Статья "От мастерства педагога к успеху конкурсанта. Возможности скороговорочного рассказа".
статья (1 класс) на тему
От мастерства педагога к успеху конкурсанта.
Возможности скороговорочного рассказа, как конкурсного выступления.
«Дикция-вежливость актера», произнес когда-то знаменитый французский актер Коклен-старший.- Это выражение можно отнести к любому человеку, для которого важен процесс общения без переспросов и недопониманий. Внятная, разборчивая речь – это вежливость любого говорящего по отношению к слушающему.
Навыки правильной речи формируется в раннем детстве и во многом зависит от влияния окружающих - ребенок учится говорить на примере своих родителей и других взрослых.
Каждый звук, входящий в состав слова, принимает участие в передаче содержания слова, поэтому так важно научиться говорить без искажений звуков русской речи.
А вот роль скороговорки, как речевого материала велика в нашей работе
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова» « Не любила Мыла мыла, мама Милу мыла мылом».
· Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
· Скороговорки - своеобразный тренажёр.
· Они помогают избавится от так называемой "каши во рту"
· Они могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков во фразе, для выработки отчетливой и внятной речи (дикции),
· но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи (быстро, умеренно, медленно),
· для работы над интонационной выразительностью (логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями.
· Скороговорки –помогают развивать память у детей
· Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.
Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.
·
Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.
Как работать со скороговорками?
Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.
Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.
Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.
Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык - они очень забавные и вкусные!
Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубки сразу же сломали.
***
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
***
Попугай сказал попугаю:
- Хочешь, я тебя попугаю?
Попугай сказал попугаю:
- Попугай, попугай, попугай!
***
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
***
Шит колпак не по - колпаковски.
Надо колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Некому колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
А неперевыколпакованный колпак
Не переколпаковывается никак.
А недовыколпакованный колпак
Недовыколпаковывается никак.
В свете того, что в октябре проходит городской конкурс «Игра слов» можем предложить небольшие скороговорочные рассказы:
1
Как у нашей то у ёлки
Да иголки больно колки.
Утром иней пал на ели -
Иглы за ночь побелели.
Сенька сани запрягал,
Саньку с Сонькой в них сажал,
В чисто поле выезжал.
Вдруг увидел, как шакал
По полю тому шагал.
Шакал шагал, шакал скакал,
Лошадей-то испугал.
Санки - скок, Сеньку - с ног,
Саньку - в бок, Соньку - в лоб.
Все в сугроб!
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Осип охрип, Архип осип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
А хохлатые хохотушки
Рассмеялись: «Ха-ха-ха».
Да по семеро, да в сани -
Так и сели бабы сами.
2
У нас на дворе – подворье погода размокропогодилась. На воротах – сорока, на заборе – ворона. Министр Константин констатировал: «У нас гость украл трость, Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла». Министр Константин констатировал: «Из – под Костромы, из – под Костромщины шли четыре мужчины: говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки».
– Про какие про покупки?
– Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
«Полпогреба репы, полколпака гороху, трость, Карлов кларнет и Кларин коралл» - протоколом протокол запротоколирован.
3
В сосновом лесу
Лиса и барсук
Открыли своё ателье…Тут же…
Сорок сорок-белобок
Заказали в короткий,
Что б было отшито им срочно
Сорок сорочек с отстрочкой :
Белые сорочки с синей отстрочкой,
Синие сорочки с белой отстрочкой,
Красные сорочки с чёрной отстрочкой,
Чёрные сорочки с красной отстрочкой.
Не перепутай цвета отстрочки
На наших сорочьих сорочках!
Кукушка кукушонку
Заказала капюшон.
Надел кукушонок капюшон-
Как в капюшоне он смешон!
Пришёл с претензией дятел:
Сшит красный колпак не по-колпаковски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Прибежали зайчатки-славные ребятки.
Свяжите-вывяжите нам белые перчатки.
Перчатки на передние лапки,
На задние лапки перчатки,
На ушки- наушники,
На брюшки- набрюшники.
И можно ли поменять
Наушники на набрюшники.
Пришли бобрихи с бобрятами,
Бобры с топорами.
Не сочтите за угрозу-
Нам очень нужно к морозам
Шубы наши подлатать,
На них заплаты наляпать.
А то без заплат не видать нам зарплат.
И медведям не до смеха-
На штанах у них прореха.
Не спалось мне и не елось, путешествовать сильно хотелось.
Так сильно хотелось, что не спалось и не елось.
А коль не елось, не спалось – так схотелось и смоглось.
Ты хоти - не хоти. Ты ходи – не ходи,
За погляд заплати, заплатил – так гляди.
Гляди, не галди, разглядывай.
Глазом правым гляди разглядывай, глазом левым гляди разглядывай.
Гляди в оба - разглядывай, не галди, гляди- поглядывай!
А в странах чужестранных всё так странно – иностранно:
В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии;
В Венгрии всё веники да вареники;
В Австрии и астры астрасты, и пиастры пиастрасты,
И астралы астроватые, и австрийцы простоватые.
В Румынии все газоны в инее.
В норвежистой Норвегии норвежки утром бегают.
В Австралии нахожусь в астрале я.
Когда был я в Индии, лопаткой лопал мидии.
Идея лопать индюшат досталась мне от индюсят.
Индюшат индюсята ловили, меня в Индии ими кормили.
В Тунисе на узком карнизе загорал я не сверху, а снизу,
А как загорело всё снизу, повернулся на узком карнизе,
Верхом стал загорать я в Тунисе.
В Турции тугрики хороши, да на тугрики купишь только шиши,
Шиши тугриков дешевее. Не шурши – гляди веселее!
На Севере сияние севереет, сверкает, сияет, лучи испускает,
Глаза застилает, восторга прибавляет, когда вечереет и холодом веет,
Сияние на Севере засияет, собой небосвод украшает!
А на Чукотке всё коты да котки. Коты мяукают,
Усы в сметану макают – коток созывают.
Котки мышей уловляют, когти наточают, на крышах вопят-
Пугают котят.
Нагляделся я стран многоликих, монгололиких, малых и великих,
Много ли, мало ли языких.Мало ли, много ли, глаза устали, ноги ли-
Так захотелось в Рассею- думал, что облысею!
И назевался я, и утоптался я, и удивлялся я, и восхищался я…
А краше Рассеи стран не разумею!
Бекиш Елена
2
Как у нашей то у ёлки
Да иголки больно колки.
Утром иней пал на ели -
Иглы за ночь побелели.
Сенька сани запрягал,
Саньку с Сонькой в них сажал,
В чисто поле выезжал.
Вдруг увидел, как шакал
По полю тому шагал.
Шакал шагал, шакал скакал,
Лошадей-то испугал.
Санки - скок, Сеньку - с ног,
Саньку - в бок, Соньку - в лоб.
Все в сугроб!
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Осип охрип, Архип осип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
А хохлатые хохотушки
Рассмеялись: «Ха-ха-ха».
Да по семеро, да в сани -
Так и сели бабы сами.
Петрова Ирина
3
Нет, ну вы подумайте, была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. К Лавру пойду, Лавру на Фрола навру. А пока врала да завиралась, Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
А Маланье, как всегда, больше всех надо. Маланья-болтунья молоко болтала выбалтывала, болтала выбалтывала, болтала выбалтывала, да так и не выболтала. А у Маланьи той свинья – белорыла, тупорыла, полдвора рылом вырыла, изрыла, подрыла. Ну, на то Хавронье и рыло, чтобы она рыла.
А вот подруга моя Лукерье расчувствовала нерасчувствовавшегося Николу, потому как тот рапортовал, рапортовал, да и зарапортовался.
И вообще, всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Ильченко Анна
4
Сидит тетерев на дереве,
От дерева - тень тетереву.
А под деревом сидит Павка на лавке,
Плетёт лапти Клавке.
Не годятся лапти Клавке на ножки,
А годятся лапти на лапки кошке.
Павка сидит да слышит:
Осип осип, Архип охрип.
Кричал Архип,
Архип охрип.
Не надо Архипу
кричать до охрипу.
А лапти у Павки сделаны фертикультяписто,
Но надо сделать фертикультяпистее.
А тут идёт Маланья-болтунья,
Которая болтала – болтала молоко,
Да так и не выболтала.
А проболталась Павке,
Что к Клавке пришёл Прокоп - кипятить свой укроп.
Разозлился Павка и плетёт лапти - Марфке.
Улитина Юлия
6
На дворе - трава, на траве - дрова.
А хозяин дров Прокоп
Каждый день варил укроп.
Пришёл Прокоп – кипит укроп,
Ушёл Прокоп – кипит укроп.
Он укроп для Маланьи варит,
что молоко болтает – выбалтывает,
болтает – выбалтывает,
а так и не выболтает!
Но укроп она не любит,
Подавай ты ей арбузы!
А тут рядом из кузова в кузов
Шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов
Развалился кузов!
Тут Маланья разревелась-
Так арбузов ей хотелось!
Мимо шли друзья Емели,
Что на мели мыли мели,
Мыли мели на мели.
«Мы тебе расскажем сказку,
Чтоб не плакала напрасно.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап!»
Тут Маланья улыбнулась
И слезу рукой смахнула.
Говорит: «Хотите каши
На сыворотке из-под простокваши?»
Целый день они сидели,
Песни пели, пили-ели,
И играли на свирели…
К ним хотел придти Прокоп,
Но Прокоп варил укроп.
Козлова Наталия
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Осип охрип, Архип осип.
Не надо Архипу орать до хрипу.
Швы перешьём и гладью вышьем.
Сколько заказов и все сразу.
Ох, тяжело Лисе и Барсуку
В тёмном сосновом лесу
8
На дворе - трава, на траве - дрова.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора,
Над двором - дрова, под двором - дрова,
Не вместит двор дров,
Дрова выдворить на дровяной двор.
Стоит гора посреди двора,
А на горе, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка,
Ровно тридцать три Егорки.
А мимо горы шли три попа,
Три Прокопия попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича.
А Прокопий поп стоит на копне, колпак - на попе, копна - под попом, поп - под колпаком.
А мне не до Прокопия-попа, не до Прокопьева брата, не до Прокопьева деверя.
Не просмеховствуй других – и сам не просмеховствован будешь.
Аниферова Светлана
9
Около кола – колокола,
Около ворот – коловорот,
Около дров – трава,
Около воды – два ведра.
В колокол ударил поп,
Движет лёд коловорот,
Смялась на дворе трава,
Затопила ведра вода.
Гром раскатами с утра
Сотрясает города.
Ливень льёт, листва летит,
Мутный омут вдаль манит.
Колокол упал на кол –
Колокол кол расколол.
На дворе трава суха,
Заржавели два ведра.
Солнце льнёт к лиловой дали,
Манит мутный мрак мечтами.
Попадье поп напевает
О счастливом сладком сне.
Царькова Надежда
10
У нас на дворе – подворье погода размокропогодилась. К нам пришёл гость Прокоп. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, так и без Прокопа кипит укроп. У нас гость унёс трость. А Панкрат Кондратов забыл домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор, и ждёт на тракте трактор домкрат. А наш дед Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. У нас в поле стоит копна с подприкопёночком. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. А верзила Вавила весело ворочал вилы. У него колпак на колпаке, под колпаком – колпак, а его краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь!» И, вообще, наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит!
Паничева Елена
11
Четыре Варвары расселись по парам.
Рядышком сидят, друг дружке галдят:
«Как у нас Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула».
«А наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит».
«Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе».
«В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося».
«А из Костромы из под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки, что у тридцати трех поросят тридцать три хвостика висят. Что их нужно перераспроперепродать, перераспроприторговать.» «До города дорога в гору, а из города с горы».
Да уж, всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Оя Артемий
12
Мамаша с Ромашей купили сыворотку из-под простокваши. От этой простокваши цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Никольку, который рапортовал, рапортовал да зарапортовывал,
что шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.Тот самый топор, которым дровосеки лес рубили, лес в дровишки превратили.
Топоры остры до поры. Лесорубы отточили топоры.
- «Порубите до вечерней до поры,
А когда прийдёт вечерняя пора,
Вы пойдёте, отдохнёте до утра».
И теперь на дворе - дрова, за двором - дрова. Не вместит двор дров. Надо дрова выдворить на дровяной двор. А Мамаша с Ромашей всё едят сыворотку из-под простокваши и оплакивают сдохшую цаплю.
Ильичёв Евгений
13
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола
Отточили топоры.
Топоры остры-то до поры,
До поры остры-то топоры, до времени.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола
Лес топорами рубили,
Лес в дровишки превратили.
Лес в дровишки превратили,
На телегу взгромоздили,
Да во двор их притащили.
На дворе - трава, на траве - дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова,
Дрова - вширь двора, дрова - вдоль двора,
Над двором - дрова, под двором - дрова:
Не вместит двор дров -
Выдворить дрова на дровяной двор.
А туда с топором
Шел Егор чинить забор.
За забором на опушке живут
Три старушки-болтушки.
Одна старушка – Малашка-болтушка.
Она молоко болтала выбалтывала.
Другая старушка – Алеся,
Сидит на печи, ноги свеся.
На печи, Алеся, грейся, а надо мной не смейся,
Не смейся надо мной, не пересмеховывайся,
Я сам тебя пересмеховствую,
И высмеховствую.
Ну, а третья старушка – Прасковья-болтушка.
Та, что выменяла карася на три пары
Полосатых поросят.
А у её трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.
Эти свинки белорылы, тупорылы
Полдвора рылом изрыли,
Вырыли, подрыли.
На то свинье и рыло, чтобы она рыла.
Починил Егор забор
Да обратно через двор
Мимо старушек-болтушек,
Да мимо их полосатых хрюшек.
Вот зашёл он в сени
Да спать улёгся в сено!
Щербатюк Екатерина
14
Две подруги загорали,
Загорали за горами,
За горами зря загорали -
Загорожено солнце горами.
И при этом много трепали,
А трепали про всё на свете:
И про то, что в четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Шла кукушка через сад,
Поклевала виноград.
Шла кукушка мимо рынка
И увидела, как скороход покупал скороварки -
Друзьям скороходам подарки.
Скороходы скоро ходят,
Скороварки им подходят.
И тараторили-тараторили про то,
Что одному из скороходов,
Макару, в карман комарик попал,
Комар у Макара в кармане пропал.
Про то сорока в бору стрекотала, стрекотала, стрекотала.
Стрекотала, стрекотала, стрекотала,
Что купил салоп слонихе слон,
Для слонов есть свой салон.
И салопом тем слоновым
Заслонил слон полсалона.
И тараторили про то,
Что сороконожка, увидев
Слониху в салопе,
Попросила скворца
Скроить ей «старца» - сапожки
На её прекрасные ножки.
И скроил скворец сороконожке
Из старцовой кожи красные сапожки.
Сошьёт скворец исправно, в срок,
Все сорок скроенных сапог.
А нашим подругам –
В небе громко гром гремит,
Грозно им гроза грозит!
Две подруги загорали,
Загорали за горами,
За горами зря загорали -
Загорожено солнце горами!
Смирнова Вероника
15
Росла за горой за пригорочком
Сосёнка с подприсосёночком.
Там, под этим подприсосёночком,
Три сороки-тараторочки
Тараторили на горочке.
А тетерев сидел у Терентия в клетке.
А тетёрка с тетеревятниками
У подприсосёночка на ветке.
А кукушкин кукушонок
Потерял свой капюшон,
А ведь раньше в капюшоне
Кукушонок был смешон.
И ещё – то уж совсем потеха,
Лишь вороне почему-то не до смеха:
Проворонила ворона воронёнка,
Своего вороньего ребёнка.
На горе у них вчера
Шло веселье до утра:
На воротах сорока,
На заборе ворона,
На дороге воробей
Клюёт конопель.
Конопель, конопель, конопляносеменистую.
Эх! Семян-то до отвала,
Только этого им мало.
И опять им всё не так.
Но гляди: вон там Ермак
Посеял мак,
Расцвёл мак,
Вот так Ермак.
Пожал мак,
Смолотил мак,
Продал мак –
Вот так Ермак!
А сороки хохотали,
Вниз головушкой летали.
Разозлился воробей –
Шутки сшучивать не смей!
Ты не смейся надо мной,
Не пересмехотствуйся.
Я сам тебя пересмехотствую
И перевысмехотствую.
Тут сороки загалдели,
С шумом, с гамом налетели…
Будет воробью урок -
Не держать в друзьях сорок.
Ну, а хитрую сороку
Поймать – морока,
А сорок сорок -
Сорок морок!
Родионова Оля
16
Открываем мы газету.
И чего в ней только нету:
Объявленья, заявленья,
Письма, просьбы, поздравленья,
Жалобы и предложенья.
Сводка местных новостей:
Проворонила ворона воронёнка,
Своего вороньего ребёнка.
А от топота копыт пыль по полю летит.
А Сеня и Саня поймали в сеть сома с усами.
Саша шапкой шишку сшиб.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
И в этом капюшоне кукушонок так смешон.
Два щенка щекой к щеке
Щиплют щепку в уголке.
А у нас гость на днях унёс трость.
Но главная новость на этой неделе
Не то, что птицы на юг улетели,
Не то, что скоро злые метели,
А то, что Клара украла кларнет!
Жила в нашем городе девушка Клара
И чудные Клара имела кораллы.
Жила она в общем-то и не скучала,
Но Карла – красавца она повстречала…
В гости Карл пришёл с цветами
И с огромнейшим тортом.
Но уведев там кораллы,
Он задумался о том,
Как без стыда и сожаленья
Совершить бы преступленье.
Бедная, бедная, бедная Клара!
Утром пропажу она увидала,
Но долго плакать Клара не стала,
И очередь грабить Клары настала…
В городе нашем ещё не видали
Кражи такой, как у Карла и Клары.
И долго сплетни не утихали.
И слышалось всюду:
«А вы не слыхали?!
- А вы не слыхали…
- А вы не слыхали…
Карл у Клары украл кораллы,
Украл кораллы Карл у Клары,
А Клара у Карла украла кларнет,
Украла кларнет.
Если бы Карл у Клары не крал кораллы, не крал кораллы,
То Клара у Карла не крала б кларнет, не крала б кларнет.
Позорнее кражи в городе нет!»
Закрываем мы газету -
Новостей в ней больше нет!
Шанова Марина
17
На сцене корнет играл на кларнете, трубач из оркестра играл на корнете. В партере сидела дама с лорнетом, следя за дуэтом корнета с кларнетом. А после, в антракте, смотритель в ливрее кричал: «Либретто «Риголетто», либретто «Риголетто», либретто «Риголетто». На «Риголетто» пришли вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей и сели в партере. А сверху (на верхнем ярусе) зрители в ярости, зрители в ярости на верхнем ярусе, а почему? Потому что хохлатые хохотушки хохотали хохотом: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха». Смеялись они, потому что бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. А Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Кларнет, на котором играл корнет, за которым следила дама в партере.
А мне не до инцидента с интендантом, прецедента с претендентом, не до либретто «Риголетто», не до вахмистра с вахмистршей, ротмистра с ротмистршей, не до курфюрста, который скомпрометировал ландскнехта, потому что мне не до недомогания.
Егорова Лена
18
Карл Маркс маршировал параллельно маршруту маршрутки. Внезапно заржал во ржи подо Ржевом ржавый поджеро джип. По лесенке с подвыподвертом спустился Микки Рурк и подарил даровитому Карлу Марксу рододендроны из дендрария, присланные канцлером Германии Герхардом Шрёдером. Микки Рурк промолвил пароль: «Полили ли лилии, видели ли Лидию, встретили ли Юлию и Илью?» Карл Маркс констатировал, что интервьюер интервента интервьюровал, курфюрст ландскнехта скомпрометировал, а командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про вахмистра с вахмистршей, про ротмистра с ротмистршей, рассказал про инцидент с интендантом, про прецедент с претендентом, а про Микки Рурка, про Микки Рурка, про Микки Рурка, про Микки Рурка – промолчал, промолчал, промолчал… Карл Маркс сразу вообразил, как разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, а реинкарнировавшегося Карла Маркса – марширующим во ржи подо Ржевом. И вместо пароля: «Бобры добры для бобрят храбры», печально отвечал: «Бесперспективный бесперспективняк».
Белолипцева Мария
19
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли бог ума не дал. Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой.
Дело было вечером, делать было нечего. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену, что у них во дворе стоит поп на копне, колпак - на попе, копна - под попом, поп - под колпаком.
Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича; закричали попы, что сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Пришел командир и решил, что надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Пришла Маланья - болтунья – болтала, что из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины, говорили про покупки, про крупу да про подкрупки, говорили, что купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. Развесил уши командир, да и про колокол забыл, да как заговорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал. А говорил, что у гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола – колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики. Пока шел разговор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
О пустяках говорить – дело упустить.
Галушина Анна
Приложение
Правила произношения безударных гласных (редукция)
Ударный гласный в звучащей речи произносится в соответствии с написанием, а вот безударный – подвергается ослаблению, а иногда и качественному изменению. Это свойство безударных гласных называется редукцией.
Чем дальше от ударного находится гласный, тем большей редукции он подвергается, тем менее отчётливо звучит. По степени редукции безударные слоги и гласные делятся на две группы: предударные (подчёркнуты: канка́н, коко́с, мере́жка), слабые (паради́гма, подоси́новик, преуменьше́ние).
Безударные «у», «ю», «ы», «и» не меняют качество звучания, а изменяются лишь количественно (т.е. произносятся короче), поэтому для их записи в транскрипции не вводится особых знаков.
Внимательно изучите таблицу и вы сможете сформулировать правила произношения безударных гласных «А,О» и «Я,Е».
На месте букв | Произносится | |
В предударном слоге | В слабых слогах | |
А О | Нагар [нαга́р] Тоска [тαска́] | Каталажка [кътαла́шкъ] Молот [мо́лът] |
Е Я | Метла [м'иетла́] Прямой [пр'иемо́й] | Невезение [н'ьв'иезэн'иь] Прямиком [пр'ьм'ико́м] |
Буква «альфа» (α) обозначает при записи в транскрипции короткий, слабый «А»; «ер» (ъ) – ещё более короткий звук, представляющий нечто среднее между «А» и «Ы»; звук, средний между «И» и «Е», записывается, как «ие»; на месте очень слабого «и» ставится «ерь» (ь). Мягкость согласного в транскрипции обозначается с помощью апостро́фа ('), а не мягкого знака.
После «Ч», «Щ», как известно, не пишется «Я», но поскольку эти согласные всегда мягкие, то на месте «А» в предударном слоге там пишется «ие», а произносится соответственно: «чабан», например [ч'иеба́н], щавель [щ'иев'эл'], а в слабых слогах – «ь»: «чемпион» [ч'ьм'п'ио́н], «щекотливый» [щ'ькαтл'ивый].
Согласные «ж, ш, ц» всегда твёрдые, поэтому после них под ударением произносится не «И», а «Ы»: [ЖЫЗ'Н'], [ШЫЛЪ]. [ЦЫРКУЛ'], а в безударных слогах [ЫЭ] и [Ъ].
Правила произношения согласных звуков (ассимиляция)
Основной закон, которому подчиняется произношение согласных, называется ассимиляцией. Ассимиляция – уподобление предшествующего звука последующему: оглушение, озвончение, смягчение, а иногда и более полное поглощение одного звука другим.
Частным случаем ассимиляции является оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова: «любовь» - [л'убо́ф'].
Два звонких в конце слова оглушаются оба: «поезд» - [по́и'ст].
Звонкие звуки «М, Н, Л, Р» и «В» не озвончают предшествующих глухих: [снек], [с вами].
Автор: педагог, старшая вожатая ГБОУ лицея №64 Приморского района г.С-Петербург Армашева Т.В
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 45.53 КБ |
Предварительный просмотр:
От мастерства педагога к успеху конкурсанта.
Возможности скороговорочного рассказа, как конкурсного выступления.
«Дикция-вежливость актера», произнес когда-то знаменитый французский актер Коклен-старший.- Это выражение можно отнести к любому человеку, для которого важен процесс общения без переспросов и недопониманий. Внятная, разборчивая речь – это вежливость любого говорящего по отношению к слушающему.
Навыки правильной речи формируется в раннем детстве и во многом зависит от влияния окружающих - ребенок учится говорить на примере своих родителей и других взрослых.
Каждый звук, входящий в состав слова, принимает участие в передаче содержания слова, поэтому так важно научиться говорить без искажений звуков русской речи.
А вот роль скороговорки, как речевого материала велика в нашей работе
Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова» « Не любила Мыла мыла, мама Милу мыла мылом».
- Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.
- Скороговорки - своеобразный тренажёр.
- Они помогают избавится от так называемой "каши во рту"
- Они могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата, для закрепления правильного произношения звуков во фразе, для выработки отчетливой и внятной речи (дикции),
- но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата, для выработки умения пользоваться различным темпом речи (быстро, умеренно, медленно),
- для работы над интонационной выразительностью (логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями.
- Скороговорки –помогают развивать память у детей
- Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.
Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.
Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.
Как работать со скороговорками?
Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.
Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.
Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.
Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык - они очень забавные и вкусные!
Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубки сразу же сломали.
***
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
***
Попугай сказал попугаю:
- Хочешь, я тебя попугаю?
Попугай сказал попугаю:
- Попугай, попугай, попугай!
***
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
***
Шит колпак не по - колпаковски.
Надо колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Некому колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
А неперевыколпакованный колпак
Не переколпаковывается никак.
А недовыколпакованный колпак
Недовыколпаковывается никак.
В свете того, что в октябре проходит городской конкурс «Игра слов» можем предложить небольшие скороговорочные рассказы:
1
Как у нашей то у ёлки
Да иголки больно колки.
Утром иней пал на ели -
Иглы за ночь побелели.
Сенька сани запрягал,
Саньку с Сонькой в них сажал,
В чисто поле выезжал.
Вдруг увидел, как шакал
По полю тому шагал.
Шакал шагал, шакал скакал,
Лошадей-то испугал.
Санки - скок, Сеньку - с ног,
Саньку - в бок, Соньку - в лоб.
Все в сугроб!
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Осип охрип, Архип осип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
А хохлатые хохотушки
Рассмеялись: «Ха-ха-ха».
Да по семеро, да в сани -
Так и сели бабы сами.
2
У нас на дворе – подворье погода размокропогодилась. На воротах – сорока, на заборе – ворона. Министр Константин констатировал: «У нас гость украл трость, Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла». Министр Константин констатировал: «Из – под Костромы, из – под Костромщины шли четыре мужчины: говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки».
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
«Полпогреба репы, полколпака гороху, трость, Карлов кларнет и Кларин коралл» - протоколом протокол запротоколирован.
3
В сосновом лесу
Лиса и барсук
Открыли своё ателье…Тут же…
Сорок сорок-белобок
Заказали в короткий,
Что б было отшито им срочно
Сорок сорочек с отстрочкой :
Белые сорочки с синей отстрочкой,
Синие сорочки с белой отстрочкой,
Красные сорочки с чёрной отстрочкой,
Чёрные сорочки с красной отстрочкой.
Не перепутай цвета отстрочки
На наших сорочьих сорочках!
Кукушка кукушонку
Заказала капюшон.
Надел кукушонок капюшон-
Как в капюшоне он смешон!
Пришёл с претензией дятел:
Сшит красный колпак не по-колпаковски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Прибежали зайчатки-славные ребятки.
Свяжите-вывяжите нам белые перчатки.
Перчатки на передние лапки,
На задние лапки перчатки,
На ушки- наушники,
На брюшки- набрюшники.
И можно ли поменять
Наушники на набрюшники.
Пришли бобрихи с бобрятами,
Бобры с топорами.
Не сочтите за угрозу-
Нам очень нужно к морозам
Шубы наши подлатать,
На них заплаты наляпать.
А то без заплат не видать нам зарплат.
И медведям не до смеха-
На штанах у них прореха.
Не спалось мне и не елось, путешествовать сильно хотелось.
Так сильно хотелось, что не спалось и не елось.
А коль не елось, не спалось – так схотелось и смоглось.
Ты хоти - не хоти. Ты ходи – не ходи,
За погляд заплати, заплатил – так гляди.
Гляди, не галди, разглядывай.
Глазом правым гляди разглядывай, глазом левым гляди разглядывай.
Гляди в оба - разглядывай, не галди, гляди- поглядывай!
А в странах чужестранных всё так странно – иностранно:
В Кабардино-Балкарии валокардин из Болгарии;
В Венгрии всё веники да вареники;
В Австрии и астры астрасты, и пиастры пиастрасты,
И астралы астроватые, и австрийцы простоватые.
В Румынии все газоны в инее.
В норвежистой Норвегии норвежки утром бегают.
В Австралии нахожусь в астрале я.
Когда был я в Индии, лопаткой лопал мидии.
Идея лопать индюшат досталась мне от индюсят.
Индюшат индюсята ловили, меня в Индии ими кормили.
В Тунисе на узком карнизе загорал я не сверху, а снизу,
А как загорело всё снизу, повернулся на узком карнизе,
Верхом стал загорать я в Тунисе.
В Турции тугрики хороши, да на тугрики купишь только шиши,
Шиши тугриков дешевее. Не шурши – гляди веселее!
На Севере сияние севереет, сверкает, сияет, лучи испускает,
Глаза застилает, восторга прибавляет, когда вечереет и холодом веет,
Сияние на Севере засияет, собой небосвод украшает!
А на Чукотке всё коты да котки. Коты мяукают,
Усы в сметану макают – коток созывают.
Котки мышей уловляют, когти наточают, на крышах вопят-
Пугают котят.
Нагляделся я стран многоликих, монгололиких, малых и великих,
Много ли, мало ли языких.Мало ли, много ли, глаза устали, ноги ли-
Так захотелось в Рассею- думал, что облысею!
И назевался я, и утоптался я, и удивлялся я, и восхищался я…
А краше Рассеи стран не разумею!
Бекиш Елена
2
Как у нашей то у ёлки
Да иголки больно колки.
Утром иней пал на ели -
Иглы за ночь побелели.
Сенька сани запрягал,
Саньку с Сонькой в них сажал,
В чисто поле выезжал.
Вдруг увидел, как шакал
По полю тому шагал.
Шакал шагал, шакал скакал,
Лошадей-то испугал.
Санки - скок, Сеньку - с ног,
Саньку - в бок, Соньку - в лоб.
Все в сугроб!
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Осип охрип, Архип осип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
А хохлатые хохотушки
Рассмеялись: «Ха-ха-ха».
Да по семеро, да в сани -
Так и сели бабы сами.
Петрова Ирина
3
Нет, ну вы подумайте, была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. К Лавру пойду, Лавру на Фрола навру. А пока врала да завиралась, Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
А Маланье, как всегда, больше всех надо. Маланья-болтунья молоко болтала выбалтывала, болтала выбалтывала, болтала выбалтывала, да так и не выболтала. А у Маланьи той свинья – белорыла, тупорыла, полдвора рылом вырыла, изрыла, подрыла. Ну, на то Хавронье и рыло, чтобы она рыла.
А вот подруга моя Лукерье расчувствовала нерасчувствовавшегося Николу, потому как тот рапортовал, рапортовал, да и зарапортовался.
И вообще, всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Ильченко Анна
4
Сидит тетерев на дереве,
От дерева - тень тетереву.
А под деревом сидит Павка на лавке,
Плетёт лапти Клавке.
Не годятся лапти Клавке на ножки,
А годятся лапти на лапки кошке.
Павка сидит да слышит:
Осип осип, Архип охрип.
Кричал Архип,
Архип охрип.
Не надо Архипу
кричать до охрипу.
А лапти у Павки сделаны фертикультяписто,
Но надо сделать фертикультяпистее.
А тут идёт Маланья-болтунья,
Которая болтала – болтала молоко,
Да так и не выболтала.
А проболталась Павке,
Что к Клавке пришёл Прокоп - кипятить свой укроп.
Разозлился Павка и плетёт лапти - Марфке.
Улитина Юлия
6
На дворе - трава, на траве - дрова.
А хозяин дров Прокоп
Каждый день варил укроп.
Пришёл Прокоп – кипит укроп,
Ушёл Прокоп – кипит укроп.
Он укроп для Маланьи варит,
что молоко болтает – выбалтывает,
болтает – выбалтывает,
а так и не выболтает!
Но укроп она не любит,
Подавай ты ей арбузы!
А тут рядом из кузова в кузов
Шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов
Развалился кузов!
Тут Маланья разревелась-
Так арбузов ей хотелось!
Мимо шли друзья Емели,
Что на мели мыли мели,
Мыли мели на мели.
«Мы тебе расскажем сказку,
Чтоб не плакала напрасно.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап!»
Тут Маланья улыбнулась
И слезу рукой смахнула.
Говорит: «Хотите каши
На сыворотке из-под простокваши?»
Целый день они сидели,
Песни пели, пили-ели,
И играли на свирели…
К ним хотел придти Прокоп,
Но Прокоп варил укроп.
Козлова Наталия
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Осип охрип, Архип осип.
Не надо Архипу орать до хрипу.
Швы перешьём и гладью вышьем.
Сколько заказов и все сразу.
Ох, тяжело Лисе и Барсуку
В тёмном сосновом лесу
8
На дворе - трава, на траве - дрова.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Дрова вдоль двора, дрова вширь двора,
Над двором - дрова, под двором - дрова,
Не вместит двор дров,
Дрова выдворить на дровяной двор.
Стоит гора посреди двора,
А на горе, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка,
Ровно тридцать три Егорки.
А мимо горы шли три попа,
Три Прокопия попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича.
А Прокопий поп стоит на копне, колпак - на попе, копна - под попом, поп - под колпаком.
А мне не до Прокопия-попа, не до Прокопьева брата, не до Прокопьева деверя.
Не просмеховствуй других – и сам не просмеховствован будешь.
Аниферова Светлана
9
Около кола – колокола,
Около ворот – коловорот,
Около дров – трава,
Около воды – два ведра.
В колокол ударил поп,
Движет лёд коловорот,
Смялась на дворе трава,
Затопила ведра вода.
Гром раскатами с утра
Сотрясает города.
Ливень льёт, листва летит,
Мутный омут вдаль манит.
Колокол упал на кол –
Колокол кол расколол.
На дворе трава суха,
Заржавели два ведра.
Солнце льнёт к лиловой дали,
Манит мутный мрак мечтами.
Попадье поп напевает
О счастливом сладком сне.
Царькова Надежда
10
У нас на дворе – подворье погода размокропогодилась. К нам пришёл гость Прокоп. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, так и без Прокопа кипит укроп. У нас гость унёс трость. А Панкрат Кондратов забыл домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор, и ждёт на тракте трактор домкрат. А наш дед Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. У нас в поле стоит копна с подприкопёночком. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. А верзила Вавила весело ворочал вилы. У него колпак на колпаке, под колпаком – колпак, а его краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь!» И, вообще, наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит!
Паничева Елена
11
Четыре Варвары расселись по парам.
Рядышком сидят, друг дружке галдят:
«Как у нас Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула».
«А наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит».
«Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе».
«В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося».
«А из Костромы из под Костромщины шли четыре мужчины. Говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки, что у тридцати трех поросят тридцать три хвостика висят. Что их нужно перераспроперепродать, перераспроприторговать.» «До города дорога в гору, а из города с горы».
Да уж, всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Оя Артемий
12
Мамаша с Ромашей купили сыворотку из-под простокваши. От этой простокваши цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Никольку, который рапортовал, рапортовал да зарапортовывал,
что шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.Тот самый топор, которым дровосеки лес рубили, лес в дровишки превратили.
Топоры остры до поры. Лесорубы отточили топоры.
- «Порубите до вечерней до поры,
А когда прийдёт вечерняя пора,
Вы пойдёте, отдохнёте до утра».
И теперь на дворе - дрова, за двором - дрова. Не вместит двор дров. Надо дрова выдворить на дровяной двор. А Мамаша с Ромашей всё едят сыворотку из-под простокваши и оплакивают сдохшую цаплю.
Ильичёв Евгений
13
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола
Отточили топоры.
Топоры остры-то до поры,
До поры остры-то топоры, до времени.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола
Лес топорами рубили,
Лес в дровишки превратили.
Лес в дровишки превратили,
На телегу взгромоздили,
Да во двор их притащили.
На дворе - трава, на траве - дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова,
Дрова - вширь двора, дрова - вдоль двора,
Над двором - дрова, под двором - дрова:
Не вместит двор дров -
Выдворить дрова на дровяной двор.
А туда с топором
Шел Егор чинить забор.
За забором на опушке живут
Три старушки-болтушки.
Одна старушка – Малашка-болтушка.
Она молоко болтала выбалтывала.
Другая старушка – Алеся,
Сидит на печи, ноги свеся.
На печи, Алеся, грейся, а надо мной не смейся,
Не смейся надо мной, не пересмеховывайся,
Я сам тебя пересмеховствую,
И высмеховствую.
Ну, а третья старушка – Прасковья-болтушка.
Та, что выменяла карася на три пары
Полосатых поросят.
А у её трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.
Эти свинки белорылы, тупорылы
Полдвора рылом изрыли,
Вырыли, подрыли.
На то свинье и рыло, чтобы она рыла.
Починил Егор забор
Да обратно через двор
Мимо старушек-болтушек,
Да мимо их полосатых хрюшек.
Вот зашёл он в сени
Да спать улёгся в сено!
Щербатюк Екатерина
14
Две подруги загорали,
Загорали за горами,
За горами зря загорали -
Загорожено солнце горами.
И при этом много трепали,
А трепали про всё на свете:
И про то, что в четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Шла кукушка через сад,
Поклевала виноград.
Шла кукушка мимо рынка
И увидела, как скороход покупал скороварки -
Друзьям скороходам подарки.
Скороходы скоро ходят,
Скороварки им подходят.
И тараторили-тараторили про то,
Что одному из скороходов,
Макару, в карман комарик попал,
Комар у Макара в кармане пропал.
Про то сорока в бору стрекотала, стрекотала, стрекотала.
Стрекотала, стрекотала, стрекотала,
Что купил салоп слонихе слон,
Для слонов есть свой салон.
И салопом тем слоновым
Заслонил слон полсалона.
И тараторили про то,
Что сороконожка, увидев
Слониху в салопе,
Попросила скворца
Скроить ей «старца» - сапожки
На её прекрасные ножки.
И скроил скворец сороконожке
Из старцовой кожи красные сапожки.
Сошьёт скворец исправно, в срок,
Все сорок скроенных сапог.
А нашим подругам –
В небе громко гром гремит,
Грозно им гроза грозит!
Две подруги загорали,
Загорали за горами,
За горами зря загорали -
Загорожено солнце горами!
Смирнова Вероника
15
Росла за горой за пригорочком
Сосёнка с подприсосёночком.
Там, под этим подприсосёночком,
Три сороки-тараторочки
Тараторили на горочке.
А тетерев сидел у Терентия в клетке.
А тетёрка с тетеревятниками
У подприсосёночка на ветке.
А кукушкин кукушонок
Потерял свой капюшон,
А ведь раньше в капюшоне
Кукушонок был смешон.
И ещё – то уж совсем потеха,
Лишь вороне почему-то не до смеха:
Проворонила ворона воронёнка,
Своего вороньего ребёнка.
На горе у них вчера
Шло веселье до утра:
На воротах сорока,
На заборе ворона,
На дороге воробей
Клюёт конопель.
Конопель, конопель, конопляносеменистую.
Эх! Семян-то до отвала,
Только этого им мало.
И опять им всё не так.
Но гляди: вон там Ермак
Посеял мак,
Расцвёл мак,
Вот так Ермак.
Пожал мак,
Смолотил мак,
Продал мак –
Вот так Ермак!
А сороки хохотали,
Вниз головушкой летали.
Разозлился воробей –
Шутки сшучивать не смей!
Ты не смейся надо мной,
Не пересмехотствуйся.
Я сам тебя пересмехотствую
И перевысмехотствую.
Тут сороки загалдели,
С шумом, с гамом налетели…
Будет воробью урок -
Не держать в друзьях сорок.
Ну, а хитрую сороку
Поймать – морока,
А сорок сорок -
Сорок морок!
Родионова Оля
16
Открываем мы газету.
И чего в ней только нету:
Объявленья, заявленья,
Письма, просьбы, поздравленья,
Жалобы и предложенья.
Сводка местных новостей:
Проворонила ворона воронёнка,
Своего вороньего ребёнка.
А от топота копыт пыль по полю летит.
А Сеня и Саня поймали в сеть сома с усами.
Саша шапкой шишку сшиб.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
И в этом капюшоне кукушонок так смешон.
Два щенка щекой к щеке
Щиплют щепку в уголке.
А у нас гость на днях унёс трость.
Но главная новость на этой неделе
Не то, что птицы на юг улетели,
Не то, что скоро злые метели,
А то, что Клара украла кларнет!
Жила в нашем городе девушка Клара
И чудные Клара имела кораллы.
Жила она в общем-то и не скучала,
Но Карла – красавца она повстречала…
В гости Карл пришёл с цветами
И с огромнейшим тортом.
Но уведев там кораллы,
Он задумался о том,
Как без стыда и сожаленья
Совершить бы преступленье.
Бедная, бедная, бедная Клара!
Утром пропажу она увидала,
Но долго плакать Клара не стала,
И очередь грабить Клары настала…
В городе нашем ещё не видали
Кражи такой, как у Карла и Клары.
И долго сплетни не утихали.
И слышалось всюду:
«А вы не слыхали?!
- А вы не слыхали…
- А вы не слыхали…
Карл у Клары украл кораллы,
Украл кораллы Карл у Клары,
А Клара у Карла украла кларнет,
Украла кларнет.
Если бы Карл у Клары не крал кораллы, не крал кораллы,
То Клара у Карла не крала б кларнет, не крала б кларнет.
Позорнее кражи в городе нет!»
Закрываем мы газету -
Новостей в ней больше нет!
Шанова Марина
17
На сцене корнет играл на кларнете, трубач из оркестра играл на корнете. В партере сидела дама с лорнетом, следя за дуэтом корнета с кларнетом. А после, в антракте, смотритель в ливрее кричал: «Либретто «Риголетто», либретто «Риголетто», либретто «Риголетто». На «Риголетто» пришли вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей и сели в партере. А сверху (на верхнем ярусе) зрители в ярости, зрители в ярости на верхнем ярусе, а почему? Потому что хохлатые хохотушки хохотали хохотом: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха». Смеялись они, потому что бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. А Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Кларнет, на котором играл корнет, за которым следила дама в партере.
А мне не до инцидента с интендантом, прецедента с претендентом, не до либретто «Риголетто», не до вахмистра с вахмистршей, ротмистра с ротмистршей, не до курфюрста, который скомпрометировал ландскнехта, потому что мне не до недомогания.
Егорова Лена
18
Карл Маркс маршировал параллельно маршруту маршрутки. Внезапно заржал во ржи подо Ржевом ржавый поджеро джип. По лесенке с подвыподвертом спустился Микки Рурк и подарил даровитому Карлу Марксу рододендроны из дендрария, присланные канцлером Германии Герхардом Шрёдером. Микки Рурк промолвил пароль: «Полили ли лилии, видели ли Лидию, встретили ли Юлию и Илью?» Карл Маркс констатировал, что интервьюер интервента интервьюровал, курфюрст ландскнехта скомпрометировал, а командир говорил про подполковника, про подполковницу, про подпоручика, про подпоручицу, про вахмистра с вахмистршей, про ротмистра с ротмистршей, рассказал про инцидент с интендантом, про прецедент с претендентом, а про Микки Рурка, про Микки Рурка, про Микки Рурка, про Микки Рурка – промолчал, промолчал, промолчал… Карл Маркс сразу вообразил, как разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, а реинкарнировавшегося Карла Маркса – марширующим во ржи подо Ржевом. И вместо пароля: «Бобры добры для бобрят храбры», печально отвечал: «Бесперспективный бесперспективняк».
Белолипцева Мария
19
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли бог ума не дал. Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой.
Дело было вечером, делать было нечего. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену, что у них во дворе стоит поп на копне, колпак - на попе, копна - под попом, поп - под колпаком.
Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича; закричали попы, что сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Пришел командир и решил, что надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Пришла Маланья - болтунья – болтала, что из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины, говорили про покупки, про крупу да про подкрупки, говорили, что купили полчетверти четверика чечевицы без червоточины. Развесил уши командир, да и про колокол забыл, да как заговорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал. А говорил, что у гусыни усов ищи не ищи – не сыщешь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола – колокола, что у осы не усы, не усищи, а усики. Пока шел разговор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
О пустяках говорить – дело упустить.
Галушина Анна
Приложение
Правила произношения безударных гласных (редукция)
Ударный гласный в звучащей речи произносится в соответствии с написанием, а вот безударный – подвергается ослаблению, а иногда и качественному изменению. Это свойство безударных гласных называется редукцией.
Чем дальше от ударного находится гласный, тем большей редукции он подвергается, тем менее отчётливо звучит. По степени редукции безударные слоги и гласные делятся на две группы: предударные (подчёркнуты: канка́н, коко́с, мере́жка), слабые (паради́гма, подоси́новик, преуменьше́ние).
Безударные «у», «ю», «ы», «и» не меняют качество звучания, а изменяются лишь количественно (т.е. произносятся короче), поэтому для их записи в транскрипции не вводится особых знаков.
Внимательно изучите таблицу и вы сможете сформулировать правила произношения безударных гласных «А,О» и «Я,Е».
На месте букв | Произносится | |
В предударном слоге | В слабых слогах | |
А О | Нагар [нαга́р] Тоска [тαска́] | Каталажка [кътαла́шкъ] Молот [мо́лът] |
Е Я | Метла [м'иетла́] Прямой [пр'иемо́й] | Невезение [н'ьв'иезэн'иь] Прямиком [пр'ьм'ико́м] |
Буква «альфа» (α) обозначает при записи в транскрипции короткий, слабый «А»; «ер» (ъ) – ещё более короткий звук, представляющий нечто среднее между «А» и «Ы»; звук, средний между «И» и «Е», записывается, как «ие»; на месте очень слабого «и» ставится «ерь» (ь). Мягкость согласного в транскрипции обозначается с помощью апостро́фа ('), а не мягкого знака.
После «Ч», «Щ», как известно, не пишется «Я», но поскольку эти согласные всегда мягкие, то на месте «А» в предударном слоге там пишется «ие», а произносится соответственно: «чабан», например [ч'иеба́н], щавель [щ'иев'эл'], а в слабых слогах – «ь»: «чемпион» [ч'ьм'п'ио́н], «щекотливый» [щ'ькαтл'ивый].
Согласные «ж, ш, ц» всегда твёрдые, поэтому после них под ударением произносится не «И», а «Ы»: [ЖЫЗ'Н'], [ШЫЛЪ]. [ЦЫРКУЛ'], а в безударных слогах [ЫЭ] и [Ъ].
Правила произношения согласных звуков (ассимиляция)
Основной закон, которому подчиняется произношение согласных, называется ассимиляцией. Ассимиляция – уподобление предшествующего звука последующему: оглушение, озвончение, смягчение, а иногда и более полное поглощение одного звука другим.
Частным случаем ассимиляции является оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова: «любовь» - [л'убо́ф'].
Два звонких в конце слова оглушаются оба: «поезд» - [по́и'ст].
Звонкие звуки «М, Н, Л, Р» и «В» не озвончают предшествующих глухих: [снек], [с вами].
Автор: педагог, старшая вожатая ГБОУ лицея №64 Приморского района г.С-Петербург Армашева Т.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник материалов городской НПК: "Инновационные процессы в образовании и мастерство педагогов в условиях модернизации системы образования"
Развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность начинать с 1 класса...
Доклад: «Методическое сопровождение внедрения СФГОС как фактор повышения педагогического мастерства педагогов»
При переходе на СФГОС к педагогу обществом предъявляются определённые требования. Цель образования в специальном коррекционном образовательном учреждении VII...
Самообразование и самовоспитание учителя – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различ­...
Районный конкурс педагогических достижений Номинация «Мастерство педагога»
Система работы с учащимися по направлению «Русский без проблем» или работа с детьми, для которых русский язык не является родным.Технологии критического мышления •Перекрес...
«Эффективные способы повышения профессионального мастерства педагога как фактор обеспечения нового качества образования при внедрении ФГОС»
Современной школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста....
ЭССЕ "Я - Педагог", конкурс педагогического мастерства "Педагог года", номинация "Педагогический дебют", 2020 год
ЭССЕ "Я - Педагог!", конкурс педагогического мастерства "Учитель года - 2020", номинация "Педагогический дебют"...
Презентация "Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»
С 23 по 29 января 2018 года в Москве я принимала участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства педагогов « Мой лучший урок»На конкурс я представила свой урок по окружающему ...