Урок обучения грамоте с электронной презентацией. Знакомство с буквой Б.
план-конспект урока (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте (интегрированный) по образовательной системе УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является 1 в данной теме. Учащиеся знакомятся с новой буквой и звуками, её обозначающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_bukva_b.rar | 729.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к уроку обучения грамоте.
Тип урока: урок первичного представления новых знаний.
Целевое назначение: первичное усвоение новых и предметных и метапредметных знаний.
Результативность обучения: воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.
Урок обучения грамоте (интегрированный) по образовательной системе УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является 1 в данной теме. Учащиеся знакомятся с новыми звуками и с буквами, их обозначающими и учатся её писать. Учащиеся на уроке открывают новые знания, определяя новые звуки и буквы.
- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический;
- формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная.
- приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; наглядность.
Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности.
В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.
В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:
- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)
- проблемное обучение (частично – поисковый)
- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки.)
Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.
Технические особенности урока: данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
План урока. (2 урока)
Этапы урока | цель | время |
| Организовать направленное внимание на начало урока всех детей, настроить на положительные эмоции. |
|
2.Этап актуализации опорных знании и фиксации затруднений в деятельности | Повторить понятие, правило, алгоритм, способ использования алгоритма, фиксация затруднений в деятельности. | 10 мин. |
3.Этап постановки учебной задачи, мотивации и целеполагания. | Сформировать представление детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | 4 мин. |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действия (постановка учебной проблемы, открытие нового знания) | Формировать понятие, сформировать представление. | 20 мин |
5.Этап первичного закрепления знаний (применение нового знания). | Формирование навыков использование алгоритмов, правил, навыка работы с учебником, с компьютером, с иллюстрациями, словарями. | 15 мин |
6.этап первичной проверки понимания изученного. | Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) | 15 |
7.Этап рефлексивного анализа собственной учебной деятельности. | Формирование личной ответственности за результат своего труда. | 2 мин |
Тема урока: А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Звуки [Б ], [ Б’ ], буквы Б,б. письмо строчной буквы б. (чтение, письмо)
Целевые установки урока:
Предметные: учащийся на слух различает звуки [Б ], [ Б ], находит эти звуки на слого – звуковых схемах; находит букву Б,б в тексте, читает слоги, слова, предложения с новой буквой, составляет слого – звуковые схемы слов; пишет строчную букву, слоги, слова. Предложения по образцу в прописях. Составляет рассказы по заданию.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять последовательность необходимых операций;
- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;
- находить общие элементы в буквах;
- конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки;
- находить правильно написанную букву;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их
причины.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в прописи;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или
письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому;
- интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении.
Оборудование:
1.Лента букв;
2.наглядный материал;
3. электронное приложение к учебнику.
4. компьютер с проектором;
5. презентации в Рower Poit;
6. выставка книг А.С. Пушкина;
7. буквы.
Основные этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия. |
Организационный этап. | Прозвенел для нас урок. На какой позвал урок? Пожелаем друг другу и всем вокруг добра. Я – тебе, желаю добра(движение руками), ты – мне желаешь добра, мы всем – желаем добра. | Приветствие учителя, пожелание добра одноклассникам, учителю. Дети выполняю движение руками, говорят слова. | |
Этап актуализации опорных знании и фиксации затруднений в деятельности. | -Ребята, у нас как всегда на уроке обучения грамоте гостья. -Как её зовут? -Назовите звуки (учитель показывает смайлики с изображением звуков, синий, зелёный, если у смайлика есть рука, значит, у него есть пара) | -Царица Орфография, её слуги – звуки русского алфавита. Дети называют звуки с их характеристикой (гласный, согласный, мягкий, твёрдый, звонкий, глухой, парный). | Предметные: -правильно называть звуки русского алфавита. Регулятивные: -выделять и осознавать то , что уже изучено. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -строить понятные для партнёра высказывания. Познавательные: -выполнять классификацию звуков; -ориентироваться в своей системе знаний. |
Этап постановки учебной задачи, мотивации и целеполагания. | - Ребята, посмотрите на звуки [ п ], [ п’], что особенного у этого смайлика? - Доскажите слово, которое начинается с нового звука: На ветке не птичка- Зверёк невеличка, Мех тёплый, как грелка. Кто же это? - Давайте откроем «Азбуку на странице 96-97 и «Пропись» стр.12. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? -Что мы сейчас сделали? - какова цель нашей учебной деятельности? | - у него должна быть пара. Мы эту букву ещё не знаем. - Белка. (дети называют новый звук) Дети анализируют материал страниц «Азбуки» и «Прописи» и формулируют задачу урока. -Продолжим работу над сказками великого русского поэта А.С. Пушкина; -Будем сравнивать, анализировать, моделировать. - познакомимся со звуками [Б ], [ Б’ ]; -познакомимся с новой буквой; - научимся читать слоги, слова, тексты с этой буквой; -научимся писать строчную букву б, слоги и слова с этой буквой. - Составили план урока. -Будем открывать новые звуки и буквы и учиться с ними читать и писать. | Регулятивные: -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; -определять и формулировать цель деятельности на уроке; Под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке. Личностные: -высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию. Коммуникативные: -вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: -проявлять интерес к изучаемой теме. |
Этап усвоения новых знаний и способов действия (постановка учебной проблемы, открытие нового знания) | Выставляет детские книги со сказками А.С. Пушкина. - с какими сказками А.С. Пушкина мы уже знакомы? -знакомство со сказкой о царе Салтане (учитель зачитывает начало сказки). Расскажите, что изобразил художник?. -Какой пункт плана мы выполнили? -Где сидит белка? -Как одеты слуги? -Куда белка складывает золотые орешки? -Какой пункт плана выполнили? | Диалог учителя и ученика. (краткий пересказ сказки детьми) -Белка песенки поёт и орешки всё грызёт. Слуги белку стерегут. -В хрустальном замке. Замок под высокой сосной. - вспомнили сказки А.С.Пушкина. | Познавательные: -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: -Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: -Удерживать цель деятельности. Личностные: -проявлять интерес к новому. |
физкультминутка | «Буратино» Буратино потянулся, Раз-нагнулся, Два-нагнулся, Три-нагнулся, Руки в сторону развёл, ключик, видно не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. | |
Знакомство со звуками [б ] [б’ ]. -Фонетическа разминка. -Как блеет барашек? ( слайд 3) -Чистоговорки. (слайд 5) Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. Бу-бы-ба – из окна торчит труба. -Скороговорки. (слайд 6) Боровик растет в бору, Боровик в бору беру Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была. - Какой звук мы выделили? Работа со схемой. (бусы, воробей) – электронное приложение к учебнику. -Сколько слогов в слове бусы? -Какой первый слог в слове? - Из каких звуков состоит слог –бу? -Охарактеризуйте звуки. -какие буквы выставим на наборном полотне? -С какой из этих букв мы ещё не знакомы? - какие новые знания открыли? -какой пункт плана выполнили? Знакомство с буквой. Сравнение печатной и письменной буквы. (электронное приложение к учебнику) -Чем похожи и чем отличаются? -Смоделируем букву из проволоки. -Из каких элементов состоит буква Б? -На что похожа буква Б? (слайд 4)
-Игра «Художник» - Закрасьте только те части рисунка, в которых ты видишь буквы Б,б. -Если правильно закрасите рисунок, то получится изображение зверя на букву Б. - Напишите строчную букву б. | Делают звуко-буквенный разбор слов: бусы, воробей. Работают в парах с электронным приложением к учебнику. Рассказ о букве и звуках по схеме (проверка) Диалог учителя и детей. (проводят анализ слов по алгоритму) - Звук [ б] [б ]согласный, звонкий, парный по звонкости- глухости и мягкости- твёрдости. -Узнали новые звуки. -Дети сравнивают печатную и письменную букву и моделируют её из проволоки. Дети закрашивают части рисунка. (Бегемот) Дети обводят букву Б, печатную и письменную. Гимнастика для пальцев. Письмо буквы по образцу в «Прописи» и на доске. Меняются тетрадями. Оценивают друг друга | Познавательные: -Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: -Формировать умение работать в паре. Познавательные: -формирование умения извлекать информацию из схем и иллюстраций. -формирование умения делать выводы на основе сравнения. Познавательные: -формирование умения на основе сравнения делать выводы. Регулятивные: -конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки. Личностные: -интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: -анализировать написании буквы в соответствии с эталоном. -находить общие элементы в буквах. -анализировать работу, находить ошибки, устанавливать их причину. Познавательные: -умение ориентироваться в прописи. | |
физкультминутка | -Встаньте, пожалуйста. Если в слове вы услышите мягкий звук [Б, ] то хлопаете, если твёрдый – топаете. (банкир, буфетчица, дубина, бухгалтер, бармен, биолог, ботаник, бизнесмен, дубок, бегемот) -почему букву Б поместили в верхней строке ленты букв? -Почему под буквой Б стоит буква П? - Какой пункт плана выполнили? | Дети выполняют действия. - это согласный звонкий. -Парные согласные звонкие и глухие. Диалог учителя и учеников. -Выучили новую букву и научились её писать. | Регулятивные: -выполнять учебные действия в громкой речевой умственной форме. Коммуникативные: -вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Этап первичного закрепления знаний (применение нового знания). | Работа с электронным приложением к учебнику. Игра «Рассади гномиков». - распределяем слоги с мягким звуком и твёрдым звуком.
Работа в «Азбуке» с.97. Один ученик читает слова с мягким согласным звуком [ б’], другой с твёрдым согласным [ б]. Работа в «Прописи» Письмо слогов и слов. Звуко – буквенный разбор слов барсук, зебра, баран. -Выберите слова, которые подходят к схемам в прописи и запишите их. -Анализ и запись предложения «У Лизы бусы.» -Какой пункт плана выполнили? Игра «Доскажи словечко» (Слайд 11) Она весну встречает – Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка, А платьице – в полоску. Ты узнаешь… Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути. И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… Тлю с ветвей она съедает И в саду нам помогает. На листке уселась ловко – Это… | Дети работают индивидуально с электронным приложением. Письмо буквы по образцу в «Прописи» и на доске. Меняются тетрадями. Оценивают друг друга. - Проводят анализ слова по алгоритму. -писали слова и предложения с новой буквой. Дети договаривают слова со звуком [ б] [б’ ,] определяют какой звук .(берёзку, барабан, божья коровка).Показывают синюю или зелёную карточку. | Регулятивные: -оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть; -проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: -участвовать в коллективном обсуждении прочитанного. Познавательные: -выполнять классификацию букв; -обосновывать основание для классификации -писать строчную букву б, слоги и слова. |
физкультминутка. | -Встаньте, пожалуйста. -Загибаем пальчики. Один за другим прижимаем пальцы к ладони. В конце стихотворения , трём рука об руку, и прижимаем к щёчкам) Раз, два, три, четыре, пять. Вышли белки погулять. Одна куда-то подевалась. Четыре белочки осталось. А теперь - скорей смотри, их осталось только три. Ну и ну, какая жалость, только две у нас осталось. Эта новость так грустна, осталась белочка – одна. Пока мы белочек считали, они от нас давно сбежали. | Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. | |
этап первичной проверки понимания изученного. | Обучение навыкам чтения. Чтение текста на с.97 -Подберите заголовок к тексту. -Посовещайтесь и задайте вопросы по тексту. -Можно ли сказать, что белка доверчиво относится к людям? -Что вас удивило в тексте? -Давайте составим синквейн о белочке. Электронная физкультминутка для глаз. Работа в «Прописи» -Прочитаем предложение. (Там прыгала белка.) -Какими буквами написано предложение? Работа по развитию речи и внимания. Игра «Допиши слово» Барбарис, бобры, бублик | Работа в парах. -О ком этот текст? – Где были дети? -Какие деревья росли в парке? -Кто прыгал с ветки на ветку? -Где жила белка? -Что она брала у детей из рук? Проверка фронтальная.
Белочка. Шустрая, проворная. Скачет, прыгает, заготавливает. Белка живёт в дупле на дереве. Дикое животное. -Дети следят глазами за движением фигур. -Печатными, нужно написать письменными. Дети работают с электронным приложением к учебнику.
| Познавательные; -формировать умение выявлять сущность, особенность объектов. --Читать тексты, выявлять их смысл. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт. -выделять новый звук в слогах и словах. Коммуникативные: --участвовать в коллективном обсуждении прочитанного. Регулятивные: -анализировать написании буквы в соответствии с эталоном. -находить общие элементы в буквах. -анализировать работу, находить ошибки, устанавливать их причину. Познавательные: -умение ориентироваться в прописи. |
Этап рефлексивного анализа собственной учебной деятельности. | -Что мы делали на уроке? Каких результатов достигли? Учитель показывает букву П. -Какую пару мы нашли для буквы п? -Решили мы с вами самую главную задачу урока? Педагогическая и психологическая диагностика. Вот сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили тему урока. Выполните задание НА ВЫБОР: А) раскрась букву Б. Б) Соотнеси картинки и слова.. В) Прочитать, вставить букву. Выберите то задание, которое вам хотелось бы выполнить. -Если вам на уроке было легко, все было понятно, покажите улыбающийся смайлик; если что-то было непонятно, были трудности, грустный смайлик. Создание ситуации успеха. -Мне понравилось как вы сегодня работали. -Кто из вас хорошо запомнил новые звуки и букву? - Если кто-то плохо усвоил материал, не переживайте, у нас есть время поработать на следующем уроке и у вас всё получится. -Что расскажете дома родителям ? -спасибо за работу. Урок окончен. | (Рассуждали, анализировали, т. е. учились мыслить; творили, развивали свое внимание, учились работать с учебником, учились читать и писать.) (Научились писать букву б, читать слова с буквой б.) | Регулятивные: -ученики оценивают усвоение нового материала, обнаруживают трудности. - выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить. Коммуникативные: -формируется умение оценивать работу одноклассников. Познавательные: -делать выводы, обобщать знания по полученной информации. -уметь определять уровень усвоения учебного материала. Личностные: -развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. |
Используемая литература:
1.Поурочные разработки по обучению грамоте.: чтение, письмо: 1 класс. – М:ВАКО, 2012.-448 с.
2.Обучение грамоте. Пособие для учителей начальных классов. М: «Просвещение», 2012.
3. Интернет-ресурсы.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Пакалёвская основная образовательная школа
Тонкинского муниципального района
Нижегородской области.
Районный конкурс «ФГОС НОО в действии. Мой новый урок»
Учитель начальных классов:
Косолапова З.К.
Пакали 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ".
Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ"....
Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ".
Урок обучения грамоте в 1 классе "Знакомство с буквой Щ"....
Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век
Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век...
Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш».
Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш»....
Урок обучения грамоте в 1 классе - Знакомство с буквой «А, а».
Цели: познакомить учащихся с гласным звуком [а]; учить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух; воспитывать культуру учебно...
Урок обучения грамоте в 1 классе - Знакомство с буквой «О, о».
Цели: 1) познакомить с буквой О, о; 2) учить выполнять звукобуквенный анализ слов; 3) развивать речь, мышление, память...
Урок обучения грамоте в 1 классе - Знакомство с буквой «У, у».
Цели: познакомить с буквой У, у; учить выполнять звуковой анализ слов; развивать фонематический слух, умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок; воспитывать культуру учебного труда....