Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа по ИЗО для 4 класса,  программа "21век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_klass.docx46.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе авторской программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, ООП НОО МАОУ НШ-ДС №72 и положения о рабочей программе педагога.

Данная  рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду № 72 с учётом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся четвертого класса. Учебный предмет относится к предметной области «Искусство и культура». Учебная программа рассчитана  на 26 часов в год и расширена внутрипредметным модулем «Народные промыслы» (6 часов).

Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

В соответствии с поставленными целями в программе решаются следующие задачи:

  • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения   к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
  • развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
  • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Содержание учебного предмета

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму.  Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

     Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.

     Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, - развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

                                              Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Коли-

чество часов

Из них отведено на внутрипредмет-

ные

модули

Количество часов на лабораторные, проектные, проверочные, творческие (для объединения дополнительного образования) работы

Количество часов на контрольные работы

1

Форма

12

4

2

-

2

Цвет

6

2

-

-

3

Композиция

3

-

-

-

4

Фантазия

5

-

1

-

5

Итого:

26

6

3

-

Календарно-тематическое планирование

Принятые сокращения:

ИНМ – изучение нового материала

ОСЗ – обобщение и систематизация знаний

КУ – комбинированный урок

ЗП – защита проекта

ТР – творческая работа

№ п/п

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

1

Пейзаж с элементами традиционной народной архитектуры «Песня природы твоего родного края».

КУ

2

Эскиз крыльца деревянного терема и окна, из которого смотрела Царевна Несмеяна.

КУ

3

Уголок родной природы в технике цветной графики в стиле японских или китайских художников.

ИНМ

4

Природные мотивы в национальной одежде. Эскиз японского национального костюма.

КУ

5

М. « Народные промыслы». Природные формы. Жостковский поднос.

КУ

6

Коллективная творческая работа «Чайная церемония в Китае»

ТР

7

М. « Народные промыслы». Игрушечные промыслы. Природные формы. Хохломская роспись.

КУ

8

Растительные и зооморфные формы. Ритм, симметрия в узоре полотенца в технике «вышивка крестом».

КУ

9

Национальная посуда. Натюрморт.

КУ

10

М. «Народные промыслы». Головной убор сказочного персонажа.

КУ

11

Конструкция здания, природные условия и уклад жизни. Здание в пейзаже.

ИНМ

12

М. «Народные промыслы». Коллективная творческая работа «Интерьер народного жилища».

ТР

13

Цвета и оттенки. Гонки (парусные или велосипедные)

КУ

14

Теплая и холодная гамма цветов. Горы в лучах заходящего солнца. Жанровая композиция.

КУ

15

Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства.

КУ

16

М. «Народные промыслы». Народная одежда. «Детские народные игры». Жанровая композиция.

КУ

17

М. «Народные промыслы». Стилизация. «Из жизни деревни», «Летние воспоминания», в стиле каргопольской игрушки.

ИНМ

18

Цветовое решение (колорит) и художественный образ. Сюжетная композиция, передающая движение. Художники-анималисты. Изображение животного в естественной среде обитания.  

КУ

19

Трехмерность пространства. Законы воздушной и линейной перспективы. Тематическая композиция. Композиция в портретном жанре. Любимый литературный герой.

КУ

20

Бытовой жанр. Композиция «Дети на реке», «Играем с собакой».

КУ

21

Гармония и равновесие в композиции натюрморта. «Овощи и фрукты на кухонном столе»

КУ

22

Мировое древо. Лист Мирового древа.

КУ

23

Объекты и явления окружающего мира и архитектура. Фантастический дом.

КУ

24

Художники-иллюстраторы. Иллюстрация к волшебной сказке.

ОСЗ

25

Сто лет тому вперед. Иллюстрация к фантастическому произведению.

КУ

26

Коллективная проект «Жизнь на Земле через 1000 лет»

ЗП

Работа с одаренными и неуспевающими детьми (консультации, тренинги и т.д.)

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения предметного содержания программы «Изобразительное искусство» у учащихся 4-го класса  предполагается формирование универсальных учебных действий, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
  • формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;
  • развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
  • воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие жела¬ния привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Предметные результаты:

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
  • развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
  • развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
  • воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
  • формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовые фантазии, формы, объемы, ритмы, композиционные решения и образы;
  • формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
  • умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизаций по мотивам разных видов искусства;
  • формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения  рабочей программы «Изобразительное искусство» в 4 классе обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой и  математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на уроках детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения рабочей программы «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

     Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верное выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

     Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе  полученных знаний и самостоятельно выполнять творческие задания.

     Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
  • донести свою позицию до собеседника;
  • оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
  • учиться согласованно, работать в группе:
  • учиться планировать работу в группе;
  • учиться распределять работу между участниками проекта;
  • понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).            

Требования к уровню подготовки выпускника 4 класса по изобразительному искусству.

 Учащиеся научатся:

  • использовать в работе способы, приемы, средства художественной выразительности: композиция, манера письма, колорит, ритм, формат, сюжет;
  • самостоятельно решать творческие задачи в работе над произведением;
  • передать на плоскости  характерные особенностей предмета с учетом его пропорций и конструкции, масштаба деталей, выразительности изображений;
  • отображать флоры и фауны своего региона в орнаменте каждого народа;
  • передавать индивидуальную характеристику персонажей через их внешние сюжетно-смысловые атрибуты;
  • передавать характерные особенности  фигуры человека (формы головы, частей лица, прически, одежды, фактуры и окраски);
  • находить общие и отличительные черты одного народа от другого, в чем это проявляется и причины этого отличия;

 Учащиеся получат возможность научиться:

  • изображать замкнутое пространство в трёх измерениях;
  • выполнять композицию без конкретного изображения (абстрактная композиция), передавать в композиции настроение, динамику, колорит;
  • отображать характер традиционной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке;
  • выполнять рисунок народного орнамента, узоры народного орнамента;
  • различать народные промыслы в области художественной росписи, отображать в декоре элементы окружающей природы;
  • изображать народные художественные промыслы в области игрушки (дымковская, филимоновская, богородская, семеновская), росписи (жостово, городец, хохлома);
  • показать особенности и своеобразие формы народной архитектуры, ее зависимость от климатических и природных условий региона.

                             

        

Приложение

  1. Коллективная творческая работа «Интерьер народного жилища»;
  2. Коллективная творческая работа «Чайная церемония в Китае».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...