Конспект урока литературного чтения по теме "Куликовская битва".
план-конспект урока (3 класс)

Кирсанова Надежда Николаевна

Данный урок разработан для 4 класса в соответствии с УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»

Урок литературного чтения по теме «Куликовская битва»

(4 класс)

УМК  « Перспектива»

Подготовила:
Кирсанова Надежда Николаевна, учитель начальных классов

первой квалификационной категории.

                                                            Тамбов

2019 год

Тема: Куликовская битва.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель: познакомить с произведением «Куликовская битва», с Дмитрием Донским как исторической личностью; учить понимать исторические произведения о Родине.

Задачи:

Образовательные:

 пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

Развивающие:

помочь учащимся самостоятельно изучить некоторый материал;

Воспитательные:

 помочь активно воспринимать изучаемый материал, прививать любовь к истории Родины;

УУД

Личностные:

осознание смысла учения, важность изучаемого материала;

умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные:

• формирование умения выполнять свои действия  по образцу (правилу);

• формирование  умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Познавательные:

• формирование умения строить доказательства, развитие мышления и внимания;

• развитие  умения анализировать и обобщать полученные знания.

Коммуникативные:

• формирование умения работать у доски;

• развитие умения высказывать  свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение», 4кл., 1 ч., Л.Ф. Климанова., Л.А. Виноградская. Москва «Просвещение» 2014г., творческая тетрадь.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие  вглубь веков. Путешествие длится целый урок. На нашем пути встретятся препятствия и интересные задания.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на активизацию урока.

2.Актуализация и пробные учебные действия

Ребята, обратите внимание на доску. На ней надпись: «2018 год – год Российской истории».

Почему именно 2018 год?

Я вам немного подскажу. (Вывешиваю на доску дату 862)

Число 862 вам о чем-нибудь горит?

В 862 году Русь стала государством под управлением князя Рюрика.

Подумайте, и ответьте на вопрос.

Сколько лет прошло между этими двумя датами?

Эту дату мы отмечаем в этом году.

Замечательно!

 

Нет.

1156 лет.

3.Выявление места и причины затруднения

Чтобы отмечать эту дату истории, историю нужно изучать. (Открывается крыло доски – за ним: даты, имена, события, напечатанные на бумаге одного цвета, но расположенные в хаотичном порядке).
Перелистаем страницы истории. Но я вижу, что страницы перепутались. Составьте из них хронологическую цепочку.  

862 год – Рюрик – Новгород
1240 год – Александр Невский – Нева – шведы
1242 год – Чудское озеро – крестоносцы
1238 год  – Батый – татаро-монгольское нашествие

(События будут расставлены в хаотичном порядке)

Какое имя мы пропустили? 
Как вы думаете, какое имя будет следующим? 
Хорошо!

Какая же родственная связь была между Александром Невским, Иваном Калитой и Дмитрием Донским?

Замечательно!
Обратите внимание, что эти люди не имели фамилии, но мы их знаем по прозвищам, которые получены ими заслуженно.

Выходит один ученик и пытается составить хронологическую цепочку, если же у него это не получается, помогает весь класс коллективно.

Иван Калита.

Дмитрий Донской.

Александр Невский – дед Ивана Калиты, Иван Калита  – дед Дмитрия Донского.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Ребята, так какую же цель мы сегодня поставим перед собой?

Замечательно!

А еще?

Молодцы!

Посмотрите, на слайд. (На слайде выведены портреты Дмитрия Донского в княжеской и военной одежде).

Откуда мы раньше могли слышать это имя? Откуда мы можем получить информацию о нем?

Да, совершенно верно!


Познакомиться с Дмитрием Донским, как с исторической личностью.

Познакомиться с произведением «Куликовская битва»

Ответы детей.

Из интернета, фильма, песни, энциклопедии, от учителя.

5.Реализация построенного проекта

Начнем с учебника. Откроем стр. № 70 и прочитаем один важный факт.

Замечательно!

Вы внимательно читали, поэтому сможете ответить на несколько вопросов.

1) Когда же русское и татарское войско сошлось?

2) Почему Дмитрий был назван Донским?

3) С кем неразрывно связано имя Дмитрия Донского?

Молодцы!

Дети открывают учебники.

1) 8 сентября 1380 г.

2) За победу в сражении на Куликовском поле, за Доном.

3) С именем великого русского святого Сергия Радонежского.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

А теперь, обратим внимание на стр. № 71 и начнем знакомство с произведением «Куликовская битва»

Начнем читать по цепочке. (Далее я останавливаю последнего читающего ученика и продолжаю читать сама).

Ребята, что вы узнали из прочитанного? Давайте с вами проведем викторину.

За правильные ответы я буду давать звёздочки.

1) Почему Мамай захотел разорить Светлую Русь?

2) Какое войско он набрал? Какие были у него воины?

3) К кому Дмитрий Иванович поехал посоветоваться, как ему быть?

4) Что предсказал Сергий Радонежский Дмитрию Донскому?

5) Наше войско вышло из Москвы, добралось до Коломны и двинулось на…

6) Кого дал Сергий Радонежский в помощь Дмитрию Донскому?

7) Кем они был изначально, прежде чем укрыться в монастырь?

8) Как их звали?

9) До куда донесся шум боя?

10) Какой народ возвращался с Куликова поля?

Молодцы! Внимательно читали и слушали произведение! А теперь, пришло время немного отдохнуть.

Встаем.

Физкультминутка ( на экране)

Садимся.

Дети читают.

Ответы детей.

1) Потому что, царь Золотой Орды решил, что ему мало дани.

2) Неисчислимое войско, воины были монгольские, кавказские, татарские, итальянские.

3) К старцу.

4) Победу.

5) На Дон.

6) Двух монахов.

7) Воинами.

8) Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

9) До дубравы.

10) Русский народ.

Дети встают.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Пришло время поработать самостоятельно.

Поразмышляйте, пофантазируйте и нарисуйте сюжет победы великого русского народа на Куликовском поле.

Рисуют.

8.Включение в систему знаний и повторений

Представим, наши работы в виде выставки. (Каждый ученик выходит и прикрепляет магнитом свой рисунок на доску).

Ребята, вы такие молодцы!

Выходят к доске.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

Вы все очень хорошо сегодня потрудились.

Какая же тема нашего урока?

Ребята, мы достигли поставленной цели?

Замечательно!

В чем заслуга Дмитрия Донского?

У вас на столах лежат листочки для того, чтобы вы оценили свою работу на уроке.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0247/00030f86-9cfc14c1/hello_html_mfad71c4.gif

Домашнее задание: Пересказ произведения «Куликовская битва»

Выставление оценок.

Урок окончен.


Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Да.

Он одержал победу над царем Золотой Орды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...