Урок окружающий мир "Круговорот воды в природе"
методическая разработка (1 класс) на тему

Козлова Лариса Владимировна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovorot_vody_v_prirode.rar669.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

Идеальская средняя общеобразовательная школа

Проект урока по окружающему миру в 3 классе

ТЕМА: «Круговорот воды в природе»

Выполнил: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 Козлова Лариса Владимировна

Идеал, 2016г

Аннотация.

Тема урока: Круговорот воды в природе.

Тип урока:урок изучения нового материала.

Цель: создать условия для формирования понятия о круговороте воды в природе.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

1Сформировать понятие о круговороте воды в природе.

2.Характеризовать круговорот воды с опорой на схему

3.Показать взаимосвязь круговорота воды со свойством воды переходить из одного состояния в другое.

Метапредметные УУД:

  1. Умение классифицировать в группы состояние воды;

2.Умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия;

3.Умение осуществлять деятельность по плану;

4. Воспитывать готовность к сотрудничеству через организацию коммуникативной деятельности в группах.

Личностные УУД:

  1. Осознавать значение и свойства воды для живых организмов;
  2. Осознавать необходимость бережного отношения к чистоте воды;

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/12/26/tsikl-urokov-okruzhayushchego-mira-v-3-klasse-pohttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/12/26/tsikl-urokov-okruzhayushchego-mira-v-3-klasse-po

Данный урок окружающего мира  в3 классе построен по УМК «Перспективная начальная школа». На данном уроке используются технологии личностно-ориентированного обучения: технология сотрудничества,информационно-коммуникационная технология (ИКТ), проблемный диалог.

Приёмы: сравнение, поощрение, соревнование.

Формы организации:

  • групповая
  • индивидуальная

Оборудование: презентация, мультфильм «Капитошка»,  раздаточный материал, сосуд с водой, спиртовка, схема круговорота воды, толковый словарь, волшебный сундук с оценками.

№п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оборудование

1

Мотивация

(самоопределение) учащихся к учебной деятельности.

1 мин

Просмотр мультфильма

4мин

Все на месте, все в порядке:

Книжка, ручка и тетрадь. Сегодня мы с ребятами в мир природы попадем.

 Кто хочет в путь? Пожалуйста!

Мы всех с собой возьмем!

- Сегодня, ребята, мы продолжим разговор об удивительном мире природы.

-А кто нам сегодня будет помогать путешествовать по этому миру? Давайте познакомимся.  (мульфильм)

Кто такой Капитошка?

Дети поднимают руку.

Дети смотрят мультфильм

-Капля воды

Регулятивные: самоопределение; целеполагание.

Мультфильм

3

Постановка УЗ

3мин

Первичная рефлексия, самооценка

Как вы думаете, почему именно Капитошка нам будет помогать?

-С кем Капитошка подружился?

- Волчонок ничего не смог найти  в своей книге об этом загадочном существе. Давайте поможем ему больше узнать о новом друге.

 Определите тему и обозначьте задачи на урок.(вывешивается

план урока)

- Всё ли мы знаем про воду? Где находятся наши знания?

- Будем говорить о воде на уроке.

- С Волчонком

Тема, задачи

Самооценка знаний (линейка)

Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний

Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Регулятивные:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

План урока:

-Значение воды

-Состав воды

-Свойства воды

-Состояние воды

-Путешествие воды

Линейка знаний

4

Актуализация знаний

(работа в группах)

5- 6мин

Рефлексия самооценка работы групп

- Будем работать по группам. Каждая группа  выполнит задание, после чего вы оцените работу своей группы волшебным оценками, которые находятся в волшебном сундуке. Повторим правила работы в группе (слайд)

1 группа:Зачем нужна вода?

2 группа: Капитошка – капля воды! Из чего тогда он состоит?

3 группа:– Исследуя воду, определите ее свойства.Расскажите об этом Волчонку.  

4 группа: В каких состояниях может находиться вода? Почему между моделями стоят стрелки?

5 группа: Распределить картинки – названия состояний воды по группам:  роса, море, реки, озеро,, ручей, дождь, лёд, снег, сосулька, айсберг туман.пар.

- От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном?

-Как называются эти  процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое

Вывод: Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».        

- Волчонок доволен: мы много смогли ему рассказать, он даже успел сделать записи в своей книге. Удалось ли нам выполнить 1-4 пункты нашего плана?

- А Капитошка, подружившись с Волчонком, остался жить поблизости?

- Почему? О каком свойстве воды говорит это явление?

 -Так что же, Капитошка и Волчонок больше никогда не встретятся?

- Давайте попробуем доказать Волчонку этот природный процесс в бытовых условиях.

- уметь слушать друг друга,

- приходить к общему мнению

- быть добрым,

-поддерживать друг друга

- ответы учащихся

- Состав воды: кислород, водород, примеси, минеральные соли

-Без вкуса, без запаха, прозрачность, бесцветность, текучесть, растворитель.

- В жидком, твердом, газообразном. Вода постоянно из одного состояния переходит в другое.

-Вода может находиться в

жидком состоянии (роса, море, река, озеро, дождь)

твердом состоянии(лед, снег, сосулька, айсберг)

 газообразном состоянии (туман, пар)

-От температуры?

- Процессы таяния и замерзания, испарения и конденсации.

Да

-Нет. Улетел на облачко.

-Испарение.

- Встретятся. Нет. (ответы учащихся)

Личностные: освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

Регулятивные: выполнение пробного учебного действия;

Познавательные: анализ, синтез, обобщение; подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Слайд «Правила работы в группе»

- уметь слушать друг друга,

- приходить к общему мнению

- быть добрым,

-поддерживать друг друга

Карточки с заданиями

Сосуд с водой

Сундук с оценками (5, 4,3,2)

Слайд

5.

 Открытие новых знаний. Практическая работа. Проведение эксперимента.

5 -6 мин

Физминутка

- Что это за тело?

- Какое вещество?

- В каком состоянии?

- Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии?

-  Какой процесс происходит?

- Продолжим нагревать воду. Что произойдет?

- Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет?

- Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит?

   ВЫВОД:

- Также происходит и в природе, только за более длительный промежуток времени.

- Говорят что вода  «вечная путешественница». Как вы это понимаете?

- Как называется этот процесс путешествия воды в природе?

- И вот какую историю поведала нам сама вода:

Я живу в открытом море,

Там гуляю на просторе.

Путешествовать люблю,

И подруг с собой беру.

Лишь пригреет солнце жарко,

В море мне сидеть уж парко.

Рвусь из водной той среды

К солнцу паром из воды.

До небес я поднимаюсь,

Там с подругами встречаюсь

Образуя облака.

Ветер нас несет, пока

В туче нам не станет тесно.

И тогда, скажу вам честно,

То дождинкой, то снежинкой

Я стремлюсь на землю вниз.

Ну, дружок, теперь держись!

В лесу, в городе и в поле,

В речке, в озере и в море,

И на тоненькой травинке,
Каплей маленькой росинки.

Побывала я не раз.

И теперь в гостях у вас.

– Какие слова спрятались в слове круговорот?

ВОРОТ – вращение. Так происходит и в природе.

- ледяной кубик

-вода

-твердом

-Необходимо нагреть

-таяние, превращение из твердого состояния в жидкое

-при 100 градусах начнется процесс кипения и вода начнет превращаться в водяной пар

-начнется процесс конденсации – остывания воды и превращение в жидкое состояние

-Круговорот

- КРУГ и ВОРОТ.

Познавательные: извлечение необходимой информации из проведенного эксперимента;

дополнение и расширение имеющихся знаний

Личностные

-проявление эмоциональной отзывчивости

- принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения

Ледяной кубик,  стекло, тарелка, спиртовка

Стихотворение

Словарь толковый

Физминутка о воде

6

Первичное закрепление (работа в группах)

5-6 мин

Просмотр презентации

 1-2 мин

Рефлексия, самооценка работы в группах

Работа с учебником

3мин

- А сейчас попробуйте зарисовать эти превращения, когда они происходят в природе.

-Объясните, используя схему круговорота воды, какие процессы происходят с водой во время ее путешествия?

- В каких состояниях бывает вода, проходя круговорот в природе?

- Проверим, правы ли мы в своих выводах.  (презентация – круговорот воды)

- Прочитайте статью учебника со слов: круговорот воды происходит и в природе. Делайте пометки карандашом, если что-то незнакомое «?»

(После чтения спросить у детей, что для вас оказалось незнакомым,  непонятным.)

-Так встретятся ли Волчонок и Капитошка?

Прочитайте выводв учебнике

защита у доски

-испарение, конденсация,

замерзание, таяние

Жидком, твердом, газообразном

Дети оценивают работу в группах волшебными оценками

- Да

Чтение вслух учеником:« Вода находиться в природе в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю».

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на собственные знания, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий;

Познавательные: извлечение необходимой информации изпросмотренной презентации;

осуществляют поиск нужной информации в учебнике;

анализируют объект, выделяют главное

Лист бумаги А4, схема круговорота воды

Презентация

Сундук с оценками (5, 4,3,2)

7

Систематизация и обобщение полученных знаний

2 мин (вопросы)

Работа в группах

5 мин

Рефлексия, самооценка работы в группах

1. - Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества, необходимые для жизни растений, из одного места в другое.

Летом всё понятно: испарение, конденсация, осадки и вновь испарение…, а зимой дождей нет, значит, и круговорота воды нет. Получается, что Капитошка  с Волчонком зимой не встретятся, а зима у нас длинная.

-Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой.

- Может ли вода испаряться при низких температурах?

- Для чего хозяйки зимой  вывешивают выстиранное бельё на улицу?

- Поднимите руки, чьи родители сушат зимой бельё на улице.

- Высыхает?

- Значит, вода испаряется и в мороз.

- В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твёрдого: из снега и льда.

- Зимой в виде чего возвращается вода на землю?

А снег – это вода.

Вывод: круговорот воды бесконечен.

2. -Дальнейший путь водяной капельки не менее интересный.

-Работая в группах, обсудите и предположите, что же произойдет с капелькой? Будет интересно послушать самую увлекательную историю.

Задания по группам

1.Капля попала в ручеёк.

2.  Дождь пролился рядом с растением.

3.  Капелька попала в трещину в скале.

4.Капля упала на ладошку человека

- Да. Нет

- Да. Нет

- сушить

-Да

- В виде снега

-А если наша капелька попадёт в ручеёк, то потом она попадёт в речку, а потом вернётся назад в море

- Если наша капелька упадёт рядом с растением, то, скорее всего, растение её  выпьет.

Наша капелька, скорее всего, застрянет  в скале, и будет её разрушать. Вода обладает большой силой.

- Утолит жажду, умоется…

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

слушают друг друга, принимают позицию партнера

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Задания по группам

Волшебный сундук с оценками

8

Рефлексия

3 мин

Постановка УЗ на следующий урок

1-2 мин

- Вернемся к плану нашего урока. Удалось ли нам ответить на все поставленные вопросы?

- ОЦЕНИТЕ продвижение своих знаний по самооценочной линейке.

- Что должен помнить каждый землянин о воде? (чтение стихотворения учащимися по строчке)

- Волчонок нашёл ещё много вопросов, связанных с водой

-Откуда на небе вода?

-Почему вода не кончается?

-Могут ли высохнуть моря?

-Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда делась       вода?

-Может ли вода исчезнуть с лица Земли?

-Если бы облака были красными, какого цвета были бы лужи?

-Почему стеклянная бутылка, если она наполнена водой, на морозе ломается?

-Почему летом после дождя лужи высыхают быстрее, чем осенью?

-На все ли из них вы можете сейчас ответить?

-Чем же тогда мы займёмся на следующем уроке

ОЦЕНИВАНИЕ  учащихся учителем.

Да. Нет.

(Самооценка учащихся своих знаний)

Дети читают стихи

-Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе.

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана.

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они побегут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в народе?

Круговорот воды в природе.

-Нет

Продолжим разговор о воде

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Познавательные: определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы на следующий урок,

Коммуникативные: формирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

9

Домашнее задание (Дифференцированное домашнее задание позволит детям самостоятельно, в соответствии  с их желанием подготовить материал)2 мин

1.Ответы на вопросы Волчонка

(приложение)

2Сочини сказку о путешествии капельки.

3  Прояви фантазию, и расскажи, что было бы в природе без круговорота воды?  Опишите такую Землю и обоснуйте свою точку зрения.

Дети по своему желанию выбирают домашнее задание

Регулятивные: самоопределение; целеполагание.

Приложение – вопросы Волчонка

Карточки с домашним заданием

ПРИЛОЖЕНИЕ

Состав воды

водород (2)

кислород (1)

                           примеси

минеральные соли

Свойства воды

без вкуса

без запаха

прозрачная

бесцветная

текучесть

испаряемость

растворитель

Состояния воды

твёрдое

жидкое

газообразное

Лёд

Вода

Пар

-Воспроизведите последовательность путешествия капли.

Испарение

Конденсация

Осадки

Испарение

Схема «Круговорот воды в природе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира: "Вода в природе. Туман, облака, осадки"

Мультимедийный урок по окружающему миру в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Урок окружающего мира "Вода в природе. Свойства воды".

Урок окружающего мира по  учебнику А.А.Плешакова с описанием опытов, проведённых для объяснения свойств воды....

Урок окружающего мира "Вода в природе и жизни человека", 3 класс

Конспект  урока  -  проекта  окружающего  мира  УМК  " Планета знаний " . Проводился  по  окончанию  изучения  темы  " Вода " .  Н...

Урок окружающего мира "Вода в природе".

Конспект урока окружающего мира "Вода в природе"....

Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...