« Начальное техническое образование»
методическая разработка на тему
НТО - первая ступень технического творчества детей, где изучение вопросов техники, моделирования и конструирования технических объектов обуславливают стремление учащихся к самостоятельному усвоению научно-технических знаний, сознательному выбору профессии. Ранее существовавшие программы по основам технического творчества, разработанные в период до 90-х годов прошлого века, не в полной мере отражают возросший интеллектуальный потенциал детей в связи с научно- техническим прогрессом, появлением новых материалов и технологий. Кроме того, введение в школьный курс образовательной области «Технология», вместо привычного трудового обучения, потребовало в дополнительном образовании качественно нового подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_programma_kurg.docx | 64.73 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Начальное техническое образование»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: 4 года (576 ч.)
Возрастная категория: от 6 до 12 лет
Вид программы: модифицированная
Автор - составитель
Курганская Татьяна Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Армавир, 2017
Пояснительная записка.
НТО - первая ступень технического творчества детей, где изучение вопросов техники, моделирования и конструирования технических объектов обуславливают стремление учащихся к самостоятельному усвоению научно-технических знаний, сознательному выбору профессии. Ранее существовавшие программы по основам технического творчества, разработанные в период до 90-х годов прошлого века, не в полной мере отражают возросший интеллектуальный потенциал детей в связи с научно- техническим прогрессом, появлением новых материалов и технологий. Кроме того, введение в школьный курс образовательной области «Технология», вместо привычного трудового обучения, потребовало в дополнительном образовании качественно нового подхода.
В основу деятельности объединения положена работа педагога по воспитанию творческой социально – адаптированной личности. Она базируется на уровневой дифференциации в воспитании позитивной самооценки учащихся.
На занятиях по технологии и конструированию у младших школьников развиваются техническое мышление и техническая грамотность, закладывается фундамент общетехнических знаний, умений. Они приобретают знания и навыки работы с различными инструментами ручного труда и материалами. Учащиеся решают различные проблемные задачи, для успешного осуществления которых им необходимо представить себе конечный результат, форму, размеры, материал, из которого будет выполнено изделие. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с предметами, существование которых коренным образом изменило нашу жизнь. Везде, где бы мы не находились нас окружает техника, помогает нам в работе в повседневной жизни. И поэтому всем ясно, что чем лучше мы знаем технику, тем более надежным помощником она будет для нас. Начинать знакомиться с техникой необходимо, конечно же, с раннего возраста. Для этого в нашей стране имеются достаточные условия для развития творческих способностей учащихся в школах и учебных учреждениях дополнительного образования научно-технической направленности. Посещение творческих объединений технического моделирования дает детям возможность знакомиться с инструментами, приобрести первые навыки работы с ними. На занятиях у младших школьников развиваются техническое мышление, закладывается фундаменты знаний технической направленности. Учащиеся решают различные проблемные задачи, для успешного осуществления которых, им необходимо представить себе конечный результат, форму, размеры, материал, из которого будет выполнено изделие.
Данная программа содержит первоначальные знания о различных технических устройствах, технологии обработки конструктивных материалов, по черчению, геометрии, элементарных понятиях о техническом моделировании, основах конструирования
Создавая техническую модель или макет, ребенок интегрирует свои знания, совмещая разные предметные аспекты, среди которых важнейшими являются:
- внешние поверхности (формы, окраска, фактура и т.п.);
- внутреннее устройство (двигатель, движитель, ходовая часть, шасси, корпус, кабина и т.д.);
- принципы действия;
- технология изготовления моделей (макетов);
- достижение высоких результатов на конкурсах, выставках.
Создавая творческий продукт, ребенок занимается самосовершенствованием, развивает себя. Он в своем творчестве по аналогии устанавливает информационные связи между создаваемыми им модулями и техническими объектами «взрослых». «Важно не то, какие модели делают ваши ученики, важно, каких людей делают ваши модели» (Марк Галлай)
Программа технического творческого объединения рассчитана в основном на учащихся 6 – 12 лет. Содержание разделено по ступеням сложности:
1 ступень – 4 часа в неделю, общее количество 144 часа;
2 и 3 ступени – 4 часа в неделю, общее количество 144 часа;
4 ступень – 4 часа в неделю, общее количество 144 часа.
Направленность: техническая.
Уровень: базовый.
Содержательной основой программы является первоначальные знания о различных технических устройствах, технологии обработки конструктивных материалов, по черчению, геометрии, элементарных понятиях о техническом моделировании, основах конструирования, основам экологии, валеологии и экономики и переход к усложнению этих тем, увеличению объема знаний, которые учащиеся получают в общеобразовательной школе.
Ознакомление с элементами организации производства и экономики призвано раскрыть учащимся организационно-экономические закономерности производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. Сюда входят организация рабочего места, умение планировать работу, рассчитывать стоимость и потребность необходимых материалов и времени, умение контролировать, учитывать и оценивать проделанную работу. В основу содержания каждой темы положено определенная последовательность практических заданий, которые объединяют группы изделий (игрушки, модели, сувениры, дидактический материал, простейшие наглядные пособия и т.д.), сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Это обеспечивает педагогу возможность дифференциации заданий, а учащимся – ситуацию выбора в зависимости от своих увлечений, знаний и уровня практических навыков.
Набор учащихся в объединения 1 ступени сложности проводится с учетом их склонности к технике, техническому моделированию и не учитывается теоретический багаж, уровень подготовленности учащихся к практической работе. Поэтому комплектование группы 1 ступени сложности проводится простым собеседованием с учетом желаний учащихся. Количество детей в группе определяется Уставом учреждения.
Уровень подготовки детей при приеме в объединения 2,3, 4 ступеней сложности предполагает знания:
- свойств материалов, применяемых в техническом творчестве;
- по начальной графической подготовке;
- элементов художественного конструирования;
- правил составления электрических схем и умения собирать электрическую цепь;
- правил безопасной работы с инструментами;
умение выбирать способы соединения конструктивных элементов и производить сборку
простейших моделей
По этим результатам педагог определяет программу какой ступени будет осваивать ребенок в данный учебный период. По окончании данного курса учащиеся, исходя из полученных знаний, своих способностей и склонностей, могут продолжить свое обучение в профильных объединениях: авиамодельном, ракетомодельном, радиоэлектроники, радиоспорта, информатики и т.д., а также продолжить работу по индивидуальной усложненной программе.
Цели:
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных интересов детей в свободное время и формирование творчески растущей личности, обладающей социально-нравственной устойчивостью, толерантным сознанием, подготовленную к жизнедеятельности в меняющихся социальных условиях.
Из сформированной цели обучения формируются следующие задачи:
обучающие:
- формирование умений и навыков работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов;
- формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления простейших технических объектов;
воспитывающие:
- воспитание у детей умение работать в коллективе, уважение и самоуважение;
- формирование общественной активности детей, умение реализоваться в социуме;
- формирование уважительного отношения к традициям и истории своего города, края, народа;
- формирование здорового образа жизни;
- создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность;
развивающие:
- развитие личностного самообразования; активности, самостоятельности, общения;
- развитие познавательного интереса к технике;
- развитие технического мышления, смекалки, интереса к поисковой работе при решении конструкторско-технологических задач.
Решение задач носит комплексный характер и реализуется на учебных занятиях, а также
во время бесед, экскурсий, выполнения творческих проектов.
Принципы реализации образовательной программы.
Процесс обучения строится на базе общедидактических и конкретных педагогических принципов. Данная программа помимо хорошо известных базовых принципов педагогики и дидактики,
- воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребенка;
- доступности форм и методов педагогического процесса и соответствие возрастным особенностям детей,
опирается на такие принципы, как:
- принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов деятельности;
- оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации учебного процесса;
- принцип последовательного перехода от репродуктивных видов деятельности к творческой конструкторской деятельности.
Промежуточные результаты.
По окончании обучения по программе 1 ступени сложности учащиеся
должны знать:
- свойства бумаги, картона, древесины, некоторых тканей, их использование, способы обработки;
- способы перевода выкроек, шаблонов, рисунков изделия на кальку, бумагу, картон, фанеру;
- основные понятия о графических изображениях, уловные обозначения графических изображений;
- знать и различать геометрические фигуры и тела;
- знать характерные показатели художественного и технического конструирования;
- правила составления электрической цепи;
должны уметь:
- изготавливать простейшие летающие модели, силуэтные модели технических объектов, механические игрушки, простейшие э/игрушки;
- изготавливать объемные модели с использованием готовых форм, шаблонов.
Проявившие особые успехи, имеют возможность продолжить занятия по программе 3 ступени сложности, минуя 2 ступень.
По окончании обучения по программе 2 ступени сложности учащиеся
должны знать:
- виды транспортной техники;
- правила составления электрической цепи;
должны уметь:
- выполнять операции разметки;
- распределять труд по операциям;
- выполнять обработку деталей;
- выбирать способ соединения деталей и производить сборку;
- изготавливать простейшие модели машин, самолетов, кораблей из бумаги, картона;
- уметь устанавливать на моделях простейшие механические двигатели и микроэлектродвигатели;
- составлять простейшую электрическую цепь;
- находить в процессе работы способы повышения прочности и устойчивости изделия, устранять дефекты, налаживать и управлять устройством;
- бережно относиться к инструментам и оборудованию, экономить материал;
- соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда.
По окончанию обучения по программе 3 ступени сложности учащиеся
должны знать:
- технологию обработки древесины;
- виды древесины;
-инструменты и приспособления для обработки древесины;
- безопасные приемы работы инструментами;
- способы соединения деталей в изделии
должны уметь:
-выполнять технологический анализ задания;
- изготавливать простейшие игрушки из фанеры;
- устанавливать микроэлектродвигатели на моделях
По окончании обучения по программе 4 ступени сложности учащиеся
должны знать:
- правила безопасной работы различными инструментами;
- свойства различных материалов, их использование, применение, доступные свойства обработки;
- способы соединения деталей;
- правила выполнения графических изображений;
- правила составления электрической цепи;
- геометрические фигуры и тела;
- знать способы обработки деталей;
должны уметь:
- пользоваться чертежными инструментами, выполнять операции разметки;
- создавать модели и игрушки своей конструкции, применять новый вид внешний отделки по собственному замыслу;
- распределять труд по операциям;
- выполнять обработку деталей, выбирать способ соединения деталей и производить сборку;
- изготавливать технические модели из бумаги, картона, фанеры; устанавливать на них механические двигатели и микроэлектродвигатели;
- находить в процессе работы способы повышения прочности и устойчивости изделия, устранять дефекты;
- бережно относиться к инструментам и оборудованию, экономить материал, соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда,
- сотрудничать со своими товарищами и принимать участие в коллективной работе по конструированию;
-выпиливать по внутреннему и внешнему контуру;
- изготавливать и производить сборку простейших моделей выполненных из фанеры.
Конечный результат.
По окончании данного курса учащиеся
должны знать:
- приемы и правила пользования различными инструментами;
- свойства бумаги, картона, древесины, пластмасс, их использование, применение, доступные свойства обработки;
- способы соединения деталей из бумаги, картона, фанеры;
- правила выполнения графических изображений (чертеж, эскиз, технический рисунок);
- правила составления электрической цепи;
- геометрические фигуры и тела;
- элементарные сведения о проекциях;
- необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
должны уметь:
- пользоваться чертежными инструментами, выполнять операции разметки;
- создавать модели и игрушки своей конструкции, применять новый вид внешний отделки по собственному замыслу;
- распределять труд по операциям;
- выполнять обработку деталей, выбирать способ соединения деталей и производить сборку;
- изготавливать технические модели из бумаги, картона, фанеры; устанавливать на них механические двигатели и микроэлектродвигатели;
- находить в процессе работы способы повышения прочности и устойчивости изделия, устранять дефекты;
- бережно относиться к инструментам и оборудованию, экономить материал, соблюдать правила санитарии, гигиены и безопасности труда,
- сотрудничать со своими товарищами и принимать участие в коллективной работе по конструированию.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы.
Основными формами подведения итогов являются конкурсы и выставки. Также используется такая форма, как самостоятельная работа. Конкурсы по техническому творчеству младших школьников проводятся в конце учебного года. Программа конкурса включает вопросы и задания по всем темам образовательной программы. Итоги конкурса позволяют судить о выполнении программы в целом.
Выставки проводятся также и в конце учебного года. Все экспонаты, представленные на выставку, должны соответствовать следующим критериям:
- Конструктивная сложность выполнения (количество и сложность узлов и блоков).
- Техническая сложность выполнения.
- Демонстрационные качества (действующая модель, безотказность и длительность действия).
- Эстетические показатели (внешний вид, пропорциональность формы, качество отделки).
- Степень творческой работы над экспонатом (самостоятельный замысел, по готовому образцу, элементы творчества).
Соответствие представленным на выставку экспонатов этим критериям позволяет сделать
вывод о реализации данной образовательной программы.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые
отражаются в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность), в формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, занятия, конкурсы, экскурсии), методах контроля и управления образовательным процессом (тестированием, анализ результатов конкурсов, выставок), средствах обучения (необходимое оборудование, инструменты, материалы).
Программа соответствует Уставу ЦНТТ, не противоречит закону РФ «Об образовании».
Методическое обеспечение программы
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), а чаще всего их сочетания.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера по темам образовательной программы.
Основное место на занятиях отводится практической работе, которая включает выполнение графических заданий (чертеж, технический рисунок, эскиз, выполнение различных видов разметки) ,сборке и оформлению игрушек и моделей .Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений ,полученных учащимися. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям используются самые разнообразные методы работы. При составлении плана занятия учитывается степень подготовленности детей, их возрастные особенности, имеющиеся знания и навыки.
Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится на выполнение практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям детей, обеспечивать их занятость в течение всего занятия.
Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому проводятся физкультминутки.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Объяснение нового материала обычно сопровождается показом наглядного материала. Теоретический материал можно преподносить в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.
Педагог выбирает методы обучения, методические приемы с учетом знаний и практических навыков, получаемых учащимися на занятиях, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года. При выполнении первоначальных заданий уместны различные упражнения, требующие от учащихся приобретения определенных навыков.
Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбирать такую форму занятий, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в изготовлении моделей. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявления фантазии и возможного разнообразия в оформлении поделок. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем должен направлять творческую деятельность детей.
При объяснении нового материала в основном используется метод фронтальной работы. Фронтальный показ – это демонстрация таблиц. рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов работы. Показ обязательно сопровождается пояснением педагога. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, поэтому педагогу необходимо проводить индивидуальную работу с учащимися. При работе необходим текущий инструктаж.
Коллективное выполнение работы – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных работ.
Его можно провести как временную выставку. Анализ выполненных работ проводит педагог.
Критериями оценки качества проведенного занятия являются:
- Организация.
- Содержание.
- Деятельность педагога в процессе занятия.
- Соблюдение правил безопасной работы.
- Взаимоотношения между педагогом и учащимися.
- Достижение цели занятия.
В 2017 году в образовательную программу внесены коррективы с учетом опыта работы и возросших интересов детей
Учебно - тематический план
1 ступень обучения
№ | Тема | Общее кол-во час | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Технологические особенности материалов, используемых на занятиях. | 12 | 3 | 9 |
3. | Инструменты и приспособления ручного труда, использование их при обработке различных материалов. | 6 | 1 | 5 |
4. | Элементы графической грамоты. | 20 | 7 | 13 |
5. | Элементы технической эстетики. | 18 | 4 | 14 |
6. | Моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей | 2 4 | 4 | 20 |
7. | Основы конструирования | 44 | 5 | 39 |
8. | Простейшие электрифицированные игрушки | 16 | 2 | 14 |
9. | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
1 0. | Резервные часы: игры, викторины, экскурсии, конкурсы |
|
| |
| Итого: | 144 | 29 | 113 |
Содержание.
- Вводное занятие. (2 часа).
Из истории развития техники. Развитие детского технического творчества в Армавире.
Цели и задачи объединения. Знакомство с направлениями работы. Краткое содержание каждой темы учебной программы.
Практическая работа.
Изготовление поделок из бумаги с целью определения уровня подготовки учащихся.
(по собственному замыслу).
- Технологические особенности материалов, используемых на занятиях.
(12 часов).
Виды бумаги. Опыты и наблюдения по изучению свойств бумаги. Значение работы с бумагой. Древесина, металлы, сплавы, пластмассы.
Практическая работа.
Приемы обработки бумаги (разметка, сгибание, складывание, резание). Изготовление поделок бумаги и картона. Изготовление махокрылок, поделок в технике «Оригами», силуэтных моделей транспортной техники – легковой автомобиль, автокран, вертолет и т.п. – по выбору учащихся.
- Инструменты и приспособления ручного труда, использование их при обработке различных материалов. (6 часов).
Назначение инструментов. Правила безопасной работы с ними. Отделочные материалы (шлифовальная шкурка, надфили, краски).
Практическая работа.
Викторина «Знаешь ли ты инструменты». Подготовка инструментов к работе. Подготовка фанеры к работе. Упражнение по применению инструментов (ручная дрель, рубанок, шило и т.д.). Изготовление игрушек с подвижными частями: «Божья коровка», «Пингвин», «Ворона», «Попугай» и др. – по выбору учащихся.
- Элементы графической грамоты. (20 часов)
Основные понятия о графических изображениях: чертеж, технический рисунок, эскиз.
Чертежи и их место среди других видов графических изображений. Из истории развития чертежа. Чертежные инструменты, материалы и принадлежности, правила работы чертежными инструментами. Некоторые правила выполнения чертежей. Линии чертежа, масштаб. Деление окружности на равные части.
Разметка, виды разметки.
Практическая работа.
Упражнения по вычерчиванию окружностей. Деление окружности на равные части при помощи циркуля. Изготовление простейших летающих моделей, модели парашюта, макета часов и т.д. – по выбору учащихся.
- Элементы технической эстетики. (18часов)
Знакомство с некоторыми элементами художественного конструирования и
художественного оформления поделок. Форма, цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования. Симметрия и асимметрия. Ритм. Контраст. Основы цветоведения.
Практическая работа.
Изготовление и оформление поделок с учетом элементарных закономерностей технической эстетики: игрушки с подвижными частями «Петушок», «Крокодил», «Дракон», динамическая игрушка «Карусель» и т.д. – по выбору учащихся.
- Моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей (2 4 часа).
Элементарные понятия о техническом моделировании. Понятие о геометрических
фигурах. Зависимость формы машин, технических объектов от их назначения. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Виды и способы соединения плоских деталей. Шаблоны и трафареты.
Практическая работа.
Изготовление силуэтных моделей технических объектов и транспортной техники: модели «Подъемный кран», «Водяное колесо», «Парусник», «Самолет» и др. по выбору.
- Основы конструирование. ( 44 часа)
Понятие о конструировании и его отличие от моделирования. Понятие о
геометрических телах. Элементы геометрических тел. Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объемная основа предметов. Сопоставление формы технических объектов с геометрическими телами. Понятие о развертке.
Практическая работа.
Вычерчивание развертки куба. Изготовление объемных игрушек («Царевна-лягушка», «Котенок», « Петушок» и др.) и моделей с использованием готовых форм, шаблонов: модели легковых и грузовых автомобилей, вертолета, самолета, баржи, танка и др. по выбору.
- Простейшие электрифицированные игрушки. (16 часов)
Понятие об электрическом токе и электрической цепи. Источники тока. Потребители.
Проводники и изоляторы. Выключатели, переключатели и их назначения. Правила составления электрической цепи. Правила чтения и составления простейших э/схем. Правила безопасной работы.
Практическая работа.
Работа с электронным конструктором. Изготовление простейших э/игрушек: «Маяк», «Сова», «Домик на полянке» и др. по выбору.
- Заключительное занятие. (2часа)
Анализ проделанной работы. Отбор лучших поделок на выставку. Перспективы работы объединения в следующем году.
10.Резрвные часы 2ч.
Учебно-тематический план
2 ступень обучения
№ п/п | Т е м а | Общее кол-во часов | Теор. часть | Практ. часть |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Элементы графической грамоты | 20 | 6 | 14 |
3. | Конструирование моделей транспортной техники: а) сухопутные модели; б) летающие модели; в) плавающие модели г) космическая техника | 42 24 24 12 | 4 4 3 2 | 38 20 21 10 |
4. | Электричество на моделях | 14 | 3 | 11 |
5. | Электромонтажные работы | 4 | 1 | 3 |
6. | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 144 | 27 | 117 | |
7. | Резервные часы: игры, викторины, экскурсии, конкурсы |
Содержание.
- Вводное занятие. (2 часа)
Порядок и содержание работы объединения. Цели и задачи на учебный год.
Инструменты и принадлежности ручного труда. Способы и приемы работы с ними. Правила безопасной работы.
Практическая работа.
Познавательные технические игры (эл. викторины «Инструменты», «Линии чертежа», «Техническое лото»).
- Элементы графической грамоты. (20 час)
Чертеж, технический рисунок, эскиз. Различие этих графических изображений и
приемы их выполнения. Элементарные сведения о проекциях. Анализ геометрической формы предмета. Развертка поверхности геометрических тел.
Практическая работа.
Вычерчивание разверток геометрических тел. Изготовление поделок на основе готовых геометрических тел: модели грузового автомобиля, ракеты, танка, вездехода, космического корабля, игрушек «Мышка», «Тигренок», «Моряк» и др по выбору.
- Конструирование моделей транспортной техники. (102час)
Общее представление о транспорте, его видах и значении.
А. Сухопутные модели: (42 час )
Легковые, грузовые, спецавтомобили, сельхозтехника. Из истории автомобилестроения. Автомобиль, его части: кузов (пассажирский салон, моторное и багажное отделения), рама с колесами. Грузовые автомобили, их назначения. Современные грузовые автомобили, их марки.
Спецавтомобили. Их назначения. Сельхозтехника общего и специального назначения. Строительные машины: для подготовительных работ, для земельных работ, для уплотнения грунта; грузоподьемные машины.
Практическая работа.
Изготовление действующих моделей транспортной техники из разных материалов:колесный трактор «Кировец», трактор-самосвал, автомобиль «БеЛАЗ-540», автокран, бульдозер, дорожный каток, автопогрузчик и др. по выбору.
Б. Летающие модели (24 часа)
Авиация и ее значения. Планер – простейший летающий аппарат. Устройство планера: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение. Система управления планером. Простые модели самолетов. Виды самолетов, их назначения. Устройство модели самолета: фюзеляж, горизонтальное и вертикальное оперенье. Ракеты и ракетопланы. Основные части ракеты: головная часть, корпус, стабилизаторы, двигатель.
Практическая работа
Моделирование планеров, самолетов и ракет из бумаги: модели самолетов «СУ-27», «МиГ-31», «МиГ-15», вертолетов, ракет и ракетопланов и др. по выбору.
В. Плавающие модели (24 часа)
Виды судов, их название. Суда пассажирские, грузовые, грузопассажирские. Сухогрузные и наливные суда. Суда контейнерные, трейлерные, лесовозы и др. Промысловые суда. Суда технического назначения – буксиры, ледоколы, земснаряды. Научно исследовательские суда. Спортивные суда – байдарки, яхты, катамараны. Военные корабли: авианосцы, крейсеры, миноносцы.
Практическая работа.
Изготовление плавающих моделей из различных материалов: модель сухогрузного теплохода, глиссера, катамарана, парусника, военного сторожевого катера, авианосца и др. по выбору.
Г. Космическая техника (12 часов)
Элементарные представления о космической технике. Из истории освоения космоса. Искусственные спутники Земли. Межпланетные станции.
Практическая работа.
Изготовление макетов спутника погоды «Метеор», спутник связи «Молния 1», макета космической станции «Союз», модель планетохода (по выбору).
- Электричество на моделях (14 часов)
Электрические лампы, их виды. Электрическая цепь. Направление тока в цепи. Напряжение. Единицы измерения силы тока и напряжения. Измерительные приборы: амперметр, вольтметр. источники тока. Потребители. Приборы управления: выключатель, рубильник. Правила состояния электрической цепи. Микроэлектродвигатели на моделях. Микродвигатели постоянного тока и источники их питания. Правила установки двигателей на моделях. Правила безопасной работы. Понятие о вибрации. Игрушки – попрыгушки.
Практическая работа.
Работа с электронным конструктором. Изготовление моделей с микроэлектродвигателями, игрушек – попрыгушек: «Божья коровка», «Вездеход», «Космолет» и др. по выбору учащихся.
- Электромонтажные работы ( 4 часа)
Бытовые электрические приборы. Классификация бытовых приборов. Принцип
действия бытовых приборов (нагревательных). Понятие о техническом паспорте бытовых э/приборов и правила их технического обслуживания. Требования безопасности при использовании электробытовых приборов.
Практическая работа.
Мелкий ремонт бытовых электроприборов (устранение обрывов проводов, подсоединение проводов к патрону и т.п.) Решение задач по занимательной электротехнике с составлением схем э/цепи.
- Заключительное занятие. (2 часа)
Подведение итогов работы за год. Подготовка поделок к итоговой выставке.
3 ступень обучения
Учебно-тематический план
№ п/п | Т е м а | Общее кол-во часов | Теор. часть | Практ. часть |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Технология обработки древесины | 6 | 1 | 5 |
3. | Технология изготовления изделий из фанеры | 36 | 3 | 33 |
4. | Декорирование фанеры | 20 | 3 | 17 |
5. | Механические игрушки | 20 | 3 | 17 |
6. | Основы объемного конструирования с простыми соединениями | 44 | 3 | 41 |
7. | Простейшие электрифицированные игрушки из фанеры | 14 | 2 | 12 |
8. | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
Резервные часы: игры, викторины, экскурсии, конкурсы | ||||
Итого | 144 | 18 | 126 |
СОДЕРЖАНИЕ
- Вводное занятие (2 ч.)
Порядок и содержание работы в объединении. Цели и задачи объединения.
Демонстрация лучших работ прошлых лет.
- Технология обработки древесины (6 ч.)
Древесина, ее виды и свойства (цвет, запах, твердость, текстура). Инструменты и приспособления для обработки древесины, безопасные приемы работы с ними. Способы соединения деталей в изделии (проволока, клей, шурупы, гвозди). Обработка деталей шлифовальной бумагой, надфилями.
Практическая работа
Технологический анализ задания: анализ образца изделия, выбор материалов и инструментов; организация рабочего места; планирование технологических этапов; выполнение технологических операций: контроль процесса и результатов труда: подведение итогов. Упражнения по подготовке инструментов и материалов к работе. Упражнения по работе с инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из фанеры.
- Технология изготовления изделий из фанеры ( 36ч.)
Фанера, ее свойства и применение. Разметка, перенесение на фанеру рисунков. Инструменты и приспособления, применяемые при обработке, сборке и склеивании деталей из фанеры: шило, надфили, ручной лобзик, струбцины, коловорот, выпиловочный столик, пилочки для лобзика. Материалы шлифования: шлифовальные шкурки, различной зернистости. Безопасные приемы работы лобзиком. Выпиливание по внешнему контуру.
Практическая работа
Упражнения по подготовке лобзика к работе подготовка фанеры к работе. Изготовление изделий выпиливанием из фанеры по внешнему контуру: силуэтные модели машин, простейшие динамические игрушки – «осьминожка», «олененок» и др. – по выбору учащихся.
- Декорирование фанеры (20 ч.).
Подготовка выпиленных изделий к декорированию. Окраска и роспись гуашью, акварелью. Аппликация из бумаги. Выжигание. Прибор для выжигания. Технология выжигания. Различные виды штриховки поверхности фанеры выжигателем: линиями, точками. Виды выжигания: контурное, силуэтное с передачей оттенков светотени. Правила безопасной работы с выжигателем. Лакирование.
Практическая работа
Выпиливание и декорирование изделий «Матрешка», «Рыбка», «Львенок» и др. – по выбору учащихся.
- Механические игрушки (30 ч.)
Виды механических игрушек: дергунчики, игрушки-маятники, игрушки на движущихся планках, игрушки – качалки. Способы соединения между собой движущихся частей механических игрушек: при помощи заклепок из легкой медной проволоки и пластиковых трубочек.
Практическая работа
Изготовление механических игрушек: дергунчиков – «Клоуны», «Львенок», «Гармонист» и др., игрушек – маятников: «Носорог», «Черепаха» и др., игрушек на движущихся планках – «Белочки с орешком», «Медвежата с клубничкой» и др., игрушек – качалок – «Лошадка», «Приведение» и др. – по выбору учащихся.
- Основы объемного конструирования с простыми соединениями (44 часа)
Геометрические тела: куб, параллелепипед, конус, цилиндр, шар. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность. Геометрические тела как объемная основа предметов. Простейшие способы соединения деталей в объемные изделия.
Соединение на задвижных пазах: их достоинства и недостатки, целесообразность применения. Использование задвижных пазов в изделиях округлой формы в гибком изделии. Техника выпиливания паза, контроль ширины, толщины. Правила подгонки изделий.
Соединение на шипах. Достоинства и недостатки, причина популярности. Виды соединений на шипах и пазах: гранями, плоскими шипами и пазами, вставными шкантами. Последовательность выпиливания пазов и шипов.
Техника изготовления объемных изделий с простыми соединениями: изделия со взаимно пересекающимися деталями (полочки для книг, салфетницы, лотки для бумаг, простейшие модели транспортной техники).
Практическая работа.
Изготовление сборных поделок. Выпиливание по окружности. Применение различных видов соединения. Изготовление «деревьев», «шаров», гоночной машины, автобуса, паровоза, парохода, вертолета, самолета, автомобиля – по выбору.
- Простейшие электрифицированные игрушки из фанеры. (20 ч.).
Сборка, установка и подключение э/цепей в игрушках и моделях фанеры.
Практическая работа.
Работа с электронным конструктором. Изготовление э/игрушек «Сова», «На арене цирка, модели ракеты и др. – по выбору учащихся.
- Заключительное занятие (2 ч.).
Подведение итогов работы объединения за учебный год. Анализ работ, выполненных учащимися. Рекомендации по самостоятельной творческой работе.
Учебно-тематический план
4 ступень
№ п/п | Тема | Общее кол-во часов | Теор. часть | Практ.часть |
1. | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2. | Технологические особенности материалов, используемых на занятиях | 2 | 1 | 1 |
3. | Инструменты и приспособления ручного труда, использование их при обработке различных видов древесины и фанеры | 4 | 2 | 2 |
4. | Техника выполнения чертежей и способы переноса их на фанеру | 6 | 2 | 4 |
5. | Художественно-эстетические основы выпиливания | 24 | 6 | 18 |
6. | Элементы художественного конструирования | 48 | 8 | 40 |
7. | Особенности декоративно-художественного оформления поделок | 20 | 6 | 14 |
8. | Электрифицированные игрушки | 18 | 4 | 14 |
9. | Игрушки и модели с двигателями | 18 | 4 | 14 |
10. | Заключительное занятие | 2 | 2 | |
Итого | 144 | 36 | 108 |
Содержание
1. Вводное занятие. (2 ч.)
План и задачи работы на учебный год. Демонстрация работ. Выпиливание лобзиком как вид художественной обработки древесины. Из истории народных промыслов.
Практическая работа.
Изготовление простейших плоских изделий с целью выявления уровня умений учащихся.
- Технологические особенности материалов, используемых на занятиях. (2 ч.)
Древесина: строение, основные свойства (цвет, блеск, влажность, прочность, усушка, твердость) и пороки древесины (различные развилки, наросты наплывы и капы). Основные виды текстуры древесины. Характеристика пород деревьев. Маркировка фанеры в зависимости от применения (облицовочная, клееная, декоративная). Выбор фанеры, исходя из ее внешнего вида и качества.
Практическая работа.
Упражнения по выпиливанию острых углов, круга и овала. Изготовление простейших плоских изделий: разделочных досок, лопаточек для продуктов.
3. Инструменты и приспособления ручного труда, использование их, при обработке фанеры (4 ч.)
Инструменты и приспособления, применяемые при обработке, сборке и склеивании деталей из фанеры: шило, надфили, лучковая пила, ножовка с широким полотном, ручной лобзик, струбцины, коловорот, станок для выпиливания, сусло, пилочки для лобзика.
Измерительные инструменты: линейка, угольник.
Отделочные материалы: шкурка, надфили, шпаклевки, красители, лаки.
Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Практическая работа.
Изучения устройства штангельциркуля и приемы работы с ним. Изготовление силуэтов людей, животных и технических объектов.
4. Техника выполнения чертежей и способы переноса их на фанеру. (6 ч.)
Чертеж, виды чертежа. Проецирование чертежей. Масштабы изображений и их обозначения на чертежах. Виды разметок. Контур и силуэт. Чтение простейших чертежей. Способы нанесения чертежей и рисунков на кальку, а затем на фанеру. Способы увеличения рисунка: методом клеток, при помощи ксерокса. Перенос симметричного орнамента при помощи копирки. Расположение рисунка на поверхности фанеры. Выпиливание по внешнему и внутреннему контуру.
Практическая работа.
Графическая работа по вычерчиванию различных линий чертежа. Выполнение чертежа «плоской детали» по имеющимся половинкам изображений с нанесением размеров. Выпиливание простейших моделей транспортной техники (автобус, гоночный автомобиль, вертолет, пароход и др. по выбору учащихся).
- Художественно-эстетические основы выпиливания (24 ч.)
Основные принципы композиции: пропорция, симметрия, асимметрия, масштабность, контрастность, цвет, фактура поверхности.
Форма изделия: функциональная, конструктивная, эстетическая.
Плоские изделия и детали.
Изделия со взаимно пересекающими деталями.
Объемные многогранные геометрические фигуры. Изделия округлой формы.
Эскизы изделия: линейные, объемные.
Фурнитура: врезные и накладные петли, ручки, замки, защелки.
Практическая работа.
Создание эскиза изделия и его чертежа. Подбор крепежной фурнитуры, детальная проработка эстетической формы. Выпиливание изделия. (Ваза для фруктов, карандашница и др по выбору уч-ся)
6. Элементы художественного конструирования (48ч.)
Некоторые элементы художественного конструирования и оформления изделий на примерах изобразительного искусства и архитектуры. Форма, цвет, пропорциональность – характерные показатели художественного конструирования. Округлые и прямолинейные формы. Закономерность формы (симметрия, цельность). Осознанное восприятие формы и цвета. Пропорциональность частей изделия. Цветовое богатство окружающего мира. Холодные цвета. Теплые цвета. Ароматические цвета. Первоначальные понятия о ритме, гармоничности цветовых сочетаний, о равновесии формы, пропорции, цвете.
Оригинальность конструктивного строения, закономерность и некоторые средства художественной выразительности (линия, форма, цвет, динамика.)
Практическая работа.
Изготовление и оформление моделей транспортной техники из разных материалов с учетом элементарных закономерностей технической эстетики модели: спортивного автомобиля, глиссера-снегохода, спортивного самолета и др. (по выбору учащихся).
7. Особенности декоративно-художественного оформления поделок (20ч)
Орнамент – как основа украшения изделий из различных материалов. Орнамент – узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов и спокойном их равновесии. Узор в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике. Узор из округлых и прямолинейных форм, узор из геометрических, растительных и животных форм. Декоративная переработка узоров. Стилизация формы в декоративном оформлении.
Народное орнаментальное искусство и его художественные национальные традиции. Творческое использование графических элементов и цвета в декоративном оформлении изделий в зависимости от его назначения, формы, материала.
Практическая работа.
Изготовление и декоративно-художественное оформление поделок из папье-маше: декоративные тарелки, вазы, муляжи фруктов и др. (по выбору учащихся).
8. Электрифицированные игрушки. (18 ч.)
Элементы электрической цепи. Источники тока. Потребители. Проводники и изоляторы.
Приборы управления: выключатели, переключатели и рубильники.
Правила составления электрической цепи.
Правила чтения и составления простейших электрических схем.
Условные изображения на электрических схемах. Параллельное и последовательное соединение проводников. Электролампы, их виды и устройство.
Способы соединения проводов
Правила техники безопасности при работе с электрическим током. Сборка, установка и подключение электрических цепей в игрушках и моделях .
Практическая работа.
Упражнение по сборке эл.цепей, состоящих из различных элементов с последовательным и параллельным соединением проводников (эл.лампочек, эл. двигателей).
Сборка эл. цепей для игрушек.
9. Игрушки и модели с двигателями. (18ч.)
Краткая история развития двигателей.
Классификация модельных двигателей.
Механические двигатели (пружинный, вибрационный, резиновый), их устройство и принцип действия.
Практическая работа
Изготовление и установка механических двигателей на модели и игрушке.
Механические свойства резины. Принцип действия резиномотора. Установка и уход за резиновым двигателем. Игрушки, действующие за счет эластичности резинового жгута.
Электрические микро электродвигатели.
10.Заключительное занятие (2ч.)
Подведение итогов работы объединения за учебный год. Анализ работ, выполненных учащимися. Рекомендации по самостоятельной творческой работе.
Литература
(для педагогов)
Закон «Об образовании».
Порцевский К.А. Моя первая книга о космосе М, «Росмен», 2008
Чиотти Донателла Оригинальные поделки из бумаги Пер. с итал. Г.В. Кирсановой, М, ООО Т,Д, «Издательство мир книги», 2010
Джонс Фиона Фантазия из бумаги. Пер. с англ., М, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011
Геронимус Т.М. Учебный комплект. Я все умею делать сам. 1-3 класс.-М: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2003. -176 с
И Кудишин. Все об авиации. М., ООО«Росмен пресс», 2002
Левитан Е.П. Краткая астрономия. М., 2Классик Стиль», 2003
И.И. Кобитина. Работа с бумагой: поделки и игры. Т.Ц. «Сфера», М., 1999.
В.И. Коваленко, В.В. Кумненок. Дидактический материал по трудовому обучению. М., «Просвещение», 2000.
Е.В. Коротаева. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. М., «КСП», институт психологии РАН, 1997.
Техническое моделирование – СПб:Кристалл: КОРОНА принт. 1997.
Литература
(для учащихся)
Порцевский К.А. Моя первая книга о космосе М, «Росмен», 2008
Чиотти Донателла Оригинальные поделки из бумаги Пер. с итал. Г.В. Кирсановой, М, ООО Т,Д, «Издательство мир книги», 2010 . Делаем открытки, «Хобби клуб» : М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА»,2012 г.
Делаем открытки, «Хобби клуб» : М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА»,2012 г.
.Новогодние поделки. «ООО Хатбер-пресс»,2014г.
Малышева А.Н. Струкова Т. Н. «Фигурки, игрушки, сувениры. Аппликация, бумага, ткань», Ярославаль: ООО «Академия развития», 2012 г.
Джонс Фиона Фантазия из бумаги. Пер. с англ., М, АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011
Техника для малышей – первые шаги, М., «Росмен», 2001
История открытий. Энциклопедия. М., «Росмен», 2012 г.
Энциклопедический словарь юного техника. Сост. Б.В.Зубков, С.В. Чумаков, М., Педагогика, 1988.
Е.В.Данкевич, О.В. Жакова. Большая книга поделок для девочек и мальчиков.
Санкт-Петербург, Кристалл М., ОНИКС, 2000.
С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. Санкт-Петербург. Кристалл, М., ОНИКС, 2000.
А. Бахметьев, Т. Кизяков. Очумелые ручки. М., «Фосмен», 1999. Библиотека творчества.
Я познаю мир. Детская энциклопедия: Игрушки. Авт.-сост. Н.Т. Юрина, М., ООО «Фирма», «Издательство АСТ», 1999. 1. Делаем открытки, «Хобби клуб» : М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА»,2012 г.
http://adalin.mospsy.ru/tryd.shtml - Оригинальные поделки своими руками
http://stranamasterov.ru – Страна мастеров
http://www.solnet.ee – Детский портал «Солнышко»
http://doshkolnik.ru – Поделки из разных материалов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
Выступление на РМО учителей начальных классов: Реализация программы по комплекту учебников «Начальная школа 21 века»
В материале представлен опыт работы по программе "Начальная школа 21 века" в контексте вопроса реализации стандартов второго поколения....
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для 4 класса разработана на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учетом планируемых результатов начального общег
Рабочая программа по английскому языку для 4 класса....
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...