Методическая разработка "Нарисую и запомню"
методическая разработка
Методическая разработка представляет материал, который способствует стимуляции процесса запоминания стихотворных текстов. Может быть использован в работе учителей, логопедов, воспитателей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narisuyu_i_zapomnyu.docx | 504.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Нарисую и запомню!»
формы работы, способствующие повышению продуктивности
процесса запоминания стихотворных текстов
детьми с ОВЗ (умственной отсталостью)
младшего школьного возраста
Автор:
учитель,
учитель – логопед ГБОУ школа № 565
г. Санкт - Петербург
Наталья Рудольфовна Шевченко
Адресат разработки:
- учителя начальных классов;
- учителя – логопеды;
- воспитатели ГБДОУ.
Целевое назначение разработки:
оказание помощи педагогам ГБОУ и ГБДОУ в работе по развитию речи, психических функций (ассоциативного, образного мышления, слуховой, двигательной и зрительной памяти, слухового и зрительного внимания, слухового и зрительного восприятия) с детьми дошкольного и школьного возраста.
Описание:
предлагаемая мной разработка не является чем - то абсолютно новым и неизвестным для педагогов. Считаю, что при существующем богатстве форм и методов работы, с которыми педагог знакомится до начала педагогической деятельности, крайне редко появляется что – то абсолютно новое. И есть ли необходимость в придумывании чуда? Мне кажется, что надо хорошо знать и владеть существующими приёмами работы, обогащать их и добавлять в известное современные нотки…
Методическая разработка «Нарисую и запомню!» создавалась, отрабатывалась и изменялась в практической работе не один год. Это вариант совмещения хорошо известных мнемотаблиц, которые создаются для активизации процессов запоминания и воспроизведения стихотворных текстов, с элементами, где возможно, кинезиологии.
Ниже представлена небольшая часть разработанного мной материала, который, я надеюсь, учителя, воспитатели и учителя – логопеды смогут использовать в своей работе. Я надеюсь, педагоги, которые используют в своей работе мои маленькие хитрости, заметят повышение результативности в работе с детьми.
Методика работы:
сопровождение работы с текстом различными видами наглядности безусловно повышает осознанность и устойчивость процесса восприятия. На усмотрение педагога возможно комбинировать речевой и наглядный материал различными способами.
Один из вариантов – знакомить детей с произведением параллельно с демонстрацией специально созданной наглядности. При предъявлении сюжетов подробно анализировать их, подкреплять соответствующими строчками текста. Создавать ассоциативные связи.
Далее повторно читать произведение и помогать правильно следить за текстом по наглядности. Это можно реализовать если раздать каждому слушателю свой вариант наглядности. Ребёнок сможет показывать необходимую картинку в зависимости от услышанного текста.
Другой вариант работы с подобной наглядностью предполагает создание ассоциативных картин совместно с детьми после прослушивания или чтения текста. Дети либо рисуют самостоятельно, либо описывают, объясняют воспринятые ими образы. Взрослый либо зарисовывает по словам детей, либо картинки создаются совместно с детьми.
Возможна ещё одна форма работы с подобным материалом. Детям предлагаются несколько вариантов иллюстраций к одному и тому же эпизоду текста. Вся наглядность обсуждается и оставляется максимально близкий к тексту фрагмент. Далее собирается окончательный вариант табличек, который получает каждый ребёнок для индивидуальной работы по разучиванию и воспроизведению текста наизусть.
При воспроизведении текста наизусть подобные мнемотаблицы могут помогать при предварительном повторении выученного текста. Детям, у которых заучивание текстов вызывает серьёзные затруднения, можно разрешать рассказывать текст наизусть с опорой на отработанную наглядность.
Далее приведены несколько вариантов рабочего материала, которые появились в практической работе по разучиванию стихотворений.
Алексей Плещеев «Весна» | ||
Уж тает снег, бегут ручьи, Окно повеяло весною…. Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждёт чего – то, Как будто счастье впереди И унесла вена заботы! Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят, кто больше всех Природы любит обновленье! |
Зинаида Александрова «Салют весне» | |||
Ударил гром двенадцать раз Приказ черёмухе цвести, Чтоб каждый кустик был певуч |
Агния Барто «Дома» | |||
На улице дождь непрерывный, А дома тепло и светло. И можно на бурные ливни Спокойно смотреть сквозь стекло. Тут можно укрыться от зноя, Спастись от морозного дня. В хорошее место родное — Домой так и тянет меня. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Запомнить твёрдо нужно нам - пожар не возникает сам!"
Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности...
Запомни!
Наглядный материал...
советы родителям: как помочь ребенку запомнить словарные слова
Существуют слова, правильное написание которых необходимо запомнить. Как же помочь своему ребенку сделать это и писать грамотно. Существует несколько подходов к данной проблеме....
"ПРОБЛЕМА: не могу запомнить словарные слова!"
В данной консультации предложены алгоритм запоминания словарных слов, а также способы, облегчающие запоминание словарных слов и их проверки....
Запомните, детки, лекарство - не конфетки!
Презентация к классному часу во 2 классе о безопасном употреблении лекарственных средств....
Внеклассное мероприятие по ППБ "Запомнить твердо нужно нам, пожар не возникает сам"
Цель: познакомить с общими сведениями о пожаре, выявить возможные причины возникновения пожара в жилище и правила поведения в случае его возникновения; рассмотреть источники пожара в квартире, формиро...
Как запомнить, чтобы вспомнить?
Презентация поможет родителям и учащимся понять, что следует делать для развития нашей памяти. Презентация содержит рекомендации и советы по улучшению памяти, использованию приемов запоминания....