Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Умники и умницы".
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Умники и умницы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.docx | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор школы
_______Н.А. Киреева
«___» _________2016г.
Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
интеллектуальной направленности
для 1-х классов
Составители программы:
учителя начальных классов
Панова Мария Владимировна, Бортник Ольга Ивановна,
Шарипова Лилия Аскаровна
2016-2017 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Название программы | Дополнительная общеобразовательная программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» интеллектуальной направленности. | |
Класс | 1 класс | |
Рабочая программа разработана на основе: | Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам». | |
Срок реализации | 1 год | |
Количество часов (в год/в неделю) | Курс включает 33 занятия: 1 занятие в неделю, Программа первого класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом | |
Составители | Панова Мария Владимировна, Бортник Ольга Ивановна, Шарипова Лилия Аскаровна | |
Цель и задачи | Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса:
| |
Программу обеспечивают (УМК) | Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. – М.: РОСТ книга. |
Модель занятий
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ
(15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА
(15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Календарно-тематическое планирование занятий
№ занятия | Календарные сроки | Развиваемые способности | Количество часов на тему | Вид занятий и тип урока | Учебно-методическое обеспечение. |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
25 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
26 | Тренировка зрительной памяти Развитие мышления Графический диктант | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
27 | Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций Графический диктант | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
28 | Совершенствование воображения Задания по перекладыванию спичек Рисуем по образцу | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
29 | Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций Графический диктант | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
30 | Развитие концентрации внимания Развитие мышления Графический диктант | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
31 | Тренировка внимания Развитие мышления Графические диктанты | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
32 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления Графический диктант | 1 | комбинированный | Рабочие тетради | |
33 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | комбинированный | Рабочие тетради |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"2класс
Рабочая программаю...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа для 2 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы...