Игровая комната в начальной школе
проект на тему
Проектируя образовательную среду начальной школы и разрабатывая технологии организации жизни и деятельности ребенка в этой среде, мы уделили внимание развитию познавательных способностей ребёнка через различные каналы восприятия, организовав создание самодельной игровой комнаты. В этом проекте участвовали дети 1- 4 классов, их учителя и родители.
Потребность в игровой комнате возникла по ряду причин. В условиях нового стандарта дети больше времени проводят в школе, поэтому необходимы условия для отдыха, расслабления. В связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, в адаптации, для профилактики школьных трудностей, предупреждения дезадаптации, улучшения результатов обучения в школе, укрепления психического и соматического здоровья необходимо проведение комплексной развивающей и психокоррекционной работы. Отдельный уголок для организации внеучебной деятельности. Игровая комната позволяет решить эти проблемы. Она предоставляет условия для психологической разгрузки младших школьников и одновременно содержит богатую среду для исследования, дает пищу различным каналам восприятия.
Желание получить игровую комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_komnata.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровая комната в начальной школе»
Работа: Максимовой Дарии Валериевны учитель начальных классов МБОУ «Крестяхская СОШ»
Введение
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащихся, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно - ориентированное обучение; умение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
- Следовательно, образовательная среда, как «… система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении»
2. должна обеспечивать ребенку возможности для получения опыта в выявлении и решении проблем различного плана, в различных областях деятельности.
Проектируя образовательную среду начальной школы и разрабатывая технологии организации жизни и деятельности ребенка в этой среде, мы уделили внимание развитию познавательных способностей ребёнка через различные каналы восприятия, организовав создание самодельной игровой комнаты. В этом проекте участвовали дети 1- 4 классов, их учителя и родители.
Потребность в игровой комнате возникла по ряду причин. В условиях нового стандарта дети больше времени проводят в школе, поэтому необходимы условия для отдыха, расслабления. В связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, в адаптации, для профилактики школьных трудностей, предупреждения дезадаптации, улучшения результатов обучения в школе, укрепления психического и соматического здоровья необходимо проведение комплексной развивающей и психокоррекционной работы. Отдельный уголок для организации внеучебной деятельности. Игровая комната позволяет решить эти проблемы. Она предоставляет условия для психологической разгрузки младших школьников и одновременно содержит богатую среду для исследования, дает пищу различным каналам восприятия.
Желание получить игровую комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.
Описание проекта
Проблема: комната, позволяющая отдохнуть и узнать, что-то новое для разных каналов восприятия ( для закрепление физического и психического здоровья) нужна в начальной школе. Но готовые игровые комнаты стоят дорого, приобрести их у школы нет возможностей.
Цель: создать собственную комнату силами младших школьников и их родителей под руководством учителей.
Тип проекта: познавательный + социальный + здоровосберегающий.
Продукт: игровая комната в школе.
Примерный план работы.
1. Поиск информации – копилка игровых комнат.
2. Анализ полученной информации.
1) Из копилки игровых комнат ( из Интернета) собираем идеи объектов, которые можно реализовать своими силами
2) Определение состава игровой комнаты (по функциональным элементам: объекты, которые воздействуют на разные каналы восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние)
3. Разработка идей игровой комнаты.
4. Составляем таблицу «деталей» для игровой комнаты – элементов, которые нужны для создания объектов. За помощью обращаемся ко всей начальной школе, объясняя, зачем это нужно.
Работа над данным проектом выполняется с ноября 2011 года.
Учителя и ученики собирают информацию о различных объектах игровой комнаты, выбирают объект, который они хотят сделать, если необходимо, собирают дополнительную информацию (например, о влиянии цвета на настроение человека, пробуют усовершенствовать свой объект, чтобы он позволял выполнять новые функции. В перспективе планируется обучить детей проектированию новых объектов с помощью изобретательских методов.
Создание игровой комнаты очень увлекло детей и родителей. Родители предлагали свои идеи и сделали свои проекты вместе с детьми. В результате в игровой комнате появились описанные ниже объекты.
- Спортивный уголок.
- стол для игры шашки, шахматы.
- Мини – сцена для творческой деятельности.
- Маты, ковры
- Телевизор, музыкальный центр.
- Мячи, скакалки, круги.
Педагогические результаты проекта
Педагогические результаты можно рассматривать в двух аспектах:
результаты от использования игровой комнаты и результаты, полученные от выполнения детьми проектной деятельности по созданию комнаты.
Результаты от использования самих объектов игровой комнаты: изменение эмоционального состояния детей, раскрытие каналов восприятия, освоение новых способов восприятия информации.
Для изучения эмоционального состояния можно использовать цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников. В рисунках и цвете учащиеся могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Остановимся подробнее на результаты организации проектной деятельности детей совместно с родителями.
В процессе работы над проектом у детей формируются умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Также работа над проектом направлена на развитие общих способностей.
В процессе развивающей групповой работы формируются в игровой деятельности и конструировании УУД – личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• способность к самооценке на основе критериев успешности;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
Регулятивные универсальные учебные действия
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные универсальные учебные действия
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Таким образом, в результате работы над проектом у учащихся формируются и развиваются необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Примечание
В будущем планируем приобрести, сделать (сшить) с помощью учеников вместе с учителями и родителями:
Развивающая игрушка-тренажер «Головоножка». Главная цель игры с «Головоножкой» - это развитие мелкой моторики рук. Игры с использованием разных деталей «Головоножки» (застегивание молнии, шнуровка лент, открывание и закрывание колпачков от киндер-сюрпризов, перебирание пальчиками костяшек от счет, расстегивание липучки) формируют ловкость и согласованность движений пальцев, координацию в системе «глаз-рука». В результате чего повышается работоспособность, внимание и умственная активность, развивает наблюдательность, логическое мышление, усидчивость. Яркая и интересная игрушка «Головоножка» очень интересна и полезна для детей. С ней можно не просто играть, но и сидеть на ней и класть под голову.
Развивающая игрушка-тренажер «Черепаха»
Это пособие сделано из разноцветных сегментов, что положительно влияет на зрительное восприятие. Каждый сегмент несет свою направленность: с помощью липкой ленты расположены разноцветные фигуры для развития математических представлений, с помощью разноцветных ленточек можно сплести коврик, заплести косички кукле, застегнуть и расстегнуть замочек портфеля. Главная цель игры с черепахой это развитие мелкой моторики рук ребенка.
Развивающая игрушка «Гусеница»
для изготовления «Гусеницы» нужно выбрать желтый и зеленый цвета. Наполняемость игрушки разнообразна: морские камешки, горох, морская соль. Главная цель этой игрушки развитие мелкой моторики рук и благоприятное влияние на общее эмоциональное состояние ребенка.
Тренажер-координатор для рук «Паркуринг 2010»
Это тренажер развивает координацию рук, наблюдение за движением цветных шариков по лабиринту отлично укрепляет мышцы глаз. «Паркуринг» состоит из двух элементов: горизонтальный и вертикальный лабиринты разноцветными шариками, которые надо двигать по лабиринтам одновременно двумя руками, что не так уж и просто.
Массажный диванчик «Веселая лужайка»
Сшить надо этот диванчик из обивочной ткани и верхняя его часть выполнена из вышитого льняного полотна. Наполнителем для него станут пластмассовые крышки от бутылок с водой, соков, маленькие мягкие игрушки. Поваляться на таком диванчике очень приятно и полезно. Он позволяет снять мышечную нагрузку тела, повышает эмоциональное состояние ребенка.
«Сухой душ» Первый вариант выполнен из шелковых лент, которые спускается вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить , касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения , помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что иногда хочется сделать в школе во время шумных перемен. Второй вариант «Сухого душа» выполнен из ёлочного дождика. Он позволяет наблюдать разные эффекты изменения цвета в зависимости от освещения
(используется разноцветная лампа)
«Сухой бассейн»
Это проект – Маленький надувной бассейн наполнен разноцветными колпачками от киндер-сюрпризов, которые собирают ученики со всей начальной школы. «Сухой бассейн» предназначен для перебирания руками колпачков, открывания и закрывания их, что благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, снятие психологической нагрузки, развитию мелкой моторики рук, ловкости, усидчивости.
«Рисование манкой»
Рисование манкой – нетрадиционный метод. Важным плюсом рисования манкой являются уникальные свойства манки – тягучесть, мягкость, приятная шершавость, – которые действуют на человека прямо-таки завораживающе. Рисуя манкой, человек постепенно уходит в себя – входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутренние зажимы. Рисование манкой улучшает работу мозга и вы начинаете в прямом смысле слова соображать быстрее и качественнее. Соприкасаясь пальцами с песком или манкой, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу. Раз за разом, занимаясь систематически, вы начинаете мыслить еще более продуктивно.
Поскольку этот проект является долгосрочным, мы в дальнейшем планируем разработать все эти развивающие игрушки вместе учениками и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Творческая группа учителей начальных классов " Игровые технологии в начальной школе"
Презентация "Творческая группа учителей"...
Игровые технологии в начальной школе
Статья об определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процессе обучения....
Практическая реализация игровых технологий в начальной школе на уроках гуманитарного цикла
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...
Игровые технологии в начальной школе
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...
Игровая деятельность в начальной школе.
Материал на тему "Игровая деятельность в начальной школе"....
Доклад "Игровые технологии в начальной школе на уроках гуманитарного цикла"
статья об использовании игровых технологий на уроках гуманитарного цикла...
Игровые технологии в начальной школе
Игровые технологии в начальной школе....