Рабочая программа по внеурочной деятельности «Яркие ладошки»
рабочая программа (1 класс)

Шестерикова Наталья Николаевна

Программа  «Яркие ладошки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах, составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

  Цель программы:  формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_yarkie_ladoshki_13-14_god.docx112.7 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Царёво-Займищенская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области

«Согласовано»

Руководитель МО

______ Епифанова М.А.                                      

Протокол  №1 от 31.08.2013

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР ______Епифанова М.А.                                       2013г.

«Утверждено»

Директор МБОУ Царёво-Займищенской СОШ

________Ящерицына А.П.

Приказ № 94  от 31.08.2013

Рабочая программа    

по внеурочной деятельности 

«Яркие ладошки»

1-2  классы

12612-800x600

                     Рабочую программу

                    составил    учитель

                                                                          Шестерикова Наталья Николаевна

        2013/2014учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  «Яркие ладошки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах, составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

  Цель программы:  формирование интереса к эстетической стороне окружающего мира, удовлетворение потребности ребенка в самовыражении через решение следующих задач:

  • развитие навыков продуктивной деятельности (рисование, аппликация);
  • приобщение детей к изобразительному искусству;
  •  развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,       творческого воображения, пространственного мышления, эстетического          чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к          искусству;
  • умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;
  • развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук;
  • обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к       миру, радости существования;
  • формирование творческого начала личности ребенка, развитие его индивидуальности;
  • формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
  • развитие творчества младших школьников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники;
  • развитие внимания, восприятия цвета.

Для достижения цели и основных задач необходимо решение частных задач:

  • Осуществлять эстетическое развитие младших школьников средствами изобразительного искусства.
  • Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети в изобразительной деятельности.
  • Обучать детей различным приемам изобразительной деятельности.
  • Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
  • Стимулировать и поощрять желание выполнять задание по-своему, дополняя выразительными деталями.

      На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

       

      В основу организации совместной деятельности педагога и детей определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности с детьми, а так же в самостоятельной деятельности детей. Общение с детьми в процессе совместной деятельности осуществляется в форме сотрудничества. Выбор приемов и методов определяется целями и задачами конкретной деятельности и ее содержанием.

  Деятельность организовывается в форме: наблюдение по ситуации, рассматривание предметов искусства, беседа, рисование, аппликация, дидактические игры, подвижные игры, коллективная работа, выставка детских работ.

Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.

     Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Начиная с раннего возраста, необходимо побуждать детей к творчеству, учить видеть мир в живых красках.

   Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

     Самым доступным способом нетрадиционной техники рисования я считаю рисование пальчиками и печать от руки . Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. А как дети радуются, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, а в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой "Зима". Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.

Система мониторинга

   В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:

  • первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь,
  • итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май.

РИСОВАНИЕ

Методика обследования – анализ 4-5 детских работ

  1. Передача формы изображения

Высокий уровень – форма передана точно

Средний уровень – есть незначительные искажения

Низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась

  1. Строение предмета

Высокий уровень – части расположены верно

Средний уровень – есть незначительные искажения

Низкий уровень – части предмета расположены неверно

  1. Передача пропорций предмета в изображении

Высокий уровень – пропорции предмета соблюдены

Средний уровень – есть незначительные искажения

Низкий уровень – пропорции предмета переданы неверно

  1. Композиция – соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

 Высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

Средний уровень – есть незначительные искажения

Низкий уровень – пропорциональность разных предметов передана неверно

  1. Передача движения:

Высокий уровень – движение передано достаточно четко;

 Средний уровень – движение передано неопределенно, неумело;

Низкий уровень – изображение статичное

  1. Цвет – разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения.

Высокий уровень – цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого

Средний уровень – преобладание нескольких цветов или  оттенков, в большей степени случайное

Низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете или случайно взятыми цветами

  1. Характер линии:

Высокий уровень -  линия слитная

Средний уровень – линия прерывистая

Низкий уровень – дрожащая, неуверенная или жесткая, грубая.

  1. Раскрашивание

Высокий уровень – закрашивает в одном направлении, не выходя за пределы контура

Средний уровень – закрашивает крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура

Низкий уровень – беспорядочными линиями, не умещающимися в пределах контура.

  1. Проявление творчества

Высокий уровень – рисует дополнительные детали, украшает работу

Низкий уровень – не проявляет творчества при выполнении работы

АППЛИКАЦИЯ

 Методика обследования: задание – выполнить аппликацию на тему

«Натюрморт» или «Цветы в вазе»

  1.  Разрезает бумагу на короткие и длинные полоски

Высокий уровень –  отрезанная полоска бумаги ровная

Средний уровень – имеются незначительные искажения

Низкий уровень – имеются значительные искажения

 

  1. Вырезает круг из квадрата, овал – из прямоугольника, с использованием трафарета  

Высокий уровень – вырезает плавно, закругляет углы аккуратно

Средний уровень –  отрезает уголки

Низкий уровень – не выполняет задание

  1. Вырезает одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой

  Высокий уровень – все детали ровные, одинаковые

Средний уровень – имеются незначительные искажения

Низкий уровень – не справляется с заданием

4. Вырезает симметричные изображения из бумаги, сложенной вдвое и несколько раз (снежинка)

Высокий уровень – изображение симметричное

Средний уровень – имеются незначительные искажения

Низкий уровень – не справляется с заданием

5.Наклеивание изображения

 Высокий уровень – наклеивает аккуратно, изображение получается целым, детали аппликации наклеены без зазоров, ровно;

Средний уровень – наклеивает детали не ровно, между деталями аппликации зазоры, или детали наклеены друг на друга

Низкий уровень – задание не выполняет

6.Создание сюжетных композиций

Высокий уровень – изображение расположено на всем листе, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

Средний уровень – изображение расположено на полосе листа, есть незначительные искажения в передаче пропорций;

Низкий уровень – изображение носит случайный характер, не продумано, пропорциональность разных предметов передана неверно.

7. Проявление творчества

Высокий уровень – дополняет предметные и сюжетные композиции деталями, обогащающими изображение

Низкий уровень – не проявляет творчества при выполнении работы

                                   

Результаты мониторинга детей

Рисование

ФИ реб

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Аппликация

ФИ реб

Задания

1

2

3

4

5

6

7

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Н - начало года; К - конец года

Уровни: В – высокий; С – средний; Н - низкий

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

          Искусство в младшем школьном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах своего проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию навыков творчески передавать свои впечатления в художественной форме. Совместная деятельность педагога и детей – интегрированные задания, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей.

Роль  педагога в совместной внеурочной деятельности  – роль организатора, участника и художника творческого процесса.

  1. «Организатор» ставит перед детьми определенные задачи, предлагает определенные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий.
  2. «Участник», включенный в общую деятельность с детьми, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми.
  3. «Художник» создает развивающую среду, предметный мир ребенка, когда он непосредственно включен в детскую деятельность, но в то же время предоставляет детям возможность действовать свободно и самостоятельно.

     

Примерный тематический план

Вводное занятие.        Знакомство с программой и правилами поведения в кружке. Режим работы. Материалы, необходимые для занятий. Правила безопасности труда на занятиях. Правила подготовки к работе.

Практическая деятельность.        Изготовление продуктов детского творчества, дидактические и подвижные игры, физкультминутки.

Теоретическая деятельность. Знакомство с видами художественной деятельности – печать от руки, пальцевая живопись

 Итоговое занятие.        Подведение итогов, коллективная работа.

           

№ п/п

Разделы

Кол-во часов

1

Ладошки - отпечаток

15

2

Ладошки - аппликации

6

3

Объёмная игрушка

6

4

Ладошки - рисунки

7

Итого

34

                           

Ладошки – отпечаток.  Наносим краску с помощью губки на ладошку, прикладываем к бумаге, создаем образ и дополняем деталями при помощи пальчиков.

Ладошки – аппликации. Прикладываем ладошку к цветной  бумаге, обводим, вырезаем, делаем аппликацию и дополняем деталями.

Объёмная игрушка. Прикладываем ладошку к цветной бумаге, обводим, вырезаем, приклеиваем объёмные детали.

    Ладошки – рисунки.  Прикладываем ладошку к бумаге, обводим и дополняем  деталями, раскрашиваем.     

                                         ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе работы дети получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные художественные материалы.

           Дети научатся обсуждать и анализировать работы, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научатся видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать все его многообразие в своих творческих работах.

           Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии.

           Результатом будут организованные выставки в школе, более сплоченный дружеский коллектив.

           Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.

      Показатели развития:

- ребенок может сравнивать и различать характерные особенности образа,

- способен передавать линией, цветом, формой характер образа

- разбирается в жанрах искусства

- может находить связь между выразительностью образа и выбором техники исполнения, изобразительных материалов.

                                           

В результате совместной продуктивной деятельности

  • происходит раскрытие творческих способностей ребенка;
  • ребенок обучается новым художественным техникам и способам изображения;
  • развивается способность свободно экспериментировать различными изобразительными техниками, вносить инициативу в замысел, форму изображаемого;
  • развивается образное мышление, активизируется зрительная память;
  • развивается чувство композиции.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Программа  «Цвет творчества» Н.В. Дубровская.- Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010г.
  2. Н.В. Дубровская. Яркие ладошки. Рисунки-аппликации.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  3. Н.В. Дубровская. Рисунки, спрятанные в пальчиках: наглядно-методическое пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. О.А. Таришняя. Я рисую ладошками.- СПб.: изд.дом «Литера», 2011.
  5. Е.А. Немешаева. Ладошки.- М.: Айрис-пресс, 2011.
  6. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры.- СПб.: изд.дом «Литера», 2005.
  7. Е.С. Ефимовский. Игры, стихи, загадки для развития речи.- СПб.: изд.дом «Литера», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года составлена на основе программы внеурочной деятельности «Мир ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир на ладошке"

Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младш...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...