Интерактивное учебное пособие "Почему мы так говорим"
презентация урока для интерактивной доски

Калинина Елена Ивановна

В пособии размещены задания, помогающие объяснить смысл слов. Свои ответы можно проверить, нажав кнопку "ответ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pochemu_my_tak_govorim.ppt1.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13 с углублённым изучением отдельных предметов» г.Губкина Белгородской области Почему мы так говорим? Автор Калинина Елена Ивановна

Слайд 2

А Васька слушает да ест Без пяти минут Белая ворона Битый час Бить баклуши В два счёта В подмётки не годится Валять дурака Взять на буксир Витать в облаках Водить за нос Держать в ежовых рукавицах Душа в пятки ушла За версту видно Зарубить на носу Кисейная барышня Как снег на голову Кот наплакал Львиная доля Морочить голову На край света На седьмом небе Навострить уши Не покладая рук Не разлей вода Ни пуха ни пера Повесить нос Попасть впросак Пустить пыль в глаза Семи пядей во лбу Сесть в лужу Спустя рукава Тютелька в тютельку Убить двух зайцев

Слайд 3

Лексическое значение Употребление Происхождение А Васька слушает да ест

Слайд 4

Так говорят, когда человек не обращает внимания на замечания или упрёки других людей и продолжает делать то же самое.

Слайд 5

- А вот и опоздавший Смирнов! Сколько раз тебя наказывали за опоздания, а тебе всё равно. Вот уж действительно: а Васька слушает да ест. - Простите, Ольга Петровна. Это в последний раз.

Слайд 6

Выражение пришло в русскую речь из басни И.А.Крылова «Кот и повар». В ней повар ругает кота Ваську за украденное мясо, а кот продолжает есть это мясо, не обращая внимания на упрёки повара .

Слайд 7

Лексическое значение Употребление Происхождение Без пяти минут

Слайд 8

Почти стал, будет кем-либо, совсем скоро станет кем-либо.

Слайд 9

Мой младший брат без пяти минут школьник, он пойдёт в школу уже в этом году. Наша школьная команда без пяти минут чемпион, мы вышли в финал.

Слайд 10

Фразеологизм происходит от сочетания слов, которое обозначает незавершённый отрезок времени: например, без пяти минут два.

Слайд 11

Белая ворона Происхождение Употребление Лексическое значение Употребление Белая ворона

Слайд 12

Человек, резко отличающийся чем-то от других; не такой, как все.

Слайд 13

Когда летом я отдыхал в деревне у бабушки, я поначалу чувствовал себя среди местных ребят белой вороной , а потом мы стали друзьями.

Слайд 14

Фразеологизм впервые употребил в своём произведении древнеримский поэт Ювенал ( I в.). Он написал: Рок даёт царства рабам, доставляет пленным триумфы. Впрочем, счастливец такой реже белой вороны бывает. Ворона белого цвета, то есть ворона-альбинос, в природе большая редкость. Она отличается от других ворон своим цветом, поэтому и человека, который чем-то отличается от других, стали называть белой вороной.

Слайд 15

Лексическое значение Употребление Происхождение Битый час

Слайд 16

Очень долгое время, которое обычно потрачено напрасно.

Слайд 17

И в недоуменье няня Битый час глядит на сани. Ну а мальчик у ворот Два часа как няню ждёт. Э.Успенский Рассеянная няня.

Слайд 18

Выражение связано с появлением часов с боем. Битый час первоначально – «время от одного боя часов до другого».

Слайд 19

Бить баклуши Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 20

Ничего не делать, бездельничать.

Слайд 21

Однажды перед ученьем хозяин погладил Каштанку и сказал: - пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши . Я хочу из тебя артистку сделать… А.П.Чехов. Каштанка.

Слайд 22

Происхождение фразеологизма связано с игрой в городки. Баклуши – небольшие чурки, которые сбивали деревянной палкой – битой. Такая игра казалась забавой, развлечением, и поэтому словосочетание «бить баклуши» стало значить «бездельничать».

Слайд 23

В два счёта Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 24

Без промедления, очень быстро и легко (сделать что-либо).

Слайд 25

- Вот, - говорит Лика, - как ты хорошо объясняешь! Я сама ни за что не догадалась бы! - Ну, это пустяковая задача. Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе всё объясню в два счёта. Н.Носов Витя Малеев в школе и дома.

Слайд 26

Фразеологизм – из речи военных, где некоторые команды выполняются на счёт «раз-два», то есть быстро.

Слайд 27

В подмётки не годится Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 28

Кто-то или что-то намного хуже другого по своим качествам, свойствам.

Слайд 29

- Бери нашего Щелкунчика! Ты сделала правильный выбор. Ни одна принцесса ему в подмётки не годится ! С.Михалков. Сон с продолжением.

Слайд 30

Выражение происходит из речи сапожников, где подмётка – то, что подмётывалось (ср. подошва – то, что подшивалось). Подмётки для обуви горожан были прежде недолговечны, поскольку их делали из непрочной, тонкой кожи или даже картона. Такие подмётки, конечно, быстро протирались. А если материал по своему качеству был непригоден даже на подмётки, его оставалось только выбросить.

Слайд 31

Валять дурака Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 32

1.Дурачиться, шутить, развлекая окружающих. 2.Делать глупости, поступать не так, как следует.

Слайд 33

1.Если надо рассмешить кого-то, Рассмешить смогу наверняка. У меня нехитрая работа – День и ночь валяю дурака . Ю.Энтин. Песня шута. 2.Хотелось вырастить щенка, Но дали мне совет, Чтоб не валял я дурака В свои двенадцать лет, Поменьше о щенках мечтал, А лучше – что-нибудь читал. С.Михалков. Несбывшиеся мечты.

Слайд 34

Фразеологизм происходит от детской забавы с игрушкой-неваляшкой – Ванькой-встанькой.

Слайд 35

Взять на буксир Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 36

Помочь подтянуться кому-нибудь в работе или учёбе.

Слайд 37

- Надо их на буксир взять , - сказал Ваня. – У них ведь меньше всех вскопано. Ну и взяли нас на буксир . Помогли нам копать и пень выкорчёвывать. Н.Носов. Огородники.

Слайд 38

Буксир – это судно, которое тянет на канате по воде несамоходные суда (например, баржи мс грузом), а также суда, которые из-за поломки не могут сами приплыть к месту назначения. Отсюда и переносное значение фразеологизма – помощь товарищу, который отстал в учёбе, в работе, не может самостоятельно справиться с заданием.

Слайд 39

Витать в облаках Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 40

Мечтать, фантазировать о том, чего не может быть, не замечая ничего вокруг.

Слайд 41

Когда учительница объясняла новую тему, Паша витал в облаках . А потом он не смог ответить на вопрос и получил двойку.

Слайд 42

Слово «витать» имело значение «жить, обитать». По представлению древних народов, на небе, среди облаков, жили боги. Оборот витать в облаках сначала значил «обитать на небе среди богов», а потом уже приобрёл современное значение – «мечтать, не замечая окружающего».

Слайд 43

Водить за нос Происхождение Употребление Лексическое значение

Слайд 44

Обманывать, обещать и не выполнять обещанного.

Слайд 45

И мы стали играть в прятки. Это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким: Костику и Алёнке, - а сами всё время прятались и вообще водили малышей за нос . В.Драгунский. Двадцать лет под кроватью.

Слайд 46

Выражение связано со старинным обычаем: во время ярмарок и народных гуляний водить медведей, быков, ослов на верёвках с кольцом, продетым через нос. Малейшее подёргивание верёвки причиняло животному боль, и оно послушно следовало за тем, кто его вёл.

Слайд 47

Держать в ежовых рукавицах Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 48

Воспитывать кого-нибудь в большой строгости.

Слайд 49

Я был под началом Кольки Маслова, мальчишки одинаково шустрого как в учёбе, так и в озорстве: лишь по странной случайности малый этот был в стороне от драчунов, видно, строгий батька держал сына в ежовых рукавицах. М.Алексеев. Драчуны.

Слайд 50

Изначально ежовые рукавицы – это рабочие кожаные рукавицы без подкладки и меха, которые служили для защиты рук от повреждений при работе. Выражение держать в ежовых рукавицах стало фразеологизмом со значением «воспитывать кого0либо (например, какого-нибудь непослушного ребёнка) в большой строгости».

Слайд 51

Душа в пятки ушла Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 52

Кто-то сильно испугался

Слайд 53

В темноте ко мне подбежала огромная собака. От страха у меня душа в пятки ушла.

Слайд 54

История возникновения этого фразеологизма связана с поэмой «Илиада» древнегреческого поэта-сказителя Гомера. В этом произведении появление героя Гектора производит на его противников – греков такое же впечатление, как неожиданное появление льва – на охотников: «Дрогнули все, и у каждого в ноги отважность ушла…»

Слайд 55

За версту видно Происхождение Употребление Лексическое значение

Слайд 56

Издалека.

Слайд 57

Уважали дядю Стёпу За такую высоту. Шёл с работы дядя Стёпа – Видно было за версту. С.Михалков. Дядя Стёпа.

Слайд 58

Верста – это название старинной русской меры длины, равной 1,06 км. Это очень большое расстояние, поэтому фразеологизм за версту означает «с большого расстояния, издалека».

Слайд 59

Зарубить на носу Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 60

Запомнить навсегда, крепко-накрепко.

Слайд 61

Подходите, ближе, ближе! Вам урок преподнесу. Подлецов насквозь я вижу – Зарубите на носу! Ю.Энтин. Кто на новенького?

Слайд 62

Выражение первоначально значило «поставить зарубку (отметину) на нос». А носом называли памятную дощечку, которую носили с собой. Люди, не знавшие грамоты, такими зарубками отмечали, например, количество проданного товара или размер долга. Для этих же целей завязывали узелки на поясе, на платке и т.п..

Слайд 63

Кисейная барышня Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 64

Изнеженный, не приспособленный к жизни человек.

Слайд 65

- Я хочу пойти в поход, а родители против, хотят сделать из меня кисейную барышню!

Слайд 66

Кисея – тонкая, полупрозрачная дорогая ткань. Раньше некоторые девушки носили платья, сшитые из этой материи. Первоначально выражение характеризовало изнеженную девушку.

Слайд 67

Как снег на голову Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 68

Совершенно неожиданно, внезапно.

Слайд 69

Мы ждали гостей через несколько дней, а они приехали сегодня рано утром, как снег на голову.

Слайд 70

Первоначально выражение употреблялось в форме как первый снег на голову. Первого снега обычно не ждут, он и падает на ещё не покрытую голову.

Слайд 71

Кот наплакал Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 72

Очень мало, совершенно недостаточное количество.

Слайд 73

В этом году в лесу грибов кот наплакал , лето слишком уж жаркое и сухое…

Слайд 74

Выражение основано на невозможности кошкиного плача.

Слайд 75

Львиная доля Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 76

Большая часть чего-нибудь.

Слайд 77

Львиная доля моих книг – это подарки от друзей.

Слайд 78

Выражение восходит к басне древнегреческого баснописца Эзопа. В ней рассказывается, что лев, убивший с помощью других животных оленя, настаивает на том. Чтобы ему была дана не просто большая часть животного, но всё животное целиком. На этот сюжет также были написаны басни Ж.Лафонтеном, И.А.Крыловым.

Слайд 79

Морочить голову Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 80

Дурачить, специально обманывать кого-нибудь.

Слайд 81

Печкин послушал и говорит: - Мыло там или не мыло, а я вам посылку не дам! Потому что у вас документов нету. И вообще, напрасно вы мне голову морочите . Я вам не дурачок! Э.Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот.

Слайд 82

Фразеологизм возник на основе значения слова морочить – «дурачить, сбивать с толку кого-либо». Интересно сравнить это слово с родственным словом обморок – «затемнение сознания».

Слайд 83

На край света Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 84

Очень далеко; в любое, даже самое отдалённое место.

Слайд 85

Чего не люблю, так это лечить зубы. Как увижу зубное кресло, сразу хочется убежать на край света . В.Драгунский. … И чего не люблю!

Слайд 86

Фразеологизм основан на древних представлениях о том, что земля плоская и поэтому имеет край.

Слайд 87

На седьмом небе Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 88

В состоянии полного счастья и восторга.

Слайд 89

Я сказал: - Ура! Мишка будет на седьмом небе . У него теперь от меня целых три подарка. Значок. Конфеты и гусиное горло. Этому всякий бы обрадовался! В.Драгунский. Гусиное горло.

Слайд 90

Фразеологизм связан с суеверными представлениями о мире. В древности считали, что небесный свод состоит из семи хрустальных сфер – небес. На седьмой сфере, самой удалённой от земли, располагалось «царствие небесное» – рай.

Слайд 91

Навострить уши Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 92

Прислушаться с напряжённым внимание и интересом.

Слайд 93

Мишка услышал, что родители говорят о нём, и навострил уши.

Слайд 94

В основе фразеологизма – особенность поведения животных, навостряющих, то есть делающих «острыми», уши, когда они прислушиваются к звукам, боясь опасности.

Слайд 95

Не покладая рук Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 96

Усердно, без передышки, не останавливаясь.

Слайд 97

Целый день Серёжа трудился не покладая рук : нужно было упаковать в рюкзак всё необходимое для похода.

Слайд 98

Руки – это часть тела человека, которая ему особенно необходима, когда он занимается физическим трудом: мы берём в руки метлу, чтобы подмести двор, или топор – чтобы наколоть дров и т. д.. Работники физического труда, отдыхая, обычно кладут натруженные руки на стол или на колени. Работать не покладая рук, таким образом, значит «работать без отдыха, усердно». Этот фразеологизм интересно сравнить с другим, противоположным по значению – сидеть сложа руки, то есть «бездействовать или бездельничать».

Слайд 99

Не разлей вода Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 100

Очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Слайд 101

Мы с Петей не разлей вода . Вместе в школу ходим, вместе гуляем.

Слайд 102

Выражение связано с деревенским обычаем разливать водой дерущихся животных, когда остальные средства их усмирения не помогают. Однако фразеологизм не разлей вода стал характеризовать не врагов, а, наоборот, неразлучных друзей.

Слайд 103

Ни пуха ни пера Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 104

Пожелание удачи, успеха в каком-либо деле.

Слайд 105

У меня завтра экзамен, и друзья пожелали мне ни пуха, ни пера .

Слайд 106

Фразеологизм – из речи охотников. По суеверным представлениям, охотнику нельзя было желать удачи: пожелание могут услышать злые духи и испортить охоту. Чтобы её не сглазить и как бы «обмануть» злых духов и саму дичь, охотнику желали прямо противоположное – не добыть ни пуха, ни пера. Кстати, ответ охотника был тоже строго определён: на напутствие «ни пуха ни пера следовало сказать «к чёрту».

Слайд 107

Повесить нос Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 108

Сильно огорчиться, расстроиться.

Слайд 109

И тут вдруг тучка наплыла на солнце: накрыла лес тень. И зяблик сразу сник. Нахохлился, насупился, нос повесил. Сидит недовольный и уныло так произносит: «Тр-р-р-р-рю, тр-р-р-р!» Н.Сладков. Почему зяблик – зяблик?

Слайд 110

Выражение связано с тем, что, когда человека постигает горе или неудача, он опускает голову, а значит, и нос.

Слайд 111

Попасть впросак Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 112

Оказаться в затруднительном, неприятном положении из-за своей неосмотрительности или оплошности.

Слайд 113

Когда в автобус вошёл контролёр, я понял, что попал впросак : билета у меня не было.

Слайд 114

Изначально выражение ещё не было фразеологизмом, оно писалось так: попасть в просак. В старину просаком назывался станок для скручивания канатов и верёвок. Если одежда рабочего попадала в просак, это было для него не только неприятно, но и небезопасно.

Слайд 115

Пустить пыль в глаза Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 116

Приукрасить ситуацию, представить себя, своё положение лучше, чем есть на самом деле.

Слайд 117

Катя любит похвастаться перед подругами дорогими подарками, пустить пыль в глаза .

Слайд 118

Выражение связано со старинным боевым приёмом, который был известен многим народам: противника можно на время ослепить, если бросить пыль ему в глаза.

Слайд 119

Семи пядей во лбу Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 120

Очень умный, способный.

Слайд 121

Выпускник нашей школы Николай Иванов – семи пядей во лбу . Он занял первое место на международной олимпиаде по шахматам.

Слайд 122

Раньше считалось, что по размеру лба – вместилища мозга можно судить об умственных способностях человека. Чем более высокий и широкий лоб – тем умнее, способнее человек. Старинная мера длины пядь – расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев, то есть 18-20 см. Если понимать выражение буквально, то лоб умного человека, имеющий «семь пядей», был бы высотой около полутора метров!

Слайд 123

Сесть в лужу Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 124

Оказаться в неловком, глупом, смешном положении.

Слайд 125

Хоть Андрей хвастал, что хорошо решает задачи, но на первой же контрольной сел в лужу .

Слайд 126

Выражение связано со старинными народными играми – кулачными боями, где один из соперников мог быть повален на землю, в грязь и оказаться побеждённым.

Слайд 127

Спустя рукава Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 128

Небрежно, кое-как, не прилагая усилий.

Слайд 129

- Опять у меня тройка за домашнее задание по математике. - Конечно, ведь ты его делал спустя рукава.

Слайд 130

Выражение связано с особым покроем верхней одежды. В старину на Руси для знатных людей, которые не занимались физическим трудом, шили одежду с длинными рукавами, иногда доходившими до колен. Делать что-либо со спущенными рукавами было невозможно, они очень мешали. Поэтому возник фразеологизм спустя рукава – это значит делать что-то плохо, небрежно, кое-как.

Слайд 131

Тютелька в тютельку Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 132

Совершенно точно, точь-в-точь.

Слайд 133

- Тебе не велико новое платье? - Нет, оно мне точно по размеру, тютелька в тютельку .

Слайд 134

Слово тютелька образовано от слова тютя, которое значило «удар, попадание». Оборот тютелька в тютельку раньше употреблялся в среде столяров и обозначал точное попадание топора в одно и то же место. Когда же это выражение стало фразеологизмом, то стало употребляться в значении «совершенно точно, точь-в-точь».

Слайд 135

Убить двух зайцев Лексическое значение Употребление Происхождение

Слайд 136

Одновременно выполнять два разных дела, достигнуть двух разных целей.

Слайд 137

- Зачем ты возился с Сашей? Целый час объяснял ему задачку! - Я убил двух зайцев : сам повторил трудный материал и помог другу.

Слайд 138

Выражение возникло в среде охотников, которые, хвастаясь друг перед другом, могли и приврать. Убить двух зайцев одновременно, конечно, невозможно. Однако выражение запомнилось и стало употребляться тогда, когда удавалось в результате одного действия получить двойную выгоду, достичь сразу двух целей. Фразеологизм убить двух зайцев по образу связан с пословицей за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Интерактивное учебное пособие «Помоги Незнайке» (решение задач)

Диплом финалиста Всероссийского фестиваля методических разработок "Современные информационные технологии "В помощь учителю".Цель: учить записывать решение в соответствии с принятыми нормами.Задачи:Раз...

индивидуальная учебная тетрадь по письму "Учим пишем говорим"

Тетрадь по письму разработана для детей с умеренной умственной отсталостью, но подходит и для детей с нормальным развитием начинающих только обучаться письму.  Материал представлен в 4 компактных...

1 класс. Интерактивное учебное пособие "Чтение слогов"

Интерактивное учебное пособие поможет учителям интересно проводить пятиминутное чтение слогов. Я оставила презентацию в режиме редактирования, чтобы вы могли менять буквы по мере прохождения программы...

Интерактивный плакат "Почему мы так говорим?"

Материал можно использовать на уроках русского языка и во внеклассной работе при изучении фразеологизмов....

1 класс. Интерактивное учебное пособие «12 месяцев»

Интерактивное учебное пособие «12 месяцев» предназначено для запоминания названий месяцев.Презентация зашифрована паролем, чтобы начать работать, выберете режим «Только для чтения».[[{"type":"media","...

Интерактивное учебное пособие Склонение имён существительных"

Данное интерактивное  пособие предназначено для учащихся 3-4 классов. Оно выполнено в программе Microsoft PowerPoint. Пособие представлено двумя видами упражнений: тренировочное и контролирующее ...

Интерактивная учебная презентация по окружающему миру 3 класс

Интерактивная учебная презентация по окружающему миру 3 класс "Водоъёмы- дом воды"....