Работа по развитию речевого аппарата дошкольников и младших школьников
методическая разработка (1 класс)
Методические рекомендации по развитию речевого аппарата у дошкольников и младших школьников на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_razvitiem_rechevogo_apparata_mladshih_shkolnikov.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаева Н.А.
Как я работаю над развитием речевого аппарата дошкольников и младших школьников
Методические рекомендации для педагогов ДОУ и учителей начальных классов
Барнаул, 2008г.
В раннем детстве толчком для возникновения речи являются непосредственно воспринятые ребенком слуховые раздражения: он слышит звуки и тут же пытается их воспроизвести. Он сопоставляет их с первоначально воспринятыми, отмечает разницу (ошибку) и тут же снова пытается подражать. Осуществляется новая проба, но при этом изменяется цепь мышечных сокращений. Так происходит подстраивание слуховых органов под слышимые звуки, налаживается координация между слухом и голосом – ребенок учится говорить. Во время этого процесса составляются и закрепляются условно-рефлекторные связи, которые при многократных повторениях превращаются в динамические стереотипы, лежащие в основе голосовых навыков [1]. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Речь развивается в подражании, поэтому большая роль отводится взрослым, окружающих ребенка, их четкой грамотной речи.
К 6-7 годам ребенок обычно хорошо произносит все звуки родного языка, имеет достаточный, активный словарь, и практически овладевает грамматически правильной речью. Он отчетливо произносит различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. В их образовании принимают активное участие три отдела речевого аппарата:
- Энергетический (дыхательный) – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань;
- Генераторный (голосообразующий) – гортань, с голосовыми связками и мышцами;
- Резонаторный (звукообразующий) – полость рта и носа.
В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат.
Самыми активными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее активную работу и формируют каждый звук речи.
Основой обучения грамоте служит звук, на уроках и занятиях проводится звуковой анализ слов и слогов, звуковой синтез слов, анализ звуков, их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.
Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы принадлежит анализу и синтезу самих звуков, наблюдение над положением и движениями органов речевого аппарата в момент произношения звука (анализ) и приведению в нужное положение собственных органов речи с целью произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез). В первом классе используется упрощенная методика артикуляционного анализа и синтеза путем показа и подражания. При систематической работе такой прием дает хорошие результаты.
На основе систематической артикуляционной работы развивается дикция, т.е. произношение, степень отчетливости в произношении слов, звуков речи. это чрезвычайно важно и для обучения грамоте, и для выразительного чтения, и для орфоэпии, и для формирования орфографического навыка.
Хорошая дикция зависит от гибкости речевого аппарата, поэтому упражнения в развитии дикции направлены, во-первых, на развитие его гибкости
Учитель начальных классов, начиная работу с 6-7 летними детьми, часто встречается с дефектами речи. Это мешает ребенку адаптироваться в классе, активно включиться в общение, свободно и уверенно чувствовать себя в школе, активно включаться в общение. Коррекция звуков, выработка четкости артикуляции – следующая из целей данной работы.
В-третьих, во время речи нужно учить детей правильному дыханию, «говорим на выдохе, чем длиннее выдох, тем больше слов можно произнести». Ежедневная работа со скороговорками, постановка правильного дыхания при говорении, дыхательная гимнастика помогают снимать воспалительные процессы горла.
Некоторые дети обнаруживают застенчивость, особенно в тех случаях, когда они не выговаривают чисто какие-либо звуки. В случае хорового произношения снимается не только страх перед трудными звуками, но и перед говорением вообще.
Ежедневно начиная свой рабочий день с активной работы над развитием речевого аппарата детей, учитель должен ставить перед собой следующие цели:
- Готовить к работе речевой аппарат ученика и учителя;
- Развивать фонематический слух каждого ученика;
- Уточнять и постепенно коррегировать артикуляцию звуков детей;
- Способствовать снятию страха перед произнесением громоздких и трудных слов;
- Организовывать специальную гимнастику дыхательного, голосообразующего и звукообразующего отделов, что является профилактикой простудных заболеваний горла ученика и учителя;
- Работать над памятью речедвигательных мышц;
- Обеспечивать благоприятный эмоциональный тонус каждого участника учебного процесса;
- Приобщать детей к поиску материала для развития речевого аппарата.
Особенностью работы учителя начальных классов над подготовкой речевого аппарата детей является одновременное включение в говорение всех ребят в течение 2-3 минут на каждом уроке чтения. Отсюда учителю надо играть роль дирижёра, т.е. человека, умеющего показать образец говорения, способного вычленять нужный звук в скороговорке, выделять его интонационно, заинтересовать красотой, скоростью говорения. Жест учителя – точный, выразительный – помогает почувствовать темп говорения, ритм, абсолютное совпадение звука и жеста.
Занятия с детьми нужно проводить весело, с улыбкой, играя, чередуя темп, ритм, силу голоса, организуя соревнование между детьми и собой («Кто может как я? Кто догонит меня? Кто скажет тише меня? Кто скажет медленнее меня?») и т.д. Дети с удовольствием соревнуются с учителем, одновременно подражают ему, реализуя поставленные цели. Старшие дети могут помогать учителю в поиске материала для скороговорения.
Систематическая работа над развитием речевого аппарата способствует увеличению скорости не только говорения, но и чтения, что сказывается на успеваемости детей.
В школу приходят дети с разным словарным объёмом, от 3 до 7 тысяч. Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем направлениям: словарная работа,(лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень), работа над связной речью (уровень текста). Первоклассники, особенно шестилетки, нуждаются в занимательных доступных видах объяснения новых слов. С помощью скороговорок, считалок, потешек, загадок эта работа осуществляется более, живо и интересно. Скороговорки помогают активизировать (использовать в своей речи) новые слова, произносить их орфоэпически правильно, а также работать над буквенным составом слова и его написанием.
Огромную роль в развитии связной речи играет элемент творчества. В системе упражнений со скороговорками дети учатся передавать разные эмоции, «говорить как испуганная мышка, как большой и страшный медведь, как грустная принцесса и т.д.» - все это варианты речи эмоциональной, образной. Нередко первоклассники пытаются и сами сочинять скороговорки или участвуют в поиске новых интересных скороговорок.
Подготовив к работе речевой аппарат, учитель и ученик говорят уверенно, не боятся сложных звукосочетаний, слов, предложений, получают заряд бодрости уверенности, хорошего настроения.
Эту работу рекомендуется проводить в системе, на каждом уроке чтения в течение 2-3 минут.
Приложение 1
Занятие 1
Цели занятия:
- Знакомить с понятиями «речевой аппарат», «скороговорка»;
- Готовить к работе речевой аппарат ученика и учителя;
- Развивать фонематический слух каждого ученика;
Деятельность учителя | Деятельность детей |
- Ребята, закройте глаза, спрячьте лицо, постарайтесь понять, что я делаю. - Тррри соррроки таррраторррки тарррраторррили на горррке. - Откройте глаза. Что я делала? - Как вы узнали, что я делала? - Что есть у каждого из нас, чтобы слушать? 2. Закройте уши, смотрите на меня. (Говорю: - Тррри соррроки таррраторррки тарррраторррили на горррке.) - Откройте уши, что я сейчас делала? - Как вы узнали, что я говорила? - Что есть у каждого из нас, чтобы видеть? 3. повторите медленно за мной скороговорку… - Тррри соррроки таррраторррки тарррраторррили на горррке. - Что мы делали? -Что есть у каждого из нас, чтобы говорить? Вывод: верно ребята, все это принято называть речевым аппаратом. А чтобы говорить уверенно, смело и понятно, нужно научиться управлять своим голосом, каждый день готовить к работе свой речевой аппарат. И главными помощниками в этой подготовке будут скороговорки. 4. - Кто из вас знает, что такое скороговорка? Почему её так называют? - Хотите научиться говорить также как я? (Показываю образец говорения на очень большой скорости) -Для того чтобы научиться говорить скороговорку так, нужно научить себя слушать и слышать, смотреть и видеть, правильно дышать и говорить. - Чему каждый из вас хочет учить себя?
- Медленно говорим скороговорку, запоминаем текст на слух: - Трри соррроки … /3-4 раза/; - Закройте глаза и каждый в темноте шепотом говорите скороговорку 3-4 раза: - Выделяйте звук [ррр] как я… - Откройте глаза, говорим скороговорку без звука… - Говорим шепотом, постепенно увеличивая силу звука… - Говорим, постепенно увеличивая силу говорения… - Скороговорку говорим столько раз, сколько позволяет выдох… -Следим за посадкой: плечи опущены, мышцы спины живота, груди подняты, руки легко лежат на поясе, - берём дыхание – на выдохе говорим скороговорку, помогая себя рукой, двигаем рукой вверх, / показывает учитель/ - КАКИЕ ВЫ МОЛОДЦЫ! А кто хочет попробовать догнать меня в чтении скороговорки? В ходе всей работы учитель наблюдает за произношением звука [р]. Некоторым детям трудно произносить скороговорку вслух, их надо выслушивать по секрету.
- Чему каждый учил себя? - Кому было трудно? - Что было интересно? - Чему каждый будет учить себя на следующем занятии? | -говорила -слушали -уши -говорила -видели -глаза -говорили -глаза, уши, язык, нос, гортань… (детские высказывания) -Да! - Говорить как учитель, готовить речевой аппарат… |
Занятие 2
Цели занятия:
- Готовить к работе речевой аппарат ученика и учителя;
- Работать над памятью речедвигательных мышц;
- Организовывать специальную гимнастику дыхательного, голосообразующего и звукообразующего отделов.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- «Пррроворрронила ворррона воррроненка» - говорим медленно, запоминаем текст /2-3 раза/ - Попрыгаем на звуке [ррр] язычком /звук и рука, звук и жест/, 3-4 раза. - Говорим шепотом, «в темноте», 3-4 раза. - Шепотом, друг другу. - Только мышечно, без звука, вместе со мной. - Вместе со мной, увеличивая силу звука. - увеличиваем скорость, звук [р] слышим – можем поскакать на нем, как на лошадке. - убираем паузы, говорим без пауз, 3-4 раза с учителем, на одном дыхании. - Попробуйте догнать меня! (Необходимо быть очень внимательными к детям с дефектами речи. Они читают скороговорку по одному и только «по секрету». Чтобы работа учителя излишне не настораживала, учитель слушает разных детей, включая обязательно и ребят с дефектами речи. Этим детям нужно уделять особое внимание в поиске позиции звукового образования, чаще показывать образец говорения).
-Говорим, слушаем, попрыгаем на звуках [р], [р']. -шепотом, «в темноте», закрыв глаза; -шепотом, друг другу; -со мной без звука; -усиливаем голос; -увеличиваем скорость; -работаем на одном дыхании /3-4 раза/; - попробуйте сказать так быстро, как сможете; -Порадуйте класс, прочитайте скороговорку! -СПАСИБО ДЕТИ! | - слушать и слушать; -говорить и видеть; - правильно и быстро говорить; - готовить речевой аппарат. -Три сороки… |
ЗАНЯТИЕ 3.
Цели занятия:
- Развивать фонематический слух каждого ученика;
- Работать над памятью речедвигательных мышц;
- Развивать способность к рефлексии.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Ввожу скороговорку: - Шшшесть мышшшат в шшшалашшше шшшуршшшат. -Говорим медленно, слушая каждый звук, выделяем голосом звук [ш] /3-4 раза/. -Говорим шепотом, слушаем, стараемся почувствовать, где образуются звуки (глубоко). -Попробуем продвинуть звуки вперед. - Ещё ближе к губам. -Искусственно смягчим звук [ш'] и ещё продвинем его к губам, говорим шепотом 2-3 раза. -В темноте, «сами с собой», 2-3 раза. - Друг другу шепотом. - Только мышечно, без звука со мной 2-3 раза; позицию не менять все время, в каждом случае стараться чувствовать звук [ш']. - Усиливаем голос /2-3 раза/. - Увеличиваем скорость, по движению моей руки. -Говорим так быстро, как сможем. - Попробуем сказать скороговорку как артисты: с удивлением, восторгом, с испугом, с радостью! -СПАСИБО ДЕТИ!
- Попробуем попрыгать на звуке [р]: «Трри соррроки…» -Послушаем себя в темноте /3-4 раза/. -Скажем друг другу 3-4 раза. -По движению моей руки так же быстро, как я. -Говорим шепотом, усиливаем звук постепенно до очень сильного и снова доводим до шепота. - Проговаривая, догоните меня. -На одном дыхании /2-3 раза/. -Кто хочет сказать вслух?
-догоните меня, говорите на одном дыхании; -Порадуйте друг друга чтением скороговорки по выбору. - Что получается? Что было трудно? -СПАСИБО ДЕТИ! | «Трри соррроки…» «Пррроворррронила воррррона…» |
ЗАНЯТИЕ 4
Цели занятия:
- Работать над памятью речедвигательных мышц;
- Учить детей интонационно выделять звуки, слова, развивать выразительность речи.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Я предлагаю вам выучить новую скороговорку: «Щщщёткой чищщщу я щщщенка, щщщекочу ему бока». -Говорим медленно, протягиваем каждый звук [щ], слушаем его, слушаем мышечно, вслушиваемся в звучание, запоминаем скороговорку. -каждый говорит «в темноте», слушает только себя /3-4 раза/; -говорим без звука, со мной /2-3 раза/; -шепотом, со мной /2-3 раза; -шепотом друг другу /2-3 раза/; -по движению моей руки, с усилением звука; - по движению моей руки, с увеличением скорости; -выстроим вопросительную интонацию, начиная с первого слова и до последнего: «Щщщёткой…?» «Щщщёткой чищщщу…?» «Щщщёткой чищщщу я…?» «Щщщёткой чищщщу я щщщенка…?» «Щщщёткой чищщщу я щщщенка, щщщекочу…?» «Щщщёткой чищщщу я щщщенка, щщщекочу ему…?» «Щщщёткой чищщщу я щщщенка, щщщекочу ему бока…?»
-Проговорите их, кто как может. -Порадуйте класс чтением скороговорки по выбору.
-Что было трудно? -Интересно ли было? -Проговорите скороговорки со своими друзьями дома. | -готовить речевой аппарат к работе; -правильно говорить; -быстро говорить. |
ЗАНЯТИЕ 5
Цели занятия:
- Готовить к работе речевой аппарат ученика и учителя;
- Учить детей говорить в группе, слушать группу;
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
-С какой скороговорки нам лучше начать работу? -Слушаем самый главный звук в скороговорке, медленно проговариваем, стараемся услышать звук мышцами. -Говорим «в темноте» /3-4 раза, учитель говорит вслух/. -Проговариваем друг другу /3-4 раза/. -учимся слушать свою группу: Дети 1 ряда: начинают говорить по движению моей руки, с заданной скоростью, пока я их не остановлю; Дети 2 ряда вступают по знаку моей руки и продолжают с моей скоростью, слушая только ребят своего ряда. Дети 3 ряда вступают по знаку моей руки и говорят, пока я не остановлю. Останавливаю всех: -Стоп! Кому удалось слышать свою группу?
-Слушаем себя «в темноте»; -слушаем друг друга; -слушаем свою группу; -Сначала работаем шепотом, не теряя звук [р], упругий, сильный, затем усиливаем звук, увеличиваем скорость, далее говорим на одном дыхании, говоря, догоните меня.
Чему каждый учил себя? Что получалось? Что было трудно? Было ли интересно? | Дети предлагают изучаемые скороговорки. Дети говорят последнюю скороговорку. |
ЗАНЯТИЕ 6
Цели занятия:
- Развивать фонематический слух каждого ученика;
- Работать над памятью речедвигательных мышц;
- Развивать способности к интонированию и выразительность речи.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
-Проговорите про себя известные вам скороговорки: -скажите их «в темноте»; -скажите их друг другу; -проговорите классу по выбору.
-Говорим медленно, выделяем главный звук, слушаем его, вслушиваемся, вместе с учителем /3-4 раза/; -скажите себе /3-4 раза/ «в темноте»; -говорим беззвучно, вместе со мной; -постепенно усиливаем силу звука; -увеличиваем скорость, чуть-чуть, не теряя упругости звука; -уделяем внимание слову «сшиб»: почувствуем разницу в образовании звуков [ссс] и [шшш], быстрый и точный переход от звука [с] на звук [ш]; -работаем по движению моей руки, с моей скоростью, вслушиваемся в образование и произношение звуков; - не торопимся увеличивать скорость, ищем позицию, приближаем звуки к губам; - ищем вопросительную, испуганную, восторженную интонацию; - попробуем сказать на одном дыхании два раза, не увеличивая скорости /по движению моей руки/;
-Что удалось? -Что было трудно? -Что помогало преодолеть трудности? | Вспомним скороговорку. Будем говорить скороговорки, чтобы приготовить речевой аппарат и т.д. |
ЗАНЯТИЕ 7
Цели занятия:
- Организовывать гимнастику дыхательного, голосообразующего и звукообразующего отделов;
- Развивать фонематический слух каждого ученика;
- Развивать слуховую память.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
-Говорим медленно, слушаем, вслушиваемся в себя /3-4 раза/; -шепотом, сами себе; -шепотом, друг другу; -без звука, со мной, ищем позицию, приближаем звук к губам; -усиливаем звук; -увеличиваем скорость, не теряя упругости звуков; -говорим на одном дыхании, кто сколько сможет; -Попробуйте сказать так же быстро, как я! -Попробуйте сказать быстрее меня! -Порадуйте всех чтением скороговорки!
-«Тррри соррроки…» -«Пррроворрронила ворррона…» -«Шшшесть мышшшат…» -«Щщщёткой чищщщу…» -Какая из скороговорок вызывает затруднение? Работая над скороговоркой указанной ребятами, над выбором позиции, учимся слышать звук мышцами, работаем над силой звука от шепота до нужной громкости и от громкости до шепота, скорость от самой медленной, до предложенной учителем, убираем паузы. Учимся держать мышцы живота, груди, спины, говорим на выдохе, кто сколько сможет.
-Чему учил себя каждый? -Что удалось? Что не получалось? | -Скороговорки! -Вспомним скороговорку, которую учили вчера! -«Саша шапкой шишку сшиб» |
Приложение 1
Скороговорки, которые постепенно включаются в работу,
а изученные, отрабатываются из урока в урок.
Первый этап (начальный)
- Три сороки тараторки тараторили на горке.
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Слишком много ножек у сороконожек.
- Шесть мышат в шалаше шуршат.
- Мама Милу мыла с мылом, Мила мыло не любила.
- Белые бараны били в барабаны.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Филипп к печке прилип.
- На горе Арарат вырос крупный виноград.
- Валя на проталинке промочила валенки, валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
Второй этап
- Саша шапкой шишку сшиб.
- Раз дрова, два дрова, три дрова.
- Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля высохла и сдохла.
- Сеня в сени сено нес, щекотало щёки, нос.
- Петр Петру пёк пироги.
- Проворонила ворона вороненка.
Третий этап
- Уточка-вертихвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.
- Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.
- Змея шипит, а жук жужжит.
- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушки.
- Уля к дому мчится пулей, вслед за ней – пчелиный улей, Улю улей не догнал, успокоился, отстал.
- Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли. Но щенок породы колли убежал от Поли в поле.
- Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.
- На реке поймали рака, из-за рака вышла драка. Это Леша забияка снова в реку бросил рака.
- Тридцать три вагона в ряд тараторят, тараторят, тараторят, тарахтят.
- Архип осип, Осип охрип.
Четвертый этап
- Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Скрепи скрепки крестиком!
- Клапан плакал, клапан капал.
- Трамвай травмировал троллейбус.
- Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
- У щучки – чешуйки, у чушки – щетинки.
- Оса на ноги боса и без пояса.
- Дятел дерево долбит, день-деньской кору дробит, дятел лечит старый дуб, добрый дятел дубу люб.
- Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком, чиж с чижихой и чижонком, стриж с стрижихой и стрижонком.
Список литературы
- М.Р. Львов «Методика обучения русскому языку в начальных классах», Москва, Просвещение, 1987г.
- Л.Д. Лищинская «Работа над развитием речевого аппарата», Барнаул, АКИПКРО, 1991г.
- М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» Москва, Просвещение, 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Программа формирования и развития познавательной активности дошкольников и младших школьников"
Программа развития профессиональной компетентности...
Диагностика и развитие внимания у дошкольников и младших школьников
Данная работа позволяет ознакомиться с теоритическими определениями внимания, как психического процесса. В работе представлены игры и упражнения, направленные на развитие внимания у младших школьников...
Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...
Коррекционная работа по развитию произвольности старших дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения
Коррекционная работа по развитию произвольности старших дошкольников и младших школьников с нарушениями поведения...
План коррекционно-индивидуальной работы по развитию мелкой моторики рук у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методическая разработка по развитию мелкой моторикирук....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики дошкольников и младших школьников"
Точность движений пальцев рук ребёнка имеет важное развитивающее значение для ребёнка.Регулярные упражнения на развитие мелкой моторики улучшают память, умственные способности, снимают эмоциональное н...
Развитие внимание у дошкольников и младших школьников (3-10 лет)
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего м...