Участие в проведении зональной августовской педагогической конференции
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Выступление на секции учителей начальных классов и учителей математика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и приемы формирования УУДна уроках математики | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
на тему:
«Методы и приемы формирования УУД на уроках математики».
Автор:
учитель начальных классов
Батырева Любовь Борисовна
2018 год
ВСТУПЛЕНИЕ
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики .
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС она существенно возрастает . Теперь в начальной школе учитель должен не только дать ребёнку знания , но и привить две группы новых умений:
Во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться.
Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.
Что такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Это известно вам, уважаемые коллеги.
Например, уже на первых уроках перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения.
В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Какие УУД нам известны:
Универсальные учебные действия:
• коммуникативные;
• познавательные;
• регулятивные;
• личностные.
Что собой представляет каждый из них:
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Это, как правило :
• Целеполагание
• Планирование
• Прогнозирование
• Контроль
• Коррекция
• Оценка
• Саморегуляция
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями.
• Самоопределение
• Смыслообразование
• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
• Общеучебные универсальные действия
• Логические универсальные действия
• Постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: в этом плане я развиваю у учащихся умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Чтобы успешно формировать коммуникативные действия , я тщательно продумываю :
• Планирование
• Постановку вопросов
• Разрешение конфликтов (если возникнут)
• Контроль, коррекцию действий учащихся
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Далее я остановлюсь на возможностях формирования УУД на уроках математики в начальных классах. Поделюсь методами и приемами формирования УУД
Цель начального курса математики – обеспечить предметную подготовку обучающихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения УУД в процессе усвоения предметного содержания.
Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения УУД.
Учебный предмет «Математика» , на мой взгляд, имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить. Здесь нужен именно творческий подход, использование инновационных технологий , создание условий для реализации поставленных целей.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий, которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Поэтому в процессе изучения математики особое значение придаю знакомству с математическим языком, формирую речевые умения: учу детей высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказывать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи.
1. Коммуникативные УУД формируются, когда:
‐ ученик учится отвечать на вопросы;
‐ ученик учится задавать вопросы;
‐ ученик учится вести диалог;
‐ ученик учится пересказывать сюжет;
‐ учащихся учат слушать – перед тем или иным этапом урока я обычно говорю: «Слушаем внимательно». И это дает результаты.
Изучение математики способствует :
- формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
- ориентации на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;
- развитию интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
Основной задачей на уроках математики, в сфере личностных УУД, считаю действие смыслообразования, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;
2.Личностные УУД формируются, когда:
‐ учитель задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
‐ учитель способствует возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно задаю такие вопросы : «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Формирование регулятивных действий, которые обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности., стараюсь проводить в форме игры. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала постепенно формирую у учащихся умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий, а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для её последующего решения.
Огромное значение имеет оценка результатов работы
- поэтому считаю правильным научить учащихся на уроках выделять и осознавать , что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения по какому-либо критерию и оценке товарищей – адекватно ли оценил себя ученик?
- развиваю умение проводить контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок. И для решения этой задачи совместно с детьми составляем правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.
3.Регулятивные УУД формируются, когда:
‐ учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать
Таким образом, считаю, что целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.
Всем известно, что попадая в школу, ребенок вливается в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свой язык, правила и законы. В процессе обучения я знакомлю ребенка с понятиями, научными объектами, но не создаю
условий для осмысления закономерностей их связывающих. Таким образом, осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста относится к познавательным УУД.
Широко на уроках математики развиваю логические УУД. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции , умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации.
При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5–6 классах.
4.Познавательные УУД формируются, когда:
‐ учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».
Хотелось бы подчеркнуть очень важный момент:
при изучении практически всех тем в курсе математики можно формировать все УУД одновременно.
Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ , проектная деятельность и другие, которые применяются в зависимости от типа урока.
Слайд 3
Тип урока | Педагогические технологии |
Урок сообщения новых знаний | ИКТ, технология проблемного обучения |
Урок закрепления знаний | ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления |
Урок повторения | Игры, групповые формы работы |
Урок систематизации изученного материала | ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы |
Комбинированный урок | Возможно применение всех технологий |
На уроках изучения нового материала больше всего я опираюсь на программы-учебники (включающие интерактивные, мультимедийные курсы), видеоуроки, справочники, разные энциклопедии. Считаю, что активное использование в учебном процессе ИКТ повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогащать учебный процесс, разнообразить его, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, и ,конечно же, увеличивает эффективность самостоятельной работы
Какие виды уроков я использую в своей практике?.
1. Уроки конкретизации. Такие уроки позволяют учащимся отрабатывать новый способ действия, их провожу в форме уроков-путешествий, тематических экскурсий, уроков - практикумов и групповых форм работы. Помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов. На мой взгляд, это позволяет учащимся развивать диалогическую и монологическую речи. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
В целях индивидуального подхода к обучению я предлагаю своим учащимся разноуровневые задания. Обязательным считаю применение современных образовательных технологий, в том числе и здоровьесберегающих. На каждом уроке я использую физминутки, психологические тренинги, зарядки для глаз, дыхательную гимнастику. Они также вызывают интерес к математике.
2.Уроки рефлексии Они позволяют ребенку самому оценивать свой уровень понимания сконструированного понятия.
3. Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся в учебном материале, провожу с помощью, как традиционных методов, так и нетрадиционных, в виде тематических игр, викторин.
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики провожу в 4 этапа:
• 1 этап — вводно-мотивационный.
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.)
• 2 этап — открытие математических знаний.
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
• 3 этап — формализация знаний.
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.
• 4 этап — обобщение и систематизация.
На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, привожу знания в систему.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Еще мне бы хотелось остановиться на тех приемах и методах формирования УУД, которые я использую в своей работе ..
Описание педагогических приёмов
Слайд 2
1. Задание массивом
1. Любой из уровней домашнего задания у можно задавать массивом.
Например, даю десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.
2. Задаю большой массив задач сразу— в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Например, из 20 задач ученик обязан решить минимум 10, остальные — по желанию. А стимулирую это желание контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал — тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее. Для этого использую рабочие тетради по математике (М.Моро), проверочные работы по математике (Моро, Волкова)
2. Лови ошибку!
Этот прием я использую не только на уроках математики, но и на других уроках.
1. Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Это увлекает ребят, повышает мотивацию изучения предмета.
3.Выход за пределы:
В ходе конструирования урока стараюсь выходить за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов или детских сериалов. Детям такие задания особенно по душе.
4.Идеальное задание : предлагаю выполнить дома работу по выбору учащихся, т.е предоставляю самостоятельный выбор.
.
5.Резюме: Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету.
6 Знакомство с критериями: заранее ознакамливаю школьников с критериями, по которым выставляются отметки за разные виды работ для того, чтобы каждый ученик смог самостоятельно и правильно оценить тот или иной вид заданий.
7.Рейтинг - завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оцениваю я. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 —отметка ученика, 5 — отметка преподавателя, т.е. моя . Прием использую с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд
8. Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом .
9. Отсроченная реакция
После заданного вопроса я не тороплюсь опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос, как часто бывает. В то же время ученик-флегматик ( долгодумающий), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ. Т.Е. создаю условия , чтобы каждый ученик проявил усердие и нашел верный ответ.
10. Дай себе помочь: максимально использую ситуации, в которых ученики могут друг другу помочь. Для этого предлагаю ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).
11. «Да» и «Нет». Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":
связывать разрозненные факты в единую картину;
систематизировать уже имеющуюся информацию;
слушать и слышать учеников.
Суть игры: загадываю число, предмет, литературного или исторического героя и др. Ученики должны узнать, что я загадала. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами "да", "нет", "и да", "и нет".
12.Блицконтрольная: в течение 7-10 мин провожу письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. Работы сдаются учителю, либо проводится самопроверка (учитель диктует или показывает верные ответы). В этом случае важно задать нормы оценивания (например, если из семи заданий шесть-семь выполнены правильно, то ставится отметка 5, 5 заданий — 4 и т.д.).
13. Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.
14. Совещание: я, как учитель, советуюсь с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений, убеждая учеников, что их мнение значимо для меня , но предупреждаю: последнее слово остается за мной, педагогом. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.
Слайд 4 и 5 (продолжение) Формирование УУД на уроках математики в младших классах можно проводить с помощью различных заданий
Слайд 6-11
На примере одного из уроков по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» я хочу показать как можно формировать УУД на каждом этапе урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хочется ещё раз сделать вывод:
Процесс овладения учеником УУД- очень сложный процесс.
Формирование УУД успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Овладение универсальными учебными действиями ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, получение умений и компетенций, включая самостоятельную организацию процесса усвоения знаний.
И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности, которые помогут ему стать « архитектором и строителем образовательного процесса. А достичь эту цель становится возможным благодаря формированию системы УУД.
Если мы будем применять в системе современные технологии, методы и приёмы, организуя процесс обучения, результат обязательно будет налицо. Поэтому, уважаемые коллеги, удачи вам в вашей работе, здоровья и терпения.
Слайд 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»
Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»...
Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Динамизм и непрерывное развитие,...
Сообщение на августовской педагогической конференции в 2013г
Выступление на августовской конференции по теме "Проект Концепции воспитания детей Иркутской области"...
доклад на августовскую педагогическую конференцию "Новой школе- новый учитель"
Вместе с новым учителем сама школа поднимется на новую ступеньку и явится следующим поколениям обновлённой, жизнерадостной, креативной, современной – НОВОЙ ШКОЛОЙ!...
Августовская педагогическая конференция учителей презентация к выступлению
Презентация по формированию УУД на уроках математики...
ДОКЛАД на августовской педагогической конференции Тема: «Значение прогулки в ГПД»
В докладе кратко рассматривается информация об организации прогулок в группе продленного дня...
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"...