Проект "В школу с радостью"
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Поступление в школу – важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению.
Поэтому перед педагогами подготовительных групп дошкольных учреждений стоит задача – сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.
Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_shkolu_s_radostyu.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Всем нам известно, что подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.
Ребенок идет в первый класс! Родители сбились с ног. Необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники, всего и не перечислить. А, главное, выбрать школу, где ребенок будет учиться.
Но при всем сочувствии к родителям, мы беремся утверждать, что у ребенка – будущего школьника, забот куда больше, чем у взрослых. Он вступает в совершенно «новый мир».
Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего – это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В 1 классе он начинает свою общественно – трудовую жизнь.
Маленький человек находиться в состоянии ожидания: предстоит что- то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное.
Главное, что необходимо ребенку, – положительная мотивация к учению.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация, и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Образовательные программы, реализуемые в ДОУ, направлены, в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяют формированию «внутренней позиции школьника», хотя высокий уровень интеллектуального развития не всегда совпадают с готовностью ребенка к школе.
Таким образом, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в необходимости проведения целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.
Цель воспитания в подготовительной группе:
- Повысить интерес к школе и сформировать у детей старшего дошкольного возраста положительное отношение к предстоящему обучению.
- Подготовить к принятию новой социальной позиции «школьника».
- Повысить грамотность и компетенцию родителей по вопросу подготовки детей к школе.
Задачи:
• Формирование у детей правильного представления о школе;
• Способствование развитию интереса к школе и учебным материалам;
• Формирование личностной готовности детей к школе, «внутреннюю позицию школьника»;
• Развитие компетенций будущих первоклассников (социально-коммуникативной, информационной, технологической);
• Проведение педагогического просвещения родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению;
• Тренировка положительной школьной учебной мотивации;
• Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой.
Для формирования учебной мотивации и положительного отношения будущих первоклассников, нами была создана предметно-развивающая среда в группе.
Развивающей средой является система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально – моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, а обогащённая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной детской деятельности. Поэтому, среда имеет важное значение для развития маленьких, ещё не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.
Деятельность ребёнка зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены.
Изучив данную проблему по созданию предметно-развивающей среды в формировании школьной мотивации, нами были созданы в группе игровые центры: речевой, математический, центр экспериментирования, мини-библиотека, центр театральной деятельности, центр продуктивной деятельности, которые способствуют развитию умственной активности, любознательности, познавательного интереса.
Предметно-развивающая среда в нашей группе оснащена учебными и методическими пособиями (азбука, глобус, магнитная доска, мел различные карточки, линейки и т.д.).
А также создана игротека для самостоятельных игр детей. В ней находятся игровые материалы, способствующие познавательному и математическому развитию детей.
Эти дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку художника», «Логический поезд», «4-й лишний», «Найди отличия», и т. п.).
В работе с детьми используем тетради на печатной основе, познавательную и энциклопедическую литературу для дошкольников. Совместно с детьми изготовлены сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школьная библиотека» и др.
Для развития познавательной активности оформлены тематические папки с иллюстрациями и фотографиями о школе; альбомы с загадками, пословицами и поговорками о книгах, учении и труде; художественная литература на школьную тематику «Школьная библиотека».
Создав предметно-развивающую среду в группе, которая способствует формированию школьной мотивации, мы отметили, что главное заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Поступление в школу – важнейший момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от его психологической готовности к обучению.
Поэтому перед педагогами подготовительных групп дошкольных учреждений стоит задача – сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Необходимо учитывать, что современному ребенку, живущему в стрессогенности сегодняшней жизни, для обеспечения плавного перехода из условий детского сада в школу, требуются дополнительные усилия со стороны педагогов и родителей.
Информационная подготовка ребенка к обучению в школе, как правило, начинается еще задолго до самого момента поступления в первый класс. Поддерживать и развивать растущий интерес к предстоящему школьному обучению поможет правильно организованная развивающая среда.
С помощью внесенных в нее материалов и оборудования решаются следующие задачи:
- Обогащение детей знаний о школьной жизни, профессиях в школе, изменении распорядка дня у детей, поступающих в школу.
- Обогащение словаря дошколят по лексической теме «Скоро в школу».
- Воспитание у детей самостоятельности в особых моментах жизни, связанных с поступлением в школу, когда ребенок некоторое время должен решать возникающие проблемы самостоятельно.
Дидактические игры – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса. В процессе наработке игр по школьной тематике, творческая группа педагогов разрабатывала такое содержание игр, чтобы в комплексе решалось несколько задач: развитие представлений детей о школе, развитие речи и внимания, развитие коммуникативных умений.
В результате планомерной работы «Уголок школьника» пополнился играми:
«Найди лишний предмет», «Собери портфель», «Чего нельзя брать в школу» - на знание школьных принадлежностей.
«Определи части суток» - на развитие временных представлений и закреплении знаний детей о различии в распорядке дня дошкольника и школьника.
«Дни недели» - закрепление представлений детей о неделе, будних и выходных дней, повторности дней недели.
«Подбери слово к картинке» (для читающих детей).
Особое место в ряду дидактических игр на школьную тематику занимают словесные, из серии М.Г.Борисенко и Н.А.Лукиной «Грамматика в картинках». Общие показатели развития речи современных детей свидетельствуют о том, что у многих из них при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
Например, цель игры «Закончи предложение» (для детей подготовительной группы) - закреплять умение изменять глаголы прошедшего времени по родам; образовывать сравнительную степень имен прилагательных в различных падежах, употреблять местоимения «он», «она», «оно»; изменять глаголы по лицам. Оснащение игры: мяч.
Ход игры:
1. Взрослый называет первое слово предложения и побуждает ребенка закончить его, правильно употребляя слова.
Ученик … (читал). Ученица … (читала). Ученики … (читали).
Ученик … (поднимал руку). Ученица … (поднимала руку). Ученики … (поднимали руки). И т.д.
2. Взрослый предлагает заменить существительные местоимениями: ученик – он, ученица – она, ученики – они.
Он … (учился). Она … (училась). Они … (учились). И т.д.
3. Взрослый предлагает ребенку закончить предложения: «Саша читает не просто забавный рассказ, а … (какой?) – забавнейший. И т.д.
Игровые сюжеты на школьную тематику
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника неоспоримо. Развитое творческое воображение дошкольника – важнейшее условие формирования готовности к школе.
Проблема редукции (от латинского reduction - упрощения, ослабления, уменьшения) ролевой игры, замена игровой деятельности на учебную в старшем дошкольном возрасте заставляет педагогов обратить пристальное внимание на планомерную работу по обогащению сюжетов игр, развитие у детей игровых умений.
Излишне говорить, что дети старшего дошкольного возраста особенно страдают от общей загруженности и недостатка времени на игру. Поэтому в нашем детском саду тематика сюжетно-ролевых игр в подготовительной к школе группе расширена за счет игр на школьную тематику. Творческой группой разработаны сценарии игр, которые включают в себя цели и задачи, перечень ролей и оборудования, варианты развития сюжета.
Введены в практику такие игры, как «Урок математики», «Урок физкультуры», «В школьной столовой».
Например, сценарий игры «Урок математики» включает в себя:
Задачи воспитания:
- Вводить в сюжеты игр новые роли: ученик, учитель.
- Развивать у детей коммуникативные умения: учить детей сговору в игре, договариваться о том, кто возьмет главную роль.
- Развивать детскую компетентность через игровую деятельность: побуждать детей использовать в игре полученные знания.
Роли:
- Учитель.
- Ученики, в том числе – дежурный.
- Техническая.
Ролевое поведение:
- Учитель «ведет урок» - пишет на доске примеры, предлагает решить задачи, составить из счетных палочек геометрические фигуры, из плоскостных геометрических фигур – изображения, и т.д.
- Ученик выполняет требования учителя – решает примеры и задачи, отвечает на вопросы, поднимает руку. Дежурный – сообщает об отсутствующих, стирает с доски.
- Техническая подает звонки.
Оснащение:
Столы, стулья, тетради», пеналы (по числу детей), доска, маркеры, тряпка, звонок, журнал.
Предварительная работа:
Реализация лексической темы «Что мы о школе знаем», беседы о профессиях в школе, рассматривание наглядного материала по теме «Школа», показ условных действий (воспитатель на первых порах берет на себя роль учителя).
Развитие сюжета:
Можно предложить детям проиграть в два урока с переменой, с походом в столовую. Можно ввести персонаж «хулигана», который не умеет себя вести на уроках (воспитатель берет эту роль на себя).
Игры-спутники: «Урок физкультуры», «Школьная столовая», «Автобус».
Учителя начальной школы и библиотекарь «Средняя школа № 25» помогли нам с организацией экскурсий в школу, где мы были в различных кабинетах (у нынешних первоклассников, в спортзале, в школьной библиотеке).
В течение всего времени ежедневно мы с ребятами читали и обсуждали с детьми профилактические сказки для школьной адаптации М. А. Панфилова: сказки для школьной адаптации; сказки об отношении учеников к вещам; сказки о здоровье и о том, как стать большим.
В них рассказывается о том, как еж построил в лесу школу для зверей, и понятным сказочным языком преподносится для детей дошкольного возраста все устройство школьной жизни (зачем в школе звенит звонок, какой должна быть одежда у ученика, что класть в портфель, а что лучше оставлять дома, как мешает учению баловство на уроке).
Также мы с ребятами читали художественные произведения о школьниках и школьной жизни: Н. Носов «Веселая семейка» и др. ; Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная школа»; В. Драгунский «Тайное становится явным»; Э. Успенский «Меховой интернат»; Л. Гераскина «В стране Невыученных уроков»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Разучивали пословиц и поговорок о пользе учения и труда, книги, выполняли аппликации: «Мой портфель»; «Мой класс» - рисунок-аппликация; «1 сентября». Рисовали рисунки: «Моя первая учительница»; «Я хочу научиться»; «Я на уроке и на перемене».
В процессе работы мы совместно с психологом готовили консультации и папки-передвижки для родителей «Ребенок идет в школу».
Мы считаем, что и адаптационный период в первом классе у наших ребят будет проходить гораздо легче и незаметнее как для них самих, так и для родителей. Хочется пожелать им успеха в учении!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В школу - с радостью! Памятка для родителей первоклассников.
Ваш ребенок идет в первый класс. Волнуетесь Вы, волнуется Ваш малыш. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок испытал как можно меньше сложностей и проблем, чтобы не приходил из школы со слез...
урок английского языка "Школа - это радость"
Урок английского языка с презентацией "School is fun" (УМК Биболетова, 4 класс....
программа межпредметного модуля введения в школьную жизнь "В школу с радостью"
межпредметный модуль введения в школьную жизнь "В школу с радостью" проводится в первые две недели начала обучения первоклассников....
В школу с радостью. Занятия в группе предшкольной подготовки в сельской местности
Первый день начинается с родительского собрания, на которое родители приходят вместе с детьми. Здесь решаются два вопроса: 1) Знакомство родителей...
Разработка кружкового занятия по основам православной культуры в начальной школе "Весенние радости. Благовещение."
Данный материал знакомит учащихся с православным праздником Благовещением, с традициями и верованиями этого праздника....
Программа групповых занятий по развитию познавательной сферы "В школу с радостью"
Программа предназначена для развития у детей младшего школьного возраста высших психических функций.Занятия по данной программе помогают развить у детей необходимые школьные навыки. Наибольшее внимани...
Собрание-тренинг «В школу с радостью»
Скоро ваши дети пойдут в школу. И с того момента, когда прозвенит первый звонок у ваших детей начнется новая, очень интересная полная неожиданностей (приятных и не очень) школьная жизнь.Но что же стои...