Дидактическая игра на уроках математики как средство социализации и адаптации учеников, обучающихся на дому
статья по математике (3 класс) по теме
Игры по математике для детей с ОВЗ
Игровые технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
«Дидактическая игра на уроках математики как средство социализации и адаптации учеников, обучающихся на дому»
учитель Лазарева Е.В.
Тамбов. 201
Одним из направлений работы современной школы является социализация и адаптация учащихся. Особенно важно максимально приспособить к самостоятельной жизни в обществе детей, имеющих отклонения в развитии, и обучающихся в особых условиях - изолированно от своих сверстников, т. е. на дому. Такого ребенка мало научить письму, счету и чтению. Необходимо дать также основные знания о правилах поведения, общения, выработать элементарные навыки самообслуживания.
При изучении опыта педагогов в указанном направлении стало очевидно, что основная функция, призванная обеспечить адаптацию обучающихся воспитанников, возлагается на предмет СБО в стенах учебного заведения. Работ, же посвящённых проблемам социализации детей, находящихся на надомном обучении, практически нет. Учитель, занимаясь с таким ребёнком, неизбежно сталкивается с целым рядом вопросов:
-что включить в рабочую программу, имея в распоряжении восемь - десять учебных часов?
-как обеспечить разностороннее развитие ученика при отсутствии предметов эстетического цикла, физического развития и трудового обучения?
-как правильно осуществлять работу с родителями? Ведь трудно научить правилам личной гигиены ребенка, живущего в антисанитарных условиях.
-какие методы и приемы целесообразно использовать на уроке и перемене для социализации и адаптации учащегося?
Все эти и другие проблемы каждый учитель решает исходя из своего опыта и педагогического мастерства.
Я хочу рассказать о дидактических играх на уроках математики как одном из средств социализации и адаптации ребенка.
Дидактическая игра – это вид совместной деятельности учеников и учителя, направленный на овладение учащимися определенных ЗУН в доступной форме.
При выборе дидактической игры необходимо учитывать:
- возраст ребенка
- степень его социальной адаптации
- уровень ЗУН
- физические возможности
Следует также определить место игры на уроке и ее продолжительность, исходя из поставленных целей и задач урока.
На своих уроках я стараюсь максимально приблизить содержание игры к жизненным ситуациям, чтобы впоследствии ученик мог сориентироваться в подобной ситуации самостоятельно.
Приведу примеры используемых мной на уроках математики дидактических игр.
1.Числа вокруг нас (самая простая игра)
В процессе беседы ученик отвечает на вопросы (номер дома, квартиры, телефона). Можно использовать игрушечный телефон, набирая на нем номера экстренных служб.
В этой игре ребенок учится видеть числа в окружающей действительности, понимать их значение.
2. Автобус
Учитель – это кондуктор. Можно использовать талоны льготного проезда различного номинала. Пассажиру необходимо отсчитать талоны, соответствующие стоимости проезда, оплатить проезд и получить билет.
При усложнении игры используются деньги различного номинала. Ученику также нужно расплатиться за проезд.
Как один из вариантов: кондуктор – ученик. Ему необходимо дать сдачу с различной суммы.
Цель игры очевидна. Попутно можно объяснять правила поведения в общественном транспорте.
3. Магазин
Это классический пример дидактической игры на уроке математики. Исходя из уровня ЗУН ученика, можно применять различные варианты.
- Используются муляжи продуктов (коробки от сока, молока, конфет и др.) На уроке создается ситуация похода в магазин, где необходимо расплатиться и посчитать сдачу. Можно усложнять задания от одной до нескольких покупок, со сдачей и без нее.
- Поход в магазин
Уроку предшествует предварительная подготовка: родители с учеником составляют список покупок. На уроке ученик с учителем идут в магазин самообслуживания. Там нужно по списку набрать в корзину продукты. Устно или с помощью калькулятора мобильного телефона подсчитать примерную стоимость продуктов и предполагаемую сдачу. После расчета изучается кассовый чек на соответствие продуктов, цен, сдачи.
Попутно изучаются правила покупки в магазине самообслуживания, закрепляются знания ПДД.
4. Бюджет (сложный уровень)
- Составление таблиц, их анализ. Ученику задается вопрос: на чем мы можем сэкономить? Т. е. создается проблемная ситуация.
доход | расход |
Зарплата | Квартплата |
Пенсия | Продукты проезд |
Пособия | Лекарства |
Стипендия и др. | Одежда и др. |
- Решение задач экономической направленности
- Подсчитать доход семьи, если мама получает пособие по уходу за ребенком 3000р., папа работает за 10000р., а пенсия бабушки составляет 5000р.?
- Аналогичное задание по подсчету расхода семьи
- Сколько времени нужно откладывать деньги на телевизор стоимостью 20000р., если семья может откладывать ежемесячно не более 4000р.?
- Какова будет переплата за год за использование кредита с суммы 15000р., если годовой процент составляет 15%?
- Используя показания счетчика электроэнергии и квитанцию подсчитать сумму оплаты за определенный период
- И др.
5. Работа на детском компьютере «Лунтик»
- Задания на графическое сложение и вычитание
- Табличное умножение
- Деление чисел
- Сравнение выражений
Компьютер «Лунтик» используется в том числе и как метод поощрения ученика, обеспечивает необходимую основу для самостоятельной работы на настоящем компьютере в перспективе.
В заключение хочу сказать, что я на своих уроках математики основной целью дидактических игр считаю – научить ребенка пользоваться деньгами в соответствии с его умственными возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс
Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....
Дидактические игры на уроках математики и русского языка
Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...
Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.
Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...
Дидактические игры на уроках математики, как средство развития познавательной деятельности младших школьников
Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством дидактических игр на уроках математики. Определение наиболее эффективных методов использования дидактических игр на у...
Дидактическая игра на уроках русского языка как условие успешной адаптации первоклассников.
Для того, чтобы процесс адаптации у первоклассников к школе прошел безболезненно и дети менее переутомлялись, на уроках следует применять дидактические игры....
Тема: «Дидактическая игра на уроках окружающего мира как условие успешной адаптации первоклассников»
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Цель моего выступления:Рассмотреть основные виды и структуру дидактических игр на уроках окружающ...