Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по ИЗО для 4 класса, программа "21век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_klass.docx | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, ООП НОО МАОУ НШ-ДС №72 и положения о рабочей программе педагога.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду № 72 с учётом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся четвертого класса. Учебный предмет относится к предметной области «Искусство и культура». Учебная программа рассчитана на 26 часов в год и расширена внутрипредметным модулем «Народные промыслы» (6 часов).
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
В соответствии с поставленными целями в программе решаются следующие задачи:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Содержание учебного предмета
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму. Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, - развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Коли- чество часов | Из них отведено на внутрипредмет- ные модули | Количество часов на лабораторные, проектные, проверочные, творческие (для объединения дополнительного образования) работы | Количество часов на контрольные работы |
1 | Форма | 12 | 4 | 2 | - |
2 | Цвет | 6 | 2 | - | - |
3 | Композиция | 3 | - | - | - |
4 | Фантазия | 5 | - | 1 | - |
5 | Итого: | 26 | 6 | 3 | - |
Календарно-тематическое планирование
Принятые сокращения:
ИНМ – изучение нового материала
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
КУ – комбинированный урок
ЗП – защита проекта
ТР – творческая работа
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края». | КУ | |
2 | Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна. | КУ | |
3 | Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или китайских художников. | ИНМ | |
4 | Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского национального костюма. | КУ | |
5 | М. « Народные промыслы». Природные формы. Жостковский поднос. | КУ | |
6 | Коллективная творческая работа «Чайная церемония в Китае» | ТР | |
7 | М. « Народные промыслы». Игрушечные промыслы. Природные формы. Хохломская роспись. | КУ | |
8 | Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия в узоре полотенца в технике «вышивка крестом». | КУ | |
9 | Национальная посуда. Натюрморт. | КУ | |
10 | М. «Народные промыслы». Головной убор сказочного персонажа. | КУ | |
11 | Конструкция здания, природные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже. | ИНМ | |
12 | М. «Народные промыслы». Коллективная творческая работа «Интерьер народного жилища». | ТР | |
13 | Цвета и оттенки. Гонки (парусные или велосипедные) | КУ | |
14 | Теплая и холодная гамма цветов. Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция. | КУ | |
15 | Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства. | КУ | |
16 | М. «Народные промыслы». Народная одежда. «Детские народные игры». Жанровая композиция. | КУ | |
17 | М. «Народные промыслы». Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания», в стиле каргопольской игрушки. | ИНМ | |
18 | Цветовое решение (колорит) и художественный образ. Сюжетная композиция, передающая движение. Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания. | КУ | |
19 | Трехмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая композиция. Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой. | КУ | |
20 | Бытовой жанр. Композиция «Дети на реке», «Играем с собакой». | КУ | |
21 | Гармония и равновесие в композиции натюрморта. «Овощи и фрукты на кухонном столе» | КУ | |
22 | Мировое древо. Лист Мирового древа. | КУ | |
23 | Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом. | КУ | |
24 | Художники-иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке. | ОСЗ | |
25 | Сто лет тому вперед. Иллюстрация к фантастическому произведению. | КУ | |
26 | Коллективная проект «Жизнь на Земле через 1000 лет» | ЗП | |
Работа с одаренными и неуспевающими детьми (консультации, тренинги и т.д.) |
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения предметного содержания программы «Изобразительное искусство» у учащихся 4-го класса предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
- формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;
- развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
- воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие жела¬ния привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Предметные результаты:
- формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
- развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
- развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
- воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
- формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы;
- формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
- умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства;
- формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения рабочей программы «Изобразительное искусство» в 4 классе обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой и математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на уроках детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения рабочей программы «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верное выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
- основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе полученных знаний и самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
- донести свою позицию до собеседника;
- оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- учиться согласованно, работать в группе:
- учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Требования к уровню подготовки выпускника 4 класса по изобразительному искусству.
Учащиеся научатся:
- использовать в работе способы, приемы, средства художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет;
- самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением;
- передать на плоскости характерные особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений;
- отображать флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа;
- передавать индивидуальную характеристику персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты;
- передавать характерные особенности фигуры человека (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски);
- находить общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия;
Учащиеся получат возможность научиться:
- изображать замкнутое пространство в трёх измерениях;
- выполнять композицию без конкретного изображения (абстрактная композиция), передавать в композиции настроение, динамику, колорит;
- отображать характер традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке;
- выполнять рисунок народного орнамента, узоры народного орнамента;
- различать народные промыслы в области художественной росписи, отображать в декоре элементы окружающей природы;
- изображать народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская), росписи (жостово, городец, хохлома);
- показать особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона.
Приложение
- Коллективная творческая работа «Интерьер народного жилища»;
- Коллективная творческая работа «Чайная церемония в Китае».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...