11-12

Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант. Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

2

23.11

30.11

Настольные развивающие игры.

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

1

7.12

Предметные картинки, спички

14

Развитие логического мышления.

Коллективная игра – исследование.

1

14.12

Предметные картинки, папка

15

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Защита исследований.

1

21.12

Предметные картинки, папка

16

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Выбор индивидуальных тем исследований.

1

28.12

18.01

Предметные картинки.

17

Тренировка зрительной памяти.

Постановка целей исследований.

1

18.01

25.01

Дополнительная литература

18

Совершенствование мыслительных операций.

Определение гипотез исследований.

1

25.01

1.02

Дополнительная литература

19

Совершенствование воображения. Организация исследований: думаем самостоятельно, идём в библиотеку.

1

1.02

8.02

Дополнительная литература

20

Развитие логического мышления.

Организация исследований: спрашиваем у специалистов.

1

8.02

24.02

Настольные развивающие игры.

21

Развитие концентрации внимания.

Выступления участников практической конференции (совместно с родителями).

1

15.02

29.02

Папка исслед. работы

22

Тренировка внимания.

Организация исследований: обращаемся к Интернету.

1

22.02

9.03

Компьютер, проектор

23

Тренировка  слуховой памяти. Организация исследований: наблюдения, опыты.

1

29.02

14.03

Папка исслед. работы

24

Тренировка зрительной памяти.

Организация исследований: проводим эксперимент.

1

7.03

21.03

Проектор

25

Совершенствование мыслительных операций.

Организация исследований: делаем выводы.

1

14.03

Проектор

26

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Защита исследований.

1

21.03

Настольные развивающие игры, спички

27

Развитие логического мышления. Защита исследований.

1

4.04

Проектор

28

Развитие концентрации внимания. Выступления перед одноклассниками.

1

11.04

Проектор

29

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Выбор темы для коллективного исследования.

1

18.04

Предметные картинки.

30

Тренировка  слуховой памяти. Коллективное исследование на тему «Вредна или полезна жевательная резинка?»

1

25.04

Проектор, дополнит. литература

31

Тренировка зрительной памяти.

Коллективное исследование на тему «Вредна или полезна жевательная резинка?»

1

2.05

Проектор, дополнит. литература

32

Совершенствование мыслительных операций. Коллективное исследование на тему «Вредна или полезна жевательная резинка?»

1

16.05

Проектор, дополнит. литература

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Методические пособия: 

«Умницы и умники» / Методическое пособие, 1 класс.. –  М.: Издательство РОСТ, 2015

Учебные пособия:

«Умницы и умники»: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2-х частях / Холодова О. А. - М.: Издательство РОСТ, 2015. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умницы и умники"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 2-4 классов...

Интеллектуальный марафон "Умницы и умники" для учащихся 2 класса.

Конспект урока для внекласного мероприятия....

Игра "Умницы и умники"

Интерактивная игра "Умницы и умники" содержит 20 вопросов по 4 предметам: русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру.Предназначена для ребят 3-4 класса....

рабочая программа кружка "Умницы и умники", 2 и 3 классы

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Умники и умницы» с использова...

Планирование факультатива "Умницы и умники" (3 класс)

Тематическое планирование факультативного курма по математике для 3 класса....

Программа внеурочной деятельности "Умницы и Умники"

Аннотация по внеурочной деятельности обще-интеллектуального направленияДанная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной....

Интеллектуальный марафон "Умницы и умники"

Вашему вниманию представляются задания для отборочного туры для учащихся 2-4-х классов....