Организация процесса адаптации первоклассников к школьному обучению
методическая разработка (1 класс) на тему

 Материал предназначен для работы с детьми 1 класса в условиях сельской общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_pervoklassnikov.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Суетовская средняя  школа

Ярцевского района Смоленской области

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

Учитель: Воронцова Нина Александровна  

Квалификационная категория - высшая

2016 г

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Цель :  создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Задачи:

1. Формирование положительного эмоционального отношения к школе;

2.Выявление  причин, вызывающих затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению.

 3. Обучение детей навыкам сотрудничества .

4 .Формирование опыта учебной деятельности.

 Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

   

Адресат

  План предназначен для работы с детьми 1 класса в условиях сельской общеобразовательной школы.

Критерии эффективности.

Эффективность работы определяется при сравнении результатов входящей и заключительной диагностики, показывающем позитивные изменения в Карте школьной адаптации и результатов анкетирования “В школе”.

Так же эффективность может определяться по результатам наблюдения за ребенком в процессе работы в программе.  Кроме того, эффективность может быть установлена при анализе отзывов классного руководителя 1 класса, свидетельствующих об уменьшении частоты проявлений поведенческих реакций, связанных  с нарушением адаптационного процесса. Дополнительно эффективность работы может быть подтверждена отзывами от родителей о позитивных изменениях в поведении ребенка и отношении его к школе.

Деятельность педагогического коллектива школы  по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию

п/п

Направление

 Нормативные документы

 

Организация режима школьной жизни первоклассников. Создание предметно-пространственной среды.  

ФЗ « Об образовании в РФ»

САНПины

Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13),

Организация оздоровительно-профилактической работы.

Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период.

Стартовая (входная) педагогическая диагностика готовности первоклассников.

Организация внеурочной жизни первоклассников.

Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

       

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

1. Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников и его особенности.

         С целью избежать неравномерности распределения учебного и каникулярного времени, учитывая физический принцип чередования труда и отдыха как необходимого условия для предупреждения переутомления школьников, для сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года введён оптимальный годовой календарный график.

      Учебный год первоклассников составляет 33 учебных недели. Учебный год разбит на 3 периода обучения («триместры»). Между триместрами организуются каникулы общей продолжительностью 30 календарных дней. Составленный календарный график не противоречит   ФЗ «Об образовании в РФ», СанПинам..

2. Требования к организации учебно-воспитательного процесса:

1. Обучение в течение всего учебного года начинается с  8.30 часов.

Расписание звонков в 1 классе (I полугодие)

№ урока

Время урока

Перемена

1.

8.30-9.05

20 мин

2.

9.25-10.00

20 мин

3.

10.20-10.55

25 мин

4.

11.20-11.55

25 мин

5.

12.20-12.55

 

2.  Пятидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному

объему учебной нагрузки. Дневная учебная нагрузка -  не более четырёх уроков. Один день пять уроков за счет урока физической культуры.

3. В течение первых трех недель  проводится работа по курсу «Введение в школьную жизнь», занятия строятся в виде  познавательно-развлекательных мероприятий, с использованием     дидактических, ролевых игр.

 

4.  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса:        

 в сентябре - октябре проводится ежедневно только по три урока по 35 минут каждый,

с ноября - 4 урока по 35 минут, а с января – 4 урока по 40 минут.

5.  Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг (Сан.Пин 2.4.2.2821-10 п. 10.11).

6.  Обязательное проведение не менее двух физминуток  по 1.5- 2 минуты каждая на каждом уроке. Физминутки рекомендуется проводить на 10-20 минутах уроков.

7. Продолжительность перемен между уроками не менее  10 минут, а большой перемены – не менее 20 минут. В это время организуется  горячий завтрак в школьной столовой.

8. Для снятия статистического напряжения школьников рекомендуется на четвёртых уроках использовать не классно-урочную систему, а иные  формы организации учебного процесса.

9. В расписании рекомендуется планировать последними часами уроки физической культуры, трудового обучения,  изобразительного искусства, музыки в форме уроков- игр,

уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций, т.е. на этих уроков обучение  и закрепление учебного материала предлагается проводить  в нетрадиционной форме.

10. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев по возможности проводятся на свежем воздухе, на уроках используются различные игры и игровые ситуации.

11.  Ежедневно по окончании уроков в ГПД проводить прогулку на свежем воздухе с организацией подвижных и спортивных игр.

         Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

       

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

1.1. медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами

(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом,   неврологом);

1.2. мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью

выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболеваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

1.3. диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

2.1. проведение плановых и внеплановых прививок медработником

     (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);

2.2. витаминизация;

2.3. профилактика простудных заболеваний (витаминизация третьих блюд, закаливание и т.д.);

2.4. создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

2.5. соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

3.1. ежедневная физзарядка до занятий;

3.2. согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения  зрения,   простудных  заболеваний,   заболеваний  опорно-двигательного аппарата, а также минутки отдыха, релаксации в комплексе с музыкотерапией.

 3.3. подвижные игры на переменах;

3.5. ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня; внеклассные спортивные мероприятия.

4. Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

4.1. выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразовательных учреждениях;

4.2. соблюдение основных принципов рационального питания:

соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании примерно 480 ккал);

сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотношении 1:1:4;

восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания.

4.3. 100%-ный охват первоклассников трехразовым  горячим питанием.

5. Организация  психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников.

        Помочь первокласснику войти в школьную жизнь, освоить роль ученика, научиться радостно и эффективно трудиться – основная задача вводного курса «Введение в школьную жизнь» .

   Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в коллективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

6. Контроль и оценка результатов обучения.

6.1.  Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13: исключается система балльного (отметочного) оценивания.  Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей  цифровую отметку (звёздочки, самолётики, солнышки и т.п.)

6.2.  Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств,  листы индивидуальных достижений, ведется портфолио  и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.

Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Лучше использовать реплики «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других» и др.

6.3.  Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

6.4.  В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.  

Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года по всем предметам учебного плана.

6.5. Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.)

           

       Всё вышеперечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку  в промежутке между дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

1. Специфика организации уроков по отдельным предметам в адаптационный период.

      Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения.

Организация уроков математики. Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период).

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию.

      Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников используются разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.).

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффективность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке.

      Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.

Организация уроков музыки. Основой изучения закономерностей музыкального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки включает в себя ярко выраженные игровые моменты.

Учителем используются следующие образно-игровые приемы:

•     музыкально-ритмические движения;

•     свободное дирижирование;

•     игра на элементарных музыкальных инструментах;

•     разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

      Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль.

       Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; экскурсия в школьный или городской музей (школьные выставки  - народного декоративно-прикладного искусства); игры.

       Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изобразительного искусства, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков технологии. Основные направления работы на первых уроках технологии  включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр. Так же как и другие уроки, часть уроков технологии проводится в форме экскурсий. Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах.

Организация уроков физической культуры в течение первых двух месяцев направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей. По возможности уроки проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

2.  Особенности организации урока в 1-м классе.

       Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть.

       Организационный момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

       Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение, широко используются дидактические игры с двигательной направленностью.

3.  Индивидуальная работа с первоклассниками.

       В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Уровень готовности ребёнка  к школе может быть и высоким и очень низким. У некоторых  первоклассников  не сформированы школьно-значимые функции:

многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные  ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

      Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

•     задания разной степени трудности;

•     специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие

      мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не

      большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в  

      пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую  

      задачу;

•     предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает

      благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

     Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

IV. СТАРТОВАЯ (ВХОДНАЯ) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

      Для выяснения уровня готовности детей к обучению в школе в самом начале учебного года  (в первые две  недели)  проводится педагогическая диагностика  этой готовности.

    Оценка готовности к обучению в школе становится ключевым элементом в системе оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся. Она дает следующее:

  • информацию, необходимую для организации индивидуальной работы с учащимися;
  • позволяет своевременно оказать необходимую помощь в обучении;
  • является основой для оценки динамики образовательных достижений, с учетом которой оцениваются образовательные достижения выпускников начальной школы.

     Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, т.е. проверять те предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1-м классе. Предлагаемые для определения готовности детей к школе задания максимально учитывают особенности и возможности шестилетних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у первоклассников реальный опыт, не зависят от уровня навыков чтения и письма.

     Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя  с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.

        Ни в коем случае нельзя говорить  детям о сделанных в работе ошибках, чтобы не испугать их. Наоборот, нужно успокоить ребят, сказав, что они хорошо справились с работой.

 Педагогическая диагностика проводится учителем первого класса Учитель может как сам составить диагностические задания, так и воспользоваться  методиками проведения и комплектами заданий, рекомендованных   в методической литературе.

      Проведенный анализ выполнения первоклассниками заданий, определяющих уровень их готовности к школьному обучению, позволяет сделать общий вывод о том, на что именно учитель  в обучении должен обратить внимание в первую очередь, что должен  не упустить в ходе предметной подготовки.

           

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

       Внеурочная деятельность  первоклассников организована на  основе письма МО и науки РФ от 12   мая 2011 г №03-296  « Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
  • связь теории с практикой;
  • доступность и наглядность;
  • включение в активную жизненную позицию.

   Организация внеурочной деятельности будет способствовать:

  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, творческой, познавательной, спортивно-оздоровительной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
  • формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

     На содержание внеурочной деятельности влияют следующие факторы: особенности и традиции школы, национально-региональный аспект, возможности дополнительного образования.

      Внеурочная деятельность  строится по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительное;
  • общеинтеллектуальное;
  • художественно-эстетическое;
  • социальное;
  • духовно-нравственное;          

          Для организации внеурочной деятельности обучающихся 1-го класса в работу вовлечен не только учитель 1-го класса, но  и соцпедагог,  педагог-организатор, учителя-предметники.

VI. ЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО    СООБЩЕСТВА.

1.  Малые педсоветы педагогов, работающих в начальных классах.

2.  Взаимодействие с педагогом-организатором, соцпедагогом.

3.  Взаимодействие с родителями первоклассников:

  •  изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне     учебного года;
  • ведение социального паспорта класса классным руководителем;
  • встречи с родителями, коллективные и индивидуальные консультации для родителей;
  • родительские собрания;
  • организация встреч со  школьным психологом;
  • совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни

      первоклассников в школе, создание классного актива,  работа родительского

       комитета.

VII. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

      Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа  имеет более длительный период адаптации, третья группа  - дети, у которых период начала обучения в школе связан со значительными трудностями.

     На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы.

К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие:

•     адекватную самооценку своего положения ребенком;

•     правильные методы воспитания в семье;

•     отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

•     благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

    К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:

•     неправильные методы воспитания в семье;

•     функциональную неготовность к обучению в школе;

•     неудовлетворенность в общении со взрослыми;

•     неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

       Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения.

        При определении уровня готовности детей к школьному обучению ориентиром служит карта - развития ребёнка (передаётся детскими садами), в которой желательно отразить  4 уровня готовности к обучению по следующим параметрам:

Карта-характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

(по Овчаровой Р.В.)

1.  Психологическая и социальная готовность к школе:

а) желание учиться в школе;

б)  учебная мотивация;

в)  умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

г)  организованность поведения.

2.  Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

а) фонематический слух, артикуляционный аппарат;

б)  мелкие мышцы руки;

в) пространственная ориентация, координация движений, телесная лов

кость;

г)  координация в системе «глаз - рука»;

д) объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в

картинках-нелепицах,  картинках с множеством контуров).

3.  Развитие познавательной деятельности:

а)  кругозор;

б)  развитие речи;

в)  развитие познавательной активности, самостоятельности;

г)  сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения,

обобщения, установления закономерностей);

д) произвольность деятельности;

е)  контроль деятельности;

ж) темп деятельности.

4.  Состояние здоровья.

     Личностно-ориентированное обучение предполагает, прежде всего, активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности его.

     Психологическое исследование процесса адаптации ребёнка в школе проводит школьный психолог в середине октября. С результатами исследования знакомит классного руководителя и родителей  даёт рекомендации, консультации по коррекции признаков дезадаптации. (карта адаптации первоклассника ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

    Педагоги используют  следующие способы изучения течения адаптации первоклассников к школьному обучению:

  • рисунки на тему «Что мне нравится в школе»;
  • анкетирование родителей;
  • карта адаптации первоклассника (заполняется к началу октября с учётом наблюдений педагога,  медицинского работника) тестирование умственной работоспособности первоклассников, всего классного коллектива в начале и конце учебных занятий (с целью выделения учащихся, заканчивающих школьные занятия с сильным и выраженным утомлением («группа риска»), с целью снижения и профилактики нарушений нервно-психического здоровья у первоклассников;
  • минутки рефлексии в конце урока.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ работы по данной программе адаптации:

Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.

Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.

Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

на 2015-2016  учебный год

Система работы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Работа с документами

1. Выявление уч-ся поступающих в 1 класс в 2015/ 2016 уч.году согласно документации поселения

Декабрь- январь

 Администрация поселения

Кл.руководитель

2.. Изучение медицинских документов. Заполнение «Листов здоровья» в классных журналах.

2-9 сентября

Кл.руководитель

Соцпедагог

3. Составление социального паспорта класса.

9-11 сентября

Кл. рук-ль

Соцпедагог

4. Заполнение карт адаптации первоклассника.

Конец октября

Кл. рук-ль

 Соц.педагог

4. Учет посещения занятий.

в течение года

Кл. рук-ль

5. Анализ результатов диагностики. Оформление протоколов, справок.

по мере проведения

Организаторы диагностики

6. Оформление представлений на МПК.( медико- педагогическую комиссию)

 декабрь

Администрация школы

Кл. рук-ль

Работа с детьми

1. Организация учебно-воспитательного процесса в соответствие с Сан.Пин 2.4.2.2821-10 п.

в течение года

Зам. директора

по учебной работе

2. Организация занятий с дошкольниками «Школа будущего первоклассника»

Январь- май

Учитель, набирающий первый класс

 Определение уровня готовности детей к школьному обучению  ( карта - развития ребёнка) ( по Овчаровой Р.В.)

Январь- май

Воспитатель дошкольной группы

2. Организация занятий «Введение в школьную жизнь»

сентябрь

Кл. рук-ль

 

3. Проведение ежедневной физзарядки.

в течение года

Кл. рук-ль

4. Проведение стартовой (входной) педагогической диагностики готовности первоклассников к обучению в школе.

9-11 сентября

 Администрация школы

Кл. рук-ль

5. Организация подвижных игр во время перемен.

в течение года

Педагог-организатор

Классный рук-ль

Дежурный класс

6. Организация внеурочной деятельности.

в течение года

ЗДВР

Кл. рук-ль

педагог-организатор

Учителя-предметники.

7. Рисование на тему «Что мне нравится в школе»  

конец сентября

Кл. рук-ль

9. Анкетирование учащихся  «Я и школа».

16 декабря

Кл.руководитель

10. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности.

в течение года

Кл. рук-ль

 

11. Коррекционно-развивающие занятия с детьми с нарушениями адаптации.

В течение года

Кл.руководитель

Работа с педагогами

Работа с родителями

1.  Совещание «Организация адаптационного периода первоклассников» с педагогами, работающими в 1-м классе.

2. Посещение уроков и внеклассных мероприятий администрацией  и специалистами.

6 сентября

сентябрь-октябрь

ЗДУР

Администрация школы

Соц.педагог

3. Заполнение карт адаптации первоклассника.

октябрь

 Кл.руководитель

4. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце триместра

(заседание МО учителей начальных классов).

 ноябрь

Кл. рук -ль

 

 5.Подготовка представления на МПК.

 декабрь

  Кл.руководитель

Администрация школы

Родительское собрание «Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Трудности адаптации первоклассника»

2. Заполнение карт адаптации первоклассника.

3. Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций специалистов.Анкетирование «Напряженность функционального состояния»

4 . Консультации по результатам стартовой диагностики.

5. Родительское собрание “Адаптация к школе – радости и трудности”.

Анкета “Адаптировался ли ваш ребенок к школе?”

6. Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога

7. Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на МПК.

август

конец октября

в течение года

октябрь

сентябрь

январь

Январь- май

декабрь

Классный рук-ль

 

 Кл. руководитель

Кл. рук-ль

 

 Кл.руководитель

Учитель 1-го класса

Кл. рук-ль

Кл.руководитель

Соц.педагог

Кл.руководитель

Соц. педагог

 

 


Приложение № 1.

Карта адаптации первоклассника.

Ф.И. ребёнка_________________________

Уровень готовности к школе_______________________

Класс 1    Возраст_____лет

Симптомы нормальной адаптации.

       Степень выраженности

Сильно

Средне

Слабо

Нет

Физиологическая адаптация

1. Трудоспособность

2. Уравновешенность

3. Жизнерадостность,

     оптимистичность

4. Внимательность,

    Сосредоточенность.

5. Хороший аппетит.

6. Нормальный сон.

                                   Социально - психологическая адаптация.

                                            К учебной деятельности.

1. В школу ходит с желанием.

2. Заинтересованность

    продолжительная.

3. Старательный усердный.

4. Адекватная реакция на замечания.

5. Активный на уроке.

6. Самостоятельно выполняет

    задания.

7. Быстро включается в учебный

    процесс.

8. Равномерная успешность

    в учении.

9. Прогресс в успешности в учении.

10.Аккуратный.

                                К  общению с ровесниками, учителями.

1. Дружелюбный, отзывчивый.

2. Вступает в контакт с детьми.

3. Пользуется симпатией  детей.

4. Активный, эмоциональный в игре.

5. В совместной  учебной деятельности стремится к лидерству.

6. Стремится к общению с учителем.

7. Вежливый.

                              Физиологическая дезадаптация

1.Утомляемость.

2. Тревожность, неуверенность,

     заторможенность.

3. Импульсивность, неадекватность.

4. Плаксивость, раздражительность,

    обидчивость.

5.Неуважительность, неумение сосредоточиться на чём-либо одном.

6. Жалобы на головную боль.

7. Жалобы на тошноту, боль

    в животе.

8. Отсутствие аппетита.

9. Плохой сон.

10. Заикается, запинается.

11. Грызёт ногти,

      очень взволнованный.

12. Засыпает на уроке.

                   Социально-психологическая дезадаптация

                                             К учебной деятельности.

1. Отказывается ходить в школу.

2. Пассивный, быстро теряет

    интерес  к заданию.

3. Отказывается выполнять задания.

4. Нестарательный, равнодушный к

     неудачам.

5. Негативно относится к неудачам,

    плачет.

6. «Присутствует» на уроке.

7. Нуждается в помощи и контроле.

8. Медленно включается в учебный

    процесс.

9. Наблюдается падение

    успеваемости.

10. Неаккуратный, несобранный,

      расхлябанный.

                                  К общению с ровесниками, учителями.

1.Агрессивный к детям (кричит,

   угрожает, жалуется учителю)

2. Ссорится, обзывает детей.

3. Кусается, царапается.

4. Отказывается от общения   с детьми.

5. Не принимает участие в игре,

    стремится к одиночеству.

6. Требует особого внимания к себе.

7. Избегает общения с учителем.

8. Кривляется, стремится обратить на себя внимание.

9. Ни с кем не здоровается.

10.Создаёт конфликтные ситуации.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Напряженность функционального состояния

(для учащихся начальных классов)

Класс _______ Дата заполнения _____________

Фамилия (ребенка)____________________________________________ Имя (ребенка)_______________ Возраст______ лет

Посещает  группу продленного дня ________

Наблюдение за состоянием ребенка дома

Характеристика поведения и состояния ребенка

Нет, редко

Иногда

Да, часто

1 балл

2 балла

3 балла

1. Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу (не высыпается, плохое самочувствие, болит живот, голова)

2. Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписание уроков, требует постоянного контроля родителей)

3. После школы вялый, сонный или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный

4. Настроение преобладает пониженное, неустойчивое, повышенная плаксивость.

5. Жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту.

6. К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается ложится в постель, долго не может уснуть.

7. Сон беспокойный с неприятными сновидениями, страхам. Часто просыпается, «крутится» (может проснуться с ногами на подушке), зовет родителей.

8. Отмечается подергивание век, различных групп мышц (лица, шеи, плеч), заикание, боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства, навязчивости, вредные привычки (кусает ногти, карандаш, сосет палец, «шмыгает» носом), энурез.

9. Дома постоянно возбужден, не может организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, капризы, упрямство, неадекватная реакция на бытовые ситуации (приход гостей, посещение общественных мероприятий)

10. Болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным оценкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя

11. Отказывается делать уроки, «торгуется», ставит массу условий. Не может организовать себя, отвлекается, из-за чего на домашние задания уходит несколько часов. Часто не помнит, что задали на дом, какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требуется  постоянный контроль родителей.

Суммарный балл

Анализ анкеты

Напряженность функционального состояния

________________________

Суммарный балл меньше 15 – состояние ребенка не вызывает тревоги

От 15-20 баллов – наблюдается умеренное напряжение организма

Больше 20 баллов – о значительном функциональном и эмоциональном напряжении , ухудшении психологического состояния

 

Анкета для родителей первоклассников « Адаптировался ли ваш ребенок к школе?»

Класс

Школа

Фамилия, имя ребенка

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

- неохотно (ДА)

- без особой охоты (ВДА)

- охотно, с радостью (А)

- затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

- пока нет (ДА)

- не совсем (ВДА)

- в основном, да (А)

- затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

- скорее нет, чем да (ДА)

- не вполне (ВДА)

- в основном да (А)

- затрудняюсь ответить

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

- иногда (ВДА)

- довольно часто (А)

- затрудняюсь ответить

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

- в основном отрицательные впечатления (ДА)

- положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

- в основном положительные впечатления (А)

6. Сколько времени в среднем тратит ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий? (укажите конкретную цифру)

7. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

- довольно часто (ДА)

- иногда (ВДА)

- не нуждается в помощи (А)

- затрудняюсь ответить

8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

- перед трудностями сразу пасует (ДА)

- обращается за помощью (ВДА)

- старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

- настойчив в преодолении трудностей (А)

- затрудняюсь ответить

9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

- сам этого сделать не может (ДА)

- иногда может (ВДА)

- может, если его побудить к этому (А)

- как правило, может (А)

- затрудняюсь ответить

10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

- довольно часто (ДА)

- бывает, но редко (ВДА)

- такого практически не бывает (А)

- затрудняюсь ответить

11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

- нет (ДА)

- скорее нет, чем да (ВДА)

- скорее да, чем нет (А)

- затрудняюсь ответить

А — адаптация

ВДА — возможна дезадаптация

ДА — дезадаптация

     Проведенные методики позволили выявить проблемы, с которыми столкнулись первоклассники в адаптационный период и использовать полученные результаты в практической деятельности по сплочению детского коллектива и повышению мотивации к учебной деятельности.

Методика «Что мне нравится в школе» (рисунок)

Несоответствие рисунков теме указывает на: 

а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее);
б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать);
в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов.
При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:
а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов);
б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов);
в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Анкета для первоклассников « Я и школа»

Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла).


Вопросы анкеты


1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Цель программы:Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.Задачи: 1. Выявление особенностей психолого-пед...

Статья "ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ "

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого ...

Анализ по теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Организация режима школьной жизни первоклассников, создание предметно-пространственной среды,организация оздоровительно-профилактической работы,изучение социально-психологической адап...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению

Начало школьной жизни-серьёзное испытание для многих детей, приходящих в первый класс.Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям... Как помочь ребенку,вы узнаете ,прочитав эту программу....