Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Умники и умницы".
рабочая программа (1 класс) на тему

Уразбахтина Лилия Аскаровна

Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Умники и умницы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                                                                    ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»                                

Директор школы                    

_______Н.А. Киреева                  

«___»  _________2016г.          

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности

«Умники и умницы»

     интеллектуальной направленности

   для 1-х классов

Составители программы:

учителя начальных классов

Панова Мария Владимировна, Бортник Ольга Ивановна,

Шарипова Лилия Аскаровна

2016-2017 учебный год

Аннотация к рабочей программе

Название программы

Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» интеллектуальной направленности.

Класс

1 класс

Рабочая программа разработана на основе:

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

Срок реализации

1 год

Количество часов (в год/в неделю)

Курс  включает  33  занятия:  1  занятие  в  неделю,  

Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной   деятельности» в соответствии с   образовательным планом  

Составители

Панова Мария Владимировна, Бортник Ольга Ивановна,

Шарипова Лилия Аскаровна

Цель и задачи

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Программу обеспечивают (УМК)

Холодова  О. Юным  умникам  и  умницам:  задания  по  развитию  познавательных  способностей. – М.:  РОСТ книга.

Модель занятий

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА  И  РАЗВИТИЕ  ПСИХИЧЕСКИХ  МЕХАНИЗМОВ,  ЛЕЖАЩИХ  В  ОСНОВЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ,  ПАМЯТИ,  ВНИМАНИЯ,  ВООБРАЖЕНИЯ,  МЫШЛЕНИЯ

(15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

                           ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА

(15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса   является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса   являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать явления, предметы;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения курса   положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной  среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

   Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль   в формах
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • контрольные задания.
  •   Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Календарно-тематическое планирование занятий

№ занятия

Календарные сроки

Развиваемые способности

Количество часов на тему

Вид занятий и тип урока

Учебно-методическое обеспечение.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

2

Развитие концентрации внимания.

Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

3

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

4

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

7

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

11

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графические диктанты

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

17

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

24

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

25

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

26

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

27

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

28

Совершенствование воображения

Задания по перекладыванию спичек

Рисуем по образцу

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

29

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

30

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

31

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графические диктанты

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

32

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

1

комбинированный

Рабочие  тетради  

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

1

комбинированный

Рабочие  тетради  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности  Умники и умницы...