Урок обучения грамоте с электронной презентацией. Знакомство с буквой Б.
план-конспект урока (1 класс) на тему

Косолапова Зинаида Клементьевна

Урок обучения грамоте (интегрированный)  по  образовательной системе  УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является 1  в данной теме. Учащиеся знакомятся с новой буквой и звуками, её обозначающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_bukva_b.rar729.35 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к уроку обучения грамоте.

Тип урока: урок первичного представления новых знаний.

Целевое назначение: первичное усвоение новых и предметных и метапредметных знаний.

Результативность обучения: воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

Урок обучения грамоте (интегрированный)  по  образовательной системе  УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является 1  в данной теме. Учащиеся знакомятся с новыми звуками и с буквами, их обозначающими и учатся её писать. Учащиеся на уроке открывают новые знания,  определяя  новые звуки и буквы.

  - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;

        - формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная.

        - приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; наглядность.

Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности.

В конце  урока  происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:

- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

- проблемное обучение (частично – поисковый)

- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки.)

Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.

Технические особенности урока: данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

 

 

План урока. (2 урока)

Этапы урока

цель

время

  1. Организационный этап.

Организовать направленное внимание на начало урока всех детей, настроить на положительные эмоции.

  1. мин.

2.Этап актуализации опорных знании и фиксации затруднений в деятельности

Повторить понятие, правило, алгоритм, способ использования алгоритма, фиксация затруднений в деятельности.

10 мин.

3.Этап постановки учебной задачи, мотивации и целеполагания.

Сформировать представление детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

4 мин.

4. Этап усвоения  новых знаний и способов действия (постановка учебной проблемы, открытие нового знания)

Формировать понятие, сформировать представление.

20 мин

5.Этап первичного закрепления знаний (применение нового знания).

Формирование навыков использование алгоритмов, правил, навыка работы с учебником, с компьютером, с иллюстрациями, словарями.

15 мин

6.этап первичной проверки понимания изученного.

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

15

7.Этап рефлексивного анализа собственной учебной деятельности.

Формирование личной ответственности за результат своего труда.

2 мин

 

Тема урока: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Звуки [Б  ], [ Б’ ], буквы Б,б. письмо строчной буквы б. (чтение, письмо)

Целевые установки урока:

 Предметные: учащийся на слух различает звуки [Б  ], [ Б ], находит эти звуки на слого – звуковых схемах; находит букву Б,б в тексте, читает слоги, слова, предложения с новой  буквой, составляет слого – звуковые схемы слов; пишет строчную букву, слоги, слова. Предложения по образцу в прописях. Составляет рассказы по заданию.

 Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- находить общие элементы в буквах;

- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;

- находить правильно написанную букву;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их

  причины.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться в прописи;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

  жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или 

  письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать  им;

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или

  неуспеха в  учении.

 

Оборудование:

1.Лента букв;

2.наглядный материал;

3. электронное приложение к учебнику.

4. компьютер с проектором;

         5. презентации в Рower Poit;

      6. выставка книг А.С. Пушкина;

     7. буквы.

Основные этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия.

Организационный этап.

Прозвенел для нас урок.

На какой позвал урок?

Пожелаем друг другу и всем вокруг добра.

Я – тебе, желаю добра(движение руками), ты – мне желаешь добра, мы всем – желаем добра.

Приветствие учителя, пожелание добра одноклассникам, учителю.

Дети выполняю движение руками, говорят слова.

Этап актуализации опорных знании и фиксации затруднений в деятельности.

-Ребята, у нас как всегда на уроке обучения грамоте гостья.

-Как её зовут?

-Назовите звуки (учитель показывает смайлики с изображением звуков, синий, зелёный, если у смайлика есть рука, значит, у него есть пара)

-Царица Орфография, её слуги – звуки русского алфавита.

Дети называют звуки с их характеристикой (гласный, согласный, мягкий, твёрдый, звонкий, глухой, парный).

Предметные:

-правильно называть звуки русского алфавита.

Регулятивные:

-выделять и осознавать то , что уже изучено.

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-строить понятные для партнёра высказывания.

Познавательные:

-выполнять классификацию звуков;

-ориентироваться в своей системе знаний.

Этап постановки учебной задачи, мотивации и целеполагания.

- Ребята, посмотрите на звуки [ п ], [ п’], что особенного у этого смайлика?

- Доскажите слово, которое начинается с нового  звука:

На ветке не птичка-

Зверёк невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это?

- Давайте откроем «Азбуку на странице 96-97 и «Пропись» стр.12.

Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

-Что мы сейчас сделали?

- какова цель нашей учебной деятельности?

- у него должна быть пара. Мы эту букву ещё не знаем.

- Белка. (дети называют новый звук)

Дети анализируют материал страниц «Азбуки» и «Прописи» и формулируют задачу урока.

-Продолжим работу над сказками великого русского поэта А.С. Пушкина;

-Будем сравнивать, анализировать, моделировать.

- познакомимся со звуками [Б  ], [ Б’ ];

-познакомимся с новой буквой;

- научимся читать слоги, слова, тексты с этой буквой;

-научимся писать строчную букву б, слоги и слова с этой буквой.

- Составили план урока.

-Будем открывать новые звуки и буквы и учиться с ними читать и писать.

Регулятивные:

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

Личностные:

-высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию.

Коммуникативные:

-вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

-проявлять интерес к изучаемой теме.

Этап усвоения  новых знаний и способов действия (постановка учебной проблемы, открытие нового знания)

Выставляет детские книги со сказками А.С. Пушкина.

- с какими сказками А.С. Пушкина мы уже знакомы?

 -знакомство со сказкой о царе Салтане (учитель зачитывает начало сказки).

Расскажите, что изобразил художник?.

-Какой пункт плана мы выполнили?

-Где сидит белка?

-Как одеты слуги?

-Куда белка складывает золотые орешки?

-Какой пункт плана выполнили?

Диалог учителя и ученика. (краткий пересказ сказки детьми)

-Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. Слуги белку стерегут.

-В хрустальном замке. Замок под

высокой сосной.

- вспомнили сказки А.С.Пушкина.

 Познавательные:

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

-Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

-Удерживать цель деятельности.

Личностные:

-проявлять интерес к новому.

физкультминутка

«Буратино»

Буратино потянулся,

Раз-нагнулся,

Два-нагнулся,

Три-нагнулся,

Руки в сторону развёл, ключик, видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети имитируют стихотворение, выполняя движения.

Знакомство со звуками [б ] [б’ ].

-Фонетическа разминка.

-Как блеет барашек?

 ( слайд 3)

-Чистоговорки. (слайд 5)

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

-Скороговорки. (слайд 6)

Боровик растет в бору,

    Боровик в бору беру

Белый снег, белый мел,

    Белый заяц тоже бел.

    А вот белка не бела,

    Белой даже не была.

- Какой звук мы выделили?

Работа со схемой. (бусы, воробей) – электронное приложение к учебнику.

-Сколько слогов в слове бусы?

-Какой первый слог в слове?

-  Из каких звуков состоит слог –бу?

-Охарактеризуйте звуки.

-какие буквы выставим на наборном полотне?

-С какой из этих букв мы ещё не знакомы?

- какие новые знания открыли?

-какой пункт плана выполнили?

Знакомство с буквой.

Сравнение печатной и письменной буквы. (электронное приложение к учебнику)

-Чем похожи и чем отличаются?

-Смоделируем букву из проволоки.

-Из каких элементов состоит буква Б?

-На что похожа буква Б? (слайд 4)

 

-Игра «Художник»

- Закрасьте только те части рисунка, в которых ты видишь буквы Б,б.

-Если правильно закрасите рисунок, то получится изображение зверя на букву Б.

- Напишите строчную букву б.

Делают звуко-буквенный разбор слов: бусы, воробей. Работают в парах с электронным приложением к учебнику.

Рассказ о букве и звуках по схеме (проверка)

Диалог учителя и детей.

(проводят анализ слов по алгоритму)

- Звук  [ б] [б ]согласный, звонкий, парный по звонкости- глухости и мягкости- твёрдости.

-Узнали новые звуки.

-Дети сравнивают печатную и письменную букву и моделируют её из проволоки.

Дети закрашивают части рисунка. (Бегемот)

Дети обводят букву Б, печатную и письменную.

Гимнастика для пальцев.

Письмо буквы по образцу в «Прописи» и на доске.

Меняются тетрадями. Оценивают друг друга

Познавательные:

-Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

-Формировать умение работать в паре.

Познавательные:

-формирование умения извлекать информацию из схем и иллюстраций.

-формирование умения делать выводы на основе сравнения.

Познавательные:

-формирование умения на основе сравнения делать выводы.

Регулятивные:

-конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки.

Личностные:

-интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-анализировать написании буквы в соответствии с эталоном.

-находить общие элементы в буквах.

-анализировать работу, находить ошибки, устанавливать их причину.

Познавательные:

-умение ориентироваться в прописи.

физкультминутка

-Встаньте, пожалуйста. Если в слове вы услышите мягкий звук [Б, ] то хлопаете, если твёрдый – топаете. (банкир, буфетчица, дубина, бухгалтер, бармен, биолог, ботаник, бизнесмен, дубок, бегемот)

-почему букву Б поместили в верхней строке ленты букв?

-Почему под буквой Б стоит буква П?

- Какой пункт плана выполнили?

Дети выполняют действия.

- это согласный звонкий.

-Парные согласные звонкие и глухие.

Диалог учителя и учеников.

-Выучили новую букву и научились её писать.

Регулятивные:

-выполнять учебные действия в громкой речевой умственной форме.

Коммуникативные:

-вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Этап первичного закрепления знаний (применение нового знания).

Работа с электронным приложением к учебнику.

Игра «Рассади гномиков».

- распределяем слоги с мягким  звуком и твёрдым звуком.

 C:\Users\Администратор\Pictures\2013-11-25\002.JPG

Работа в «Азбуке» с.97. Один ученик читает слова с мягким согласным звуком [ б’], другой с твёрдым согласным [ б].

Работа в «Прописи» Письмо  слогов и слов.

Звуко – буквенный разбор слов барсук, зебра, баран.

-Выберите слова, которые подходят к схемам в прописи и запишите их.

-Анализ и запись предложения «У Лизы бусы.»

-Какой пункт плана выполнили?

Игра «Доскажи словечко» (Слайд 11)

Она весну встречает –

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице – в полоску.

Ты узнаешь…  

Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый…      

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает.

На листке уселась ловко –

Это…    

Дети работают индивидуально с электронным приложением.

Письмо буквы по образцу в «Прописи» и на доске.

Меняются тетрадями. Оценивают друг друга.

- Проводят анализ слова по алгоритму.

-писали слова и предложения с новой буквой.

Дети договаривают слова со звуком [ б]  [б’ ,] определяют какой звук .(берёзку, барабан, божья коровка).Показывают синюю или зелёную карточку.

Регулятивные:

-оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть;

-проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные:

-участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Познавательные:

-выполнять классификацию букв;

-обосновывать основание для классификации

-писать строчную букву б, слоги и слова.

физкультминутка.

-Встаньте, пожалуйста.

-Загибаем пальчики. Один за другим прижимаем пальцы к ладони. В конце стихотворения , трём рука об руку, и прижимаем к щёчкам)

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли белки погулять.

Одна куда-то подевалась.

Четыре белочки осталось.

А теперь - скорей смотри, их осталось только три.

Ну и ну, какая жалость, только две у нас осталось.

Эта новость так грустна, осталась белочка – одна.

Пока мы белочек считали, они от нас давно сбежали.

Дети имитируют стихотворение, выполняя движения.

этап первичной проверки понимания изученного.

Обучение навыкам чтения. Чтение текста на с.97

-Подберите заголовок к тексту.

-Посовещайтесь и задайте вопросы по тексту.

-Можно ли сказать, что белка доверчиво относится к людям?

-Что вас удивило в тексте?

-Давайте составим синквейн о белочке.

Электронная физкультминутка для глаз.

Работа в «Прописи»

-Прочитаем предложение. (Там прыгала белка.)

-Какими буквами написано предложение?

Работа по развитию речи и внимания.

Игра «Допиши слово»

C:\Users\Администратор\Pictures\2013-11-25\001.JPG

Барбарис, бобры, бублик

Работа в парах.

-О ком этот текст?

 – Где были дети?

-Какие деревья росли в парке?

-Кто прыгал с ветки на ветку?

-Где жила белка?

-Что она брала у детей из рук?

Проверка фронтальная.

 

Белочка.

Шустрая, проворная.

Скачет, прыгает, заготавливает.

Белка живёт в дупле на дереве.

Дикое животное.

-Дети следят глазами за движением фигур.

-Печатными, нужно написать письменными.

Дети работают с электронным приложением к учебнику.

 

Познавательные;

-формировать умение выявлять сущность, особенность объектов.

--Читать тексты, выявлять их смысл. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.

-выделять новый звук в слогах и словах.

Коммуникативные:

--участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.

Регулятивные:

-анализировать написании буквы в соответствии с эталоном.

-находить общие элементы в буквах.

-анализировать работу, находить ошибки, устанавливать их причину.

Познавательные:

-умение ориентироваться в прописи.

Этап рефлексивного анализа собственной учебной деятельности.

-Что мы делали на уроке?

 Каких результатов достигли?

Учитель показывает букву П.

-Какую пару мы нашли для буквы п?

-Решили мы с вами самую главную задачу урока?

Педагогическая и психологическая диагностика.

Вот сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили тему урока. Выполните задание НА ВЫБОР:

А) раскрась букву Б.

Б) Соотнеси картинки и слова..

В) Прочитать, вставить букву.

Выберите то задание, которое вам хотелось бы выполнить.

-Если вам на уроке было легко, все было понятно, покажите улыбающийся смайлик; если что-то было непонятно, были трудности, грустный смайлик.

Создание ситуации успеха.

-Мне понравилось как вы сегодня работали.

-Кто из вас хорошо запомнил новые звуки и букву?

- Если кто-то плохо усвоил материал, не переживайте, у нас есть время поработать на следующем уроке и у вас всё получится.

-Что расскажете дома родителям ?

-спасибо за работу. Урок окончен.

 (Рассуждали, анализировали, т. е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать и писать.)

 (Научились писать букву б, читать слова с буквой б.)

C:\Users\Администратор\Desktop\документы\ДИСК УЧИТЕЛЮ Начальных классов_2007_2008\Анимированные рисунки по темам\Смайлики\1\36_2_25.gif

C:\Users\Администратор\Desktop\документы\ДИСК УЧИТЕЛЮ Начальных классов_2007_2008\Анимированные рисунки по темам\Смайлики\1\36_2_39.gif

Регулятивные:

-ученики оценивают усвоение нового материала, обнаруживают трудности.

- выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить.

Коммуникативные:

-формируется умение оценивать работу одноклассников.

Познавательные:

-делать выводы, обобщать знания по полученной информации.

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Личностные:

-развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

 Познавательные:

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всего класса.

Используемая литература:

1.Поурочные разработки по обучению грамоте.: чтение, письмо: 1 класс. – М:ВАКО, 2012.-448 с.

2.Обучение грамоте. Пособие для учителей начальных классов. М: «Просвещение», 2012.

3. Интернет-ресурсы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пакалёвская основная образовательная школа

Тонкинского муниципального района

Нижегородской области.

Районный конкурс «ФГОС НОО в действии. Мой новый урок»

                                   Учитель начальных классов:

 Косолапова З.К.

Пакали 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ".

Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ"....

Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ".

Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ"....

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век...

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш».

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш»....

Урок обучения грамоте в 1 классе - Знакомство с буквой «А, а».

Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [а]; учить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух; воспитывать культуру учебно...

Урок обучения грамоте в 1 классе - Знакомство с буквой «О, о».

Цели: 1) познакомить с буквой О, о; 2) учить выполнять звукобуквенный анализ слов; 3) развивать речь, мышление, память...

Урок обучения грамоте в 1 классе - Знакомство с буквой «У, у».

Цели: познакомить с буквой У, у; учить выполнять звуковой анализ слов; развивать фонематический слух, умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок; воспитывать культуру учебного труда....