АВТОРСКОЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ -двигательно - игровое занятие Развитие мыслительной деятельности детей "ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"
презентация к уроку по зож (1, 2 класс) на тему
АВТОРСКОЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯДвигательно-игровое -занятие Развитие мыслительной деятельности детей "ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко» Ильюшина Т.Н
Непроизвольное и произвольное внимание
Ваш ребенок в первом классе! Он повзрослел и уже готов к серьезной работе. Он освоил основные навыки воспитанного человека, научился хорошо говорить, физически окреп. Но ему еще многое надо усвоить и еще многое надо понять, чтобы быть готовым к взрослой жизни в обществе.
Первые годы в школе – это очень важная перемена в жизни ребенка. И в первую очередь потому, что у него изменяется направление внимания. Если до школы внимание детей было сосредоточено только на игре, то уже в первом классе их внимание настраивается на выполнение того, что требует от них учитель. В этом и заключается основная трудность обучения в школе. Раньше ребенок непроизвольно переключал свое внимание с одной игрушки на другую. С удовольствием играл с самодельной лодкой. И вдруг его внимание привлекал более яркий самолет другого мальчика. А немного позже ему уже хотелось поиграть с большой красной пожарной машиной!
Непроизвольное внимание очень характерно для дошкольников. Это нормальный процесс развития. Процесс знакомства с таким интересным, новым и увлекательным миром.
Но теперь, в школе, внимание ребенка начинают сознательно направлять на определенный предмет для выполнения конкретной учебной цели. Конечно, детям непривычно в течение целого урока сидеть и внимательно слушать учителя, а потом еще и дома выполнять какое-то задание! Но тут уж ничего не поделаешь! Школа с первых дней начинает развивать у детей произвольное внимание. А это связано с волевыми усилиями. Теперь от ребенка понадобятся усидчивость, сосредоточенность, сила воли… для развития произвольного внимания требуется время.
Как помочь ребенку стать внимательным? Дети 6-7 лет не могут воспринимать несколько объектов одновременно. Они не могут сосредоточить свое внимание на двух заданиях. Если надо научить ребенка после точки писать новое предложение с большой буквы, то не заставляйте его при этом писать с красной строки. Пусть он сначала усвоит одно правило, а затем уже следующее. Нам, взрослым, кажется, что все так просто, но для маленького неопытного человека это серьезное испытание. Кроме того, детям трудно понять значение новых слов и понятий, которые встречаются почти на каждой странице учебника. Поэтому чаще спрашивайте ребенка, как он понимает то, о чем идет речь. Вы удивитесь, как много простых слов ребенок еще не понимает. Постарайтесь получить удовольствие от объяснения, что обозначает то или иное слово или понятие.
Для того, чтобы развить ум, надо больше размышлять, чем заучивать. Часто дети запоминают механически, им не хочется тратить усилия на осмысление материала. Они подменяют понимание запоминанием.
Не надо ничего заучивать. Твердое запоминание зависит не от того, сколько раз прочитан текст, а от того, как он прочитан и как понят. Вообще, в учебе особенно важно слово «как». Оно определяет качество знаний.
Поэтому родителям надо запастись терпением и просить ребенка пересказать прочитанное несколько раз. Со временем уверенность ребенка в своих знаниях будет возрастать, да вы и сами почувствуете, насколько хорошо ребенок усвоил материал
Предварительный просмотр:
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Консультация учителя-логопеда СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко» Ильюшиной Т.Н.
- Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.
- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребенка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат.
- Не повторять за ребенком неправильную форму, а предлагать ему подумать, как сказать правильно (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»). Итак, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи и предложить повторить его.
- Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребенка. Допустимо исправление, отстроченное во времени
- С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что воспитатель, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребенок сказал: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков». – «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек», - подтверждает воспитатель.
- Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможно разные. Например: «Ты неверно изменил слово …, подумай, как изменить его правильно». Можно дать образец аналогичного изменения слова (родит. падеж множ. числа - матрешек, ботинок, варежек).
- В качестве образца используется пример правильной речи одного из детей. В редких случаях очень осторожно детей привлекают к исправлению ошибок.
- При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Приведем примеры:
- Ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи, совета, но допускает речевую ошибку;
- Ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки.
- Ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и делает ошибки.
Следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель (родитель)фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке. (Методика исправления ошибок разработана О. И. Соловьевой, А.М. Бородич).
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко» Ильюшиной Т.Н.
Диалогическая речь – это разговор двух и более людей, цель которой узнать о чём-либо, подтолкнуть к совершению какого-либо действия.
Диалогическая речь является основной формой речевого общения со сверстниками и взрослыми, служит базой для приобретения связной монологической речи.
Разговорная речь – это форма устной речи, которая наиболее проста и эмоциональна. В разговоре часто используют различные средства, такие как: жесты, мимика. Разговорная речь должна быть понятной, логически выдержанной, так как иначе она не может служить средством общения.
Процесс развития диалогической речи во многом зависит от становления у детей мышления, внимания, памяти. Внимание зависит от того как ребенок овладел словарем и грамматическим строем языка.
Обучение диалогической речи начинается с младшего дошкольного возраста и необходимо научить детей принимать участие в разговоре, отвечать на вопросы педагога и уметь задавать их.
В содержание работы по обучению старших дошкольников входит обучение детей умению вести беседу, отвечать на вопросы развернутыми ответами и односложными, уметь слушать высказывания других и тактично исправлять ошибки, дополнять ответы, вносить свои реплики. Малышей тоже надо научить качеству речи, то есть быть доброжелательным, тактичным, вежливым, соблюдать позу при разговоре, смотреть в лицо собеседника.
Педагог может сам выбрать тему разговора либо спросить детей, о чем они хотят поговорить с ним. Если ребенок не хочет разговаривать, настаивать не надо. Когда ребенок впервые начинает общаться в группе, то он может молчать и не идти на контакт с воспитателем и другими детьми, в такие моменты педагог должен быть особенно ласковым, но и в тоже время упорным: больше говорить, обращаясь к малышу, поиграть с ним, при этом называть свои действия.
В процессе дня педагогу необходимо найти время для кратковременных разговором со всеми детьми, для этого пойдет время утренних процедур: умывание, одевание и прогулки.
Для сформирования у детей навыков диалогической речи педагогу следует использовать прием словесных поручений. При этом детям воспитатель дает образец просьбы, иногда предлагает ребенку повторить её, чтобы проверить, запомнил ли он фразу. Это также способствуют закреплению форм вежливой речи.
Для развития первоначальных форм речи-собеседования воспитатель планирует и организует совместное рассматривание с детьми иллюстраций, любимых книг, детских рисунков. Побудить к разговору на конкретную тему помогут небольшие эмоциональные рассказы педагога (что он наблюдал на улице; как провёл выходные дни), которые вызывают в памяти детей различные подобные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.
Эффективным приемом обучения является объединение для разговора детей разных возрастов. В этих случаях гости спрашивают, а хозяева рассказывают о жизни в своей группе, об игрушках. Так же возможно организовать с детьми разных возрастов постановку сказки с использованием костюмов и атрибутов. Например: постановка сказки «Теремок», где старшие дошкольники начинают сказку вовлекая в неё младших дошкольников.
Хорошую возможность для развития речи у дошкольников предоставляют самостоятельные игры детей, их труд, например такие сюжетно-ролевые игры как «в семью», «в детский сад», «в больницу», позднее — «в школу».
В старших группах тематика разговоров самая разнообразная и более сложная.
Например: можно предложить детям вспомнить свою любимую сказку, игру. Наибольшее внимание уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить друг друга, поправить товарища, задать вопрос собеседнику.
Общение с детьми имеет очень большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на всестороннее развитие речи ребенка: исправлять ошибки, задавать вопросы, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре педагогу легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. В процессе разговора воспитатель может лучше изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, какие упражнения для развития речи лучше использовать, узнать его интересы, стремления.
Общение с детьми может быть индивидуальным и коллективным. В коллективном разговоре участвуют вся группа или несколько детей. Наилучшее время для коллективных разговоров является прогулка. Для индивидуального общения лучше подходят утренние и вечерние часы. Но когда бы педагог ни говорил с детьми, разговор должен нести пользу, быть интересным и доступным для понимания. Все моменты жизни детского сада или группы педагог использует для разговоров с детьми. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей, но в тоже время разговоры должны быть близки и доступны детям и опираться на имеющийся у них опыт и знания. В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В средней и старших группах темы для разговоров расширяются за счет новых полученных знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей, такие разговоры ведутся непринуждённо и живо. Большое влияние на развитие речи детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть правильной, выразительной и доступной для восприятия детей. Так же в речи воспитателя должно содержаться много метких выражений, поговорок, стихов, эпитетов.
Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в вежливой форме) проявляются лишь под руководством взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять доброжелательное общение детей между собой и со взрослыми («С вежливым человеком всегда приятно общаться!» или: «Когда обращаются в доброжелательной форме, трудно отказать в просьбе!»).
Ведущим приемом разговора является – вопрос. С помощью вопросов у детей активизируется мышление. Наиболее часто педагогами используется комплекс вопросов и как бы план ответа. Например: «Расскажи как надо правильно сделать?» То есть, что надо сделать в начале, что делать далее и зачем?. Вопросы необходимо ставить так, чтобы дети были вынуждены давать более развернутые ответы, например: Какое сейчас время года? Почему вы так думаете?
Умение задавать вопросы — это показатель интеллектуального развития ребенка.
Так организуется работа по развитию диалогической речи дошкольников в повседневной жизни.
Использованная литература:
1. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 1999. – с.49-52.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – с.138.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Учитель-логопед СОГБУ «Детский дом Гнёздышко» Ильюшина Т.Н.
Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к книге, умение использовать в жизнь полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Трудно себе представить более благодатную почву для семейного общения, чем совместное чтение. Оно может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка. В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, от семьи. Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.
Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года.
Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.
Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок с подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, - особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько их «лексикон» соответствует начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц. Примыкают к таким книгам и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять.
К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – цитаты, представляющие собой двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети нередко помнят множество стихов и вставляют подходящие рифмы во время пауз при прочтении. Появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых.
Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что достоянием речи ребенка они станут, если у него будет возможность проговорить их. При ответе на вопросы детям представится возможность произнести их (печка пышет жаром; речи лишился).
Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.
Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.
Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научит детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.
Рекомендации логопеда по развитию читательского интереса у детей
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Учитель-логопед СОГБУ «Детский дом Гнёздышко» Ильюшина Т.Н.
Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. Но любовь к книге, умение использовать в жизнь полученные из нее знания не приходят к ребенку сами по себе. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Трудно себе представить более благодатную почву для семейного общения, чем совместное чтение. Оно может быть веселым, развлекательным, вдумчивым, серьезным, и при умелом отборе, книга оказывает глубокое воспитательное воздействие на ребенка. В дошкольном возрасте ребенок более всего зависит от своего ближайшего окружения, от семьи. Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.
Различают возраст появления интереса детей к книге от 5-6 месяцев до 1 года.
Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.
Некоторым детям при знакомстве с книгой не важно видеть картинки. Важно слушать текст. «Узнавание» изображений у многих детей возникает только после 1 года – 1года 2 мес., и тогда в их лексиконе начинают появляться слова, источником которых являются книги. На этой стадии для детей актуальны «дидактические» книги – собрание картинок с подписями и без них. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, - особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка. Очень важно то, какие именно предметы изображены в этих книгах, насколько их «лексикон» соответствует начальному лексикону ребенка. Множество видовых понятий усваивается ребенком из таких тематических книг про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц. Примыкают к таким книгам и разрезные картинки, которые дети любят узнавать, называть, сопоставлять.
К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – цитаты, представляющие собой двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, рыщет, притих, косой, рык. В этом возрасте дети нередко помнят множество стихов и вставляют подходящие рифмы во время пауз при прочтении. Появляются первые попытки «инсценирования» с участием взрослых.
Чтение приучает детей слышать, понимать и использовать художественную речь. Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что достоянием речи ребенка они станут, если у него будет возможность проговорить их. При ответе на вопросы детям представится возможность произнести их (печка пышет жаром; речи лишился).
Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.
Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Чем сюжет сказки ближе к собственному опыту ребенка, тем больший эмоциональный отклик находит она в его душе. Роль сказки повышается по мере того, как ребенок овладевает речью. Наблюдения показывают, что для детей слова имеют глубокую и таинственную связь с вещами, названиями которых являются. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.
Хорошая книга является источником радостных переживаний детей, оказывает огромное влияние на умственное и речевое их развитие. Необходимо всем взрослым поставить перед собой задачу научит детей беречь книгу, объяснить им, что книга является источником знаний, результатом труда многих людей.
Рекомендации логопеда по развитию читательского интереса у детей
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Дарите ребенку с дарственной надписью, теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко» Ильюшиной Т.Н.
Много новых слов ребенок образует от усвоенных ранее, опираясь на известные ему значения корня и других морфем (приставки, суффикса, окончания). Законы сочетания морфем он соблюдает сначала инстинктивно, а потом и осознанно.
В настоящее время работа по ознакомлению детей с законами словообразования включена в школьную программу по русскому языку. Она полезна для развития потенциальной возможности узнавать (понимать) новые слова и способности самому активно образовывать слова, требующиеся в момент речевого акта.
Однако первоначальные представления и сведения о словообразовании дети должны получать еще в детском саду. Упражнения по словообразованию в детском саду проводят со следующими целями: формирование у ребенка интереса к звучащему слову, развитие критического внимания к своей речи (Правильно ли я выговорил слово? Так ли я построил слово, как его говорят другие?), поиска среди вариантов словообразовательных моделей единственно верной. Такие упражнения (непродолжительные по времени) организуют 1—2 раза в месяц на речевых занятиях в старших группах. Целесообразно образцы построения слов давать на знакомом детям словесном материале, а в задания включать и малоизвестные слова, чтобы дошкольники сознательно упражнялись в образовании новых для них слов, прибегали к семантическому анализу и синтезу, правильно отыскивая нужные словообразовательные морфемы. Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос, подбор парного слова), а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание слов в сказочном сюжетном контексте). Можно использовать задания-шутки по словотворчеству: разбирать детские неологизмы, экспериментировать со словами по типу «все ребята-трулялята, все артисты-трулялисты» (Ю. Тувим).
Во время проведения упражнений обстановка должна быть живой, непринужденной. Дети могут отвечать сидя. Для поддержания нормального темпа работы воспитатель часто прибегает к подсказу, подает детям пример тактичного отношения к ошибкам товарищей. (Ошибки детей пяти лет: «драчуниха» — драчунья, «болтовник» — болтун, «горщик» — горнист, «стреляльщик» — стрелок, «пчелинник» — пчеловод, «верблюжечий» — верблюжий — наблюдения автора.)
Приведем краткое описание ряда словесных упражнений для старшей группы.
«У кого какая мама».
Цель: учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы.
Воспитатель называет детеныша, а дети называют его маму, самку (у зайчонка — зайчиха, и др.).
Словарный материал: волчица, крольчиха, корова, ежиха, утка, медведица.
Варианты для подготовительной к школе группы: львица, олениха, свинья, гусыня, тигрица.
«Мы — спортсмены».
Цель: учить детей дифференцированно употреблять суффиксы существительных мужского и женского рода.
Воспитатель напоминает детям, что недавно они были иа стадионе и видели спортсменов. «И в нашей группе,— продолжает он,— есть будущие спортсмены. Фигуристы — те, кто занимается фигурным катанием. Лена — и лыжница, и пловчиха — она учится плавать. Есть очень много названий спортсменов, сейчас посмотрим, какие из них вы знаете. Я начну предложение, а закончит кто-нибудь из вас. Я скажу: катается на лыжах, а вы закончите — лыжник; спортсменка, которая прыгает,— прыгунья».
Словарный материал: футболист, бегун, пловчиха, бегунья, прыгун.
Вариант для подготовительной к школе группы: пловец, стрелок, шахматист, конькобежец, прыгунья, боксер.
Анологичны описанным выше упражнения «Кто служит в нашей армии?» (ракетчик, разведчик, трубач, моряк и т. д.), «Назови профессию» (часовщик, скрипач, строитель, билетер, пианист).
На образование слов способом основосложения можно рекомендовать упражнения типа «Назови машину одним словом». Образец: машина, которая чистит картофель,— картофелечистка, картофель сажает — картофелесажалка.
Словарный материал: кофеварка, кофемолка, овощерезка, соковыжималка, пылесос, полотер, глиномешалка.
Вариант: «Для чего нужна такая машина, почему ее так назвали?» (Молоковоз, снегоочиститель, вездеход, луноход).
В подготовительной к школе группе дается больше упражнений на самостоятельное составление слов и объяснение их происхождения. Например, в упражнении «Назови посуду» (конфетница, супница, солонка, перечница и др.) ребенок должен объяснить, для чего нужен тот или иной предмет и почему он так называется.
В упражнении «Сложи одно слово» наряду с заданием найти одно слово вместо двух, названных педагогом (с красными щеками — краснощекий и др.), дети выполняют и другие: вспоминают слова, где первая часть электро-, объясняют, какие два слова слышатся в словах овощехранилище, трудолюбивый, быстроходный и т. п.
Ребенку необходима специальная помощь взрослого в овладении действительными причастиями настоящего времени. Воспитатель ставит своей задачей познакомить детей с моделью образования причастий, научить при необходимости употреблять их в речи. Этим целям может служить такой вид работы: дети составляют по картинкам предложения из двух слов (подлежащего и сказуемого), а педагог преобразует их в причастные обороты (девочка прыгает — прыгающая девочка; заяц бежит — бегущий заяц). Параллельно даются пояснения, раскрывающие значение или происхождение причастия (воющий ветер — ветер, который воет; скачущий — от слова скакать, который скачет).
Рекомендуются и следующие приемы: хоровые и индивидуальные проговаривания словосочетания с причастием, подсказывающие вопросы к причастию (Это дерево наклонившееся? Этот лист шуршащий?), придумывание детьми предложений с заданным причастием (смеющийся, лающий).
В настоящее время данная работа мало распространена в практике дошкольных учреждений, но ввиду ее несомненной ценности к ней следует привлекать внимание педагогов.
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете с материалами по развитию синтаксической стороны речи детей детского дома
учителя-логопеда СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко» Ильюшиной Т.Н.
Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников, можно выделить следующие задачи, которые должны решаться с помощью упражнений: контроль за правильным построением предложения, закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами (особенно следует обращать внимание на использование определений и обстоятельств), воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме. Упражнения проводятся в старших группах.
Для обучения детей распространению простых предложений и построению сложных служат упражнения типа «Один начинает — другой продолжает». В качестве обучающих приемов воспитатель использует образец правильно построенного предложения в различные указания.
Упражнять детей следует в употреблении таких синтаксических конструкций, которые, как отмечают психологи, недостаточно распространены в речи дошкольников, например однородных определений. Упражнения на подбор однородных определений на первых занятиях можно проводить с наглядным материалом. Перед детьми последовательно ставят ряд предметов, о которых нужно придумать любое предложение с несколькими определениями. Образцы предложений: На столе лежит красное спелое яблоко; Я выбрала самое красивое, красное, спелое яблоко. И др.
Полезны упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения, например: что мы видели в магазине? (Мы видели много фруктов: яблок, груш, апельсинов; Тетя купила много разных подарков: орехов, печенья, конфет.) Кроме составления предложений по образцу, следует практиковать самостоятельное придумывание детьми предложений. Помимо предложений с простыми легкими словами (Кукла сидит на стуле. На полке стоят игрушки), можно предлагать детям составлять предложения с трудными для них в морфологическом плане словами: пальто, метро, радио и др.
Для формирования грамматического строя речи применяется и такое упражнение, как построение предложений путем полных ответов на вопросы, требующие подбора новых слов или предложений (Почему мы сегодня не ходили гулять? Почему украшены дома в нашем городе?). Воспитатель должен следить, чтобы дети употребляли слова в правильном порядке (Мы не ходили гулять, потому что шел дождь).
Иногда педагоги допускают ошибку, требуя от старших детей полных ответов на любом речевом занятии, считая, что это необходимо для подготовки к школе. Однако в методике преподавания русского языка в начальной школе вопрос о полных ответах решается дифференцированно. В устной речи учащихся полные ответы имеют место лишь в некоторых случаях: в определениях, выводах, в упражнениях по построению предложений, позднее при грамматическом разборе. Это приучает детей к нормам письменной речи. Но не во всякой работе уместно требование полных ответов. При рассматривании картины, в беседах и наблюдениях требование полных ответов мешает сосредоточенности в работе, вносит в живой разговор принужденность.
В подготовительной к школе группе больше внимания нужно уделять обучению детей разным способам выражения одной и той же мысли. Педагог приводит несколько вариантов высказывания по одной и той же картинке, затем дети сами пробуют по-разному сочетать слова в предложении: «Девочка села на стул и надевает валенки. Девочка, которая сидит на стуле, надевает валенки. Девочка, сидящая на стуле, обувается. Сидящая на стуле девочка наклонилась к своему валенку и натягивает его на ногу».
Работа над синтаксической стороной речи детей-дошкольников окажет влияние на качество их устной речи, облегчит обучение в школе.
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко» Ильюшиной Т.Н.
Сравнение систем развития речи и обучения языку К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой Компоненты К.Д.Ушинский Е.И.Тихеева
Цель: усвоения языка
Усвоение языка как средства присвоения опыта народа (опыта поколений) Развитие речи как средства общения
Задачи 1. Развитие дара слова.
2. Усвоение лучших форм языка, выработанных народом и литературой.
3. Усвоение грамматики (логики языка)
1. Развитие моторного аппарата речи у детей, его гибкости.
2. Накопление содержания речи (словаря).
3. Работа над формами речи.
Художественная литература
Средства
Фольклор;
Окружающий мир;
Обучение;
Картины;
Общение;
Игра и труд;
Развлечения;
Художественная литература;
Окружающая среда: материальная и социальная обстановка.
Занятия и игры-занятия
Уроки
Экскурсии: Рассматривание предметов.
Рассматривание картин.
Наблюдения
Осмотры помещений и предметов.
Игры с материалами и игрушками .
Беседы с детьми.
Чтение литературы.
Упражнения в даре слова.
Упражнения в грамматике.
Рассматривание картин.
Упражнения.
Разговоры и бесед.
Поручения.
Рассказывание.
Чтение.
Заучивание наизусть.
Письма.
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко» Ильюшиной Т.Н.
Сравнение систем развития речи и обучения языку К.Д.Ушинского и Е.И.Тихеевой Компоненты К.Д.Ушинский Е.И.Тихеева
Цель: усвоения языка
Усвоение языка как средства присвоения опыта народа (опыта поколений) Развитие речи как средства общения
Задачи 1. Развитие дара слова.
2. Усвоение лучших форм языка, выработанных народом и литературой.
3. Усвоение грамматики (логики языка)
1. Развитие моторного аппарата речи у детей, его гибкости.
2. Накопление содержания речи (словаря).
3. Работа над формами речи.
Художественная литература
Средства
Фольклор;
Окружающий мир;
Обучение;
Картины;
Общение;
Игра и труд;
Развлечения;
Художественная литература;
Окружающая среда: материальная и социальная обстановка.
Занятия и игры-занятия
Уроки
Экскурсии: Рассматривание предметов.
Рассматривание картин.
Наблюдения
Осмотры помещений и предметов.
Игры с материалами и игрушками .
Беседы с детьми.
Чтение литературы.
Упражнения в даре слова.
Упражнения в грамматике.
Рассматривание картин.
Упражнения.
Разговоры и бесед.
Поручения.
Рассказывание.
Чтение.
Заучивание наизусть.
Письма.
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко» Ильюшиной Т.Н.
Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить и рассказать. При выборе стихотворения должны учитываться с одной стороны возраст ребенка, его интеллектуальные и речевые возможности, с другой стороны, должны быть и определенные требования и к самому художественному материалу. Чем ниже уровень речевого развития ребенка, тем проще и определённые должен быть ритм стихотворения, проще и доступнее данные художественные образы. При выборе стихотворного материала надо прежде всего обращаться к народному творчеству. Используются народные песенки, шутки, прибаутки, которые отличаются краткостью стиха и простым, четким ритмом, а их образы знакомы детям.
1. Каждое новое стихотворение должно быть сначала прочитано взрослым выразительно (наизусть).
2. После прочтения стихотворения говориться ребенку, что это стихотворение он будет заучивать наизусть. Затем взрослый еще раз читает стихотворение.
3. Читается отдельно каждая строчка стихотворения. Ребенок проговаривает ее за взрослым.
4. Далее задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку уяснить основную его мысль.
5. После этого взрослый выясняет, какие слова ребенку не понятны, в доступной форме объясняет их значение.
6. Очень часто стихи используются для закрепления каких – то определенных звуков. Поэтому после проведения вышеописанной работы можно предложить и ряд специальных заданий по тексту:
- выбрать слова из стихотворения на определенный звук, например слова, где есть звук Р;
- угадать, с каким звуком много слов в данном стихотворении (Мышь, мышь, ты что шуршишь? – много слов со звуком Ш).
- заканчивать строку, словом с нужным звуком.
7. Заучивание стихов помогает развивать у детей чувство ритма. Поэтому можно предлагать наряду с простым заучиванием стиха отхлопывать или отстукивать его ритм. Но при этом надо следить, чтобы сохранилась выразительность чтения.
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко» Ильюшиной Т.Н.
Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли. Оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, на специальных речевых занятиях и в упражнениях, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Пути формирования грамматически правильной речи у дошкольников
Оптимальное условие для формирования полноценного развития грамматического строя речи у всех детей могут быть созданы только на специальных речевых занятиях, с использованием специальных методов и приемов. Вне такой работы в условиях стихийного формирования языковых обобщений, как показывает опыт, путь овладения грамматического строя языка оказывается не оптимальным, наблюдается широкий диапазон индивидуальных различий в речевых умениях и более или менее значительные задержки в речевом развитии детей, и гибкость, и неполноценность ряда грамматических навыков и умений детей.
На основе обследований детей и в практике речевого общения можно слышать следующие ошибки.
Педагоги приводят примеры из личного опыта группы.
Причины грамматических ошибок дошкольников определяются различными факторами.
Пути формирования грамматически правильной речи:
- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
- исправление грамматических ошибок.
Как организовать деятельность по развитию грамматического строя у детей дошкольного возраста?
Создание благоприятной языковой среды
Речь окружающих может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.
В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь педагога неряшлива, если он может позволить себе сказать "Чего ты делаешь?" или "Не залазь на горку", - даже ребенок, привыкший дома говорить правильно, повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому забота о совершенствовании своей речи может рассматриваться как профессиональная обязанность педагога.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в общениях на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
Специальные логопедические занятия, основное содержание которых формирование грамматически правильной речи.
2. Часть занятий по развитию речи.
1) Грамматические упражнения проводятся на материале занятия.
Например, в младшей группе в процессе рассматривания картины "Собака со щенятами".
- Какие упражнения по формированию грамматически правильной речи можно решить?
- упражнять детей в употреблении трудных форм (щенята, щенок, у щенят);
- составление простых предложений о котятах ("Что делают щенята?").
2) грамматические упражнения могут быть частью занятия
3. Часть занятия по другим разделам программы.
- в процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных. Педагоги приводят примеры из личной практики.
4. При ознакомлении с природой дети упражняются:
- в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательных: осенью дни короче, ночи - длиннее, зимой - самые короткие дни, самые длинные ночи;
- в употреблении глаголов: весной - день удлиняется, ночь укорачивается.
Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
Дидактические игры.
Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ. Использование игрушек, предметов, картинок, и без наглядного материала
Формируют грамматические навыки в области морфологии, синтаксиса и словообразования. (гнездо птицы или птичье гнездо, хвост лошади или лошадиный хвост и т.п.). Проигрывание с педагогами игр.
Методические приемы
Методические приемы для обучения грамматическим навыкам, предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова:
Образец.
Используется на первоначальном этапе обучения. Детям предлагается поучиться правильно говорить слова, запоминая их: снять (что?) - пальто, но раздеть (кого?) - куклу, надеть (что?) - шапку, но одеть (кого?) - мальчика.
Объяснение.
Как следует употреблять трудные формы. Например: все слова изменяются, но есть такие как "упрямые слова": пальто, кофе, какао, метро, радио, которые никогда не изменяются, поэтом надо говорить: одно пальто, много пальто, на пальто меховой воротник, эти слова надо запомнить.
Указание;
Сравнение двух форм (чулок - носков; карандашей - апельсинов - груш; столов - окон). Для прочного запоминания применяется многократное повторение детьми за педагогом, вместе с ним, хором и по одному.
Повторение.
Создание проблемной ситуации;
Подсказ нужной формы;
Исправление ошибок;
Вопросы подсказывающего и оценочного характера и др.
Список, использованной литературы.
- Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия".- 1998.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., "Просвещение". - 1974.
- Хрестоматия к курсу "Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста"/ Сост. Л. В. Ворошнина. - Пермь. - 2001.
- Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: изд-во ЛИТУР. - 2000.
- Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов "Феникс", СПб "Союз". - 2004.
Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка.
На таких занятиях все внимание детей бывает привлечено только к нужной грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Ребенок начинает осознавать, как надо говорить, стремится сказать правильно, грамотно, красиво. Удобная, деловая обстановка занятия способствует тому, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания воспитателя, сознательно следят за качеством речи товарищей.
Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки, особенно из специального наглядно-методического альбома «Говори правильно» О. И. Соловьевой.
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5—10 мин, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи.
Занятия должны проходить непринужденно, живо; воспитателю не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию. В младших группах можно использовать игровые персонажи, особенно при повторении материала (участие в игре Петрушки, Буратино и т. д.). Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.
Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т. д.). Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов.
Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми. Так, например, воспитатель дает задание на составление предложения с глаголом хотеть как во множественном числе, так и в единственном или же предлагает сочетать с прилагательным существительные не только среднего рода, но также женского и мужского.
Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей (в повседневной речи возможна некоторая неустойчивость в употреблении правильных форм). Работа над какими-то двумя-тремя формами может быть программным содержанием занятий в течение месяца; занятия по различным частям речи чередуются.
Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первых занятиях ведущую роль играет образец речи педагога. Особенно подчеркнуто произносится затрудняющая детей часть слова (ездит, ездим). Возможно прямое указание, выделяющее трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться правильно говорить. В старших группах уместно дать мотивировку учебного задания: «Придумайте предложения со словом пианино. Напомню вам, что это слово всегда говорится одинаково: около пианино, два пианино. Запомните это. Ведь каждый хочет скорее научиться говорить правильно, без ошибок».
В работе над правильной речью находит место и такой эффективный прием, как сравнение (сопоставляются окончания прилагательных разных родов, окончания существительных и т. д.). Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы.
Проводя упражнения на закрепление окончаний, на чередование звуков, воспитатель должен подчеркнуто произносить исходную и образуемую формы: скакать — скачи; махать — машу; носки — носков, но чулки — чулок. Возможно хоровое проговаривание трудной формы.
Если ошибка устойчива и ребенок «не слышит» правильной формы, полезно употребить сопряженную речь, а за ней - отраженную. Находят свое место и такие приемы, как исправление, подсказ.
Поскольку педагог дает развернутые требования к ответу, то к оценке можно привлекать детей («Правильно ли все сказали? Нина сказала так, как нужно?»)
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко» Ильюшиной Т.Н.
Во всех возрастных группах проводят непродолжительные по времени упражнения на составление предложении с трудными словами. Этому помогают картинки, предметы.
Так, например, разнообразные упражнения с рассматриванием картинок и игрушек служат основным средством для исправления ошибок детей в употреблении несклоняемых имен существительных. Эффективность этих упражнений зависит от того, правильно ли сформулированы вопросы: что спереди у пальто? Чем отличается пальто куклы Наташи от пальто куклы Тани? На чем играет девочка? (На пианино.) Около чего стоит мальчик? (Около пианино.) Необходимо добиваться, чтобы дети давали полные ответы на вопросы.
Проводя такие упражнения в младших группах, воспитатель может применять прием отраженной речи, предлагая формулировку вопроса, с которым нужно обратиться к персонажу игры: «Спроси у Наташи: тебе жарко в пальто? Спроси у Сережи: у твоего пальто есть карман? Спроси у Наташи: у тебя два пальто — летнее и зимнее?» И т. д.
Закреплению правильных форм существительных среднего рода (у детей младшего возраста) способствует рассматривание картинок, на которых изображены различные предметы.
Родовую принадлежность существительного ярче выявляет согласованное с ним прилагательное, поэтому воспитатель предлагает в качестве образца предложения из двух слов, в которых существительное согласовывается с прилагательным. Дети, подражая образцу, отвечают двумя словами: «Красный помидор, голубая шапка, голубое ведро».
Для закрепления формы множественного числа глагола хотеть в младших и средней группах можно проводить игровые упражнения с куклами: используя образец вопроса воспитателя, ребенок обращается к гостям-куклам: «Оля и Наташа, вы хотите раздеться? Вы хотите сесть на стулья? Вы хотите послушать наши стихи?». И т. д.
В старших группах значительное место занимают словесные упражнения.
Для закрепления умения определять род имен существительных полезны словесные упражнения типа «Назови какой» (воспитатель обращается к детям с вопросами: «Как сказать про поле? Какое оно? Как сказать про снег? Какой он?»).
Более сложными являются упражнения на подбор к прилагательному существительного соответствующего рода. Для этих упражнений целесообразнее использовать прилагательные, в которых ударение падает на окончание: большой, голубой, меховой, или притяжательные местоимения мой, твой, так как в этом случае лучше слышится окончание. Например, педагог, обращаясь к детям, говорит: «Голубой бант, голубой карандаш». Затем спрашивает: «О чем еще можно сказать голубой!» (интонационно подчеркивает окончания прилагательных). Далее он предлагает вспомнить: «О чем можно сказать голубое, голубая!» И т. д. В дальнейшем дети могут подбирать к существительному сразу несколько определений (красное спелое яблоко, чистое голубое небо, большой железный кузов).
Помимо вышеназванных упражнений, можно рекомендовать подсказывающие вопросы-загадки (задавая вопрос, педагог слегка подчеркивает (интонацией) окончания прилагательных: «Голубое, кружевное, нарядное — это платье или кофта?»).
Руководствуясь образцами, предлагаемыми в педагогической литературе, воспитатель с помощью методиста может придумывать свои словесные упражнения с разнообразными частями речи. Например, с помощью упражнений типа «Докончи предложение» можно тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных («Пловец ныряет глубоко, а водолаз — глубже) мой цветок красивый, а у Наташи еще красивее»), в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа («На витрине шарфы и гольфы, но нам сейчас не нужно ни шарфов, ни гольфов), в употреблении глагольных форм («Я хочу рисовать, и мы тоже хотим рисовать»).
Приведем еще один пример.
Содержание игрового упражнения «Слушай команду!» заключается в следующем. Воспитатель-командир отдает команды, используя неопределенную форму глаголов, в ответы детей должны быть включены глаголы в 1-м лице множественного числа. Легкие и трудные слова чередуются.
— Стрелять!
— Есть, мы стреляем!
— Скакать!
— Есть, мы скачем!
— Ездить!
- Есть, мы ездим!
— Не жечь!
— Есть, мы не жжем! И т. д.
Описанным выше методам аналогичен по своему характеру метод сюжетного дидактического рассказа, содержащего трудные словоформы. При повторном рассказывании педагога дети заканчивают предложения, вставляют по его указанию пропущенные слова (индивидуально или хором). Примером может служить фрагмент из рассказа «Спорщики».
«Сейчас еще раз послушайте рассказ про двух братьев,— говорит педагог,— но теперь вы мне будете помогать, подсказывать слова там, где я остановлюсь. Жили два брата, такие спорщики! Что ни дает им мама — поделить не могут. Сварила мама какао. Один закричал: «Какао ... (мое)!» А другой ему наперекор: «Мое, не дам тебе этого ... (какао)!» Налила мама каждому по стакану сладкого ... (какао). И спорить стало не о чем.
На другой день мама поставила на стол полнехонький кофейник. Спорщики опять за свое: «Кофе ... (мой), это мне мама сварила кофе!» И стали расхваливать его (индивидуальные ответы с места): «Сладкий, душистый, горячий». Мама говорит: «Этот кофе общий». И налила три чашки .. (кофе).
Во всех группах проводятся дидактические игры, в том числе сюжетно-дидактические, с участием ведущего игрового персонажа, например «Мишка, сделай!» — игра на закрепление глагольных форм; «Чего (кого) не стало?» — на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.
Для игры «Чего (кого) не стало?» следует подбирать существительные разных типов склонения. В младших группах может быть такой подбор слов (предметов или картинок): матрешки, флажки, грибки, пирамидки, апельсины, яблоки, помидоры, груши. В старших группах подбирают слова потруднее: сапоги, туфли, сандалии, тапочки (предметы объединены по назначению).
До начала игры воспитатель готовит ширмочку — за ней будет производиться перестановка предметов. Игра начинается с того, что дети совместно с воспитателем рассматривают приготовленные предметы, уточняют их названия и правила игры (запомнить, что стоит на столе, угадать, чего не стало). Тут же педагог дает образец правильного ответа с использованием трудных грамматических форм. Для предупреждения возможных ошибок можно заранее поупражнять детей в хоровом или индивидуальном произношении этих слов.
Главная задача этой игры — научить детей употреблять правильные грамматические формы слов. Поэтому количество выставляемых групп предметов должно быть невелико, иначе внимание детей будет направлено не только на правильное употребление слов, но и на запоминание многих названий. Так, в младших группах лучше всего выставлять 2—3 группы предметов, в старших — 3—4. В процессе игры порядок расположения предметов (или картинок) меняют 1—2 раза.
После того как дети отгадают, чего не стало, воспитатель убирает предметы и заменяет их новым набором из нескольких групп предметов.
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-логопеда СОГБУ «Детский дом «Гнёздышко» Ильюшиной Т.Н.
Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют фразеологизмом, неделим по смыслу, то есть его значение не складывается из значений составляющих его слов. Он работает только как единое целое, лексическая единица.
Красивая правильная речь — несомненное достоинство как взрослых, так и детей. Меткие образные выражения, такие как фразеологизмы, особенно обогащают её. Знакомство ребенка с фразеологизмами совершенствует навыки устной речи, развивает мышление, фантазию. Изучение фразеологизмов поможет вам привить ребёнку интерес к слову, к истории родного языка.
В предлагаемом вам и вашим малышам словаре фразеологизмов значение каждого из них обыгрывается и в прямом, и в переносном смысле, в стихотворной форме. Это делает процесс обучения увлекательным и веселым.
ОБЪЯСНЯЙТЕ ДЕТЯМ ЗНАЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ:
Бежать бегом
Без лишних слов
Белая ворона
Бить баклуши
Брать пример
Бросать слова на ветер
В двух шагах
В охотку
В порядке
В тягость
В честь
Вести себя
Взять себя в руки
Витать в облаках
Вить веревки
Владеть собой
Во все горло
Говорить на ушко
Давать слово
Дел невпроворот
Держать в ежовых рукавицах
Держать (свое) слово
Задать головомойку
Заливаться соловьем
И был таков
И стар и млад
Иметь зуб
(Не) К лицу
Как без рук
Как ветром сдуло
Как за каменной стеной
Клевать носом
Кошки скребут на душе (сердце)
Красный как рак
Льет как из ведра
Медведь на ухо наступил
Мурашки по спине бегают
На глазах (у)
На зависть
На славу
Надуться как мышь на крупу
Не верить своим глазам
Не дать в обиду
Не место
Не прочь
Не сомкнуть глаз
Не сочти за труд
Ни капли
От (всей) души
Открыты двери
Пальчики оближешь
Первым делом
Перемениться в лице
По душе
Повесить голову
Повесить нос
Показывать зубы
Положить на (обе) лопатки
Присутствие духа
Разинуть рот
Рано или поздно
Родиться в рубашке
С иголочки
С пеленок
Свести с ума
Сделай одолжение
Сесть на голову
Смотреть как баран на новые ворота
Стереть в порошок
Считать ворон
Терпение лопнуло
Точить зуб
Ходить по пятам
Хоть куда
Чесать языком
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интегрированные занятия Занятия закрепляют полученные знания на практике с переменой сфер деятельности, переключая на новую форму «впитывания» материала Способствуют сохранению здоровья ребенка Развивают личностные качества, опираясь на духовно-нравственные основы цивилизованного общества Занятия базируются на тематическом принципе : с углубленным восприятием, «вживанием» в предлагаемые задания (обстоятельства); «Пропусканием материала через весь психофизический аппарат в игровой форме, направлены на развитие общей, крупной и мелкой моторики, тактильных ощущений, с формированием эмоцио- нальных связей «Я –субъект» Дают свободу для развития творческого потенциала педагога и ребенка (личностно ориентированы)
Виды деятельности занятия Оргмомент ( стихотворение-настройка с действенным участием детей) Блок аналитических игр Слова-действия Физкультминутка Блок словообразовательных игр Ознакомление с предметами Выполнение с ними действий Игры с предметами и по выбранному сюжету Игры-драматизации Маленькие итоги ( с активным участием детей, созданием тематической атмосферы)
Занятие « Перелетные птицы» Цели: Расширять пассивный и активный словарный запас; Закреплять понятия о временах года и их существенных признаках; Знакомить с частями тела перелётных птиц и особенностями поведения; Учить образовывать притяжательные прилагательные; Учить сравнивать и анализировать перелётных птиц Ход занятия Оргмомент Лето быстро отгорело, Где его искать? Снова осень прилетела К нам издалека. За окном деревья машут Д ети смотрят в окна и машут улетающим Жёлтою рукой. птицам вслед
Занятие « Перелетные птицы» И глаза взирают наши С явною тоской. Стали птицы собираться В дальние края. Стаи над землёй кружатся, Нам крича: «Пока!» Далеко лететь придётся Птицам за моря. Нет там снега, много солнца Есть что поклевать. Будем ждать мы их всю зиму, До весенних дней. Возвращайтесь, птицы милые, Станет веселей.
Доскажи словечко Он и лётчик и пловец, Лишь зерно и травку ест. Осторожен. Пригляжусь, В озере ныряет … (гусь) Слышно громкое: « Курлы.» По небу им долго плыть. В небе виден птичий клин, Улетают …(журавли)
Доскажи словечко Бороздя с гуденьем воздух, Удаляясь от морозов, Машет крыльями весь день, Стая белых … ( лебедей ) Клюв оранжевый и крепкий, Ноги тонкие, как ветки. За лягушками летает Это чёрно-белый … ( аист)
Развивающие игры
Развивающие игры
Игры и рифмовки Игра «Кто интереснее придумает?» Цель: Учить детей составлять предложения по данному глаголу» Оборудование: Фишки, картинки Описание игры:
Игры и рифмовки Педагог произносит одно слово (глагол), например «Летает» Дети придумывают с ним предложения, например: «Ласточка летает», «Ласточка летает высоко», «Ласточка летает очень высоко». У кого самое интересное предложение? Выигрывает тот, у кого больше фишек, картинок Игра «Весёлые рифмовки» Т.Ильюшина Педагог предлагает весёлые стихи и спрашивает: «Правильно или нет?»
Веселые рифмовки Игра «Весёлые рифмовки» Т.Ильюшина Спят ночами утки В конуре и будке ( не в будке, а в гнезде ) На болоте в пять утра Ловят цапли комара ( не комара, а лягушку) Пролетев над пашнею, Журавли кудахтали (журавли не кудахтают, а курлычут) Как-то я домой иду,
Веселые рифмовки Аист плавает в пруду ( не аист, а утка или гусь, лебедь) На столбе котам назло Ласточка свила гнездо (не на столбе, а над окном) Игра «Чего больше» Педагог задаёт вопрос с целью анализирования ситуации Чего больше крыльев или птиц? Чего больше птиц или перьев? Чего больше гнёзд или птенцов? Кого больше аистов или лягушек?
Думаем и отвечаем Игра «Сравним кошку и птицу» Педагог обучает умению анализировать увиденных живых существ. У кошки есть голова – и у цапли есть голова У кошки есть шея – и у цапли есть шея У кошки есть туловище – и у птицы есть туловище У кошки есть хвост – и у птицы есть хвост У кошки есть лапы – и у птицы есть лапки (ноги) У кошки есть нос – а у птицы есть клюв
Думаем и отвечаем У кошки есть шерсть – а у птицы есть перья и пух У птицы есть крылья – а у кошки крыльев нет Крылья есть - то это ПТИЦА. Крыльев нет – ЖИВОТНОЕ Игра «Какой и почему?» Журавль по размеру КАКОЙ? – крупный У него длинные ноги (какой? ) – длинноногий У него длинный клюв (какой?) – длинноклювый Где живёт журавль? – Около болот (Значит он какая птица?) – болотная Почему он БОЛОТНЫЙ? (питается лягушками в болоте)
Физкультминутка, ласковые слова Физкультминутка. Птицы с юга прилетели, ( дети подражают полёту птиц ) И от радости запели: ( подражают птицам ) Чив – чив – чив , курлы – курлы, Начинаем гнёзда вить ( Играют «Вьём гнёзда» ) Здесь мы высидим птенцов, Их поднимем на крыло, ( Учат летать птенцов )
Физкультминутка, ласковые слова Будем высоко летать ( летят высоко, смотрят далеко) Сверху далеко видать. Игра «Назови ласково» Педагог называет птицу, дети (используя уменьшительно-ласкательный суффикс называют птицу ЛАСКОВО.
Физкультминутка, ласковые слова Например: утка – уточка Лебедь – лебёдушка; соловей – соловушка; скворец – скворушка; цапля – Цапелька;( ласково гладят птицу) Журавль – журавушка; кукушка – кукушечка ( кукушка единственная птица, которая не вьёт своего гнезда, а подбрасывает свои яйца в гнёзда других птиц)
Число единственное и множественное игра – драматизация ( под дирижёра ) Игра «Назови птенца и птенцов» Например: КУКУШКА – КУКУШОНОК – КУКУШАТА Скворец – скворчонок – скворчата Грач – грачонок – грачата Лебедь – лебедёнок – лебедята Журавль – журавлёнок – журавлята Аист – аистёнок - аистята Игра «Закончи предложение» ( показывают руками, телом, движениями)
Число единственное и множественное игра - драматизация На берёзе гнездо, а на берёзах … ГНЁЗДА В гнезде яйцо , а в гнёздах - … В гнезде птенец, а в гнёздах - … На дереве ветка, а на деревьях - …
Число единственное и множественное игра - драматизация Игра – драматизация «Журавль» Педагог читает дважды Объясняет слова, которые детям не знакомы. Предлагает сыграть эту историю, почувствовать себя птицами, (может по ходу действия детей менять сюжетную линию)
Число единственное и множественное игра - драматизация Проснулся журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: Курлы, курлы! Полетел на горох – горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся – до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил Журка крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться. Е.Чарушин
Маленькие итоги Итог занятия Т.Ильюшина Птицы перелётные к отлёту собираются. Улетая на зиму, Весною – возвращаются. Им лететь так долго – В Африку далёкую. Где зимой не холодно, И хватает корма. Только бы хватило Им здоровья, силы. В дальнем перелёте Выдержали б крылья. ( дети машут вслед руками - крыльями)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов (опор)
Автор: Красникова Марина Борисовна Личный сайт: http//:guru1.ucoz.ru Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимо...
Статья "Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности"
В статье рекомендуются упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания....
Контрольные работы по русскому языку (тесты) для определения уровней развития мыслительной деятельности учащихся.
Цель данной работы: определить уровень развития мыслительной деятельности учащихся....
Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со сторон...
« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Государственное бюджетное общеобразовательное школа №54 Доклад по теме:« Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельно...
Выступление на РМО по теме: « Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни....
Выступление по теме: « Технология развития критического мышления как средство развития мыслительной деятельности обучающихся»
Описание техники технологии РКМЧП...