Однозначные и многозначные слова
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Урок посвящен открытию нового знания об однозначных и многозначных словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_slova_odnoznachnye_i_mnogoznachnye.docx | 37.79 КБ |
otsenochnyy_list.docx | 14.82 КБ |
proverka_domashnego_zadaniya.docx | 13.5 КБ |
test.docx | 13.99 КБ |
odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.pptx | 619.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: урок русского языка во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Слова однозначные и многозначные»
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить учащихся с понятиями «однозначные» и «многозначные» слова.
Задачи:
- учить отличать однозначные и многозначные слова, находить лексическое значение слов в словаре, определять значение слова для конкретного предложения или текста;
- развивать речь, мышление; обогатить словарный запас;
- работать над формированием УУД
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом;
- оценивать правильность выполнения действий на уроке;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Личностные:
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слова;
- интерес к изучению языка;
-формирование адекватной самооценки.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других
Познавательные:
- уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.
Оборудование: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова – М.: Вентана – Граф, 2012, интерактивная доска, презентация, карточки, тесты, оценочные листы..
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Организационный момент | Создать комфортную обстановку для работы на уроке. Проверка готовности учащихся к работе. Соблюдать СанПин. | Долгожданный дан звонок! Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Все ли правильно сидят? На столах у вас лежат оценочные листы. Поставьте себе оценку, которую хотели бы получить за урок. | Проверяют наличие на парте учебных принадлежностей для работы на уроке. Садятся ровно. Ставят себе оценку. | Коммуникативные УУД: (слушать и понимать речь других) Личностные: (формирование адекватной самооценки) |
2. Актуализация знаний | Проверить знания, полученные на прошедших уроках. | - Но для начала давайте вспомним, что мы изучали на прошлых занятиях. - Скажите, что же такое текст. - На столах у вас есть карточки с тексами. Только предложения в тексте потеряли последовательность. Ваша задача восстановить последовательность предложений. (Самостоятельная работа по вариантам) Теперь проверим, что у вас получилось. Поставьте оценки в оценочный лист. Отлично, у кого так же можете в оценочный лист за домашнее задание поставить себе «5». -Теперь послушаем, что же получилось у 2 варианта. Молодец, у кого так же можете в оценочный лист за домашнее задание поставить себе «5». -Отложите оценочные листы. | Мы изучали, что такое текст. Текст состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу. Читают предложения, устанавливают последовательность. Читает текст учащийся 1 варианта с указанием номеров предложений. 1.С деревьев осыпаются листья. 2.Листья падают с берёз и клёнов. 3.На берёзе осталось несколько желтых лепестков. 4.Лепестки колышет ветер. Ставят оценку. Читает текст учащийся 2 варианта с указанием номеров предложений. 1.Зимой в лесу редко встретишь животных. 2.Лесные животные выходят из своих нор за пищей. 3.В поисках пищи зайцы преодолевают большие расстояния. 4. Трудно зайцу зимой в лесу. | Коммуникативные: (уметь оформлять свои мысли в письменной форме) Коммуникативные УУД: (слушать и понимать речь других) Коммуникативные УУД: (слушать и понимать речь других) |
Соблюдать СанПин. | Открываем тетради, отступаем 2 строки от своих записей, пишем сегодняшнее число – 14 февраля. На следующей строке, с большой буквы - Классная работа. | Открывают тетради, пишут. | Регулятивные: (оценивать правильность выполнения действий на уроке) | |
2.Минутка чистописания а) определение буквы б) поэлементный анализ в) прописывание буквы «Ж» | Выработать каллиграфический подчерк. | Начинаем урок с минутки чистописания. Отгадайте, какую букву мы будем писать. Эта буква широка И похожа на жука. Правильно сегодня мы будем писать заглавную букву «Ж» Сколько элементов в букве «Ж»? Назовите их. Показываю, работаем в узкой строке. В средней части дополнительной строки выписываем крючок с поворотом ручки, опускаемся вниз по наклонной линии, выписываем клюшку, возвращаемся по клюшке, уходим вправо-вверх по крючковой линии, на 1/3 среднюю в дополнительной строке выписываем секрет, по секрету наклонная вниз, поднимаемся по наклонной и, не доходя 1/3 в рабочей строке, вновь уходим вправо-вверх, в средней третьей части дополнительной строки выписываем клюшку, по клюшке опускаемся вниз, качалочка, крючок до середины. | Буква «Ж» 3 элемента. 2 «ноги» и «гармошка». Прописывают совместно с учителем под диктовку первую букву в строке, затем самостоятельно. | Познавательные: (находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения) Регулятивные: (оценивать правильность выполнения действий на уроке) Коммуникативные: (слушать и понимать речь других) |
3.Словарная работа | Соблюдать ЭОР. Обогатить словарный запас. Развивать речь. Запомнить написание непроверяемых орфограмм. Развивать речь, обогащать словарный запас. | С красной строки с большой буквы, пишем «Словарь». Ставим двоеточие, затем с маленькой буквы пишем язык. Ребята, давайте подумаем какое лексическое значение у слова «язык». Вам поможет слайд презентации, посмотрите на него и определите значение слова «язык» Подберите синонимы к слову «язык». В каких случаях мы используем слово «язык»? С точки зрения орфографии, где опасные места в слове? Поставьте ударение в слове, выделите орфограммы, которые необходимо запомнить. Придумайте и назовите словосочетание со словом «язык». Записываю на доске. Придумайте и назовите предложения со словом «язык». | Пишут под диктовку учителя. Рассматривают слайд, высказывают свои предположения. Язык 1.Орган в полости рта, являющийся органом слуха, а у человека способствующий образованию звуков речи. 2.В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 3.разг. Противник, взятый в плен с целью получить необходимые сведения. Шпион, вкус, говор, разведчик. Для названия школьных предметов – русский язык, английский язык. Языком определяем вкус еды. Запомнить написание безударной гласной «я» в начале слова. Ударный слог «-зык». Ставят ударения в слове. Выделяют орфограммы, которые необходимо запомнить. Русский язык, острый язык. Пишут в тетради. Язык – орган вкуса человека. На доске пишет ученик, придумавший предложение. Пишут в тетради. | Регулятивные: (оценивать правильность выполнения действий на уроке) Познавательные: (делать выводы в результате совместной работы класса и учителя) Коммуникативные: (уметь оформлять свои мысли в устной форме) Коммуникативные УУД: (слушать и понимать речь других) |
3.Актуализация теоретических знаний по теме урока | На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. | -Скажите, сколько значений слова «язык» мы насчитали? -Как вы думаете, все ли слова имеют несколько значений? Приведите примеры. -Какие еще вы знаете слова, у которых более одного значения? -Как можно назвать слова, у которых одно значение? -А у которых много значений? - Кто догадался какая тема урока? | 4 значения. Не все слова имеют несколько значений. Береза, амбар, голова. Коса- у девушки, коса для кошения травы. Лук – растение, лук для стрельбы. Однозначные. Многозначные. Тема сегодняшнего урока – Однозначные и многозначные слова. | Регулятивные: (уметь высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом) Коммуникативные: (уметь оформлять свои мысли в устной форме) Личностные: (мотивация к изучению нового учебного материала) |
4.Изучение новой темы урока | Получение новых знаний. Учить определять значение слова для определенного текста. Учить определять значение слова. | Откройте учебники на стр.27 Заучите правило и расскажите друг другу. - А кто готов рассказать правило всему классу? Поставьте оценки в оценочных листах. Сегодня мы с вами продолжаем изучать большой раздел русского языка. Прочтите как он называется. - Сколько значений может быть у слова? - Как называются слова, которые имеют два и более значений? -Как называются слова, имеющие одно значение? В учебнике на стр. 27 давайте прочитаем стихотворении Агнии Львовны Барто «Разговор с дочкой». -Как вы думаете почему дочка не поняла маму? -Откройте словарик на стр.168 и выпишите в тетрадь то значение слова теплота, в котором оно употреблено в тексте. Прочитайте задание к упражнению 1 с. 28. (на слайде картинки) Выполняем задание по вариантам в тетради. Необходимо составить словосочетания, подходящие к картинкам. Первый вариант со словом корень. Второй вариант со словом кисть. Поменяйтесь и проверьте друг друга. Поставьте оценку в оценочном листе. | Открывают учебники на стр. 27, учат правило. Рассказывают друг другу. (Работа в парах) Учащийся рассказывает правило. Ставят оценки. «Развитие речи». Множество или одно. Многозначные. Однозначные Стихотворение читает сильный ученик. Учащиеся на месте следят. Она не знала другого значения слова «теплота». Учащиеся открывают словарик и записывают в тетради. Теплота – ласковость, приветливость. Учащиеся читают задание. Дети работают в тетрадях, записывают словосочетания. 1.корень дерева, корень зуба, корень слова 2.кисть руки, кисть винограда, кисть для покраски | Коммуникативные: (слушать и понимать речь других) Регулятивные: (принятие цели и постановка задач к уроку) Коммуникативные: (уметь оформлять свои мысли в устной форме) Личностные: (осознание ответственности за произнесенное и написанное слова) Познавательные: (находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения) Регулятивные: (планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей) Коммуникативные: (уметь оформлять свои мысли в устной форме) Познавательные: (строить рассуждения) |
5.Физминутка | Соблюдать СанПин. | Встали. Сейчас проведем физминутку. Вот у нас и физ. минутка, Наклонились ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, (наклоны вперед, назад) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб смотреть и понимать И совсем не уставать. (рывки руками перед грудью) Голова устала тоже Так давайте ей поможем! Вправо - влево, раз и два. Думай, думай голова (вращения головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. Дети садитесь за парты. | Обучающиеся встают. Повторяют действия за учителем. Повторяют действия за учителем. Повторяют действия за учителем. Садятся за парты. | Коммуникативные: (слушать и понимать речь других) |
6.Включение в систему знаний и повторение. | Закрепить полученные знания на уроке. Научиться применять приобретенные знания в жизни. | Ребята, прочитайте задание к упражнению 2 стр. 28. Выполните задание в тетради. Тест (работа в парах) 1.Многозначные слова – это … А)слова, у которых одинаковый корень Б) слова, близкие по смыслу В) слова, имеющие несколько значений Г) слова, противоположенные по смыслу 2.Выбери многозначное слово: А) кисть Б) журчит В) рука Г) дерево 3.Выбери однозначное слово: А) гребень Б) ручка В) язык Г) спортсмен 4. Выбери лишнее значение слова ключ: А) ключ для отпирания замка Б) ключ к загадке В) нотный ключ Г) солнечный ключ Поменяйтесь тестами и проверьте правильность ответов на слайде. Поставьте оценки в лист. | Читают задание: «Спиши предложения. Объясни значение слова кисть в каждом предложении» На день рождения сестра подарила мне альбом и новую кисть. На картинке кисть винограда была как настоящая. | Коммуникативные: (высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности) Регулятивные: (учиться высказывать свое предположение (версию) на основе предложенного материала. |
7.Рефлексия учебной деятельности | Осмыслить действия и поведение обучающихся на уроке. | Молодцы. Вы научились определять однозначные и многозначные слова. Подведем итог в форме рефлексии. - Что такое рефлексия? - Я понял что … - Теперь я могу… - Было трудно … Теперь я буду знать, над чем еще нам надо поработать. Посчитайте оценки в оценочном листе, высчитайте средний результат. Посмотрите на слайд. 20 б – «5» 17-19 б – «4» 11-16 б – «3» 0-10 б – «2» По баллам определите вашу оценку. У кого совпала оценка в начале урока с той, которая получилась по баллам? Поднимите руки кто получил «5» - ? «4» - ? «3» - ? Почему не совпала оценка? | -Это оценка своих собственных действий и поведения. -Однозначные слова – это слова, имеющие одно значение. -Многозначные слова – это слова, имеющие два и более значений. -Определить значение слова в тексте. Поднимают руки группы учащихся. | Коммуникативные: (высказывать и обосновывать свою точку зрения) Личностные: (формирование адекватной самооценки) |
8.Домашнее задание | Учить ведению дневника. | Отрываем дневники, находим урок русского языка в среду. Записываем: стр.29,упр.4, с. 28 правило наизусть. | Открывают дневники, находят место для записи домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневники. | Коммуникативные: (слушать и понимать речь других) |
Предварительный просмотр:
Оценочный лист | Оценочный лист | Оценочный лист | Оценочный лист | Оценочный лист | |||||
Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | |||||
1 Домашнее задание | 1 Домашнее задание | 1 Домашнее задание | 1 Домашнее задание | 1 Домашнее задание | |||||
2 Работа в парах. Правило. | 2 Работа в парах. Правило. | 2 Работа в парах. Правило. | 2 Работа в парах. Правило. | 2 Работа в парах. Правило. | |||||
3 Работа по вариантам. | 3 Работа по вариантам. | 3 Работа по вариантам. | 3 Работа по вариантам. | 3 Работа по вариантам. | |||||
4 Тест | 4 Тест | 4 Тест | 4 Тест | 4 Тест | |||||
Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | |||||
Оценка учителя | Оценка учителя | Оценка учителя | Оценка учителя | Оценка учителя | |||||
Оценочный лист | Оценочный лист | Оценочный лист | Оценочный лист | Оценочный лист | |||||
Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | |||||
1 Домашнее задание | 1 Домашнее задание | 1 Домашнее задание | 1 Домашнее задание | 1 Домашнее задание | |||||
2 Работа в парах. Правило. | 2 Работа в парах. Правило. | 2 Работа в парах. Правило. | 2 Работа в парах. Правило. | 2 Работа в парах. Правило. | |||||
3 Работа по вариантам. | 3 Работа по вариантам. | 3 Работа по вариантам. | 3 Работа по вариантам. | 3 Работа по вариантам. | |||||
4 Тест | 4 Тест | 4 Тест | 4 Тест | 4 Тест | |||||
Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | Оценка за урок | |||||
Оценка учителя | Оценка учителя | Оценка учителя | Оценка учителя | Оценка учителя |
Предварительный просмотр:
Проверка домашнего задания
Вариант 1
____________________
- С деревьев осыпаются листья.
______Лепестки колышет ветер.
______На берёзе осталось несколько желтых лепестков.
______Листья падают с берёз и клёнов.
_____________________________________________________________________________
Проверка домашнего задания
Вариант 2
______________________
- Зимой в лесу редко встретишь животных.
______Трудно зайцу зимой в лесу.
______Лесные животные выходят из своих нор за пищей.
______В поисках пищи зайцы преодолевают большие расстояния.
_____________________________________________________________________________
Проверка домашнего задания
Вариант 1
____________________
- С деревьев осыпаются листья.
______Лепестки колышет ветер.
______На берёзе осталось несколько желтых лепестков.
______Листья падают с берёз и клёнов.
_____________________________________________________________________________
Проверка домашнего задания
Вариант 2
______________________
- Зимой в лесу редко встретишь животных.
______Трудно зайцу зимой в лесу.
______Лесные животные выходят из своих нор за пищей.
______В поисках пищи зайцы преодолевают большие расстояния.
_____________________________________________________________________________
Проверка домашнего задания
Вариант 1
____________________
1.С деревьев осыпаются листья.
______Лепестки колышет ветер.
______На берёзе осталось несколько желтых лепестков.
______Листья падают с берёз и клёнов.
_____________________________________________________________________________
Проверка домашнего задания
Вариант 2
______________________
- Зимой в лесу редко встретишь животных.
______Трудно зайцу зимой в лесу.
______Лесные животные выходят из своих нор за пищей.
______В поисках пищи зайцы преодолевают большие расстояния.
Предварительный просмотр:
Тест (работа в парах)
1.Многозначные слова – это …
А)слова, у которых одинаковый корень
Б) слова, близкие по смыслу
В) слова, имеющие несколько значений
Г) слова, противоположенные по смыслу
2.Выбери многозначное слово:
А) кисть
Б) журчит
В) рука
Г) дерево
3.Выбери однозначное слово:
А) гребень
Б) ручка
В) язык
Г) спортсмен
4. Выбери лишнее значение слова ключ:
А) ключ для отпирания замка
Б) ключ к загадке
В) нотный ключ
Г) солнечный ключ
Тест (работа в парах)
1.Многозначные слова – это …
А)слова, у которых одинаковый корень
Б) слова, близкие по смыслу
В) слова, имеющие несколько значений
Г) слова, противоположенные по смыслу
2.Выбери многозначное слово:
А) кисть
Б) журчит
В) рука
Г) дерево
3.Выбери однозначное слово:
А) гребень
Б) ручка
В) язык
Г) спортсмен
4. Выбери лишнее значение слова ключ:
А) ключ для отпирания замка
Б) ключ к загадке
В) нотный ключ
Г) солнечный ключ
Тест (работа в парах)
1.Многозначные слова – это …
А)слова, у которых одинаковый корень
Б) слова, близкие по смыслу
В) слова, имеющие несколько значений
Г) слова, противоположенные по смыслу
2.Выбери многозначное слово:
А) кисть
Б) журчит
В) рука
Г) дерево
3.Выбери однозначное слово:
А) гребень
Б) ручка
В) язык
Г) спортсмен
4. Выбери лишнее значение слова ключ:
А) ключ для отпирания замка
Б) ключ к загадке
В) нотный ключ
Г) солнечный ключ
Тест (работа в парах)
1.Многозначные слова – это …
А)слова, у которых одинаковый корень
Б) слова, близкие по смыслу
В) слова, имеющие несколько значений
Г) слова, противоположенные по смыслу
2.Выбери многозначное слово:
А) кисть
Б) журчит
В) рука
Г) дерево
3.Выбери однозначное слово:
А) гребень
Б) ручка
В) язык
Г) спортсмен
4. Выбери лишнее значение слова ключ:
А) ключ для отпирания замка
Б) ключ к загадке
В) нотный ключ
Г) солнечный ключ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коса Лук
Корень дерева Корень зуба Корень слова Кисть руки Кисть винограда Кисть для покраски
Тест 1.Многозначные слова – это … А)слова, у которых одинаковый корень Б) слова, близкие по смыслу В) слова, имеющие несколько значений Г) слова, противоположенные по смыслу 2.Выбери многозначное слово: А) кисть Б) журчит В) рука Г) дерево 3.Выбери однозначное слово: А) гребень Б) ручка В) язык Г) спортсмен 4. Выбери лишнее значение слова ключ: А) ключ для отпирания замка Б) ключ к загадке В) нотный ключ Г) солнечный ключ
Оценки за урок: 20 баллов – «5» 17-19 баллов – «4» 11-16 баллов – «3» 0-10 баллов – «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»
Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...
ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. БЛИЗКИЕ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА
технологическая карта урока русский язык 1 класс....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Технологическая карта по русскому языку на тему: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.3 класс
Цели деятельности: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарем.Планируемые результатыПредметные:Знать: п...
Тестовые задания по теме «Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова»
Тест "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова" позволяет проверить знания у учащихся с нарушениями письменной речи, по данной теме...
Презентация по теме: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. 3 класс.
Презентация к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". По КТП урок № 17. Содержит задания на повторение темы Предложение. Учащиеся научатся распознавать многозначные слова, раб...