Консультация для родителей «Работа по правилам»
консультация на тему
Публикуемый материал консультации раскрывает причины по которым школьники, знающие какое-либо конкретное правило, не могут его применить. Для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы школьники владели приемами умственной работы.
Прием умственной работы для решения задачи «не с глаголами» можно сформулировать следующим образом:
1. Определяю, употребляется ли глагол без частицы не.
2. Если да, пишу частицу раздельно.
3. Если нет, пишу частицу слитно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakutkina_f.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Работа по правилам»
Печальная уверенность, что правила не помогают, живет в сознании огромного числа школьников. Даже тем детям, которые не зазубривают правила, а осознанно их усваивают, могут свободно изложить и подтвердить собственными примерами, далеко не всегда удается избежать ошибок. Путь от знания правила к безошибочному письму содержит много трудностей и препятствий. Чтобы вы могли помочь вашему школьнику одолеть их, давайте разберемся, в чем же они заключаются. Одна из этих трудностей заключается в том, что у школьников, знающих какое-либо конкретное правило, может не хватить общих умений, необходимых для его применения.
Прежде всего, умение различать части речи, не путать их друг с другом и выделять в общем потоке текста. Без этого умения любые теоретические знания останутся мертвым грузом, так как правило, нацелено на определенную часть речи, а не различая цели, попасть в нее невозможно.
Необходимое для общего грамотного письма общее умение – это умение разбираться в формах слов и их грамматических признаках.
Третье умение - умение видеть состав слова, то есть очень быстро выделять в словах приставки, корни, суффиксы, окончания.
Четвертое умение, необходимое для грамотного письма,- это умение анализировать звуки русской речи.
Еще одно умение - это умение видеть, где его требуется применить, своеобразная орфографическая и пунктациооная зоркость. Без такой зоркости, ученики, знающие правила проверки сомнительных гласных и умеющие их проверять, допускают ошибки потому, что не видят, где необходима такая проверка.
Для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы школьники владели приемами умственной работы.
Прием умственной работы для решения задачи «не с глаголами» можно сформулировать следующим образом:
- Определяю, употребляется ли глагол без частицы не.
- Если да, пишу частицу раздельно.
- Если нет, пишу частицу слитно.
Как вы можете помочь вашим детям овладеть приемами умственной работы? Прежде всего, вовлечь их самих в создание этих приемов. Активно участвуя в такой работе, дети будут усваивать, естественно и осознано. Предложите детям игру в составление инструкций. Введение в эту игру может быть примерно такое. В окружающем нас мире много сложных и интересных приборов и аппаратов. Но они становятся нашими друзьями только тогда, когда мы умеем правильно обращаться с ними. Если же мы делаем что-то неправильно, наши друзья перестают нам служить. Каждый прибор снабжают специальной инструкцией. Если делать все в точности так, как говорится в инструкции, любой исправный прибор или аппарат будет служить надежно и долго.
Для работы с грамматическими правилами тоже можно составить точные инструкции. Если вы хорошо составите, и будете соблюдать, правила будут служить вам, как верные друзья.
Первая цель тренировки – научить безошибочно, узнавать глаголы в любом тексте. Тексты можно брать разные, но чем занимательнее, тем веселее они будут, тем лучше. Делать такую работу лучше на слух: вы читаете текст, а ребенок называет нужные слова. Например:
- Я согласен даже не
Танцевать на парте
И согласен даже не
Рисовать на карте.
- Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна частицы не.
Когда ваш школьник овладеет всеми нужными для решения грамматической задачи действиями и привыкнет их применять, можно считать, что инструкция усвоена. Составить вместе с ребенком такие приемы- инструкции можно по каждому правилу и по каждой группе родственных правил. Совсем неплохо сделать так, чтобы эти инструкции всегда были у ребенка перед глазами. Работа по составлению приемов-инструкций помогает школьнику усваивать правила более осознано и прочно, а применять их более уверенно и успешно, а кроме того, оказывает заметное влияние на умственное развитие ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «По обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города».
Консультация для родителей на тему:«По обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города»....
Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.
Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...
Консультации для родителей "Знакомим детей с правилами дорожного движения"
Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства.Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пе...
Консультация для родителей: «КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Уважаемые родители, как вы слышите из источников информации, ежегодно на дорогах и улицах городов и сёл совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают...
Консультация для родителей: «КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Уважаемые родители, как вы слышите из источников информации, ежегодно на дорогах и улицах городов и сёл совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают...
Консультация для родителей «Работа по профилактике дисграфии и дислексии»
Нарушения чтения и письма- дислексия и дисграфия-у детей могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствии влияния отр...
Консультация для родителей «Детям и родителям о правилах безопасного поведения на летних каникулах»
Консультация для родителей«Детям и родителям о правилах безопасного поведения на летних каникулах» Вот и наступило долгожданное лето! Дети все больше времени проводят на улице, на дач...