Знакомство с понятием «сложные слова»
методическая разработка (3 класс) на тему
Путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_3_klass.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Предмет: русский язык
Класс : 3 «Е»
Учитель: Гуреева Марина Анатольевна
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»
Цель: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать чувство языка.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Повторение. В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось. Учитель вывешивает таблички (либо они появляются на слайде). Безударные согласные удвоенные непроизносимые – Вспомните полные названия этих орфограмм. 2. Работа в парах. – Приведите примеры слов с этими орфограммами. Ученики диктуют по два слова друг другу. (Упр. 119.) 3. Словарная работа. Орфограммы веселились, И ошибки появились. Вы скорее их найдите, Правильно слова спишите. На доске запись: Шыроко, вороне (перо), ворабьи, мухолофка. – Напишите правильно. Обозначьте орфограмму. Ученик работает у доски. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения. | – Я увидела в тетрадях учеников следующее: – Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?) – Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.) Запись на доске: мухоловка – ловит мух. – Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова. – Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова. – Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка? – Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня.) Работа по учебнику. а) Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней. Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова. – Из каких слов сложилось это слово? – Сколько в нём корней? (Два.) – Выпишите это слово и выделите в нём корни. б) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных. Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода. – В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.) – Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.) – В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.) – Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.) в) Упр. 124 – развивается умение определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней. Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания: Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны и т.д. г) Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами. – Как бы вы назвали такие слова? (Предположения детей.) Формулирование темы урока. – Прочитайте название этих слов на с. 104. – Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов.) – Запишите тему урока. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙII. Развитие умений – применение знания. | Работа с определением (с. 106). – Какие слова называются сложными? Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой. Нарисуйте схему сложного слова.) Приведите свой пример сложного слова. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) | |
ΙV. Итог урока. | – О каких словах вы сегодня узнали? – Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами». – Кто из героев прав? | |
V. Домашнее задание. | 1. Упр. 85 («Дидактический материал»). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока русского языка в 3 классе с презентацией на тему: "Знакомство с понятием "сложные слова"( Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)
На уроке русского языка ребята познакомились с понятием сложные слова, с их особенностями. В начале урока ребята получили положительный эмоциональный настрой, встав в круг и взявшись за руки .Получив ...
Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».
со Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода ...
Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятием "Сложные слова"
Данный урок является вводным уроком в данный раздел. На уроке идет знакомство с понятием "сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.Форма работа учащихся: индивидуальная, фронт...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс
Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...
«Знакомство с понятием сложное слово» конспект урока
Урок открытия нового. В ходе урока учащиеся знакомяться с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развиваются мыслительные оп...
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова». 4 класс,Муниципальное образовательное учреждение Алданского района, « Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Томмот Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов
Цель урока создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу. Тип урока...
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)....