Статья: «Игра в жизни ребёнка»
статья (1 класс)

В статье говорится о роли игры в жизни ребёнка. Приведены игры для первоклассников на уроках, переменах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья43.51 КБ

Предварительный просмотр:

                   Статья: «Игра  в жизни ребёнка»

                                     Питерцева Е. В.

  Игра – это, пожалуй, самое интересное в мире занятие. Принято считать, что это понятие относится к детскому периоду жизни человека, но это не так. Взрослые тоже любят играть и очень часто в такие же игры, что и дети.  Но ребёнку игра необходима, как воздух, а взрослый может пережить.

     О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.

Игра - необходимая составляющая здорового развития ребенка. Эмоционально важный опыт получает в игре осмысленное выражение. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто, невообразимое в реальной жизни, в поддающиеся контролю ситуации. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование. Игра – это специфический язык самовыражения. Психоаналитики утверждают, что ребенок, который проиграл про себя страшную, неприятную ситуацию, который выместил через игру свои негативные эмоции, как бы самоочищается. Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры, чем помогут взрослому приблизиться к своим мыслям и тем самым позволить помочь себе. Игрушки для детей – это слова, а игра – это речь.

Игра - это способ ребенка справиться со своими страхами. Например, девочка, которая боится темноты, может подолгу успокаивать свою куклу, уверяя, что ничего страшного нет. Ребенок как бы берет ситуацию под свой контроль.

Чрезвычайно важным аспектом игры является развитие когнитивной сферы дошкольника. Именно игра дает возможность без лишней нагрузки преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием. Развиваются буквально все познавательные сферы ребенка – воображение (в первую очередь), мышление, память, представление и т.д. О детях, которые не могут разносторонне рассказать в первом классе о птичке, дереве, которые не достаточно наблюдательны, говорят, что они «не доиграли», рано стали взрослыми.

Игра – это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив дошкольников, предлагая играть всем вместе и разрешая конфликты между ребятами. В дальнейшем таким детям будет проще заводить друзей в школе, разрешать свои проблемы при помощи общения.

   Что такое игра?

Игра – это разновидность физической и интеллектуальной деятельности, которая лишена прямой практической цели, но предоставляет человеку возможность самореализации. Игра не только развлекает человека, дарит ему радость и веселье, но и развивает его. С точки зрения психологии развития игра – это деятельность человека в условных ситуациях, которые моделируют реальные. В игре нередко воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, овладение которыми обеспечивает приобщение к культуре и жизни в обществе. Психологи отмечают важность игры для познания предметной и социальной действительности, интеллектуального, профессионального, эмоционально - волевого и нравственного становления и развития личности. Таким образом, можно сказать, что игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта.                                                                                                                      В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.                         Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

             Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес     и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание.

Играйте с детьми !!!

                                     

Игры в 1 классе

Игры на уроке математике

Игра «Самый быстрый почтальон»

Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Учитель вызывает 3-х учеников и дает им по 5 открыток с примерами на обратной стороне. Дети ,сидящие за партами, изображают дома с номерами ( они держат в руке цифры от 1 до 10. Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример), и разнести письма в соответствующие дома( отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы примеров)Кто быстрее и правильно разнесет открытки по назначению - тот самый быстрый почтальон.

Игра «Белка и грибы»

Цель: усвоение состава чисел.

Учитель рассказывает детям о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит свои запасы, а раскладывает их в 2-3 дупла. «Белочка (учитель показывает изображение белочки) каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в 2 дупла. Поскольку грибов может положить белочка в каждое дупло?

Вопросы. Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Как белочка могла бы разложить грибы в первый день? Во второй день? В третий день?

Задачи-загадки:

  • Одна нога и шапка, а головы нет. Что это? (Гриб.)
  • У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)
  • Кто становится выше, когда садится? (Собака.)
  • Сколько ног у жука? (6)
  • Сколько ног у паука? (8)
  • Сколько ушей у трёх мышей? (6)
  • Сколько лап у двух медвежат? (8)

Игра « Найти свою пару»

Цель: закрепление знания о составе числа.                                                                     Детям раздаются карточки с цифрами 1 – 9. Учитель называет число    например – 7. К доске выходят дети с цифрами 6 и 1, 5 и 2, 4 и 3 и встают парами. С теми, кто не нашел свою пару проводится индивидуальная работа. Для закрепления примеров на сложение и вычитание в пределах 10, я использую игру «Самый быстрый почтальон».

 Учитель раздает нескольким ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами, (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример), и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы примеров, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот – самый быстрый почтальон.

Игры на переменке

  1. Игра «Глухой телефон»

Дети делятся на две команды. Побеждает та, которая правильнее передаст по «телефону» загаданное слово. Ведущий придумывает его и тихонько говорит на ухо первым игрокам из каждой команды. Они говорят его следующим и так далее. Последний ребенок громко называет услышанное.

  1. Игра «Ручеек»

Принимает участие нечеткое количество учеников. Один — водящий, остальные делятся на пары. Они берутся за руки и поднимают их высоко над головами. Пары стают друг за другом так, чтобы получился живой коридор.

Водящий быстро проходит через «ручеек» и выбирает одного ребенка. Новая пара стает в конец коридора. Оставшийся ученик — новый водящий.

  1. Игра «Третий лишний»

Один ребенок — ловец, остальные дети делятся на пары. Встают в круг: один из пары впереди, второй — сзади.

Надо выбрать того, кто будет убегать от водящего первым. Этот игрок во время бега может встать впереди любой пары. Из образовавшейся тройки участник, стоящий последним, срывается со своего места и убегает по кругу от ловца.

Убегающий имеет право встать впереди любой пары. Если его успели догнать до этого, он сам становится водящим.

  1. Игра «Смена номеров»

Играющие дети становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

  1. Игра «Тише едешь - дальше будешь»

В игре может участвовать любое количество игроков. Сначала выбирается водящий. Он становится лицом к стенке или просто спиной к остальным игрокам, которые располагаются в 10-15 шагах за ним. Водящий произносит фразу «Тише едешь – дальше будешь» и быстро оборачивается, внимательно оглядывая игроков. Игроки могут двигаться, только пока водящий произносит фразу. Когда он поворачивается, все должны быть полностью неподвижными. Если игрок хоть немного пошевелится или даже просто улыбнется, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто сможет вплотную приблизиться к водящему и коснется его рукой, когда он отвернется.

  1. Игра «Совушка»


Выбирается водящий - «совушка». Играющие – на площадке, а «совушка» - в гнезде (отведенное для этого место).По сигналу «День наступает» дети, подражая полету бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают.

По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит «на охоту», шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает»- «совушка» уходит в гнездо, играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.



Игры на динамическую паузу

1.Игра «Море волнуется»


Водящий говорит: "Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется - три, морская фигура, на месте замри!" Плавно передвигающиеся игроки на последнем слове замирают, изображая некое застывшее действие, характерную позицию (необязательно связанную с морем). Водящий обходит статуи и, показывая на одну из них, пытается угадать, что это за фигура. Если водящий угадывает, то фигура оживает и представляет какое-то действие. Закончив его, игрок становится водящим. Игра начинается сначала.

В другом варианте этой игры ведущий заказывает, кого нужно изобразить: "Фигура балерины (медвежонка, розы, дождя), на месте замри". Тогда он выбирает несколько фигур, по очереди дотрагивается до них - фигуры "отмирают", делают несколько движений. Затем ведущий определяет самое красивое, артистичное исполнение - этот игрок становится ведущим.

2. Игра «Угадай чей голосок»

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят: "Мы собрались в ровный круг, повернемся разом вдруг, и как скажем скок - скок - скок! - Угадай чей голосок?" Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

3. Игра « Запретное движение»

    Водящий показывает разные движения, предварительно предупредив, какое повторять нельзя. Игроки повторяют движения. Кто повторил запретное движение, тот выбывает из игры.

4. Игра « Светофор»

 По команде ведущего « зелёный» -  игроки идут,  по  команде ведущего « жёлтый» - стоят, по команде « красный» - садятся на место. Светофор может ломаться.

5.  Игра «Лес, болото, море»

Ведущий называет обитателей лесов, болот, морей и рек.

Как только учитель называет обитателей лесов, дети поднимают руки вверх и тянутся кверху (волк, лисица, лось и т. д.).

Если учитель называет обитателей болот (цапля, лягушки и т. д.), дети выполняют наклоны вправо-влево, держа руки на поясе.

Как только учитель назовет обитателей морей и рек (карась, кит, акула и т. д.), дети разводят руки в стороны, имитируя движения плавания «брассом».

6.Игра «Летает — не летает»

Учитель произносит названия предметов, животных и т. д.

Если названное летает, дети встают на носочки, разводят руки в стороны, если нет, то шагают на месте.

Самолет, синица, муха... - стойка на носках, руки в стороны, можно выполнять повороты.

Качели, машина... — ходьба на месте.

При повторении игры можно добавить слово «ползает», тогда дети принимают положение приседа. Улитка, червяк... - присед.

Игры на уроке обучение грамоте

1.Игра «Как тебя зовут?».    

Эта игра проводится для закрепления гласных и согласных звуков. Предложить выйти всех детей, имена которых начинаются с гласных звуков. Имя каждого ребёнка громко называется и определяется, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке пригласить детей, имена которых начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их.

2.  Игра. «Дополни до целого слова».    

                                                                                                                                                                                                     Эту игру можно использовать при изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги с новой буквой. В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги: ка-, ки-, ко-, ку-. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги. Например, Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и др., а Каркуша проверяет, чему научились дети. Игра «Дополни до целого слова» способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.

3. Игра «Слово в слове».                                                                                                                                                                  Эта игра развивает наблюдательность и мышление. Таких игр много в «Букваре». Например, товарищи (товар, вари, щи, товарищ), пожар (жар), овощи (овощ, щи), хлопушка (хлоп, пушка), лопух (пух), смех (мех), шутка (утка), шарф (шар).

4. Игра «Сколько звуков в слове?»

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.                                  Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово (открыть запись слова на доске). Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж (слово записано на доске). Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья « Игра, как форма самореализации ребёнка»

Статья « Игра, как форма самореализации ребёнка»...

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребёнка-дошкольника"

Данная консультация обогащает знания родителей об игре, о её роли в жизни дошкольника....

Игра в жизни ребёнка

Игра как форма активности занимает значительное место и жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возр...

Статья для родителей "Книга в жизни ребёнка"

материал для родительского собрания...

Статья "Первоклассник - новый этап в жизни ребёнка"

Физиологическая и социально-психологическая адаптация первоклассников...

статья .Роль музыки в жизни ребёнка. Материал для родителей.

Музыка в повседневной жизни ребенка. Консультация для родителей....

Статья для родителей "Новый важный этап в жизни ребёнка - школа!"

Статья для родителей "Новый важный этап в жизни ребёнка - школа!"...