ЭЛЕМЕНТЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦПМСС.
статья на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elementy_adaptivnoy_fizkultury.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ  УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦПМСС.

Учитель-логопед высшей категории                                                                             ЦПМСС «Поддержка» Гаврилова О.Е.

  Количество детей с нарушениями письменной речи за последние 5 лет увеличилось на 36%, многие дети, у которых звукопроизношение  к 6-7 годам достигает  нормы, но фонематическая, лексическая или грамматическая сторона речи имеют нарушения, оказываются неуспешными в школьном обучении и пополняют группу детей дислексиков и дисграфиков. По данным Л.Г. Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30%. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.  Дети, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными со всеми вытекающими отсюда последствиями. Проблемы в усвоении материала школьной программы, в свою очередь, являются причиной снижения интереса к учебной деятельности и возникающих в связи с этим трудностей поведенческого характера.                                                                                                 Дети, которые приходят к нам в центр, чаще всего уже почувствовали себя неуспешными. В школе, начиная с 1 класса, по русскому языку и чтению они отстают от других учащихся. У них больше всего ошибок (как правило, бывают «съедены» окончания слов, заменены гласные звуки, перепутаны согласные и т.п.), зачастую они вообще не могут запомнить буквы, а сложный процесс перекодировки фонемы (звук, который слышится)  в артикулему (звук, который произносится) и в графему (звука услышанного и произнесенного в букву) становится недоступным.                                         Пишут, что слышат, как могут и что помнят.                                                                                                                           Читают примерно с такими же ошибками или вообще не читают, потому что не могут запомнить буквы, а тем более сложить их в слоги и слова, а следовательно и понять что написано, т.е. страдает обратный процесс перекодировки графемы в артикулему и фонему.

И, конечно, такой ребенок уже заранее признает себя проигравшим, т.к. ему об этом прямо или косвенно говорят все: педагог, который стабильно ставит неудовлетворительные отметки; тетради, в которых красного цвета больше, чем синего; товарищи по классу, с которыми невольно сравнивает себя ребенок; родители, которые тоже не скрывают своего огорчения по поводу оценок и начинают применять репрессивные меры. Вся эта огромная куча негатива «валится» на ребенка, едва он переступает порог школы. Ну и как вы думаете, будет ли у него интерес к учебе? Ответ очевиден.    

        На самой первой встрече логопеда (на ПМПк) с любым школьником, на вопрос «Какой твой самый любимый и нелюбимый предмет в школе?» ребенок с проблемами, о которых говорилось выше,  в 100% случаев нелюбимым называет - русский язык и, примерно, в 80% - чтение.

         Сначала любое занятие начинается со слов ребенка: «Я не знаю. Я не могу. Я не умею», -  на любой вопрос или задание, связанное с русским языком или чтением. Между речевой функцией - ее двигательным, исполнительным компонентом - и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. В настоящее время среди детей посещающих детский сад около 40% имеют нарушения опорно-двигательной системы и к тому же логопедические диагнозы. Если эти нарушения не скорректировать, то мы получаем школьные проблемы.                                     Неуверенность, нежелание и полное равнодушие к результату являются непреодолимым препятствием на пути коррекционной работы.                              Вот так и появилась наша сказка о Мудром движении, которая представляет собой соединение основных разделов школьной программы по русскому языку и чтению с элементами игры и новейшими достижениями психологии. Основная цель - сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий. Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля. Такая работа особенно необходима детям, у которых по разным причинам (медицинского и психологического характера) имеются те или иные нарушения в развитии, страдает моторика рук, речь, наблюдаются трудности в овладении навыками письма, рисования, чтения и т.д.Она не вызывает у детей негативных эмоций, способствуют развитию интереса к учебе и формированию устойчивых учебных навыков.                                                                      

В комплекс «Мудрое движение» входят: массаж и самомассаж рук, развитие мелкой моторики, развитие общей моторики.

                                                     МАССАЖ  РУК.  

                                                                                                                                         Отношение к рукам у человека всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки наши – труженицы. С рождения им нет покоя. Человек своими руками может сделать много прекрасных и нужных дел!   Руки добывали огонь и пищу, защищали, строили жилища, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…                                                                                                    По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Как рукой сняло», «Положа руку на сердце», «Руки опускаются», «Глаза страшат, а руки делают», «Золотые руки» и т. д.                                               «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга», – И. П. Павлов                                                       Действительно, как чудесна эта часть тела!                                                                        Руки для немых служат вместо языка, а для слепых – средством восприятия вместо глаз.                                                                                                                       Отсюда становится понятным высказывание Канта о том,                               что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». 

При небольших недомоганиях массаж кистей рук может творить чудеса. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.                                                Массаж  большого пальца повышает деятельность головного мозга,           указательного – улучшает работу желудка,                                                              среднего – кишечник и позвоночник,                                                                 безымянного – печени,                                                                                                  мизинец помогает работе сердца.  

                                                                                                                                                     Массаж можно проводить и с использованием разных предметов, таких как грецкие орехи, каштаны, шестигранный карандаш, массажные мячики, губки, катание мелких предметов (шариков, бус, гороха) подушечками пальцев, между ладоней и по столу ладонями и пальчиками.

САМОМАССАЖ. 

Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.

Вначале детей необходимо обучать приемам самомассажа рук. Он начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони одной руки, затем другой.

Далее проводится растирание ладони сначала одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего следует комплекс движений.

В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней и самомассаж пальцев рук. В данном случае используются традиционные для массажа движения – это поглаживание, растирание, разминание, выжимание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру), активные и пассивные движения. 

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.  Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими специалистами.

Исследования ученых института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской  академии психологических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой.  Значит, чем богаче у ребенка мелкая моторика, тем быстрее он начинает говорить, тем успешнее продвигается в своем развитии.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики руки. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику, но развивать руку и готовить ее к обучению письму в школе нужно обязательно.                                    

Принято считать, что для подготовки ребенка к письму достаточно дать ему возможность просто рисовать. Это не так! В рисовании важно перенести на бумагу настроение и впечатление, при письме важна точность и плавность контурного изображения. Использование в этой работе методики Зегебарт Г.М. и Ильичёвой О.С. «Волшебные обводилки» способствуют развитию тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками письма и чтения.

    Упражнения, которые на занятиях делают дети, способствуют развитию межполушарного взаимодействия, синхронизации работы глаз и рук, повышают умственную работоспособность и интеллектуальную готовность детей, а также способствует развитию мелкой моторики, памяти и внимания, мышления и речи, создавая тем самым базу для любой умственной деятельности.  

Преодолевать ошибки при работе в тетради помогает методика тех же авторов с движением и массажем.  Ученик начинает выполнять                              новое задание стоя, так новый материал воспринимается быстрее и лучше, потому что нервные импульсы идут по прямой.                                                                                                                                1 этап - чтение вслух новых словарных слов с одновременным массажем ладоней мячиком с шипами                                                                                            2 этап -  перекладывать мяч из руки в руку, чтение этих же слов только гласными звуками                                                                                                                                                3 этап - перекладывать ещё меньший по размеру мяч и читать слова только согласными                                                                                                                                 4 этап - фиксировать орфограммы голосом (пропевать) и одновременно прописывать буквы фиксируемых звуков в воздухе (перекодировал печатную графему в фонему и в письменную графему).                                                              5 этап -  работа продолжилась за столом. Повторно фиксировал орфограммы голосом и выделял их письменно цветным 3-хгранным карандашом (гласные – красным, согласные - синим), отвечал о местоположении того или иного звука в слове. Работа закончилась заданием «Ты - учитель» (исправлял ошибки «допущенные» логопедом в этих словах).

В процессе подобной работы исчезает негативное отношение к занятиям.                  С появлением первых успехов в школе, повышается интерес к учебной деятельности.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ. 

Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему также необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело. А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус - все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма - фундамент фонетики. Этому же способствуют и физкультминутки, которые проводятся в середине занятия.

                             

                      ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

После выполнения заданий в тетрадках дети обязательно выходят из-за столов, и с ними проводится физкультминутка. Физкультминутки проводятся в течение 3,5–5 минут. В это время у детей снимается утомление и статичное напряжение, возникшее во время сидения за столом. Развивается общая моторика, слуховое внимание, подражательность и коммуникабельность.  Физкультминутки проводятся с использованием как пальчиковой гимнастики, так и народных песен, хороводов, подвижных игр с текстом и традиционной физкультзарядки (мини-гимнастики) из 3–4 упражнений для больших мышц плечевого пояса, рук, туловища и ног, активизирующих дыхание и кровообращение. Даются упражнения и подражательно-имитационного характера: как едет поезд, падают снежинки, летят осенние листья, улетают птицы и т. д. Физкультминутки с использованием текста помогают сочетать движения с ритмом дыхания. Во время выполнения упражнений предлагается детям произносить звуки, слова или текст знакомых потешек, стихотворений, песенок. Дети выполняют движения по показу логопеда и  одновременно с ним.

                          НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ.                                                  Родителей необходимо поставить в известность в начале учебного года о задачах на первый год обучения, продемонстрировать выставку пособий для пальчиковых игр, вручить памятку на определение развитости у детей мелкой моторики. С началом занятий дать им памятку об основных гигиенических правилах письма. На протяжении всего учебного года необходимо, чтобы родители были в курсе всей работы и помогали педагогам готовить детей к обучению письму в школе.                                                        

И, пожалуй, самая большая награда для любого логопеда, когда, в конце коррекционного курса на вопрос: «Какой у тебя любимый предмет в школе?», слышишь: «Русский язык» и видишь гордо демонстрируемую тетрадь с 5 за диктант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения, как средство повышения интереса к учебным предметам

В статье представлены сведения об истории возникновения метода, классификация, структура, краткое описание....

Игра - как одно из эффективных средств побуждения интереса к учебному материалу.

Мы придаем такое важное значение детским играм,Что еслиб устраивали учительскую семинарию,Мужскую или женскую, то сделали быТеоретическое и практическое изучение детских игрОдним из главных предметов....

Апробация ФГОС в условиях КУ НОСШ: альтернативные способы коммуникации в организации учебной деятельности детей с РАС

моя статья(стр.120-122) УДК 37.04-053Рассматриваются различные имеющиеся способы коммуникации, которым необходимо научить детей с РАС и которые используются  мной в данной школе, исходя из требов...

Особенности формирования интереса к учебной деятельности у детей с синдромом дефицита внимания или гиперактивность - не приговор.

С каждым годом специалисты отмечают рост количества детей с т.н. гиперактивностью. Зачастую учителя жалуются на то, как им трудно работать с такими детьми. А кто нибудь задумывался над тем а каково ре...

Коррекционно-развивающая работа по предупреждению, преодолению и устранению речевых нарушений с помощью использования специфических средств в учебной деятельности детей логопатов.

В данной работе представлен опыт работы  учителя-логопеда на логопункте при МОУ гимназии №3 Волгограда. Представлены результаты диагностик поступающих первоклассников,речевые нарушения и коррекци...

Протокол родительского собрания в 1 классе «Привитие интереса к учебной деятельности»

Протокол родительского собрания в 1 классе по теме "Привитие интереса к учебной деятельности"...