Русский язык. 3 класс. Состав слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Плешачкова Наталья Александровна

Урок  русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_3_klass._sostav_slova.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Состав слова.  Повторение.

Цель – развитие умений определять состав слова, графически обозначать части слова, составлять схемы слов, подбирать слова по схемам, находить и исправлять ошибки в разборе слова по составу.

Познавательные УУД:  Выявлять сущность, особенности объектов,  на основе анализа  делать выводы. Представлять информацию в виде схемы.

Регулятивные УУД: Прогнозировать предстоящую работу.  Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать других.   Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Ход урока

Оргмомент.

Актуализация знаний.

Комментированная запись числа.

Словарная работа.

Знакомство с правописанием слова облако.

1. – Запишите слово облако, выделите корень, запишите однокоренные слова.

– Какое явление наблюдается в корне этих слов? (Чередование к/ч.)

– Написание какой буквы гласного надо запомнить?

2. – Разберите по составу слово  (прил.).

Формулирование проблемы.

– Рассмотрите схемы слов. В каких из них допущена ошибка? В чём?

– Определите тему урока. (Состав слова.)

Запись темы на доске.

– Предположите, каковы могут быть цели такого урока. (Учиться находить и правильно выделять части слова.)

1. Работа над определением.

– В каком разделе изучается строение слова? (Предположения учеников.)

– Проверьте свои предположения, прочитав определение в рамке из лингвистического словаря на с. 30.

– Что, кроме состава слова, изучает словообразование? (Законы образования слов.)

– Что такое законы образования слов? (Как образуются слова в языке, с помощью чего.)

– Почему эта наука важна для человека? (Мы узнаём и понимаем, как построено слово, правильно его пишем, точнее представляем его значение, связь с другими словами и даже можем проникнуть в его историю. Словообразование помогает изучать иностранные языки.)

– Уточните цели урока на основе определения из лингвистического словаря в учебнике на с. 30.                   2. Вопросы и задания для повторения (с. 30–31).

Проводится  в виде эстафеты по рядам.

На листочке один человек отвечает кратко на вопрос и передаёт соседу по парте, затем далее.

Коллективная проверка, каждый ряд получает баллы за правильный ответ.

Какой ряд быстро и правильно ответил, тот и победил.

Вопросы 5 и 8 обсуждаются фронтально.

3. Работа по учебнику.

Упр. 31.

Ученики подбирают и записывают слова разных частей речи по схемам.

Образец записи:

Развитие умений.

Упр. 32 – развивается умение разбирать слова по составу, опираясь на порядок разбора и приведённые однокоренные слова.

Выполняется с комментированием.

Упр. 33 – приводятся этимологические сведения о слове белка, раскрывается современный состав этого слова.

Ученики разбирают по составу слова:

 (чередуются согласные к//ч.)

Запись ряда слов с корнем -бел-.

Вывод: слова белый и белка не являются однокоренными.

Игра-конкурс «Эрудит».

В игре принимают участие две команды, составленные из сильных учеников класса (по 3 человека в каждой). Каждая команда получает лист со словами, их надо разобрать по составу. Кто быстрее и правильно выполнит разбор, тот и победит.

Слова для разбора:

В это время остальные ученики выполняют упр. 34 (разбирают по составу слова под цифрой 2: колпачком, золотого, маленький, разгрызёт). 

Итог урока.

Рефлексия.

 Проверьте выполнение задания, которое звучало так: «Запишите группу однокоренных слов и разберите слова по составу».

 

Третье слово не является однокоренным остальным, в слове почести корень

-чест-, а не -чес-.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку?  За что?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Состав слова 2 класс

Урок русского языка во 2 классе с использованием активных форм работы, проводится в виде игры «Счастливый случай».     Тема: Состав слова. Обобщающий урок. Задачи: Обобщить знания о сост...

Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку с презентацией...

Краткосрочный план урока русского языка в 3 классе "Состав слова. Окончание и основа слова"

Урок составлен на основе идей 7 модулей. Урок проводился по русскому языку в 3 классе, тип - изучение нового материала. Цель  урока : содействовать умению образовывать формы слова с пом...

Русский язык 4 класс. Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Закрепление материала. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. 4 класс. ФГОС...

Урок русского языка. Тема: "Состав слова"

Цель: – развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов....

Тест по русскому языку "Лексическое значение слова.Состав слова"

Данный тест  предназначен для учителей и учащихся 4 классов....

Конспект урока русского языка Тема: Состав слова. Значение слов с разными приставками 2 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для организации совместной  и самостоятельной деятельности обучающихся по распознаванию родственных слов с приставками и овладению умением состав...