Методическая разработка "Львы стерегут город"
методическая разработка (3 класс)
В методической разработке представлена виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу. Показаны здоровьесберегающие технологии, игровые приёмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_-_kopiya.docx | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение
средняя образовательная школа №277 Кировского района
Виртуальная экскурсия
« Львы стерегут город» ( путешествие по Петербургу)
Для младших школьников
Автор – составитель:
Классный руководитель 3-1 класса
Сехина
Марина
Леонидовна
Санкт- Петербург 2018 год
Пояснительная записка
- Актуальность выбранной темы.
Портрет выпускника начальной школы прописан в новом государственном стандарте. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика, в. т. воспитание патриотизма.
Каждый человек любит то место, где он родился и живёт. Для нас это Санкт- Петербург. Осознание уникальности своего города позволяет прививать чувство гордости за свою Родину способствовать нравственному воспитанию детей.
- Идея.
Любовь к Родине начинается с любви к своему краю, к своему родному городу.
Универсальность данного сценария состоит в том, что подобную экскурсию можно провести сначала виртуально, а затем отправиться с детьми в путешествие по Санкт-Петербургу. Виртуальная экскурсия проводится в контексте ряда занятий по истории города. Родители детей принимают непосредственное участие в подготовке данного мероприятия: читают с детьми рассказы о нашем городе, учат стихи, помогают в оформлении класса, готовят памятные открытки.
Цель: создать условия для воспитания нравственных и патриотических качеств учащихся, становления гуманистически ориентированной личности.
Развивающие: развивать познавательную активность; совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления; развивать память, внимание, речь, коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитание чувства гордости за свою страну и за свой город, формирование гуманистической ориентации, воспитание усидчивости и аккуратности,
- Особенности реализации данного мероприятия.
Место проведения: школа №277
Длительность мероприятия: 45 минут
Количество участников: 15 учащихся 3-1 класса (5 вид коррекции)
- Подготовка мероприятия.
Дети в классе и дома читают рассказы о Санкт- Петербурге.
Роль экскурсовода исполняет Данилова Елена Львовна
Учат стихи – Васильева Таисия, Чернов Никита, Жилин Даниил.
Оформление класса – Голубева Марина Юрьевна
- Необходимое оборудование.
Мультимедийный проектор, компьютер, маршрутные листы, карандаши, фломастеры, открытки, листы ватмана.
- Особенности оформления.
В классе модель автобуса.
- Используемая литература для учителя
Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск третий: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2013 г.
Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",1996 г.
Нестеров В. Знаешь ли ты свой город? - СПб.: АО "Норинт",1997 г.
Храбрый И.С. Санкт- Петербург Три века архитектуры - СПб.: АО "Норинт",1999 г.
Интернет-ресурсы
maam.ru›Новое›…-sankt-peterburg.html
DetskiyChas.ru›rasskazy/rasskaz_o_peterburge/
infourok.ru›pedagogicheskiy-proekt…sanktpeterburg…
Литература для учащихся
Гурьева Н. А. «Детям о Санкт-Петербурге» Издания для детей – 2010г
Кудрявцева Т.»Азбука Санкт-Петербурга» Искусство-2010г
Патаки Хельга «Мосты Петербурга» Издательство Настя и Никита 2015г
Первушина Е. В.»Петербург для детей» Эксмо – 2015г
Интернет-ресурсы
tavika.ru›2016/06/book-Piter.html
OZON.ru›context/detail/id/5467873/
Сценарий мероприятия
Слайд 1
I. Вступление
Учитель: Дети, давайте поздороваемся с гостями. Повернитесь к гостям лицом.
Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие родители!
Садитесь!
Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком городе идёт речь.
Триста лет тому назад
Был заложен этот град.
В Невской дельте, средь болот.
Здесь рождался русский флот.
Ответы детей: Это Санкт- Петербург.
Слайд 2
Учитель: Верно. В загадке говорится про Санкт-Петербург. Сегодня мы продолжим изучение славной истории нашего замечательного города и совершим заочную экскурсию по Санкт- Петербургу.
Слайд 3
Отправимся мы на экскурсию вот в таком красивом комфортабельном автобусе. Вы уже хорошо знаете правила поведения в экскурсионном автобусе. Назовите их.
Ответы детей: Нужно сидеть на своём месте. Пристегнуться ремнями безопасности.
Категорически запрещается ходить по салону во время движения автобуса.
Учитель: У нас будут остановки, потому давайте вспомним правила поведения на проезжей части.
Ответы детей: Переходить дорогу надо только по пешеходному переходу. По зелёному сигналу светофора.
Сначала нужно посмотреть налево, дойти до середины и посмотреть направо.
Нельзя разговаривать по мобильному телефону.
Учитель: Молодцы! Займите свои места. Автобус отправляется.
Учитель: назовите символы города.
Слайд 4
Герб, флаг, гимн.
Это официальные символы. У нашего города есть неофициальный символ.
Слайд 5
Прочитайте загадку. Отгадав, вы узнаете, кому будет посвящён сегодняшний маршрут нашей экскурсии.
Его уважают за храбрость и силу.
Он издавна власти, могущества символ.
Роскошная грива подобна короне,
Он в мире зверей восседает на троне.
Ответы детей: Это лев.
Учитель: Наш город по праву можно назвать самым «львиным» городом страны. Почему? Расскажите.
Слайд 6
Ответы детей:
В городе можно встретить львов на мостах, набережных, в парках, около дворцов, на пристанях и фасадах домов в качестве скульптур и барельефов, на гербах и в орнаментальных изображениях.
Слайд 7
Со времен Античности львы считаются символами могущества, военной доблести, принадлежности к царской семье, поэтому изображения львов приобрели такую популярность в бывшей столице Российской империи.
Учитель: Наш маршрут посвящен одному из неофициальных символов города - Льву. Он познакомит нас с поверьями, которые связаны с этими грациозными животными, воплощенными в камне.
Слайд 8
У каждого из вас есть маршрутный лист. В конце нашего путешествия вы должны будете его заполнить. Слушайте и смотрите!
Слайд 9
Мы выезжаем из нашего Кировского района и направляемся в центр города. А куда конкретно – вы узнаете, если правильно распределите буквы
Слайд 10.
Какое слово у вас получилось?
Ответы детей: Невский проспект.
Учитель: Правильно! Невский. Невский проспект. «Нет ничего лучше Невского проспекта по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё», - так писал когда-то Н. В. Гоголь.
Слайд 11
Три водные магистрали пересекают Невский проспект: река Мойка, канал Грибоедова река Фонтанка.
Слайд 12
Мы с вами подъезжаем к каналу Грибоедова как раз в том месте, где канал делает самый резкий изгиб. Давайте выйдем из автобуса.
Слайд 13
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Нас с вами встречает экскурсовод Оксана Львовна.
Слайд 14
Экскурсовод: Здравствуйте, дети! Оглянитесь вокруг. Какая красота! Что вы видите?
Ответы детей.
Мы видим канал Грибоедова, мостик.
Экскурсовод: Верно. Через канал Грибоедова перекинут мостик. Называется он Львиный мостик. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: на мосту установлены скульптуры львов
Экскурсовод: Посчитайте, сколько скульптур львов вы видите
Ответы детей. Мы видим 4 скульптуры львов.
Экскурсовод: Мост получил своё название от 4 чугунных скульптур.
Мой помощник Даник расскажет вам один интересный факт.
Слайд 15
Даниил. Более 100 лет назад уменьшенная копия Львиного мостика была возведена в Германии, в городе Берлине. Это был первый подвесной мост в Берлине. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила Берлинского Львиного моста до сих пор сохранены деревянными.
Экскурсовод: Спасибо! А теперь давайте понаблюдаем за мостом.
Слайд 16
Ездят ли по нему машины?
Ответы детей. Нет. По этому мосту машины не ездят.
Экскурсовод: Этот мостик предназначен только для пешеходов.
В Петербурге есть ещё висячие мосты. Прочитайте загадку и вы узнаете, к какому мосту мы с вами сейчас отправимся.
Слайд 17
Вот ещё один цепной
Мост красивый подвесной.
Здесь грифоны-старожилы
Банк когда-то сторожили.
А сегодня стерегут вместо банка институт.
Ответы детей: Банковский мостик.
Слайд 18
Экскурсовод:
Первый мост украшают фигуры львов, второй – грифоны. Кто такие грифоны?
Ответы детей: крылатые львы.
Банковский мост находится совсем недалеко от Невского проспекта. Он получил название Банковского, так как находится рядом с банком. А так как по древнегреческой мифологии грифоны являлись надёжными стражами кладов, именно их и выбрали в качестве декоративного оформления моста. Где же, как не в банке хранятся сокровища?
При входе на мост с каждой его стороны на массивных пьедесталах восседают по два грифона. Упираясь передними лапами в пьедесталы, они держат в своих пастях цепи моста. Позолоченные крылья и фонари над головой делают их особенными. Вы учили стихи про Банковский мостик. Прочитайте их.
Дети читают стихи:
Грифоны Банковского моста
У полукружия стены
Встают виденьем Ариосто
И видят сумрачные сны.
Одеты в снежные тулупы,
В сиянье золоченых крыл
Они увесистые крупы
Вписали в кружево перил.
Слайд 19
И над безмолвием канала
В колючем инее оград,
Где их зима околдовала,
Глазами мертвыми глядят.
Слайд 20
Игра « Каменный лев»
К нам кто-то стучится. Давайте посмотрим. Кто это?
Лев- грозный хищник. Но сегодня он очень добрый. Давайте с ним поздороваемся.
Здравствуйте, дети! Хотите поиграть со львом?
Правила игры: вы будете ходить по кругу, кого лев запятнает, тот изображает скульптуру льва.
Молодцы!
Льву пора в Африку.
Учитель: Продолжаем наше путешествие. Мы с вами подъезжаем к самой главной набережной нашего города. К Дворцовой набережной. Главная набережная Петербурга оправдывает своё название. Почему? Как вы думаете?
Ответы детей. Здесь находятся почти десятки крупных дворцов, в которых жили важные деятели русской истории 18-19вв.
Учитель: Самый главный дворец - Зимний. В Зимнем дворце есть очень красивые залы, где проходили балы. Я приглашаю Вас на танец. Солирует Васильева Таисия.
Слайд 21
Итак, Дворцовая набережная. Стихи читает Алина.
Алина
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен;
корабли
Толпой со всех сторон земли
К богатым пристаням
Стремятся.
Слайд 22
Мы с вами подъехали к Дворцовой пристани. Дворцовая пристань — парадный спуск к Большой Неве в Петербурге, созданный по проекту Карла Росси в первой четверти XIX века и декорированный статуями львов.
Львы появились на Дворцовой пристани в 1832 году, во времена царствования Николая Второго. И вот уже два века львы несут свою вахту напротив восточного флигеля Адмиралтейства.
Слайд 23
Учитель: А чтобы узнать, куда мы отправимся дальше, я вам предлагаю прочитать двустишие.
Дети хором читают:
Васильевский остров нам с детства знаком.
Приятны прогулки по Стрелке пешком.
Слайд 24
Экскурсовод: Мы находимся на Стрелке Васильевского острова.
Я вам прочитаю загадку, а отгадку вы назовите хором.
Хочешь измениться вдруг?
Не узнает даже друг,
Попадёшь ты в сказку,
Лишь оденешь …
Дети: МАСКУ
Учитель: А где можно увидеть маски?
Ответы детей: на карнавале в Новый год, в театре.
Экскурсовод: Мы сегодня с вами будем говорить об особенных масках.
Маскароны (маски) — рельефные изображения человеческих лиц или голов животных. Для нашего города они настолько привычны, что иногда мы их просто не замечаем. По некоторым данным в Петербурге их более 19 тысяч. Они смотрят на нас с фасадов домов, с замковых камней окон и дверных проёмов.
Среди масок животных преобладает царь зверей — лев. Льва, как символа защиты, власти, парадности, значимости располагали на фасадах государственных учреждений. Сразу найти эти очаровательные маски львов не совсем просто. Осенью вы ездили на Дворцовую пристань и искали эти маски. Где же их можно найти?
Ответы детей: Нужно спуститься по пандусам непосредственно к Неве и тогда вы сможете увидеть стену набережной, которая украшена масками львов с причальными кольцами в зубах.
Слайд 25
Учитель: Раньше они использовались для привязывания барж и лодок.
По преданию, автор шаров, Самсон Суханов вырубил их на глаз, без измерительных инструментов.
Слайд 26
С масками львов связана примета, что молодожены должны вместе подержаться за кольцо в день свадьбы– тогда брак обещает быть счастливым и крепким.
Экскурсовод: От пристани легко дойти до Исаакиевского собора, где нас ожидает автобус, а по пути мы остановимся у дома князя Лобанова – Ростовского и посмотрим еще одну пару львов.
Слайд 27
Львы возвышаются на прямоугольных гранитных постаментах по обеим сторонам лестницы.
Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые…
Учитель:
Один из львов опирается лапой на шар, круглый неустойчивый предмет, и поэтому вынужден все время бодрствовать. Ведь стоит ослабить внимание и шар выскользнет. Поэтому поза зверя, лапа которого покоится на шаре, обозначает, что это лев сторожевой.
А второй лев как будто играет: шар выскользнул, и лев кошачьим движением лапы, будто играя, хочет подкатить его на прежнее место.
Итак, львы. Лев — царь зверей, один из самых часто встречающихся символов храбрости и силы, власти и величия.
Слайд 27
А что вы ещё можете рассказать о львах?
Львиные фигуры во все эпохи были распространены практически во всех странах и на всех континентах.
Слайд
. В Древнем Египте даже ключи от храмов были сделаны в форме льва.
Слайд
Трон царя Соломона был украшен золотым львами.
Слайд
Многие государства изображают царя зверей на своих гербах и флагах. В геральдике лев обозначает благоразумие, твердость и стойкость. В античные и Средние века существовало поверье, что лев спит с открытыми глазами, и именно поэтому он и превратился в идеального стража. Что касается Петербурга, то с охранной функцией его львы справляются – более чем за 300лет ни разу неприятель не вошел в город.
Слайд
Наша экскурсия закончилась. Мы возвращаемся в школу. Положите перед собой маршрутные листы. Какое задание нужно выполнить?
Нужно соединить названия остановок с фигурами львов.
Дети выполняют задание
Рефлексия.
Учитель:
Кто готов выйдите к доске и покажите свою работу.
Дети выходят к доске.
Учитель:
Назовите маршрут нашей экскурсии.
Ответы детей:
Львиный мостик, Банковский мостик, Дворцовая набережная, стрелка Васильевского острова, дом Лобанова-Ростовского.
Учитель:
Что Вам особенно запомнилось?
А где бы вы ещё хотели побывать в нашем городе? Кому понравилась экскурсия, возьмите у меня геометрические фигуры и сложите пазлы.
А вот здесь находится подсказка.
Что у вас получилось?
Ответы детей.
Получились фигуры львов у дома Лобанова- Ростовского.
Экскурсовод:
В память о нашей поездке мы хотим Вам вручить вот такие открытки.
Дети вручают гостям открытки с фигурами львов.
Впереди нас ждёт много интересных путешествий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие: презентация «Город на Неве» к уроку окружаеющего мира
Учебно-методическое пособие: презентация «Город на неве» к уроку окружаеющего мира...
Учебно-методическая разработка Проект"Город в блокаде"
Проект состоит из 3-х частей: занятие, экскурсия, практическая часть. Расчитан на детей 2-го класса....
Методическая разработка. Проект "Города России"
Методическая разработка. Проект "Города России". Город Пушкин...
Методическая разработка. Проект "Города России"
Методическая разработка. Проект "Города России". Город Пушкин...
Методическая разработка "Мой город - Санкт-Петербург"
Презентация предназначена для занятий по истории Санкт-Петербурга...
учебно- методическая разработка "Колпино- город воинской славы"
История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – лю...
План-конспект внеурочного занятия "Львы стерегут город"
План-конспект внеурочного занятия "Львы стерегут город"...