Проблемы перехода к школьному обучению.
статья

Проблемы перехода к школьному обучению.

Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном возрасте и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. Сейчас существуют сотни тысяч дошкольных учреждений для малышей, где дети занимаются неспецифическими для дошкольного этапа развития деятельностями: читают, пишут, изучают иностранные языки, занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Свиркова  А. Ю.

Проблемы перехода к школьному обучению.

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №661 Приморского района Санкт-Петербурга

Всем родителям хочется, чтобы с первого учебного дня ребенок находился в атмосфере психологического комфорта, доброжелательности, был здоров и готов к каждодневной умственной работе – тогда процесс обучения будет доставлять ему удовольствие, и успехи не заставят себя долго ждать. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее. Крепкое здоровье ребенка — основа успешного обучения в школе.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Физическое здоровье - это состояние органов и систем органов, жизненных функций организма. Психическое здоровье - это состояние психики, характеризующееся общим душевным равновесием.

 Психическое и физическое здоровье будущего первоклассника тесно связано с переходом с дошкольной на школьную ступень обучения. Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования.

В развитие идей преемственности значительный вклад внесли известные педагоги прошлого. К.Д. Ушинский считал преемственность важной частью педагогической деятельности, направленной на формирование личности человека.

Пересмотр принципов современного образования на каждой его ступени требует новых взглядов на соотношение различных этапов обучения детей, начиная с самого раннего – дошкольного. Разделённый на отдельные звенья, образовательный процесс утрачивает единство, что неизбежно сказывается как на формировании целостной, гармонично развитой личности, так и на качестве обучения в целом. Обеспечение непрерывности и преемственности образовательного процесса на всех ступенях обучения позволяет наиболее эффективно решать вопросы воспитания и обучения каждого ребёнка.

  Нарушения здоровья, связанные с обучением, начинаются еще в дошкольном возрасте и определяются практикой подготовки к школе, которая установилась сейчас повсеместно. Сейчас существуют сотни тысяч дошкольных учреждений для малышей, где дети занимаются неспецифическими для дошкольного этапа развития деятельностями: читают, пишут, изучают иностранные языки, занимаются прохождением программы первого класса, хотя они должны танцевать, рисовать, много гулять и заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Сотрудники дошкольных учреждений проводят выбор обучающих программ преимущественно следуя за пожеланиями родителей, не учитывая при этом возрастные особенности ребенка и не проводя соответствующей разъяснительной работы с семьей. Родительские амбиции часто опережают возможности и способности ребенка. Это ведет к тому, что условия для нарушения состояния здоровья создаются еще до поступления в школу.

Существующая практика подготовки к школе отрицательно сказывается на желании многих детей учиться в школе. Они уже настолько перегружены информацией и утомлены «дошкольной учебой», что не хотят идти в школу.

Маркетинг и лже-научные статьи о пользе ускоренного обучения сыграли свою роль: родители стали отдавать детей на всевозможные кружки и покупать самые продвинутые развивающие игрушки.   Производители бесчисленных развивающих игрушек, пособий и приложений продолжают внушать родителям, что если те упустят момент, их дети будут всю жизнь плестись в хвосте. Неудивительно, что ученые забили тревогу: дети начали испытывать стресс, подавленность и тревожность из-за перенасыщенного расписания и страдать разного рода фобиями. 

Психическое развитие ребенка до школы преимущественно определяется и характеризуется основным видом деятельности. Такой деятельностью в дошкольном и в значительной мере в младшем школьном возрасте является ролевая игра. Познавательная активность, воображение, стремление к общественной оценке — все направлено на игру и совершенствуется в ней. В игре ребенок оценивает человеческие отношения, обнаруживает, что они имеют определенную иерархию подчинения, управления и исполнения. Играя, малыш учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их, и благодаря этому у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка. В игре воспитывается коллективизм, умение и желание делать что-то вместе, помогать друг другу. Одинаково полезны как свободные игры, так и ничегонеделание. Может показаться, что дети просто впустую тратят время. На деле же увлекательная игра с элементами активного общения и собственными правилами способствует тренировке аналитических способностей, учит самостоятельности и стимулирует воображение. Лишая ребенка свободной игры, мы нарушаем ход естественного развития.  Игра и фантазия способствуют уверенности в себе и успеху у сверстников и в занятиях. 

 Излишняя озабоченность подготовкой к школе может дорого обойтись малышам. Дети, которые заняты серьезной учебой вместо игр, страдают от стресса и тревожных состояний, что зачастую находит выход в плохом поведении. Раннее обучение нередко пагубно сказывается на грамотности: проведенное в Европе исследование показало – дети, начавшие читать в пять лет, испытывают больше трудностей с орфографией, чем те, кто подружился с книгой в семилетием возрасте.

Если малыш читает, считает и знает два десятка слов на английском, то это совсем не означает, что он готов к существующей системе обучения, к объёму школьных нагрузок.

Все силы мам дошкольников брошены на изучение букв, цифр и планет Солнечной системы. Вместо этого нужно создавать условия для развития здорового ребенка. В детских центрах и на подготовительных курсах, бесспорно, научат цифрам и буквам, но это не главное. Ребенок должен быть готов к школе психологически. Иначе трудностей в обучении не избежать.

В школу приходят «недоигравшие» дети, с низким уровнем развития воображения, с неумением выполнять роль,  придумывать сюжет, сыграть взаимоотношения с окружающими. Таким образом «перекос» в сторону формирования знаний-умений, которые являются прерогативой школы, уже на этапе дошкольного детства разрушается возможность решения тех задач воспитания и обучения, без которых невозможно эффективное развитие ребенка. В связи с этим дошкольному отделению необходимо усилить внимание к тем ведущим линиям воспитательного процесса, которые в наибольшей степени определяют психическое и личностное развитие детей и готовность перейти на его следующий этап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность и проблема адаптации к началу школьного обучения

Психологическая готовность и проблема адаптации к началу школьного обучения...

Учебная успеваемость школьного обучения как психолого-педагогическая проблема

Важнейшей задачей педагогической науки является раскрытие сущности успеваемости и выявления структуры успеваемости....

Статья "Проблемы перехода к школьному обучению"

Статья будет полезна учителям первых классов и родителям будущих первоклассников....

Переходим в пятый. Проблемы перехода из начальной школы в среднюю и пути их решения

Период перехода ребёнка из начальной школы в среднюю является проблемой, которая требует особого внимания. Изменившиеся условия предъявляют более высокие требования к ребёнку, как личности. Как безбол...

«Карта готовности к школьному обучению как один инструментов решения проблемы повышения качества образования»

На наш взгляд, одним из инструментов решения проблемы повышения качества образования является использование «Карты готовности к школьному обучению».  Карта позволяет осуществлять...

Презентация на тему: "Проблема перехода младшего школьного возраста к подростковому"

Данную  презентацию  можно использовать на родительском собрании...