План самообразования
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план повышения квалификации
учителя-дефектолога
на 2015-2020 учебные годы.
Личные данные
1.1. | Фамилия | Кошеварова |
1.2. | Имя | Ирина |
1.3. | Отчество | Викторовна |
1.4. | Должность, по которой аттестуется работник(дополнительно указывается преподаваемый предмет, специальность, для педагогических работниковдополнительного образования детей – профиль, направление образовательной деятельности; для методистов – направление методической работы) | Учитель-логопед |
1.5. | Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с Уставом, с какого года работает в данном учреждении) | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» Нижнекамского муниципального района РТ |
1.6. | Населенный пункт (город, район) | город Нижнекамск Нижнекамский муниципальный район Республика Татарстан |
1.7. | Стаж (педагогический) | 21год |
1.8. | Стаж (по специальности) | 16 лет |
1.9. | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа) | Высшее профессиональное образование. Ленинградский государственный областной университет им. А.С.Пушкина, квалификация по диплому «Учитель-логопед». Диплом ИВС №0489234, выдан 16 сентября 2002 г. |
1.10 | Курсы повышения квалификации(тематика курсов, количество учебных часов,место проведения, наименование образовательного учреждения,реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка(при наличии)(наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | Курсы повышения квалификации для учителей-логопедов по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС» в ЧОУ ВО «Казанский инновацилнный унивнрситет им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)», 108 часов, г.Казань, удостоверение №162404375226, выдано 23 июня 2016 г. |
1.11 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | Первая квалификационная категория присвоена 30 декабря 2011 г. сроком на 5 лет до 30.12.2016 г. |
1.12 | Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты(полное наименование награды, год награждения) Иные поощрения (Благодарственные письма и др.) | Благодарственное письмо за подготовку участника к всероссийскому конкурсу творческих работ «Мамино тепло», 2013г. Благодарность за подготовку и организацию муниципальных конкурсов авторских стихотворений, эссе, рассказов «Мой край родной», «Мой Нижнекамск», в рамках всероссийского проекта «Моя милая Родина», 2014г. |
Тема: «Использование игровых технологий как средства повышения эффективности коррекционной работы по профилактике дисграфии»
Актуальность выбранной темы:
Данная тема выбрана не случайно. В настоящее время довольно много встречается школьников с отклонениями в речевом развитии. В ряду задач, стоящих перед нашим учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии, так как для ребенка ведущий и наиболее приятный вид деятельности - игра. В игре ребёнок естественным образом обучается, решая коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Этому способствует и положительный эмоциональный фон игры.
В литературе по логопедии отмечается специфика игровой деятельности у детей с нарушениями речи, разрабатываются научно-методические аспекты применения игры как коррекционного средства (Г.В. Косова, Р.Г. Лазарева, С.А. Миронова, В.И. Селиверстов, Л.Н. Усачева, Т.Е. Филичева и др.). Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности и целесообразность использования разных видов игр и элементов игры на разных этапах логопедической работы с детьми, имеющими те или иные речевые нарушения.
Цель: преодоление проблем, связанных с нарушением речи у детей, а также, предупреждение речевых расстройств с помощью игровых технологий.
Задачи:
1.Изучить и обобщить педагогическую литературу по выбранной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике.
2. Способствовать формированию речевой готовности к обучению в школе (исправление недостатков звукопроизношения, развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи, закрепление словаря, развитие связной речи).
3. Способствовать формированию психологической готовности к школьному обучению:
- активизация психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти и мышления);
- развитие позитивного отношения к процессу обучения и повышение эмоционального комфорта на занятиях.
4.Разработать и приобрести методические и дидактические материалы по выбранной теме.
5.Внедрить систему работы по формированию речевой деятельности в коррекционно-логопедическую работу с детьми.
6.Обобщить и распространить опыт работы в данном направлении.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
-разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию речевой деятельности с детьми;
- апробация разработанных коррекционно-развивающих занятий на практике;
-посещение методических объединений, семинаров;
-проведение серий открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
План работы по самообразованию на 2015-2020 учебный год.
этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
1 Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, 2015г. | - Изучение предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете; |
на протяжении 2015-2020гг. | -Изучение литературы | ||
2 Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | Сентябрь, Октябрь, 2015г. | -Ознакомление с диагностическими методиками Иншаковой О.Б, Ястребовой А.В, Бессоновой Т.П, Фотековой Т.А., которая направлена на изучение уровня речевого развития детей. |
ежегодно, на протяжении 2015-2020гг. | -Диагностика детей по методике Ястребовой А.В, Бессоновой Т.П.
| ||
3 Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы | октябрь, 2015г- май, 2020г | -Разработка коррекционно-развивающих занятий по развитию речевой деятельности с детьми; |
на протяжении 2015-2020гг. | -Разработка консультаций для родителей: 1) «Игры и упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики» 2) «Организация работы по исправлению звукопроизношения в семье. Контроль поставленных звуков, автоматизация» 3) «Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а речь отстает от возрастной нормы?» 4) «Как сделать речь ребенка образной и выразительной. Советы логопеда» 5) «Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза» 6) «Роль родителей в формировании правильного звукопроизношения» 7) «Игра как источник обучения речи детей».
| ||
ноябрь, 2015 г. | - Мастер-класс «Я хочу помочь ребенку правильно говорить. Учимся произносить звуки Р-РЬ» | ||
ежегодно, 2015-2020гг | -Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» | ||
апрель, 2015 г. | -1 всероссийский фестиваль методических разработок и педагогических идей «Мой выбор» | ||
ноябрь, 2015 г. | - Региональный семинар-практикум «Системно-деятельностный подход в воспитательно-образовательный процесс ДОУ в условиях внедрения ФГОС» для педагогов дошкольного образования г.Альметьевск | ||
Апрель, 2016г. | Семинар-практикум «Школа ответственного родительства»
| ||
Март, 2017 г. | Общероссийский конкурс «Педагогический проект», разработка занятия. | ||
На протяжении 2015-2020 гг. | - Изучение опыта работы учителей-дефектологов, учителей-логопедов через интернет-ресурсы, педагогические сообщества | ||
На протяжении 2015-2020 гг. | - Участие в вибинарах на портале «Мерсибо» | ||
4 Обобщающий | Подведение итогов Оформление результатов работы | 2016-2017 гг. | - Систематизация практического материала по данной проблеме, создание электронного каталога материалов, используемого в коррекционной работе |
Апрель,2017 г. | -Обобщение результатов на заседании методического объединения | ||
на протяжении 2015-2020 гг. | -Участие и результаты в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и викторинах (дипломы , сертификаты) | ||
на протяжении 2015-2020 гг. | -Консультативная помощь воспитателям и родителям, организация мастер-классов | ||
на протяжении 2015-2020 гг. | - Участие в вебинарах | ||
5 Внедренческий | Распространение опыта работы | на протяжении 2015-2020 гг. | -Публикации в журналах. -Организация мастер- классов для коллег. -Выставки, информация на стендах |
Сведения о профессиональном рейтинге и достижениях за последние 5 лет
2.2. Руководство проблемными группами, временными творческими коллективами (или участие в проблемных группах, временных творческих коллективах)
Название (предмет), цели создания проблемной группы, творческого коллектива | Уровень (образовательное учреждение, район, город) | Сроки руководства (участия) |
Член творческой группы специалистов МБОУ ППМС "ЦДиК" НМР РТ по разработке методических рекомендаций "Сопровождение детей раннего возраста, детей с трудностями в обучении и детей с ОВЗ" | Муниципальный | 2014-2015г |
Член творческой группы специалистов МБОУ ППМС "ЦДиК" НМР РТ по разработке методических рекомендаций "Сопровождение детей школьного возраста с трудностями в обучении и детей с ОВЗ" | Муниципальный | 2016-2017г |
2.4. Распространение педагогического опыта за период (3-5 лет), предшествующий аттестации
2.4.1.Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия
№ | Тема, класс (группа, курс) | Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и др.) | Дата |
1. | Дифференциация звуков «С»-«Сь» в предложениях, индивидуальное занятие с учеником 1 класса с ФФН | Образовательное учреждение | Логопедическое занятие для учителей-логопедов в рамках взаимопосещения, МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ | 2013 г, декабрь |
2. | Обозначение мягкости согласных гласными II ряда, учащиеся 2 класса с нарушением письменной речи, обусловленной ФФН | Образовательное учреждение | Логопедическое занятие для учителей-логопедов в рамках взаимопосещения, МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ | 2014 г, октябрь |
3. | Значение сформированности связной речи у детей. Использование опорных схем-рисунков в развитии связной речи | Образовательное учреждение | Выступление на заседании методического объединения учителей-логопедов, МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ | 2015г, апрель |
4. | Дисграфия. Значение формирования звукового анализа и синтеза у детей. | Образовательное учреждение | Мастер - класс для учителей начальных классов МБОУ СОШ №6 | 2015 г, февраль |
5. | Дисграфия и дизорфография, их проявления на письме у детей | Образовательное учреждение | Мастер - класс для студентов Нижнекамского филиала ИЭУиП (г.Казань), МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ | 2015 г, октябрь |
2.4.2.Проведение, участие в семинарах
№ | Тема выступления | Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Тема семинара, кем и для кого организован,место проведения | Дата |
1. | Использование интерактивной игры на этапе обследования и в начале учебного года. Сочетание инновационных и традиционных методов | Республиканский | Семинар-практикум по програмее «Использование ИКТ в условиях специальной коррекционной школы как средство расширения коррекционно-развивающего пространства» на базе ИЭУиП (г.Казань) | 2013год, апрель |
2. | Игровая терапия как эффективный метод развития связной речи детей | Региональный | Научно-методический семинар-практикум «Реализация программы «Золотой ключик» в условиях ФГТ и ФГОС НОО» на базе прогимназии «Сказка». п.Кр.Ключ | 2013год, апрель |
3. | Коррекция речи детей младшего школьного возраста средствами игровых технологий | Республиканский | Теоретико-методологичекий семинар на тему: «Современные тенденции развития российского образования и государства (на примере деятельности ДОО» на базе ИЭУиП (г.Казань) | Май, 2013г |
4. | Патриотическое воспитание дошкольника | Городской | Семинар-практикум в виде круглого стола «Отечества верные сыны» на базе ИЭУиП (г.Казань) | Февраль, 2014г |
5. | Совершенствование коррекционно-развивающей работы в условиях ФГОС» | Региональный | Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования в г.Альметьевск по теме: «Системно-деятельностный подход в воспитательно-образовательный процесс ДОУ в условиях внедрения ФГОС» | Март, 2014г |
6. | Подготовка дошкольников к обучению чтению в школе. Практические советы родителям | Городской | Семинар-практикум для родителей по теме «Современные технологии в логопедической практике», г. Нижнекамск | Апрель, 2016г |
2.4.4. Методические публикации
№ | Тема (название),вид публикации, количество страниц | Уровень (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Где напечатана (наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации | Год издания |
1. | Советы родителям будущих первоклассников | Муниципальный уровень | Размещение разработки в журнале «Образование» Нижнекамского муниципального района, №2 | 2015 г. |
2. | Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании | Федеральный уровень | Размещение разработки на страницах СМИ «НУМИ»:, http://numi.ru/docs/60209,
| 2015 г. |
2.5. Результаты участия в конкурсах (конкурс в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)
№ | Название конкурса | Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень) | Результат | Год участия |
1 | Всероссийский конкурс «Лучшая методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию» | Всероссийский уровень | Сертификат участника | 2013г |
2 | Общероссийский конкурс «Женщина в истории-разработка занятия | Общероссийский уровень | Диплом победителя 1 степени | 2013г |
3 | Общероссийский конкурс «Мы-маленькие граждане России». Разработка занятия и презентации «Чем славен край родной» (Республика Татарстан) | Всероссийский уровень | Диплом победителя 1 степени | 2013г |
4 | I Всероссийский фестиваль методических разработок и педагогических идей в рамках конкурса «Мой выбор» | Всероссийский уровень | Диплом победителя 1 степени | 2014г |
5 | Общероссийский конкурс «Педагогический проект»-разработка группового занятия в образовательной области «Речевое развитие» | Общероссийский уровень | Сертификат участника | 2015г |
2.8. Результаты профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной
№ | Вид, тема (название или описание) мероприятия | Уровень (республиканский, федеральный,международный уровень) | Год |
1 | Разработка авторской программы «Развитие образной речи детей шести лет средствами малых форм фольклора» | Федеральный уровень | 2014г |
3. Результаты учебно-воспитательной работы за последние 3-5 лет
3.15. Работа с родителями воспитанников или лицами, их заменяющих (Для педагогических работников ДОУ, воспитателей, социальных педагогов, учителей-дефектологов)
Название мероприятия (консультации, конференции, концерты, семинары, заседания Круглого стола, совместные развлечения, выпуск газеты, методических рекомендаций, оформление наглядности для родителей об успехах их детей и др.) | Тема, название | Уровень (образовательное учреждение, район, город, зональный, республиканский, федеральный, международный уровень) | Дата |
Консультация для родителей | Игры и игровые приемы в организации логопедической помощи ребенку с речевыми нарушениями в домашних условиях | Образовательное учреждение | апрель, 2014 г. |
Семинар-практикум для родителей | Подготовка дошкольников к обучению в школе. Практические советы родителям. | Образовательное учреждение | 2013 год |
Анкетирование родителей | Готов ли ваш ребенок к школе? | Образовательное учреждение | 2014год |
Тренинги для родителей | Массаж рук с помощью нетрадиционных способов и природных материалов. | Образовательное учреждение | 2014год |
Консультация для родителей | Советы родителям будущих первоклассников | Образовательное учреждение | 2014год |
Мастер-класс для родителей и учащихся | Как играть с буквами. Звукобуквенный анализ и синтез. | Образовательное учреждение | 2014год |
Консультация для родителей | Организация работы по исправлению звукопроизношения в семье. Контроль поставленных звуков, автоматизация | Образовательное учреждение | 2014год |
Семинар-практикум для родителей | Графические диктанты. | Образовательное учреждение | 2015год |
Круглый стол с родителями будущих первоклассников | Подготовка ребенка к письму и развитие мелкой мотроики | Образовательное учреждение | 2015год |
Мастер-класс для родителей и учащихся | Я хочу помочь ребенку правильно говорить. Учимся произносить звуки Р-РЬ | Образовательное учреждение | 2016год |
Праздник-развлечение с родителями и первоклассниками | Праздник Букваря | Образовательное учреждение | 2016год |
Семинар-практикум | Как работать по индивидуальным тетрадям дома? | Образовательное учреждение | 2016год |
3.23. Эффективность использования современных информационных технологий, мультимедийных средств в профессиональной деятельности, образовательной практике
(Для всех категорий педагогических работников)
Какие средства используются (DVD проигрыватель, проектор, компьютер, интерактивная доска и т.д.) | Ноутбук. |
Как часто | Регулярно |
В каких целях (мотивация обучающихся, актуализация знаний, проведение тестирование, педагогический мониторинг, учебное документирование в информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан, электронные презентации методического опыта, обогащение творческой лаборатории за счет электронных учебных программ, презентаций и др.) | В целях мотивации обучающихся, актуализации знаний, обогащения творческой лаборатории за счёт презентаций, интерактивных игр и тренажёров. В целях развития у детей с нарушениями речи высших психических функций |
Источники самообразования:
∙Курсы повышения квалификации
∙Семинары и конференции
∙Мастер-классы
∙Телевидение
∙Газеты, журналы
∙Видео, аудио информация на различных носителях
∙Платные курсы
∙Мероприятия по обмену опыта
∙Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
∙Интернет
Список изучаемой литературы:
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.: ил.— (Коррекционная педагогика).
- Белянин В.П. Психолингвистика. Учебник/В.П.Белянин. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158[2] с. — (Высшая школа)
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: Издательство «Наука», 1981. – 140с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - Т.1. – 472 с.
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351, [1]с. – (Высшая школа).
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим ре¬чевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Биб-ка практи¬кующего логопеда).
- Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. - 320 с. (Серия «Учимся играя»)
- Кривовязова Н. Д. Обучение связной речи: Учебно-методическое пособие. – М.: НМЦентр, 2000.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.; ил.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Изд-во Московского университета, 1979. – 320с.
- Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007. — 224 с.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
- Сингаевская О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С.26-30
- Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. //http://psychology.academic.ru/
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение,1981// http://www.pedlib.ru/Books/2/0320/2_0320-1.shtml
- Тишина Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи//Школьный логопед. – 2010г. - №. - С.67-73
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. – 112с.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
- Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223с.: ил.
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000. – 314 с.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
- Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А.Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования
представлен план работы над методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...
План самообразования учителя
Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...
План самообразования
В плане отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....
план самообразования
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...
План самообразования учителя начальных классов
План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....
план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;
Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...