Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся коррекционной школы
опыты и эксперименты (2 класс) на тему
Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся коррекционной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchnost_podgotovki_k_samostoyatelnoy_zhizni_uchashchihsya_korrektsionnoy_shkoly.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность подготовки к самостоятельной жизни учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида , должна заключаться в формировании определенных качеств личности, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, продуктивная коммуникативность, а также необходимых ценностных ориентаций, прежде всего, жизненной перспективы.
Показателями готовности к самостоятельной жизни умственно отсталых старшеклассников являются адекватное профессиональное самоопределение, реальная временная составляющая жизненных планов, готовность и умение устанавливать продуктивные социальные контакты для получения помощи, соответствие моральным нормам и требованиям общества, использование личного опыта в изменяющихся условиях.
Методы работы:
- Тренинг
- Тестирование
- Профдиагностика
- Собеседование
- Наблюдение
- Экскурсии
- Направления в работе с выпускниками
Направление в работе | Краткое содержание работы |
Формирование Я-концепции | Моё «Я» как внутренний мир. Моя уникальность. В гармонии ли «Я» с собой. Взаимодействие моего «Я» с окружающим миром. Жизненная позиция. Основные навыки общения. |
Правовая ориентация | Перечень документов, которые необходимы выпускнику. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка. Правила их составления. |
Валеологическая ориентация | Факторы, угрожающие здоровью человека. Алкоголь и его влияние на здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи. |
Социально-бытовая ориентация | Рациональные потребности человека. Потребность в жилье. Особенности поведения человека в различных жизненных ситуациях. |
Профессиональная и трудовая ориентация | Устройство на работу. Безработица. Экскурсия в Центр занятости, учебные заведения. |
Семейная ориентация | Роль семьи в жизни человека. Взаимоотношения в семье, обязанности членов семьи. Забота о детях. Любовь. |
Финансово-экономическая ориентация | Бюджет. Экономия. Основные экономические понятия. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ | Тема занятия | Структура занятия | Цели занятия | Дота проведения |
1. | «Знакомство» | Вводная беседа. Упражнение – разминка «Карандаши». Обсуждение и принятие правил работы. Упражнение «Кто я?» Анкета выпускника. Обратная связь. | Ознакомить детей с основными правилами, целями, задачами занятий Формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий. Сплочение группы. | Сентябрь Сентябрь |
2. | «Общение и умение слушать» | Разминка «Привет себе». Психогеометрический тест. Информационный блок «Психология общения». Анкета « Умеете ли вы слушать». Упражнение «Слушание в различных позах». Обратная связь. | Продолжение формирования интереса к занятиям. Введение понятия «психологическая информация». Формирование представления об общении как о психологическом явлении. Снятие напряжения. | Октябрь |
3. | «Я в своих глазах и в глазах других людей» | Разминка «Цветочная поляна» Упражнение «Волшебный ящик» Игра в мяч (воздушный шар) Упражнение «Ассоциация» Домашнее задание «Закончи предложение» | Сплочение группы. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Снятие напряжения | Октябрь |
4. | «Мои права и права других людей» | Обсуждение домашнего задания. Упражнение «Ручеек» Упражнение «Мои права» Ритуал окончания занятия | Формирование знаний о правах человека и умение применять донные знания на практике. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям. Сплочение детского коллектива | Октябрь |
5. | «Будь готов» | Игра по социально-правовой ориентации. Мозговой штурм «Причины потери жилья». игра «Риэлторы». Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства. Обратная связь. | Расширение представления об особенностях реализации жилищного права в Российской Федерации. Обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами. | Ноябрь |
6. | «Сделай выбор» | Дискуссия. Работа с карточками. Упражнение «Высказывания». Анкета « Проблемы наркомании». Игра « Слова на букву имени». Обсуждение ассоциаций. | Выяснение степени заражения ВИЧ – инфекцией в различных ситуациях. Мотивирование подростков к получению информации. Развитие способности аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии. | Ноябрь |
7. | «Моя жизнь в моих руках» | Дискуссия. Просмотр фильма о вреде алкоголя. Обсуждение фильма. Анкета «Проблемы алкоголя». | Мотивирование подростков к получению информации. Формировать потребности в здоровом образе жизни. | Декабрь |
8. | «Я умею…» | Упражнение «Хвастун». Упражнение «Хочу, могу, делаю». Упражнение на снятие напряжения «Ай да он!» | Формирование собственного «Я». Формировать адекватное отношение к себе и своим возможностям. Снятие напряжения. | Декабрь |
9. | «Поиск работы – это тоже работа» | Разминка Упражнение на расслабление «Ручей» Шкала самоуважения Розенберга. Методика «Линия жизни». Методика исследования самооценки (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон). Вручение памятки по трудоустройству | Получение информации о том, правильно ли подросток сделал профессиональный выбор. Знакомство с основными правилами поиска работы. Информационное обеспечение подростков по вопросам трудоустройства. | Январь |
10. | «Самооценка» | Упражнение расскажи о себе». Упражнение «Кто я?». Упражнение «Спасибо за…». Упражнение «Круг доброжелателей» | Формировать навыки самооценки. Развивать способности принимать и передавать информацию через развитие устной речи. Снятие напряжения. | Январь |
11 | Экскурсия в Центр занятости населения | Посещение Центра занятости | Ознакомление с работой Центра, имеющимися вакансиями различных профессий, обучение от Центра занятости. | Февраль |
12 | Экскурсия в г. Юрга, ПУ – 59, ПУ – 55 | Посещение ПУ – 59, ПУ - 55 | Ознакомление учащихся с данными учебными заведениями Повышение мотивации в обучении. | Февраль |
13 | Экскурсия в п. Яшкино, ПУ - 51 | Посещение ПУ – 51 | Ознакомление учащихся с данным учебным заведением. Повышение мотивации в обучении. | Март |
14 | «У нас будет своя семья» | Анкета «Уровень сформированности брачно-семейных представлений». Работа со схемой «Функции семьи». Упражнение «Слагаемые счастливой семьи». | Диагностика уровня сформированности представлений о будущей семье, выявить основные проблемы группы. Формирование представления о семье как многофункциональном явлении. Осознание подростками ответственности брачного выбора и построения семейных взаимоотношений. | Март |
15 | Забота о детях. Любовь. | Рисование «Я и мой дом». Ролевая игра «Я заботливый папа (мама)». Упражнение «Любовь – это…» | Продолжить знакомство о взаимоотношениях в семье и обязанностях членов семьи. Осознание подростками роль родителей в воспитании ребенка. | Апрель |
16 | «Имитационная игра» | Работа с карточками. Теоретическая часть «Оформление регистрации». Практическая часть «Заполнение документов». | Обучение подростков умению делать правильный выбор и обоснованию его. Закрепление полученных знаний. | Апрель |
17 | Бизнес-игра «Деловые ребята» | Анкета « Экономны ли вы?» 1тур: «Экономический словарь». 2 тур: «Идея». 3 тур: «Тур лицом». | Знакомство учащихся с наиболее распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми будущему бизнесмену. Моделирование поведения подростков в условиях рыночной экономики. Активизирование познавательной деятельности учащегося. | Май |
18 | Итоговое занятие по исследованию социальной компетенции | Итоговое занятие по исследованию социальной компетенции. | Определение уровня сформированности социальных навыков у подростка, оценка, какие именно социальные навыки являются для него наиболее простыми, а какие наиболее сложными. Возможность получения информации о круге общения подростка, о значимых для него людях, кто из его окружения оказывает ему материальную поддержку, кто является эталоном поведения, чьи взгляды на жизнь ему близки. | Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание здорового образа жизни учащихся начальной школы
Программа воспитания ЗОЖ как подпрограмма воспитательной работы с классом...
Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для учащихся общеобразовательных школ проводятся различные предметные конкурсы и олимпиады, а в системе специального (коррекционного) образования этот вопрос остается открытым....
Занятие для учащихся коррекционной школы "СИРЕНЬ 1945 года"
Занятие направлено на закрепление знаний учащимися о трудностях победы в ВОВ, а также воспитание понимания у школьников значимости этой победы. Воспитывать уважительное отношение к ветеранам и людям п...
Система работы по формированию оценочной самостоятельности у учащихся начальной школы
Данная система работы была разработана мною на основе стандартов второго поколения. Мною отобраны, на мой взгляд, наиболее эффективные способы, приёмы, средства и формы организации самостоятельного оц...
Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как система поддержки в развитии потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Розова Юлия Евгеньевна, Коробченко Татьяна Васильевна Проведение предметного конкурса «Умники и умницы» среди учащихся коррекционных школ как систем...
Организация самостоятельной работы учащихся начальной школы исследовательского и творческого характера
Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного...
Методическая разработка курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>>
Пояснительная записка Учебная программа курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>> предна...