"Рисуночное письмо"
план-конспект урока (1 класс) на тему
Внеклассное мероприятие, 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие "Рисуночное письмо" | 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект открытого занятия для детей 6-7 лет
тема: «Рисуночное письмо»
Цель: Познакомить детей с письменными принадлежностями древнего мира.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить учащихся с рисуночным письмом.
Развивающие:
1.Развивать познавательную активность, любознательность.
2.Развивать воображение, творческую активность.
3.Развивать мелкую моторику.
4.Развивать активный и пассивный словарь.
Воспитательные:
1.Способствовать воспитанию интереса к истории письма.
2.Способствовать воспитанию исследовательского интереса.
3.Способствовать воспитанию интереса к книге, как источнику знаний.
Материал: для педагога: план-конспект занятия; коробочка; кусочек угля; маленькое комнатное растение – кактус; глиняная дощечка, деревянная шпажка;
для каждого учащегося: уголь для рисования, плоский речной камень, древесная кора, гуашь синяя, гуашь желтая, гуашь белая; доска для лепки, глина, деревянная шпажка; влажные салфетки.
Оборудование: TV, флешнакопитель, слайды.
Ход занятия
П.: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Как у вас настроение? Все готовы к занятию?
Д.: Да.
П.: Тогда приступим. Скажите мне, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на прошлом занятие?
Д.: Как важно уметь читать и писать каждому человеку.
П.: Правильно, а вы все помните, зачем нам нужно уметь читать и писать? (педагог проводит выборочный опрос детей). Молодцы, ребята. Как вы думаете, что нам необходимо для письма?
Д.: Бумага, ручка, карандаш.
П.: Правильно, а как вы думаете, человек всегда писал на бумаге, карандашом или ручкой?
Д.: Да, нет.
П.: Сегодня мы с вами будем разговаривать о предметах, с помощью которых человек мог писать раньше. Некоторые из этих предметов находятся у меня вот в этой коробочке. Хотите узнать, что там лежит?
Д.: Да.
П.: Я вам загадаю загадку и если её вы отгадаете, я покажу вам этот предмет. Договорились? Слушайте внимательно!
От него исходит жар.
Может даже быть пожар.
Словно красный светлячок,
Тлеет в печке – ………(уголек)
Правильно, это уголек! Хотите узнать, кто и как использовал уголь для письма?
П.: Что бы это нам узнать, нам необходимо отправиться в путешествие. Вы готовы? тогда усаживайтесь на наш волшебный ковер, закрываем глаза,….
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В старину нас унесет.
Скорее открывайте глазки, посмотрите мы с вами попали в пещеру к первобытным людям (слайд №1) Когда то очень давно люди жили в пещерах, вместо одежды у них были шкуры животных, в те времена не было книг, поэтому они не умели читать и писать. Первобытные люди оставляли наскальные рисунки на стенах своих пещер (слайд №2). Каждый рисунок имел значение (слайд №3). Как вы думаете, что обозначает этот рисунок? (слайд №4).
Д.: ответы детей.
П.: На рисунке изображена охота. Человек тогда не пахал землю и не сеял. Он охотился на диких зверей, и его жизнь зависела от удачной охоты. Поэтому животные интересовали людей больше всего. Так появилось первое рисуночное письмо. А рисовали они углем, который брали из костра в своих пещерах. Давайте и мы с вами попробуем написать углем. Только мы будем писать не на стенах, ведь мы с вами не в пещере, а на камушке. Присаживайтесь на свои места, возьмите уголек и один камушек. Напишите, пожалуйста, на камне букву, на которую начинается ваше имя. Алина, какую букву ты напишешь? Все написали? Молодцы, понравилось вам писать угольком? А удобно им было писать? (ответы детей: нет, он пачкается и крошится). Возьмите салфетку и вытрите руки.
(После завершения рисования, педагог берет в руки коробочку) Уголёк – вы отгадали, хотите посмотреть, что у меня ещё в коробочке лежит?
Д.: Да.
П.: Слушайте загадку:
Он колюч, зеленокож,
И на ёжика похож.
На окошке растёт,
Очень редко цветёт.
Д.: кактус
Правильно это кактус (педагог достает цветок - кактус )
Отправляемся дальше в путешествие? Тогда нам нужно сесть на наш волшебный ковер, усаживайтесь удобнее, закрываем глаза….
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В старину нас унесет.
Открываем глазки, куда же мы с вами попали? (слайд №5) Посмотрите, кто знает чье это жилище, как оно называется?
Д.: Тут живут индейцы.
П.: Правильно, мы попали к индейцам, а их жилище называется – вигвам.
В одном из племени у индейцев был вождь, он был самым главным. И звали его Гайавата, он очень любил рассказывать легенды и сказки. Легендарный вождь индейцев горевал о том, что индейцы не могут передать своим внукам то, что они сами знают и умеют. Чтобы никто не забывал его рассказов, он придумал вот такие рисунки. (слайд №6) и с помощью них записывал свои рассказы. Для своего письма индейцы использовали краску, которую они получали из сока растений, ягод, из насекомых, которые любят кактусы и даже глину. Нужное растение индейцы растирали в порошок, добавляли воды, перемешивали, и у них получалась краска. А писали они на коре деревьев (слайд№7). Хотите попробовать, что-нибудь написать краской?
К сожалению, мы с вами не индейцы и всех секретов не знаем, но у нас есть кора и есть краска. Садитесь за свои рабочие места, возьмите кусочек коры и краски, попробуйте аккуратно нанести краску на палочку. Сейчас нарисуйте солнышко, тучу. У всех получается? Вот и у нас с вами получилось рисуночное письмо.
Углем мы с вами пробовали писать? Краской? У меня остался ещё один предмет, хотите узнать какой?
(Педагог показывает детям глиняную табличку) Как вы думаете, что это?
Нам пора отправится в путешествие. (дети присаживаются на ковер)
В руки палочку возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
В старину нас унесет.
Открывайте глазки, мы с вами в Древнем Египте (слайд №8),родине больших пирамид, давайте посмотрим, чем же писали египтяне. Как вы думаете что это? (слайд №9) В Древнем Египте люди писали острой деревянной палочкой на глиняной дощечке. Посмотрите внимательно на картинку, вы сможете прочесть, что на ней написано? Почему?
Д: на ней рисунки
П.: А вы хотели бы попробовать написать на глиняной дощечке?
Проходите за свои столы, у каждого на столе есть кусочек глины (пластилина), возьмите и хорошо разомните его, положите на доску для лепки, раскатайте его.(педагог показывает детям все действия, сопровождая объяснением). Вот у нас с вами получилась небольшая глиняная дощечка.
Чем писали египтяне на глиняных дощечках?
Д.: Палочкой
П.: Правильно, острой деревянной палочкой. Возьмите в руки палочки, и напишите на ней любую букву и нарисуйте картинку, название которой начинается на эту букву. У всех получилось? Покажите всем свои таблички, поднимите их наверх. Молодцы у всех все получилось.
Вот и наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать? Что мы сегодня узнали? что общего между этими предметами?
Д.:. ими можно писать
П.: Правильно, все эти предметы человек использовал для письма.
А как вы думаете, дома вы сможете отправиться в такое путешествие?
Д.: Да
П.: Конечно сможете, только обязательно с собой возьмите маму, папу и самое главное книгу, из которой вы можете узнать, не только чем еще писали люди, но и как появилась азбука, бумага и ещё много всего интересного. Ребята, спасибо вам за такое интересное занятие, мне очень понравилось путешествовать с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисуночная методика "Моя семья" диагностикa внутрисемейных отношений
Один из вариантов рисуночной методики "Моя семья", выявляющий внутрисемейные межличностные отношения. ...
Рисуночная терапия в преодолении страхов.
Преодоление страхов, неадекватной повышенной тревожности и фобических реакций может быть достигнуто благодаря методу рисуночной терапии....
Методичка на тему: "Обучение "рисуночному письму" учащихся с ТМНР по предмету "Графика и письмо"
Паспорт методикиРазработал учитель ГБОУ №439 Петродворцового района Чеченкова Е.В.Обучение «рисуночному письму» учащихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития по предмету «Графика и письмо»...
Рисуночный тест "Кактус"
Цель теста – выявление состояния эмоциональной сферы, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности....
Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга
Текст экспериментально-психологической методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга модифицирован в НИИ им. В. М. Бехтерева. Методика Розенцвейга, как и тест руки, является проективной, а п...
Интерпретация рисуночных тестов.
Интерпретация рисуночных тестов....
Технологическая карта урока на тему " Возникновение письменности. Творческая работа: рисуночное письмо"
Литературное чтение 1С2 классТема: Возникновение письменности. Творческая работа: рисуночное письмо Тип: урок открытия нового знанияЦель урока: Познакомить учащихся с возникновением п...