Адаптация первоклассника к процессу обучения в свете требований ФГОС.
статья (1 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация первоклассников. Проблемы адаптации учащихся. | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация первоклассников к процессу обучения
в свете требований ФГОС.
Учитель, вдохнови меня на
творчество".
Ш.А. Амонашвили.
Адаптация-это перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. " Адаптация"- "adaptatio" прилаживание, приспособление, термин ввёл (немецкий психолог) А. Уберт.
В настоящее время эта проблема преемственности между ступенями образования очень актуальна. В начальной школе каждый учитель сталкивается с этой проблемой в начале первого года обучения. Основной целью которого было создание наиболее оптимальных условий для безболезненного вхождения учащихся в школьную жизнь. Ещё в 70- е годы прошлого столетия выдающийся психолог Д. Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух "формаций" эпохи детства - дошкольного и младшего школьного возрастов. Учёный считал,что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь, обучаясь в едином культурно- образовательном пространстве. Эта проблема существовала во все времена .
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребёнка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребёнка напряжённого умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного тела, удержание правильной рабочей позы.
Обучение первоклассников начинается с адаптационного периода, к организации которого предъявляются сегодня новые требования в соответствии с ФГОС и Сан Пином. Адаптация в 1 классе - особый и сложный период в жизни ребёнка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребёнок, изменяется уклад его жизни. Значение этого периода вхождение в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность, овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребёнка, его отношение к школе и к учению. В связи с введением ФГОС проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, так как стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Первый год обучения определяет порой всю последующую жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии. Начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Многие дети плачут, не отпускают своих родителей, не слушают учителя. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Особенно утомительна эта нагрузка на шести - семилетних детей.
Приспособление (адаптация) происходит не сразу. Каждый день кропотливого труда учителя необходим для успешной адаптации. Многим детям требуется больше времени не только неделя, месяцы и даже больше времени требуется для того, чтобы освоится в школе по - настоящему. Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае бывает различным. Состояние здоровья первоклассников - это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, которые и определяют во многом успешность не только первого года обучения, но и дальнейшего школьного периода.
У каждого учителя начальной школы всегда тревожно бьётся сердце, когда дети приходят в первый класс. Учитель с тревогой думает о том, как пройдет адаптация детей в классе. Учитель прикладывает все свои возможности, опыт работы для того, чтобы адаптация первоклассников прошла успешно. Это очень важно для каждого учителя. В своей работе я стараюсь первым долгом, чтобы меня полюбили дети, а потом делаю первые шаги к требованиям школьной жизни и началу учебного процесса. Именно это и помогает мне в своей работе.
Специалисты выделяют несколько степеней адаптации :
● Лёгкая адаптация: ребёнок активен. внешних изменений нет, сдвиги в поведении нормализуются в течении 1 -2 дня, два -три месяца 50 - 60 % первоклассников.
●Средняя адаптация: в течении всего периода настроение может быть неустойчивым, может наблюдаться отсутствие аппетита, кратковременность. беспокойство сна. Этот период длится 20-40 дней или до полугода 30 % детей.
●Тяжелая адаптация: длится от двух , 6 месяцев, года - 15 % первоклассников. Ребёнок болеет, теряет в весе, появляются привычки: грызение ногтей, сосание пальцев, плаксивость, не хотят слушать учителя , зовут маму и т д...
● Очень тяжёлая адаптация : около полугода и более. Ученик не может смириться с режимом школьной жизни, ему нужен психолог. Он с трудом переносит нагрузку.
Три уровня адаптации детей к школе.
Высокий уровень
● ребёнок положительно относится к школе.
●требования воспринимает адекватно.
● учебный материал усваивает легко.
● занимает благоприятное статусное положение.
Средний уровень
● ребёнок положительно относится к школе.
● требует контроля.
● сосредоточен по интересу
● дружит со многими детьми в классе
Низкий уровень
● ребёнок относится к школе отрицательно , безразлично
●преобладает плохое настроение
● нарушает дисциплину
● требует контроля и помощи
● близких людей ( друзей, подруг) в классе не имеет
Признаки успешной адаптации.:
● ребёнок легко справляется с программой
● удовлетворённость процессом обучения
● степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попытки выполнить задание самому
● удовлетворённость. межличностный отношениями - с одноклассниками и учителем.
Психологи указывают на то, что для многих первоклассников и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась ещё личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения . признавать школьные обязанности. некоторые первоклассники с высоким уровнем интеллектуального развития с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.
В нашей школе созданы все условия для успешной адаптации первоклассников. Учителя прикладывают максимум внимания и сил для успешной адаптации детей. Все первые классы учатся в первую смену. Для лучшей адаптации детей 1-х классов введён постепенный режим увеличения нагрузки. Уроки длятся 30 минут, а со второго полугодия 40 минут. На уроках я применяю игровую форму, включаю в план работы различные экскурсии, домашние задания не задаю. Встречаются родители, которые просят, чтобы было задано домашнее задание, но здесь свою работу я строю на беседах с родителями, которым приходится объяснять о нормах СанПин, о щадящем режиме обучения первоклассников. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классов осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. Здоровье ребёнка. его социально- психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой , в котором он живёт. В оздоровительных целях и для успешной адаптации в нашей школе составлено расписание уроков. Все дети питаются в столовой, питание горячее, витаминизированное. На уроках применяют здоровье -сберегающие технологии : физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, смена видов деятельности, артикуляционная гимнастика, игры, релаксацию и технологию эстетической направленности, беседы о здоровье. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни - одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Задача каждого учителя приложить все усилия, чтобы ученик хотел учиться, полюбил школу, учителя, не просто должны вести уроки в чистом классе, следить за осанкой и проводить физминутки, но и создать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть по ФГОС подход к сохранению здоровья ребёнка и обеспечение его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным. затрагивающим множество аспектов. Очень большое внимание имеет микроклимат в классе, ведь ребёнок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя, его доброта и ласка, друзья - одноклассники.
Для учащихся оздоровительно- профилактическая работа проводится по следующим направлениям:
● классные часы по темам " Здоровое питание", " Режим дня первоклассника"," Будем здоровы". Кроме всего этого по новым стандартам предусмотрена внеурочная деятельность, которая проходит по пяти направлениям : спортивно - оздоровительное, духовно - нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное. После уроков у детей внеурочная деятельность. Это посещение учащимися кружков. Внеурочные занятия позволяют проследить связи между различными дисциплинами, развивают у детей мышление, память, вовлекают детей в активный процесс обучения и воспитания. Наша школа участвует в проекте "Разговор о правильном питании". Работа в этом проекте позволяет проводить беседы о правильном питании с детьми и родителями. Мы выполняем маленькие проекты с детьми о правильном и здоровом питании. Это тоже способствует сплочению коллектива класса.
Успехи в обучении во многом зависят от качества знаний и умений и навыков, сформированных в дошкольном детстве и развития умственных способностей ребёнка. В школе образовательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка.
Ведь не зря сказал великий педагог Сухомлинский " Успех в учении - это тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонёк желания быть хорошим".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
Адаптация- естественое состояние человека, проявляющаяся к приспособлении к новым условиям жизни , новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям. От успешной адапптац...
Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"
Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения...
"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке
Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...
Современные средства обучения русскому языку и развитие речи обучающихся начальных классов в свете требований ФГОС
Что в современном мире может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет и настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к обучению русском...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»
Человек родился. Много фаз существует в процессе человеческого развития. Но встает вопрос, где наиболее сложный и уязвимый период? Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прек...
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»
Человек родился. Много фаз существует в процессе человеческого развития. Но встает вопрос, где наиболее сложный и уязвимый период? Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прек...
Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении
Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС. Актуальность системно-деятельного подхода в обучении Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым...