Карточки для постановки звуков
методическая разработка (1 класс) на тему

Кижеватова Светлана Михайловна

памятка в работе для начинающего, практикующего  учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki_dlya_postanovki.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Недостатки произношения заднеязычных

Капацизмы вместо  к – гортанный щелчок

Паракаппацизмы к-т, к-х.

Парагамацизмы щель между сближенными голосовыми связками смычка с небом, замена на «к», «с».

Постановка «к»

По подражанию правильная артикуляция

  Механический от «та-та-та»                 нажать на переднюю часть спинки языка продвигая ее назад, получиться должно «та-тя-кя-ка».

Постановка «г»

По подражанию правильная артикуляция

 от «да-да-да»                        

Нажать на переднюю часть спинки языка продвигая ее назад, получиться должно

«да-дя-гя-га».      

Постановка «х»

По подражанию правильная артикуляция

Механический от «сса-ссса» шпателем на переднюю часть языка продвигая вглубь, получиться должно «ссса- сся-ща-хя-ха».

Йотоцизмы «j»

  1. й –ио
  2. замена на «ль»

Постановка «j»

По подражанию 1.произношение «и» «иа-ио-иу-ио-иа вводится в слова в начале, в середине и в конце.

2. Отрабатывается более краткое произношение «и» при произношении «и» с упором выдохнуть.

По подражанию от «за-за-за» зондом нажать на переднюю часть языка, продвинуть его вглубь, должно получиться «за-зя-жа-йа».

Виды ламбдацизмов

Двугубный «л» слышится звонкий средний звук между «у» и «в»

Отсутствие «л»

Виды параламбдацизмов

Замены на «й,ль,в,у,нг,ы»

Постановка

По подражанию «ыа» кратко с напряжением язык занимается между зубами «ыа».

По подражанию от  «ля-ля-ля» под язык            на среднюю часть языка слегка вниз. Пока не услышится звук «л».

Виды ротацизмов

Велярное «р» корень языка образует с мягким небом щель, кончик языка опускается вниз.

Увелярное «р» вибрирует маленький язычок (увуля).

Одноударное «р» передний край языка один раз ударяется в альвеолы, вибрации нет.

Боковое «р» взрывается смычка бокового края языка и коренных зубов.

Щечное «р» струя выдыхаемого воздуха проходит через щель между боковым краем языка и коренными зубами (верхними) колеблется щека.

Кучерское «р» вибрируют сближенные губы.

Виды  шипящих сигматизмов

Щечное произношение язык не участвует, зубы сжаты, с боков прижаты к зубам углы рта, щеки раздуваются (глухой шум). 

Нижнее щель – сближение передней части спинки языка с небом (укороченное щ) шипящие смягчаются.

Заднеязычное «ш» «ж» задняя часть спинки языка сближена с твердым небом образуя щель, звук похож на «х», «j».

Межзубное

Боковое воздушная струя идет через боковые щели.

Парасигматизмы

Шипящий замена на свистящие (отличается от нормы)

Недостатки произношения «щ»

1. укороченное

2. замена на «сь»

3. замена на  «ш», «ч».

Нарушение произношение «ч» замена  на «ть, щ, ц».

Параротацизмы

«р» заменяется на «рь», «л», «ль», «й», «г», «нг», «в».

Постановка «р»

По подражанию 1. от «тд-д-д» сильно подуть на кончик языка

2. от «ж-ж-ж» язык передвигать вперед, затем подуть на кончик языка.

Механический «ж-ж-ж» или «з-з-за» под язык зонд       движениями вправо – влево вызываются колебания языка.

Постановка «ш» «ж»

По подражанию от «са-са-са» поднимать кончик языка к альвеолам.

Механический 1.от «са-са-са» под язык зонд и поднимать язык вверх. 2. от «ра-ра-ра» зондом к (нижним – верхним) зубам, тормозить вибрацию.

Постановка «щ»

По подражанию от «ч» протяжно

Механический «си-си-си», «ся-ся-ся» согл. Протягивать.Зонт под язык         .

Постановка «ч»

По подражанию  правильная артикуляция по подражанию.

Механический от «ти-ти-ти», «ать – ать – ать» зонд под язык.

Виды свистящих сигматизмов

Межзубный (шипелявость) дефект распространяется на «з» и «ц».

Губно-губной в образовании щели учавствует нижняя губа, дефект распространяется на «з» и «ц».

Боковой воздушная струя идет через боковую щель.

Призубный язык смыкается впереди и отходит назад, щель отсутствует, звук похож на «т». «д»

Парасигматизм

замена на «ш, щ(с), з(ж)».

Постановка губно -  губных

По подражанию логопед - ребенок

Механический ребенок выполняет упражнения, а логопед шпателем отводит губу от зубов, так же как и при межзубном сигматизме.

                                 Межзубный

По подражанию ребенок сжимает зубы и размыкая произносит

«са-са-са».

Механический логопед отводит язык от зубов, ребенок произносит «та-та-та». Зонд      между альвеолами и кончиком языка слегка вниз.

                                       

Боковой

Боковые края языка к коренным зубам:

  1. формирование межзубного произношения
  2. по подражанию или механический способ язык переводится за зубы.

Постановка «ц»

По подражанию 1. кончик языка к нижним резцам, переднюю часть к верху (горка)

2.из этого положения «т» с выдохом

  1. ат, атс
  2. вверх и вниз резцы плотно прижать к передней части спинки языка «ат» с сильным выдохом вдох от «а» к «тс».

Механический кончик языка удерживать у  нижних резцов произносить «та-та» с выдохом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка звуков з-с

В данном материале даётся непосредственно план индивидуальной работы по постановке звука....

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

Постановка звука [р]Автоматизация звука [Э]Восприятие текста на слух и ответы на вопросы...

Постановка звука Л. Автоматизация звука Л изолированно, в слогах, словах.

Конспект индивидуального занятия по теме: " Постановка звука Л"...