Упражнения по развитию техники чтения
учебно-методический материал (1 класс) на тему

В данном материале представлены упражнения способствующие совершенствованию техники чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_chteniyu_1_klass.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по развитию техники чтения

Общение с детьми первоклассниками, самое трудное и ответственное время для учителя. Найти нужный подход к детям, быть внимательно зорким, жить жизнью детей и в тоже время быть настойчивым в своих справедливых требованиях – это залог успеха на каждой ступеньке обучения умению учиться, а первая ступенька – уметь хорошо читать.

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. И поэтому каждый учитель задумывается над этими вопросами и  старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Уже на протяжении многих лет я  использую различные упражнения в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:

  1. Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения (это игровые разминки вначале урока, например:

Самолёты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.

Муха бьётся о стекло: з-з-з.

При изучении некоторых звуков используются чистоговорки, которые заучиваются наизусть, например:

Ра-ра-ра – Кате спать пора.

Ры-ры-ры – летают комары.

Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.

Ри-ри-ри – на ветке снегири.

Ор-ор-ор – подмели мы двор.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

Также при изучении звуков в период обучения грамоте предлагаются фонетические зарядки, например:

Как рычит собака? Р-р-р.

Как подзывают цыплят? Цып-цып.

Как девочка укачивает куклу? А-аа-ааа.

Проводится работа над скороговорками, учимся произносить чётко и быстро, достаточное количество в учебнике «Азбука» Горецкого, например:

Хорош пирожок –

Внутри – творожок.

  1. Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память (по мере того, как дети знакомятся с буквами и учатся читать, предлагаю следующие задания:
  • Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и
  • Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко
  • Найди лишнее слово: слон          река

                                          лев            речка

                                          мак           ручей

                                          тигр        ручка

                                                            ручеёк

  • Раздели слова на две группы: ленивый, смелый, жадный, честный, добрый, трусливый
  • Из какой сказки слова? Я – мышка-норушка…

                                             Бежит молочко по вымечку…

  • Доскажи словечко: Верещунья, белобока,

                                     А зовут её… (сорока)

                                     Быть должны всегда в порядке

                                     Твои школьные… (тетрадки)

Следующий вид работы учителя называют «Фотоглаз», т.к. за определенное количество времени учащиеся должны прочитать, запомнить и выполнить предлагаемое задание.

  1. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения:
  • Чтение согласных с какой-нибудь гласной, например: первый ряд читает с гласным [а], второй ряд с гласным [о], третий – с гласным [у].
  • Чтение ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.
  • Чтение по таблице-треугольнику (учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги или на цифру 1 и тоже читают все слоги)

                М      А                                                            Р 1   А

            М             О                                                     Р     2      О

         М                    У                                              Р        3          У

      М                          Ы                                       Р           4             Ы

    М                               И                                  Р             5               И

  • Чтение и разбор трудных слов
  1. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
  • «Губы» - проводится в целях чёткого разграничения детьми чтения про себя и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде «читать про себя» дети прикладывают палец левой руки.
  • «Инструкция» - способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовый материал для тренировки чтения (последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске или карточке; дети делают всё молча:
  • Прочитай загадку. Хожу в пушистой шубке.

                                    Живу в густом лесу,

                                    В дупле на старом дубе

                                    Орешки я грызу.

  • Подойти к учительнице и на ушко сказать отгадку.)
  • «Наборщик» - также способствует поддержанию интереса к уроку, обогащает словарный запас (даю какое-нибудь слово и на каждую букву этого слова учащиеся придумывают новые слова; или из большого слова, например, ГАСТРОНОМ составляются короткие слова)
  • «Угадай» - способствует ускорению чтению и углублению восприятия его содержания (в этом помогает материал учебника «Азбука» Горецкого, т.к. его там достаточно; это умение выяснять смысл слов, пословиц, предложений; использование их в речи, соотнесение к прочитанным текстам.)

Знакомясь с новым звуком и буквой, разучиваем небольшие стишки про буквы с показом картинок, например: Ай да клоун!

                                                                          Знаешь, кто он?

                                                                         Этот клоун –

                                                                         Буква К!

По мере возможности использую ролевое чтение, где читать могут 2-3 человека. По мнению других педагогов, такой вид деятельности нравится детям.

При закреплении изученного звука и буквы читаем сказки, где используется большое количество слов с данным звуком. Ученик должен запомнить как можно больше слов.

Все эти упражнения больше приемлемы для учащихся первого класса, при дальнейшем обучении во 2-4 классах задания усложняются.

Изучая литературу по этой теме в статье «Ещё раз о навыках чтения» учительницы московской школы Гритчиной прочитала о таком моменте. Она пишет, что нельзя забывать о таком методическом приеме, как частота тренировочных упражнений (небольшие по объёму упражнения ежедневно). И здесь чрезвычайно важно общение с родителями, причём не только на собраниях, но и вне их, повседневно. Рекомендуя им дома читать с детьми порциями, но до 5 раз: про себя (о чём, какие новые слова?), интересный отрывок вслух, с часами перед ребенком (иногда как контроль), обязательно один раз перед сном вслух. Приобщая детей и родителей заучивать стихотворение и рассказывать его перед зеркалом (мимика, движение, осмысление содержания, а не мучительное содержание следующей строки).

Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В ходе проведения игры и занимательных упражнений можно прививать учащимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение самостоятельно работать с текстом.

Чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным   предметом,  но  и  средством  обучения,  и  чем  успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их  способности по учебным дисциплинам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения , помогающие развивать технику чтения у детей....

Упражнения для развития техники чтения младших школьников.

Упражнения, способствующие развитию техники чтения младших школьников.             Содержание.1.Таблицы слогов.2. Игры. Алфавит рассыпа...

Упражнения для развития техники чтения

Содержание.1.Таблицы слогов.2. Игры.3. Скороговорки.4. Загадки .5. Список используемой литературы...

Комплекс упражнений для развития техники чтения

   Предложенные мною упражнения позволяют работать над развитием навыков чтения на любом уроке, помогают подготовить речевой аппарат к формированию правильности и беглости чтения младших школьников. Э...

Упражнения для развития техники чтения.

Данные упражнения помогают учащимся развивать технику чтения....

Упражнения для развития техники чтения у первоклашек

Упражнения для развития техники чтения используются в период обучения грамоте...

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения для развития техники чтения....