Урок окружающий мир "Круговорот воды в природе"
методическая разработка (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Идеальская средняя общеобразовательная школа
Проект урока по окружающему миру в 3 классе
ТЕМА: «Круговорот воды в природе»
Выполнил: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Козлова Лариса Владимировна
Идеал, 2016г
Аннотация.
Тема урока: Круговорот воды в природе.
Тип урока:урок изучения нового материала.
Цель: создать условия для формирования понятия о круговороте воды в природе.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
1Сформировать понятие о круговороте воды в природе.
2.Характеризовать круговорот воды с опорой на схему
3.Показать взаимосвязь круговорота воды со свойством воды переходить из одного состояния в другое.
Метапредметные УУД:
- Умение классифицировать в группы состояние воды;
2.Умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия;
3.Умение осуществлять деятельность по плану;
4. Воспитывать готовность к сотрудничеству через организацию коммуникативной деятельности в группах.
Личностные УУД:
- Осознавать значение и свойства воды для живых организмов;
- Осознавать необходимость бережного отношения к чистоте воды;
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/12/26/tsikl-urokov-okruzhayushchego-mira-v-3-klasse-pohttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/12/26/tsikl-urokov-okruzhayushchego-mira-v-3-klasse-po
Данный урок окружающего мира в3 классе построен по УМК «Перспективная начальная школа». На данном уроке используются технологии личностно-ориентированного обучения: технология сотрудничества,информационно-коммуникационная технология (ИКТ), проблемный диалог.
Приёмы: сравнение, поощрение, соревнование.
Формы организации:
- групповая
- индивидуальная
Оборудование: презентация, мультфильм «Капитошка», раздаточный материал, сосуд с водой, спиртовка, схема круговорота воды, толковый словарь, волшебный сундук с оценками.
№п/п | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование |
1 | Мотивация (самоопределение) учащихся к учебной деятельности. 1 мин Просмотр мультфильма 4мин | Все на месте, все в порядке: Книжка, ручка и тетрадь. Сегодня мы с ребятами в мир природы попадем. Кто хочет в путь? Пожалуйста! Мы всех с собой возьмем! - Сегодня, ребята, мы продолжим разговор об удивительном мире природы. -А кто нам сегодня будет помогать путешествовать по этому миру? Давайте познакомимся. (мульфильм) Кто такой Капитошка? | Дети поднимают руку. Дети смотрят мультфильм -Капля воды | Регулятивные: самоопределение; целеполагание. | Мультфильм |
3 | Постановка УЗ 3мин Первичная рефлексия, самооценка | Как вы думаете, почему именно Капитошка нам будет помогать? -С кем Капитошка подружился? - Волчонок ничего не смог найти в своей книге об этом загадочном существе. Давайте поможем ему больше узнать о новом друге. Определите тему и обозначьте задачи на урок.(вывешивается план урока) - Всё ли мы знаем про воду? Где находятся наши знания? | - Будем говорить о воде на уроке. - С Волчонком Тема, задачи Самооценка знаний (линейка) | Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации Регулятивные: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата | План урока: -Значение воды -Состав воды -Свойства воды -Состояние воды -Путешествие воды Линейка знаний |
4 | Актуализация знаний (работа в группах) 5- 6мин Рефлексия самооценка работы групп | - Будем работать по группам. Каждая группа выполнит задание, после чего вы оцените работу своей группы волшебным оценками, которые находятся в волшебном сундуке. Повторим правила работы в группе (слайд) 1 группа:Зачем нужна вода? 2 группа: Капитошка – капля воды! Из чего тогда он состоит? 3 группа:– Исследуя воду, определите ее свойства.Расскажите об этом Волчонку. 4 группа: В каких состояниях может находиться вода? Почему между моделями стоят стрелки? 5 группа: Распределить картинки – названия состояний воды по группам: роса, море, реки, озеро,, ручей, дождь, лёд, снег, сосулька, айсберг туман.пар. - От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? -Как называются эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое Вывод: Превращения воды происходят при изменении температуры воды. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете». - Волчонок доволен: мы много смогли ему рассказать, он даже успел сделать записи в своей книге. Удалось ли нам выполнить 1-4 пункты нашего плана? - А Капитошка, подружившись с Волчонком, остался жить поблизости? - Почему? О каком свойстве воды говорит это явление? -Так что же, Капитошка и Волчонок больше никогда не встретятся? - Давайте попробуем доказать Волчонку этот природный процесс в бытовых условиях. | - уметь слушать друг друга, - приходить к общему мнению - быть добрым, -поддерживать друг друга - ответы учащихся - Состав воды: кислород, водород, примеси, минеральные соли -Без вкуса, без запаха, прозрачность, бесцветность, текучесть, растворитель. - В жидком, твердом, газообразном. Вода постоянно из одного состояния переходит в другое. -Вода может находиться в жидком состоянии (роса, море, река, озеро, дождь) твердом состоянии(лед, снег, сосулька, айсберг) газообразном состоянии (туман, пар) -От температуры? - Процессы таяния и замерзания, испарения и конденсации. Да -Нет. Улетел на облачко. -Испарение. - Встретятся. Нет. (ответы учащихся) | Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде; Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; Познавательные: анализ, синтез, обобщение; подведение под понятие Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Слайд «Правила работы в группе» - уметь слушать друг друга, - приходить к общему мнению - быть добрым, -поддерживать друг друга Карточки с заданиями Сосуд с водой Сундук с оценками (5, 4,3,2) Слайд |
5. | Открытие новых знаний. Практическая работа. Проведение эксперимента. 5 -6 мин Физминутка | - Что это за тело? - Какое вещество? - В каком состоянии? - Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии? - Какой процесс происходит? - Продолжим нагревать воду. Что произойдет? - Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет? - Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? ВЫВОД: - Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени. - Говорят что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете? - Как называется этот процесс путешествия воды в природе? - И вот какую историю поведала нам сама вода: Я живу в открытом море, Там гуляю на просторе. Путешествовать люблю, И подруг с собой беру. Лишь пригреет солнце жарко, В море мне сидеть уж парко. Рвусь из водной той среды К солнцу паром из воды. До небес я поднимаюсь, Там с подругами встречаюсь Образуя облака. Ветер нас несет, пока В туче нам не станет тесно. И тогда, скажу вам честно, То дождинкой, то снежинкой Я стремлюсь на землю вниз. Ну, дружок, теперь держись! В лесу, в городе и в поле, В речке, в озере и в море, И на тоненькой травинке, Побывала я не раз. И теперь в гостях у вас. – Какие слова спрятались в слове круговорот? ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе. | - ледяной кубик -вода -твердом -Необходимо нагреть -таяние, превращение из твердого состояния в жидкое -при 100 градусах начнется процесс кипения и вода начнет превращаться в водяной пар -начнется процесс конденсации – остывания воды и превращение в жидкое состояние -Круговорот - КРУГ и ВОРОТ. | Познавательные: извлечение необходимой информации из проведенного эксперимента; дополнение и расширение имеющихся знаний Личностные -проявление эмоциональной отзывчивости - принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения | Ледяной кубик, стекло, тарелка, спиртовка Стихотворение Словарь толковый Физминутка о воде |
6 | Первичное закрепление (работа в группах) 5-6 мин Просмотр презентации 1-2 мин Рефлексия, самооценка работы в группах Работа с учебником 3мин | - А сейчас попробуйте зарисовать эти превращения, когда они происходят в природе. -Объясните, используя схему круговорота воды, какие процессы происходят с водой во время ее путешествия? - В каких состояниях бывает вода, проходя круговорот в природе? - Проверим, правы ли мы в своих выводах. (презентация – круговорот воды) - Прочитайте статью учебника со слов: круговорот воды происходит и в природе. Делайте пометки карандашом, если что-то незнакомое «?» (После чтения спросить у детей, что для вас оказалось незнакомым, непонятным.) -Так встретятся ли Волчонок и Капитошка? Прочитайте выводв учебнике | защита у доски -испарение, конденсация, замерзание, таяние Жидком, твердом, газообразном Дети оценивают работу в группах волшебными оценками - Да Чтение вслух учеником:« Вода находиться в природе в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю». | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на собственные знания, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий; Познавательные: извлечение необходимой информации изпросмотренной презентации; осуществляют поиск нужной информации в учебнике; анализируют объект, выделяют главное | Лист бумаги А4, схема круговорота воды Презентация Сундук с оценками (5, 4,3,2) |
7 | Систематизация и обобщение полученных знаний 2 мин (вопросы) Работа в группах 5 мин Рефлексия, самооценка работы в группах | 1. - Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое. Летом всё понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет. Получается, что Капитошка с Волчонком зимой не встретятся, а зима у нас длинная. -Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой. - Может ли вода испаряться при низких температурах? - Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное бельё на улицу? - Поднимите руки, чьи родители сушат зимой бельё на улице. - Высыхает? - Значит, вода испаряется и в мороз. - В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда. - Зимой в виде чего возвращается вода на землю? А снег – это вода. Вывод: круговорот воды бесконечен. 2. -Дальнейший путь водяной капельки не менее интересный. -Работая в группах, обсудите и предположите, что же произойдет с капелькой? Будет интересно послушать самую увлекательную историю. Задания по группам 1.Капля попала в ручеёк. 2. Дождь пролился рядом с растением. 3. Капелька попала в трещину в скале. 4.Капля упала на ладошку человека | - Да. Нет - Да. Нет - сушить -Да - В виде снега -А если наша капелька попадёт в ручеёк, то потом она попадёт в речку, а потом вернётся назад в море - Если наша капелька упадёт рядом с растением, то, скорее всего, растение её выпьет. Наша капелька, скорее всего, застрянет в скале, и будет её разрушать. Вода обладает большой силой. - Утолит жажду, умоется… | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. слушают друг друга, принимают позицию партнера Регулятивные: действуют | Задания по группам Волшебный сундук с оценками |
8 | Рефлексия 3 мин Постановка УЗ на следующий урок 1-2 мин | - Вернемся к плану нашего урока. Удалось ли нам ответить на все поставленные вопросы? - ОЦЕНИТЕ продвижение своих знаний по самооценочной линейке. - Что должен помнить каждый землянин о воде? (чтение стихотворения учащимися по строчке) - Волчонок нашёл ещё много вопросов, связанных с водой -Откуда на небе вода? -Почему вода не кончается? -Могут ли высохнуть моря? -Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда делась вода? -Может ли вода исчезнуть с лица Земли? -Если бы облака были красными, какого цвета были бы лужи? -Почему стеклянная бутылка, если она наполнена водой, на морозе ломается? -Почему летом после дождя лужи высыхают быстрее, чем осенью? -На все ли из них вы можете сейчас ответить? -Чем же тогда мы займёмся на следующем уроке ОЦЕНИВАНИЕ учащихся учителем. | Да. Нет. (Самооценка учащихся своих знаний) Дети читают стихи -Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе. Пока, наконец, не вливается в море. Моря пополняют запас океана. Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше пока Не превращаются в облака. А облака, проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они побегут до ближайшей реки. Как весь процесс называют в народе? Круговорот воды в природе. -Нет Продолжим разговор о воде | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы на следующий урок, Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | |
9 | Домашнее задание (Дифференцированное домашнее задание позволит детям самостоятельно, в соответствии с их желанием подготовить материал)2 мин | 1.Ответы на вопросы Волчонка (приложение) 2Сочини сказку о путешествии капельки. 3 Прояви фантазию, и расскажи, что было бы в природе без круговорота воды? Опишите такую Землю и обоснуйте свою точку зрения. | Дети по своему желанию выбирают домашнее задание | Регулятивные: самоопределение; целеполагание. | Приложение – вопросы Волчонка Карточки с домашним заданием |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Состав воды | водород (2) |
кислород (1) | |
примеси | |
минеральные соли |
Свойства воды | без вкуса |
без запаха | |
прозрачная | |
бесцветная | |
текучесть | |
испаряемость | |
растворитель |
Состояния воды | твёрдое |
жидкое | |
газообразное |
Лёд | ↔ | Вода | ↔ | Пар |
-Воспроизведите последовательность путешествия капли.
Испарение | Конденсация | Осадки | Испарение |
Схема «Круговорот воды в природе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира: "Вода в природе. Туман, облака, осадки"
Мультимедийный урок по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...
Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".
Урок окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....
Урок окружающего мира "Вода в природе и жизни человека", 3 класс
Конспект урока - проекта окружающего мира УМК " Планета знаний " . Проводился по окончанию изучения темы " Вода " . Н...
Урок окружающего мира "Вода в природе".
Конспект урока окружающего мира "Вода в природе"....
конспект урока по окружающему миру " Вода в природе. Вода и ее свойства. Охрана воды" 3 класс
Вода в природе.Вода и ее свойства. Охрана воды....
Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс
Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...