Методическая разработка "Львы стерегут город"
методическая разработка (3 класс)

В методической разработке представлена виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу. Показаны здоровьесберегающие технологии, игровые приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_-_kopiya.docx48.79 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

средняя образовательная школа №277  Кировского района

Виртуальная экскурсия

« Львы стерегут город» ( путешествие по Петербургу)

Для младших школьников

Автор – составитель:

Классный руководитель 3-1 класса

Сехина

Марина

 Леонидовна

Санкт- Петербург 2018 год

Пояснительная записка

  1. Актуальность выбранной темы.

Портрет выпускника начальной школы прописан в новом государственном стандарте. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика, в. т. воспитание патриотизма.

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Для нас это Санкт- Петербург. Осознание уникальности своего города позволяет прививать чувство гордости за свою Родину способствовать нравственному воспитанию детей.

  1. Идея.

 Любовь к Родине начинается с любви к своему краю, к своему родному городу.

Универсальность данного сценария состоит в том,  что подобную экскурсию можно провести сначала виртуально,  а затем отправиться с детьми в путешествие по Санкт-Петербургу. Виртуальная экскурсия проводится в контексте ряда занятий по истории города. Родители детей принимают непосредственное участие в подготовке данного мероприятия: читают с детьми рассказы о нашем городе, учат стихи,  помогают в оформлении класса, готовят памятные открытки.
Цель: создать условия для воспитания нравственных и патриотических качеств  учащихся, становления гуманистически ориентированной личности.
Развивающие
: развивать познавательную активность; совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления; развивать память, внимание, речь, коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитание чувства гордости за свою страну и за свой город,  формирование гуманистической ориентации, воспитание усидчивости и аккуратности,  

  1. Особенности реализации данного мероприятия.

Место проведения: школа №277

Длительность мероприятия: 45 минут

Количество участников: 15 учащихся  3-1 класса (5 вид коррекции)

  1. Подготовка мероприятия.

Дети в классе и дома читают рассказы о Санкт- Петербурге.

Роль экскурсовода исполняет Данилова Елена Львовна

Учат стихи – Васильева Таисия, Чернов Никита, Жилин Даниил.

Оформление класса – Голубева Марина Юрьевна

  1. Необходимое оборудование.

Мультимедийный проектор, компьютер, маршрутные листы, карандаши, фломастеры, открытки, листы ватмана.

  1. Особенности оформления.

В классе модель автобуса.

  1. Используемая литература для учителя

Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск третий: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2013 г.

Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.

Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? - СПб.: АО "Норинт",1997 г.

Храбрый И.С. Санкт- Петербург Три века архитектуры  - СПб.: АО "Норинт",1999 г.

Интернет-ресурсы

maam.ruНовое…-sankt-peterburg.html

DetskiyChas.rurasskazy/rasskaz_o_peterburge/

infourok.rupedagogicheskiy-proekt…sanktpeterburg…

 Литература для учащихся

Гурьева Н. А. «Детям о Санкт-Петербурге» Издания для детей – 2010г

Кудрявцева Т.»Азбука Санкт-Петербурга»  Искусство-2010г

Патаки Хельга «Мосты Петербурга»  Издательство Настя и Никита 2015г

Первушина Е. В.»Петербург для детей» Эксмо – 2015г

Интернет-ресурсы

tavika.ru2016/06/book-Piter.html

marysasch.livejournal.com

OZON.rucontext/detail/id/5467873/

Сценарий мероприятия

Слайд 1

I. Вступление

Учитель: Дети, давайте поздороваемся с гостями. Повернитесь к гостям лицом.

Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие родители!

Садитесь!

Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком городе идёт речь.

Триста лет тому назад
Был заложен этот град.
В Невской дельте, средь болот.
Здесь рождался русский флот.

Ответы детей: Это Санкт- Петербург.

Слайд 2

Учитель: Верно. В загадке говорится про Санкт-Петербург. Сегодня мы продолжим изучение славной истории нашего замечательного города и  совершим заочную экскурсию по Санкт- Петербургу.

Слайд 3

 Отправимся мы на экскурсию вот в таком красивом комфортабельном автобусе.  Вы уже хорошо знаете правила поведения в экскурсионном автобусе. Назовите их.

Ответы детей: Нужно сидеть на своём месте. Пристегнуться  ремнями безопасности.

Категорически запрещается ходить по салону во время движения автобуса.

Учитель: У нас будут остановки, потому давайте вспомним правила поведения на проезжей части.

Ответы детей:    Переходить дорогу надо только по пешеходному переходу. По зелёному сигналу светофора.

Сначала нужно посмотреть налево, дойти до середины и посмотреть направо.

Нельзя разговаривать по мобильному телефону.

Учитель: Молодцы! Займите свои места. Автобус отправляется.

Учитель: назовите символы города.

Слайд 4

Герб, флаг, гимн.

Это официальные символы. У нашего города есть неофициальный символ.

Слайд 5

Прочитайте загадку. Отгадав, вы узнаете, кому будет посвящён сегодняшний маршрут нашей экскурсии.

 Его уважают за храбрость и силу.

Он издавна власти, могущества символ.

Роскошная грива подобна короне,

Он в мире зверей восседает на троне.

Ответы детей: Это лев.

Учитель: Наш город по праву можно назвать самым «львиным» городом страны. Почему? Расскажите.

Слайд 6

Ответы детей:

В городе можно встретить львов на мостах, набережных, в парках, около дворцов, на пристанях и фасадах домов в качестве скульптур и барельефов, на гербах и в орнаментальных изображениях. 

Слайд 7

Со времен Античности львы считаются символами могущества, военной доблести, принадлежности к царской семье, поэтому изображения львов приобрели такую популярность в бывшей столице Российской империи.

Учитель: Наш маршрут посвящен одному из неофициальных символов города - Льву. Он познакомит нас с поверьями, которые связаны с этими грациозными животными, воплощенными в камне.

Слайд 8

У каждого из вас есть маршрутный лист. В конце нашего путешествия вы должны будете его заполнить.  Слушайте и смотрите!

Слайд 9

Мы выезжаем из нашего  Кировского района и направляемся в центр города. А куда конкретно – вы узнаете, если правильно распределите буквы

Слайд 10.

Какое слово у вас получилось?

Ответы детей: Невский проспект.

Учитель: Правильно! Невский. Невский проспект. «Нет ничего лучше Невского проспекта по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё», - так писал когда-то Н. В. Гоголь.

Слайд 11

Три водные магистрали пересекают Невский проспект: река Мойка, канал Грибоедова река Фонтанка.

Слайд 12

Мы с вами подъезжаем к каналу Грибоедова как раз в том месте, где канал  делает самый резкий изгиб. Давайте выйдем из автобуса.

Слайд 13

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Нас с вами встречает экскурсовод Оксана Львовна.

Слайд 14

Экскурсовод: Здравствуйте, дети! Оглянитесь вокруг. Какая красота! Что вы видите?

Ответы детей.

Мы видим канал Грибоедова, мостик.
Экскурсовод: Верно. Через канал Грибоедова перекинут мостик. Называется он Львиный мостик. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: на мосту установлены скульптуры львов

Экскурсовод:  Посчитайте, сколько скульптур львов вы видите

Ответы детей. Мы видим 4 скульптуры львов.

Экскурсовод: Мост получил своё название от 4 чугунных скульптур.

Мой помощник Даник расскажет вам один интересный факт.

Слайд 15

 Даниил.  Более 100 лет назад уменьшенная копия Львиного мостика была возведена  в Германии, в городе Берлине. Это был первый подвесной мост в Берлине. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила Берлинского Львиного моста до сих пор сохранены деревянными.

Экскурсовод:  Спасибо! А теперь давайте понаблюдаем за мостом.

Слайд 16

 Ездят ли по нему машины?

Ответы детей. Нет. По этому мосту машины не ездят.

Экскурсовод: Этот мостик предназначен только для пешеходов.

В Петербурге есть ещё висячие мосты. Прочитайте загадку и вы узнаете, к какому мосту мы с вами сейчас отправимся.

Слайд 17

Вот ещё один цепной

Мост красивый подвесной.

Здесь грифоны-старожилы

Банк когда-то сторожили.

А сегодня стерегут вместо банка институт.

Ответы детей: Банковский мостик.

Слайд 18

Экскурсовод:

 Первый мост украшают фигуры львов, второй – грифоны. Кто такие грифоны?

Ответы детей:  крылатые львы. 
Банковский мост находится совсем недалеко от Невского проспекта. Он получил название Банковского, так как находится рядом с  банком. А так как по древнегреческой мифологии грифоны являлись надёжными стражами кладов, именно их и выбрали в качестве декоративного оформления моста. Где же, как не в банке хранятся сокровища?
При входе на мост с каждой его стороны на массивных пьедесталах восседают по два грифона. Упираясь передними лапами в пьедесталы, они держат в своих пастях цепи моста. Позолоченные крылья и фонари над головой делают их особенными. Вы учили стихи про Банковский мостик. Прочитайте их.

Дети читают стихи:


Грифоны Банковского моста
У полукружия стены
Встают виденьем Ариосто
И видят сумрачные сны.

Одеты в снежные тулупы,
В сиянье золоченых крыл
Они увесистые крупы
Вписали в кружево перил.

Слайд 19

И над безмолвием канала
В колючем инее оград,
Где их зима околдовала,
Глазами мертвыми глядят.

Слайд 20

Игра « Каменный лев»

К нам кто-то стучится. Давайте посмотрим. Кто это?

Лев- грозный хищник. Но сегодня он очень добрый. Давайте с ним поздороваемся.

Здравствуйте, дети! Хотите поиграть со львом?

Правила игры: вы будете ходить по кругу, кого лев запятнает, тот изображает скульптуру льва.

Молодцы!

 Льву пора в Африку.

Учитель: Продолжаем наше путешествие. Мы с вами подъезжаем к самой главной набережной нашего города. К Дворцовой набережной. Главная набережная Петербурга оправдывает своё название. Почему? Как вы думаете?

Ответы детей. Здесь находятся почти десятки крупных дворцов, в которых жили важные деятели русской истории 18-19вв.

Учитель: Самый главный дворец - Зимний. В Зимнем дворце есть очень красивые залы, где проходили балы. Я приглашаю Вас на танец. Солирует Васильева Таисия.

Слайд 21

Итак, Дворцовая набережная. Стихи читает Алина.

Алина

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен;

корабли

Толпой со всех сторон земли

К богатым пристаням

Стремятся.

Слайд 22

 Мы с вами подъехали к Дворцовой пристани. Дворцовая пристань — парадный спуск к Большой Неве в Петербурге, созданный по проекту Карла Росси в первой четверти XIX века и декорированный статуями львов.

Львы появились на Дворцовой пристани в 1832 году,  во времена царствования Николая Второго. И вот уже два века львы несут свою вахту напротив восточного флигеля Адмиралтейства

Слайд 23

Учитель: А чтобы узнать, куда мы отправимся дальше, я вам предлагаю прочитать двустишие.

Дети хором читают:

Васильевский остров нам с детства знаком.

Приятны прогулки по Стрелке пешком.

Слайд 24

Экскурсовод: Мы находимся на Стрелке Васильевского острова.

Я вам прочитаю загадку, а отгадку вы назовите хором.

Хочешь измениться вдруг?

Не узнает даже друг,

Попадёшь ты в сказку,

Лишь оденешь …

Дети:   МАСКУ

Учитель: А где можно увидеть маски?

Ответы детей: на карнавале в Новый год, в театре.

Экскурсовод: Мы сегодня с вами будем говорить об особенных масках.

Маскароны (маски) — рельефные изображения человеческих лиц или голов животных. Для нашего города они настолько привычны, что иногда мы их просто не замечаем. По некоторым данным в Петербурге их более 19 тысяч. Они смотрят на нас с фасадов домов, с замковых камней окон и дверных проёмов.

Среди масок животных преобладает царь зверей — лев. Льва, как символа защиты, власти, парадности, значимости располагали на фасадах государственных учреждений. Сразу найти эти очаровательные маски львов не совсем просто.  Осенью вы ездили на Дворцовую пристань и искали эти маски. Где же их можно найти?

Ответы детей: Нужно спуститься по пандусам непосредственно к Неве и тогда вы сможете увидеть стену набережной, которая украшена масками львов с причальными кольцами в зубах.

Слайд 25

Учитель: Раньше они использовались для привязывания барж и лодок.
По преданию, автор шаров, Самсон Суханов вырубил их на глаз, без измерительных инструментов.

Слайд 26
С масками львов связана примета, что молодожены должны вместе подержаться за кольцо в день свадьбы– тогда брак обещает быть счастливым и крепким.

Экскурсовод: От пристани легко дойти до Исаакиевского собора, где нас ожидает автобус, а по пути  мы остановимся у дома князя Лобанова – Ростовского и посмотрим еще одну пару львов.

Слайд 27

Львы возвышаются на прямоугольных гранитных постаментах по обеим сторонам лестницы.

 Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые…

Учитель:

Один из львов опирается лапой на шар, круглый неустойчивый предмет, и поэтому вынужден все время бодрствовать. Ведь стоит ослабить внимание и шар выскользнет. Поэтому поза зверя, лапа которого покоится на шаре, обозначает, что это лев сторожевой.
А второй лев как будто играет: шар выскользнул, и лев кошачьим движением лапы, будто играя, хочет подкатить его на прежнее место.

Итак, львы. Лев — царь зверей, один из самых часто встречающихся символов храбрости и силы, власти и величия.

Слайд 27

А что вы ещё можете рассказать о львах?

 Львиные фигуры во все эпохи были распространены практически во всех странах и на всех континентах.

Слайд

. В Древнем Египте даже ключи от храмов были сделаны в форме льва.

Слайд

 Трон царя Соломона был украшен золотым львами.

Слайд

 Многие государства изображают царя зверей на своих гербах и флагах. В геральдике лев обозначает благоразумие, твердость и стойкость. В античные и Средние века существовало поверье, что лев спит с открытыми глазами, и именно поэтому он и превратился в идеального стража. Что касается Петербурга, то с охранной функцией его львы справляются – более чем за 300лет ни разу неприятель не вошел в город.

Слайд

Наша экскурсия закончилась. Мы возвращаемся в школу. Положите перед собой маршрутные листы. Какое задание нужно выполнить?

Нужно соединить названия остановок с фигурами львов.

Дети выполняют задание

Рефлексия.

Учитель:

Кто готов выйдите к доске и покажите свою работу.

Дети выходят к доске.

Учитель:

Назовите маршрут нашей экскурсии.

Ответы детей:

Львиный мостик, Банковский мостик, Дворцовая набережная, стрелка Васильевского острова, дом Лобанова-Ростовского.

Учитель:

Что Вам особенно запомнилось?

А где бы вы ещё хотели побывать в нашем городе? Кому понравилась экскурсия, возьмите у меня геометрические фигуры и сложите пазлы.

А вот здесь находится подсказка.

Что у вас получилось?

Ответы детей.

Получились фигуры львов у дома Лобанова- Ростовского.

Экскурсовод:

В память о нашей поездке мы хотим  Вам вручить вот такие открытки.

Дети  вручают гостям  открытки с фигурами львов.

Впереди нас ждёт много интересных путешествий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: презентация «Город на Неве» к уроку окружаеющего мира

Учебно-методическое пособие: презентация «Город на неве» к уроку окружаеющего мира...

Учебно-методическая разработка Проект"Город в блокаде"

Проект состоит из 3-х частей: занятие, экскурсия, практическая часть. Расчитан на детей 2-го класса....

Методическая разработка. Проект "Города России"

Методическая разработка. Проект "Города России". Город Пушкин...

Методическая разработка. Проект "Города России"

Методическая разработка. Проект "Города России". Город Пушкин...

Методическая разработка "Мой город - Санкт-Петербург"

Презентация предназначена для занятий по истории Санкт-Петербурга...

учебно- методическая разработка "Колпино- город воинской славы"

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – лю...

План-конспект внеурочного занятия "Львы стерегут город"

План-конспект внеурочного занятия "Львы стерегут город"...