научная статья
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Радченко Галина Алексеевна

научная статья по теме" Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

            «Владение современными        образовательными         технологиями

                    и методиками,

      эффективность их применения.»

                                  Вряд ли есть что-нибудь наиболее важное для знания,

                        для спокойной жизни и для успеха какого-либо дела,

                        чем умение человека мыслить.

Джон Локк

Вопрос о развитии мыслительной деятельности школьников в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у них большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной,  так и в нестандартной ситуации.

Трудно представить себе сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.

Я считаю, что развитие мыслительных способностей младших школьников – это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского

«… всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

При выборе технологии «ЧПКМ» я руководствовалась тем,  что формы урока  «Развития критического мышления»  отличаются от уроков в традиционном  обретении. Ученики не сидят  пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.  Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного процесса напоминает  коллективный способ обучения, т.к. основой его является работа учащихся в динамических парах и группах. Всё это позволяет  развитию таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлекторность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, которые необходимы человеку в современном обществе.

Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе – один из путей модернизации и совершенствования учебного процесса. Это создаёт широкое образовательное пространство, где может происходить продукт развития не только учащихся, но и педагогов.

Использование рамочной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» направлено на создание условий для социализации обучающихся.

Данная технология позволяет использовать отдельные приёмы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена  на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии – не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.

Что такое критическое мышление?

Критика  (в переводе с гр. яз.) – разбор, обсуждение какого-нибудь предмета, явления, поступка, теории, книги, художественного произведения, выступления и т.д., с целью оценить достоинства, указать недостатки.

В систему технологии положен базовый дидактический цикл.  Цикл состоит из трёх этапов:

  •  Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации).

Этот этап позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома;
  •  Осмысление содержания (получения новой информации).

Этот этап позволяет:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить её;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.
  • Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Рефлексия – особый вид мышления.

Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор.

Р. Бустром.

Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Определение уровня развития критичности является условием выбора педагогической технологии, методов формирования и развития мышления обучающихся. Чаще всего различают три уровня проявления критичности мышления (у младших школьников):

  • уровень «зарождающейся» критичности: субъект подмечает, что в изображении объекта познания допущены ошибки, несоответствия, но он ещё не состоянии их осмыслить, объяснить;
  • уровень «констатирующей» критичности: учащиеся  находят допущенные в объекте познания несоответствия, ошибки, но не стремятся раскрыть источник их возникновения (характерно для учащихся первых и вторых классов).
  • уровень «корригирующей» критичности: обучающиеся не только отражают части, детали объекта познания во взаимосвязи, взаимозависимости и обнаруживают допущенные в них ошибки, несуразности, но раскрывают причины их возникновения, а также указывают пути и средства их устранения.

Жан Пиаже писал, что к 14-ти – 16-ти годам наступает этап, когда критическое  мышление получает своё наибольшее развитие.  А для того, чтобы учащиеся на данном этапе могли  воспользоваться своими возможностями критического мышления, развивать критическое мышление надо уже с первых ступеней школьного обучения.

Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

Базовая модель урока в технологии  критического мышления может быть реализована с помощью различных стратегий.

Стратегия в педагогике – это последовательность шагов, повышающая вероятность достижения запланированного результата. Любая стратегия представляет  собой совокупность приёмов, реализующих все стадии урока: вызов, содержание, размышление.

Чаще всего я применяю такие приёмы:

Первый этап:

  • «Верные и неверные утверждения»;
  • Ключевые слова;
  • «Верите ли вы»?
  • «Корзина идей»;
  • Таблица «Знаю – узнал – хочу узнать»;
  • «Мозговая атака»;
  • Шкала «Линия 0 – 10»;
  • «Дерево предсказаний»;
  • Кубирование;

Второй этап:

  • Чтение с остановками;
  • «Инсерт»;
  • «Бортовые журналы»;
  • Дневники;
  • Джигсоу;
  • Взаимные вопросы.

Третий этап:

  • Письмо, эссе;
  • Синквейн;
  • Двухрядный стол;
  • Диаграмма Вена;
  • Т – схема;
  • Кубирование;
  • Дискуссия в парах, группах («Уголки»).

Технология «ЧПКМ»  полностью отвечает требованиям стандартам второго поколения ФГОС. Целью модернизации  российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало активным запросам современной жизни. «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовной нравственности и социального опыта». (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная статья "Об образовательном путешествии"

Тетрадь на печатной основе "Образовательное путешествие в Ленинградский зоопарк"...

Научная статья "Интегрированный день как одна и форм равития метопредметных реультатов деятельности обучающихся "

СтатьяТема : «Интегрированный день как одна из форм развития метапредметных результатов деятельности обучающихся»....

Научная статья "Технология развития целостного мышления"

Научная статья "Технология развития целостного мышления"...

Научная статья: "Деятельностный подход при работе над изложением и сочинением"

           Одним из ведущих теоретических положений, реализуемых в системе обучения связной речи, является деятельностный подход к речи и к процессу ее формировани...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....