Маленьких у войны не бывает
проект (4 класс)

Скрипник Анна Александровна
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkih_u_voyny_ne_byvaet_1.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Маленьких у войны не бывает»

Сценарий внеклассного мероприятия к 75-летию Великой победы

Цель:

воспитание патриотизма, сохранения живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа, победившего фашизм.            
                             

Задачи:

1.Формировать у учащихся чувство уважения к истории нашей страны, бережное отношение к памяти прошлого;

2. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за подвиг детей в годы войны;

3.Научить передавать собственные чувства, развивать умение передавать чувства других.

 Оборудование и материалы:

1.Плакаты ко Дню Победы, стенгазеты;

2.Веточки распустившейся березы в вазе;

3. Оборудование для показа презентации;

4.Презентация на электронном носителе;

5.Пионерские галстуки (для чтецов, участвующих в рассказе о пионерах-героях);

6.Свеча, горящая на столе во время рассказа о блокаде Ленинграда;

Конверты-треугольнички в сумке военного почтальона.

Ученик:

Накануне 9 мая

Я достану семейный альбом,

Там, где мама совсем молодая,

И где бабушка с дедом вдвоем.

Эта старая фотография-

Мне от деда прощальный привет:

Почему он с войны не вернулся,

Если бабушка ждет столько лет?

Она-совсем уже старая,

И плохо видят глаза,

Но 22- июня

Ей не забыть никогда…

В этот день было много солнца,

Много счастья и много цветов,

Почему это все отняли

В воскресенье в 12 часов?

Разве мы кому-то мешали?

Разве нам хотелось войны?

Почему на фронт уходили

Наши братья, мужья и сыны?

Почему наши сестры и матери

Разучились смеяться и петь?

Почему они белые платья

Не хотят, как раньше надеть?

И зачем похоронки приносят,

Если жить уже нету сил…

Это все рассказала мне бабушка,

Когда про войну я спросил.

Каждый год 9-мая

Я дарю ей утром цветы,

Моя бабушка любит деда,

До сих пор его ждет с войны.

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие наши уважаемые гости, дорогие ребята!

Сегодня мы собрались вместе накануне великого дня, Дня Великой Победы!

Наш урок-это дань памяти и благодарности всем, кто завоевал для нас мир.

Ребята нашего класса много читали о войне и сегодня решили рассказать о том,

 что они узнали о маленьких героях, тех, чье детство отняла война.

Ученик:

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Ведущий:

Стояла теплая летняя ночь накануне выходного дня.

Мирная страна спала. Спали и дети. Кто в детском пионерском лагере, кто у бабушки в деревне, а кто-то в маленькой кроватке рядом с папой и мамой, и история отсчитывала первые дни и месяцы их жизни.

Но все изменилось в 12 часов дня 22 июня, когда по радио было передано важное правительственное сообщение.

*Презентация (включение правительственного сообщения о нападении фашистской Германии на Советский Союз).

Ведущий:

Это  страшное слово «война» разделило жизнь всех людей на две половины. Детям наравне со взрослыми пришлось пережить голод, холод, боль, смерть самых близких и родных людей.

Война стала общей биографией целого поколения военных детей. И  мы по праву называем их победителями в той страшной  войне и склоняем голову в знак благодарности за их мужество.

*Презентация (песня Т.Гвердцители «Дети войны» с видеорядом).

Ведущий:

Наш любимый город, наш Ленинград! Фашисты бросили на него лучшие дивизии армии «Север». Но на подступах к городу фашисты встретили жесточайший отпор наших войск, и их планам в кратчайшие сроки стереть наш город с лица земли не суждено было сбыться. Тогда враги окружили Ленинград, взяли его в кольцо, и уже 8 сентября 1941 года началась ленинградская блокада.

На страшную и мучительную смерть от голода и холода фашисты обрекли не только взрослых, но и детей, которых в городе на начало блокады оставалось почти 400 тысяч.

Ученица: (в валенках, платке; в руках зажженная свеча)

Я, семилетка, городом бреду,

От голода едва передвигаюсь,

С другими вместе в очередь встаю

И свой кусочек Жизни дожидаюсь…

За пазухой, прижав его несу…

И умереть боюсь, его не съевши…

Я дома с кипятком его поем…

Коль доберусь… себя преодолевши…

Я помню все: бомбежки и обстрелы,

И рядом умирающую мать,

И одиночества безмерные недели,

Когда на помощь некого позвать…

Ученица: (из мемуаров ребенка войны)

Голод – это очень страшно и необъяснимо. Это совсем не то, когда ты просто проголодался. Это постоянная медленная пытка, когда ты готов есть то, что несъедобно, грызть то, что не грызется.

Сначала я ела только белые нитки. Потом цветные. Черные нитки были последними. Нитки я скатывала в комочки и сосала их. Высосав из комочков привкус, я долго перетирала их зубами и только потом глотала.

Ученица: (из мемуаров ребенка войны)

Однажды мама нашла на шкафу, где она хранила до войны мыло и спички, небольшой газетный сверточек. Когда мама развернула его, радости нашей не было границ. Там было около чайной ложки манной крупы, которой мама чистила до войны свои белые фетровые боты. Крупа была, естественно грязной. Но это была такая мелочь. Мы ее перебрал от мусора. Потом мама насыпала понемногу крупы на чистое полотенце, и накрыв ее второй половинкой, аккуратно постирала ее. Потом прокипятила, и эту манную водичку мы с братом выпили с нечеловеческой жадностью.  

Звучит метроном. (включается аудиозапись)

Ведущий:

Это звук метронома. Этот прибор оповещал жителей города о начале воздушной тревоги, тогда ритм его становился быстрым, и о ее отбое, тогда ленинградцы слышали медленный ритм. Метроном стал символом блокадного Ленинграда,  его «сердцем». Ритмичные удары успокаивали и внушали уверенность. Ленинградцы знали, что, если звучит радио, значит город живет и борется.

Ученик: (из мемуаров ребенка войны)

Мой репродуктор - черная тарелка,

Односторонний собеседник мой…

То мне Берггольц стихи читала тихо,

То будто разговор вела со мной…

То Левитан сурово и жестоко

Мне сообщал потери на фронтах

О раненых, пропавших и убитых

И о разрушенных и павших городах…

Мне часто сообщали о налетах…

И вой сирены душу раздирал…

Тревога в городе! И жестко об обстреле

Меня мой черный страж оповещал…

Ведущий:

На оккупированной фашистами территории страны оказались беззащитные дети, женщины, старики. Но многие подростки стали помогать взрослым, участвовать в партизанской войне.

Открывается выставка портретов пионеров-героев.

Ученик:

Не забудем про подвиг пионеров-героев! Эти ребята, чуть постарше вас, наравне со взрослыми сражались в партизанских отрядах, помогали работе подпольных организаций. Почти никто из них не дожил до Победы. Четверо пионеров были удостоены высшей награды, им посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Вот их имена: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик и Зина Портнова. Десятки тысяч пионеров награждены медалями. Мы сегодня расскажем о некоторых из них.

Выходят ученики в пионерских галстуках.

Ученик:

Родина Вити Коробкова - Феодосия, красивый  город на берегу Черного моря. Как любил Витя купаться, прыгать со скал, загорать. Война застала Витю в детском лагере «Артек», куда он попал в награду за отличную учебу.

Уже в начале сентября в Феодосию вошли немцы. Однажды отец сказал сыну:   «Ты зря, сынок, по городу не расхаживай, запоминай, сколько солдат немецких, где батареи расположены, где точки огневые». Так Витя получил первое в жизни настоящее задание и стал помогать разведчикам. Когда Витиного отца схватили немцы, он ушел к партизанам.

Вернувшись в город, Витю схватили гестаповцы. Его долго и безжалостно пытали, добиваясь признания о том, куда и к кому он шел. Но Витя молчал.

Части Красной Армии уже стояли на пороге Крыма, но Вите не пришлось дожить до этого дня.

Виктор Коробков, разведчик партизанского отряда, был расстрелян 9 марта 1944 года.

Ученица:

Зина и Галя Портновы, две сестренки из Ленинграда, приехали на летние каникулы к бабушке в Белоруссию. Здесь их и застала война. Вскоре в области было объявлено о создании подпольной организации «Юные мстители».

Зина стала ее участницей. Выполняя одно из заданий, она устроилась на работу в офицерскую столовую. Ей удалось выбрать момент и подсыпать в котел с пищей, приготовленной для немецких офицеров, специального порошка. Больше ста офицеров были отравлены.

В партизанском отряде Зина научилась отлично стрелять, была бесстрашной и ловкой. Фашистам даже и в голову не приходило, что взрывы на железной дороге, листовки и поджоги – это дело рук вчерашних школьниц.

Арестовали Зину, когда она пыталась установить связь с теми подпольщиками, кто остался в живых. На одном из допросов Зина застрелила офицера, выбив из его рук пистолет. Ей удалось бежать, по патроны кончились.

Зину схватили. Больше месяца ее продержали в тюрьме. Но даже под пытками она не сказала ни слова.

Зине Портновой было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Ученик:

Стоял солнечный воскресный день. Ленька с ребятами отправился на речку. Проезжающий мимо шофер окликнул:

-Слыхали про войну?

-Какую войну?

-Фашисты на нас напали, Гитлер города наши бомбит.

Так Леня Голиков узнал о войне.

Когда фашисты захватили Ленькину родную деревню Лукино, он и другие ребята ушли к партизанам в лес.

Однажды он с партизанами отправился выполнять задание. В лесу ждали появления вражеских машин. Но на шоссе было пустынно, и партизаны собрались уходить.

Ленька немного задержался, и вдруг на дороге показалась легковая машина. Когда машина приблизилась, он размахнулся и бросил гранату. Машина резко затормозила, из нее выскочил гитлеровский офицер и побежал. Ленька погнался за ним, но фашист отстреливался. Мальчику было очень страшно.

Собрав все силы, он прицелился и выстрелил последним патроном. Офицер упал.

Леня подобрал автомат и портфель немца. Это был генерал. Мальчик появился в партизанском отряде в генеральском кителе, с автоматом и портфелем немца.

В портфеле оказались очень важные документы. О подвиге Леньки сообщили в Москву. Леня Голиков стал Героем Советского Союза в 14 лет.

Ученики:

1-й. Мы шагаем палатами длинными

Мы почти растворяемся в них

С балалайками, с мандолинами

И с большими пачками книг…

2-й. «Что в программе?»

В программе - чтение,

Пара песен

Военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

Входим с трепетом и почтением…

3-й. Мы вошли

Мы стоим в молчании…вдруг

Срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно:

«Объявляю начало концерта!»

Исполнение танца (под мелодию военной песни) или песни «Расцветали яблони и груши…»

Выходит почтальон с сумкой для писем (в сумке лежат письма-треугольнички с текстами)

Писем белые стаи

Прилетели на Русь.

Их с волненьем читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

Мне 13 лет, я разношу письма с фронта,  которых так ждут матери, жены, дети. Как много могут они рассказать нам. Письма солдатов, офицеров Красной Армии, адресованные своим семьям, сейчас стали нашим достоянием! Давайте прочитаем некоторые из них.

Читает почтальон, доставая из сумки письма.

Здравствуй, дорогая мама! Поздравляю тебя с праздником победы. Трудно себе представить, что я жив и буду жить, а выходит, что так. Сегодня, когда я узнал о победе, не было предела радости - всю ночь мы не спали: пели и плясали, мечтали о будущем и вспоминали друзей, погибших месяц назад. Сегодня у нас был победный парад, и вот, придя с него, я пишу тебе это, полное счастья   и радости письмо. Настал и на нашей улице праздник! Посылаю тебе майские победные цветы. Крепко целую, твой сын Вова.9.05.45

Ученик 1

Победа! Победа! Победа!

Проносится весть по стране,

Конец испытаньям и бедам,

Конец долголетней войне.

Ученик 2

Победа, добытая кровью,-

Ты сердцу дороже  стократ.

Ты с нами была в Подмосковье,

Ты помнишь Кавказ, Ленинград.

Взрослый

Ты с нами ходила в колоннах,

Вела нас в решительный бой.

Сегодня на наших знаменах

Ты солнце затмила собой.

Звучит праздничный салют. (включается видеоряд салюта с Красной площади в честь 70-летия Победы)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОБЖ по теме "От маленькой искры большой пожар бывает".

Урок построен в форме игры. Выполняя различные занимательные задания  на уроке учащиеся повторяют и закрепляют знания по пожарной безопасности....

Классный час "Маленькие герои войны"

Классный час в рамках проекта "Живи и помни"...

Маленькие герои большой войны (о детях в Великой Отечественной войне)

Этот материал можно использовать на классном часе, посвященном Великой Отечественной войне, можно использовать как выступление ребят на празднике о пионерах – героях в В...

Классный час "Маленькие герои войны"

Материал посвящен пионерам-героям. Позволяет познакомит детей с маленькими героями воны, их подвигами....

« От маленькой искры – большой пожар бывает»

Показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; познакомить детей с профессией пожарного, учить детей ценить мужество и героизм людей этой профессии;закрепить ...

Маленькие герои большой войны (по страницам рассказов о войне)

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ» В 3 КЛАССЕ...

«От маленькой искры – большой пожар бывает»

Материал для классного часа по противопожарной безопасности...