Зачем ребёнку рассказывать о культуре родной страны?
учебно-методическое пособие (2 класс) на тему

Ещё до рождения ребёнка многие родители задумываются о правильном воспитании своего малыша. Каждая мама хочет, чтобы её ребёнок рос здоровым и жизнерадостным, был развит физически и интеллектуально. 

        Сейчас на рынке представлено большое количество ярких «развивающих» игрушек – озвученных, с кнопками, на пульте управления и пр. В то же время психологи рекомендуют покупать ребёнку простые игрушки из натуральных  материалов. Игра с такими игрушками пробуждает фантазию ребёнка и стимулирует игровую деятельность.

Народные игрушки всегда любимы детьми, ведь они несут  в себе добро, радость, тепло рук мастера. А  дерево, глина, ткани, фарфор, из которых изготавливают игрушки, дают необходимые ребёнку тактильные ощущения.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несёт понятное детям содержание.  Это сказочные образы, люди и животные, бытовые сцены. Русская игрушка праздничная и тёплая. Она способна познакомить ребёнка с природой (цветочные и ягодные орнаменты украшают матрёшек) и традициями края. Ребёнка привлекают яркие узоры. У малыша появляется желание повторить понравившийся орнамент или создать собственный узор. Знакомство с народными промыслами дарит эстетическое наслаждение ребёнку, обращает его к творчеству. Примером приобщения детей к народной культуре представлено в виде праздника «Весёлые потешки». Дети с удовольствием принимают участие во всех предложенных формах взаимодействия  как друг с другом, так и с педагогом. Полученная детьми информация возбуждает интерес  у детей к народной культуре её традициям и праздникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolye_poteshki_meropriyatie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем ребёнку рассказывать о культуре родной страны?

Ещё до рождения ребёнка многие родители задумываются о правильном воспитании своего малыша. Каждая мама хочет, чтобы её ребёнок рос здоровым и жизнерадостным, был развит физически и интеллектуально. 

        Сейчас на рынке представлено большое количество ярких «развивающих» игрушек – озвученных, с кнопками, на пульте управления и пр. В то же время психологи рекомендуют покупать ребёнку простые игрушки из натуральных  материалов. Игра с такими игрушками пробуждает фантазию ребёнка и стимулирует игровую деятельность.

Народные игрушки всегда любимы детьми, ведь они несут  в себе добро, радость, тепло рук мастера. А  дерево, глина, ткани, фарфор, из которых изготавливают игрушки, дают необходимые ребёнку тактильные ощущения.

Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию, так как несёт понятное детям содержание.  Это сказочные образы, люди и животные, бытовые сцены. Русская игрушка праздничная и тёплая. Она способна познакомить ребёнка с природой (цветочные и ягодные орнаменты украшают матрёшек) и традициями края. Ребёнка привлекают яркие узоры. У малыша появляется желание повторить понравившийся орнамент или создать собственный узор. Знакомство с народными промыслами дарит эстетическое наслаждение ребёнку, обращает его к творчеству. Примером приобщения детей к народной культуре представлено в виде праздника «Весёлые потешки». Дети с удовольствием принимают участие во всех предложенных формах взаимодействия  как друг с другом, так и с педагогом. Полученная детьми информация возбуждает интерес  у детей к народной культуре её традициям и праздникам.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

 РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИГРУШКИ

(для учащихся   7 -9  лет)

                             Педагог дополнительного

образования МБУДО « Юность» г. Белгорода:

Самонь Л.В.

                

г. Белгород, 2016 г.

Цель:  В театрализованной форме познакомить с историей старинного русского промысла - изготовление игрушек, расширить представление о народных праздниках и обычаях.

Оборудование: театрализованные костюмы действующих лиц: Девицы-мастерицы, Петрушки, Матрёшки,  Барби,  Скоморохов, макет русской печи с пламенем, свистульки, погремушки, бубны, дудки, солёное тесто, глина,  керамические игрушки народных мастеров (дымковские, филимоновские, городецкие, каргопольские игрушки), мешок для подарков,  мука, масло, мёд, ванилин, подносы,  фигурное печенье для угощения

ТСО: магнитофон  с записью народных песен

Действующие лица:

Девица-мастерица, ведущая (одета в русский костюм).

Петрушка, главный персонаж русских народных кукольных представлений.

Матрёшка, русская кукла.

Барби, кукла, гостья из Америки, модница.

Скоморохи

Ход мероприятия

Пролог

Мастерица. Здравствуйте, друзья!  Давайте знакомиться! Я - Девица-мастерица, расскажу вам о том, как играли в детстве ваши бабушки и дедушки, какие чудесные игрушки они умели делать. Да и вы мне сами поможете. Как? Увидите. А вот и первые гости. Добро пожаловать!

         Под музыку «вплывает Матрёшка в сопровождении сестриц Матрёшек, мал мала меньше.

Матрёшка

Я-тётушка Матрёшка,

Несу грибов лукошко.

За мной родные внучки

Идут сложивши ручки.

И все они Матрёшеньки,

И все они милёшеньки.

Все с аленькими щёками,

Под пёстрыми платочками,

Нарядные, пригожие.

У каждой по корзинке,

Набрали вам малинки.

Мастерица. Здравствуйте, дорогие, здравствуйте, красавицы! Мы очень вам рады. Что за праздник без русской Матрёшки! А вот и Петрушка, наш любимый весельчак и задира! Гостья, видать не наша, заморская…

Появляется Петрушка. Одной рукой он поддерживает Барби.

Петрушка.

Хоть она и их кровей,

Девка верная. Ей-ей!

Чай, плохих не приведу.

Барби!

Барби.

Хау ду ю ду?

Мастерица. Барби… Красивое имя. И платье какое на Вас! Совсем не похоже на наши сарафаны.

Петрушка (горделиво)

Вот уж Бог не приведи,

На Матрёшку погляди!

Расфуфырилась, как груша!

Матрёшка

Ну, зачем Вы так, Петруша!

Петрушка

Ладно, чай и я не лорд!

Мастерица. Дорогие гостьюшки, пойдёмте, я вас устрою, с дороги умою, а там честным пирком, да за праздничек.

Часть 1 «Всем по нраву глиняны забавы»

        Макет русской печи расписан цветами и петухами. Создан эффект огня, дыма  в печке, подсветка с «сиянием» фигурок и т.д.

        Входят скоморохи. В руках у них свистульки, погремушки, бубны, дудки. Они производят как можно больше шума и при этом балагурят.

Скоморохи:

Наша хата утехами богата!

Расчёски-гребешки, свистульки-петушки!

Покупай, мамаша, деточка-то Ваша

Пусть повеселится, потешится, порезвится!

Тушки-татушки, ребятам игрушки!

Глиняные зайчики девочкам и мальчикам!

Кони вороные, гривы расписные!

Вот для вас сердит и строг

Страшный зверь – единорог!

Всем по нраву глиняны забавы!

Навались, покупай, на ворон не зевай!

        Скоморохи складывают свои дудки и свистелки на стол. Появляется Мастерица с гостями.

Мастерица. Ай, да помощники! Сколько всего нанесли, прямо как на ярмарке. (Берёт со стола глиняный ком, затем кусочек солёного теста). Знаете, ребята, что это такое? Это простой кусок самой  обыкновенной глины, а это кусочек солёного теста).  Ну,  что в них   особенного? Глина и солёное тесто вот и всё. А теперь, смотрите! Вот мы их  разомнём, головку привернём, ножки вытянем, хвостик выставим… Чуточку пригладим… И в печку посадим! А в печке, в жару, станет глина твёрдой-твёрдой, прочной-прочной, а солёное тесто  высохнет и затвердеет. Ну-ка, Петрушка, добавь дровишек! Теперь покрасим от ножек до макушки. Вот и готова новая игрушка! А теперь ты, Петя!

        

Петрушка начинает лепить фигурку.

Петрушка.

Теста я размял кусочек,

Получился голубочек…

Матрёшка.

Пётр Иваныч, не похоже…

Это ж … слон с свиною рожей!

Петрушка.

Кто бы это говорил,

Это я с тебя лепил!

Матрёшка плачет.

Барби.

Мистер Пьер, ну как не стыдно!

Ведь Матрёшеньке обидно,

Так не долго до беды.

Петрушка

Ладно… Что уж… Мир… Лады!

Мастерица (берёт игрушки и рассказывает).

        На ярмарку игрушки возили целыми возами. Горы свистулек, разноцветных коней, куколок, барашков, мишек, солдатиков. Словом, всякой всячины! Не видано, не считано и не меряно... Глянешь на игрушку и сразу скажешь, где её изготовили. Форма, цвет, узоры – всё разное!  Вот дымковские игрушки: свистульки, уточки, всадники на конях, лихие гусары, водоноски… Все яркие, разнаряженные, с позолотой! Каргопольские фигурки - барышни в шляпах, коровушки, гуси. Здесь чувствуется Север, и рисунок строгий с чёрными полосками крест-накрест… Но как красиво! Вот городецкая «мелочь». Так называется потому,  что фигурки размером не больше спичечной коробки. Расписаны они звонкими эмалевыми красками, а рога, гребешки, копытца-посеребрены…

        А вот этих сказочных коней, жирафов, барашков ни с чем не спутаешь! Они из села Филимоново Тульской губернии. Плешковские петухи, хлудневские соловьи, мглинская глазурь-это оттого, что перед сушкой игрушки покрывали глазурью и они становились золотистыми, блестящими. Как в сказке! Недаром русские керамические игрушки во всём мире почитают как произведения искусства. Не устали? Ну, так отдохните, песнь послушайте русскую, весёлую. Она сама как игрушка! (Звучит русская народная песня).

Часть 2 Святочный праздник «Подари нам пряник»

Появляется группа Матрёшек. Они исполняют роли колядовщиц. У одной из них мешок для подарков.

Колядовщицы.

Коляда-маляда,

Испекла пирожок,

Пирожок-петушок,

Золотой гребешок.

Жаворонки-жаворонки, прилетите,

Весну-красну принесите!

Кто даст пирога, тому двор живота,

А кто даст игрушек-

Тому двор телушек!

Коляда, коляда, где была?

Коней пасла.

Что выпасла?

Коня в седле, коня в седле, в золотой узде.

Рылся кочеток на завалинке,

Вырыл кочеток жемчужинку,

Кому спели, тому добро! Слава!

Мастерица. Вот так колядуют дети на Святках. А что получили в награду колядовщицы? Деньги? Правильно. Игрушки? Верно! Пряники и пироги? А знаете ли вы, что и пряники могут быть настоящими игрушками? Для их изготовления делали специальные пряничные доски с формами. А фигурное печенье - колядки: медовые,  сахарные, с изюмом, с мятой! Объедение!

Давайте, ребята, вместе приготовим фигурные пряники. Хотите? А попробуем их вместе?  Отлично. Тогда все мне помогайте.

Петрушка, Матрёшка и Барби приносят реквизит. Мастерица начинает игру.

Мастерица

Первым делом на доску

Насыпаем мы…

Учащиеся

…Муку!

Мастерица

Добавляем масла, мёду

И ещё, конечно,…

Учащиеся

…Воду!

Мастерица

Все в квашню,

Ведь это место,

Где замешивают…

Учащиеся

…Тесто!

Мастерица

Посыпаем ванилин,

И раскатываем…

Учащиеся

…Блин!

Мастерица

Соблюдаем строго нору,

Тесто делим мы на …

Учащиеся

…Формы!

Мастерица

И, чтоб пряники испечь,

Помещаем прямо в…

Учащиеся

… Печь!

Мастерица. Молодцы, ребята, все угадали. Значит, и пряники будут замечательные. А я ненадолго вас оставлю. Как бы они не подгорели. Тут нужен глаз да глаз. А пока послушайте, что скажет Петрушка.  (Уходит).

Петрушка. Попробуйте мои хитрые загадки разгадать. Слушайте первую:

Какое дерево весной оком питает,

Зимой в доме согревает,

А летом - чистоту соблюдает? (Берёза)

Вторая загадка посложнее будет:

Пришёл Филипп,

На нём сто лип,

Он кургуз, короток,

Обежал весь городок

И прижался в уголок. (Веник)

Возвращается Мастерица, несёт пряники.

Мастерица. А вот и пряники поспели. Эй, помощники, угощайте ребят. Ведь мы с ними вместе готовили.

Скоморохи берут подносы с печеньем и угощают зрителей. В конце святочных посиделок устраивают хоровод, приглашая всех участников и зрителей в круг

Литература

  1. Балашова М.Н. Расписные пряники на уроках кулинарию// Школа и производство.-№1 – 1995
  2. Науменко У. Хоровод круглый год: Народные праздники и обряды.- М.: 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа культура родного края

Актуальность программы заключена в том, что она рассчитана на детей, находящихся в условиях отсутствия языковой среды. В силу сложившихся исторических условий жизни приангарских бурят здесь нико...

"Изучение истории и культуры родного края"

В презентации размещены материалы для практического применения: упражнения и задания направленные на развитие речи детей, виды изложений и сочинений,...

Тест по культуре родного края по теме "Язычество древних славян". 4 класс.

Проверочный тест по изученной теме "Язычество древних славян"...

Тест по культуре родного края по теме "Принятие христианства на Руси". 4 класс.

Проверочный по изученной теме "Принятие христианства на Руси"...

Зачем ребёнку рассказывать о культуре родной страны?

Народные игрушки всегда любимы детьми, ведь они несут  в себе добро, радость, тепло рук мастера. А  дерево, глина, ткани, фарфор, из которых изготавливают игрушки, дают необходимые ребёнку т...

План-конспект урока по теме "Акико рассказывает о культуре и мифологии Японии"

План-конспект к  уроку ОРКСЭ по  модулю "Основы мировых религиозных культур". Учебник Р.Б. Амирова...

Классный час: «Зачем нужно заниматься физической культурой?»

Цель: -формирование представления о спорте как одном из главных условий здорового образа жизни;Задачи:-содействовать сохранению здоровья каждого школьника;-вовлекать детей в систематическое занят...