Психологическая готовность и проблема адаптации к началу школьного обучения
статья по теме
Психологическая готовность и проблема адаптации к началу школьного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_adaptacii_k_obucheniyu_v_shkole.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность и проблема адаптации к началу школьного обучения
Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения сложатся у него с учителями и сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. Но далеко не каждая семья может представить, как поведет себя ребёнок в тех ситуациях, в которые он попадает в школе.
Успешность обучения ребенка в школе зависти от его психологической зрелости или психологической готовности к школьному обучению.
Психологическая готовность к школе включает в себя:
1. Личностною готовность: умение строить отношения с учителем, умение общаться со сверстниками,отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Попадая в школу, ученик хочет он того или нет, должен научиться подчинять своё поведение целому ряду поставленных перед ним требований, которые зачастую расходятся с его желаниями
2. Интеллектуальную готовность: наиболее важные показатели это развитие мышления и речи. Полезно научить ребенка строить несложные рассуждения, выводы используя слова ….потому, что… если…,то…. Учите ребенка задавать вопросы. Для развития речи необходимо после чтения задать ребенку несколько вопросов, попросите пересказать.
- Понимание на слух, Словарный запас, Развитие речи и мышления, Наличие фонематического слуха, Зрительно-двигательная координация (управление движением руки и пальцев: уверенно владеет карандашом, ножницами)
3. Мотивационную готовность.
- Это желание учиться, получать знания, умение слушать учителя и выполнять его задания (не всегда интересные).
Без мотивационной готовности, даже если ребенок умеет читать и считать, он не сможет хорошо учиться, т.к. обстановка и правила поведения в школе ему будут в тягость.
Важен не объем знаний ребенка, а их качество. Важно не учить, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Компоненты готовности к школе возникают естественным путём
Процесс адаптации связан с отвыканием от привычных условий жизни и соответственно привыкание к другим. Приходя в школу, первоклассник сталкивается с качественно новой средой, и ему нужно время, чтобы адаптироваться к ней.
Одним из основных критериев, протекания процесса адаптации является состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки.
Большого внимания заслуживает состояние зрения, слуха, моторики (сформированность мелких движений кистей рук и пальцев). Учёными доказано, что недоразвитие тонкой моторики (движение пальцев) отрицательно скажется на его умственном развитии и речи.
Непосильности учебных нагрузок и режима обучения может проявляется в повышенной утомляемости, сонливость, снижение массы тела, эмоциональной возбудимости, нарушениями сна, аппетита. Ребенок становится плаксивым, раздражительным, постоянно жалуется на головную боль и усталость.
Процесс адаптации состоит из трех этапов и составляет 5-6 недель. Т.е. период до 10-15 октября. А наиболее сложными являются 1-4 недели – 1 фаза. Основное изменение в жизни первоклассника – это смена привычного образа жизни как на физическом так и на эмоциональном уровне. Сталкиваясь с новой обстановкой, организм ребенка мобилизуется, приходит в состояние боевой готовности.
Что же ожидает ребенка поступившего в 1 класс. В первую очередь он сталкивается с необходимостью общения с большим количеством детей и взрослых. (преподаватели музыки, физкультуры, рисования)
Если ребенок посещал детский сад то у него есть опыт общения со взрослыми, а если нет то ему будет достаточно трудно адаптироваться. С первых дней в школе ребенок знакомится с большим количеством норм, традиций и правил, ученик может испытывать трудности в их усвоении. Обычно ребенок имеет представление о том, что его ожидает в первом классе, его к этому готовят, рассказывают, настраивают. Зачастую ребенок воспринимает школу, 1 сентября как большой праздник и идёт туда с этой установкой. Позднее у него может наступить разочарование, т.к реальность не соответствует ожиданиям, может возникнуть эмоциональный спад.
К развитию трудностей школьной адаптации могут быть подвержены дети:
- с недостаточной способностью к обучению;
- недостаточно подготовленные к школьному обучению;
- с соматической ослабленностью;
- с нарушением формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
- с нарушением формирования школьных навыков (дислексия – трудности в овладении чтением, пониманием прочитанного; дисграфия – расстройства письма, замена букв, пропуски, перестановка букв и слогов; дискалькулия - нарушение способностей выполнения счетных операций.)
- с двигательными нарушениями;
- с эмоциональными расстройствами.
Может проявится в нежелании ходить в школу, плаксивости, утомляемости.
Чтобы процесс адаптации вашего ребенка к школе протекал без серьёзных срывов и болезней, следует обратить внимание на следующие правила.
Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и в какую-либо секцию или кружок.
Само начало школьной жизни считается стрессом для 6-7 летних детей. Ребенок должен иметь возможность гулять, отдыхать и делать уроки без спешки. Если же занятия музыкой и спортом вам кажутся необходимой частью воспитания вашего малыша, начните водить его туда за год до начала учебы или же со 2 класса.
Правило 2. Помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.
С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение. Если вы до этого не придерживались режима дня, постарайтесь его ввести. Ваша дочь или сын нуждаются в регулярном и продолжительном сне. Хорошей помощью организму будет привычка к дневному сну. Не заставляйте ребенка сразу же садиться за уроки.
Правило 3. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут.
Поэтому когда вы будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 4. Мудрое отношение родителей к школьным отметкам исключит треть возможных неприятностей ребенка.
Все родители хотят гордиться своими детьми. И бывают родители, которые так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь ребенка. Вспомните своих одноклассников и друзей. Сколько успешных людей вы знаете, которые в школе совсем не числились в отличниках. Хвалите своего ребёнка за его школьные успехи. Помогайте со сложными предметами. Только помните, что никакое количество 5 не может быть важнее счастья вашего ребенка.
Правило 5. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то - нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. От бесконечных упрёков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя. Поэтому если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...
Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
Согласно этой карты Вы можете самостоятельно (насколько это возможно) оценить готовность Вашего ребенка к школе....
КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
в карте представленны краткие характеристики первоклассника, после обследования....
Карта--характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения (по Овчаровой Р.В.)
Карта-характеристика готовности ребенка к школьному обучению...
Карта - характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения (по Овчаровой Р.В.)
Карта - характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения(по Овчаровой Р.В.)...
Психодиагностика. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации
Психологический практикум Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа, диагностика и методические рекомендации...
Семаго Н., Семаго М. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации
Технология оценки готовности к школьному обчению. Предлагаемая методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения. В нее...