Методическая работа учителя начальных классов МБОУ СОШ №27 г. Пятигорска Ставропольского края Ляпиной Натальи Александровны
презентация к уроку (1 класс) на тему
1. Работа, занявшая 3 место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС "
2. Статья "Современный урок: традиции и новации"
3. Разработка урока русского языка в 1 классе ("Школа -2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Современный урок: традиции и новации" | 1.26 МБ |
urok_po_form.gram_.navyk_.vin_.pod_.doc | 47.5 КБ |
Презентация | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель образования и воспитания в полиэтническом государстве – дать каждому ребёнку возможность перспективного развития, совершенствовать его когнитивную сферу, сформировать условия для эстетического и нравственного воспитания, познакомить с достижениями национальной и мировой культуры, заложить основы для диалога культур .
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
УУД ЛИЧНОСТНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения). Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование , т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. нравственно – этическая ориентация , в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.
Коммуникативные УДД владеть всеми видами речевой деятельности; извлекать информацию из различных источников; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности; осуществлять речевой контроль; оценивать речь с точки зрения её содержания, языкового оформления
Регулятивные УУД управлять своей деятельностью (постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной, планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности
Познавательные УУД выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.; строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.)
Стандарт преподавательских умений ( New York State Professional Standards and Practices Board for Teaching , October 2007 ) Компетентность в планировании и подготовке уроков высокий темп работы концентрация и переключение внимания учеников многообразие форм презентации материала Компетентность в управлении классом максимальная включённость всех учеников разнообразие форм работы и заданий сотрудничество между учителем и детьми Максимальное соответствие потребностям учеников максимальный учет индивидуальных потребностей учащихся Дифференциация заданий по сложности и объёму использование творческих заданий Обеспечение активности и самостоятельности учеников самостоятельная работа в группах и парах эмоциональная вовлечённость учеников построение коммуникации между учениками индивидуальная работа и обратная связь Использование разнообразных методов оценивания разнообразие инструментов оценивания оценивание для управления учебным процессом
Некоторые особенности современного урока : тенденция к созданию личностно ориентированной среды обучения; работа по технологической карте урока и обозначение предметных, метапредметных и личностных результатов на каждом этапе; обязательная включенность технологий успешного обучения.
Образовательная среда - условие обучения и развития Личностно ориентированная образовательная среда школы создается совместными усилиями всех специалистов школы — учителей, психологов, социального педагога, завуча, директора, технических работников, но решающую роль в ней должен играть учитель, постоянно работающий с детьми.
Для создания личностно ориентированной образовательной среды учителям необходимо уметь : строить работу по выявлению субъектного опыта детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний; стимулировать и поддерживать рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения; принимать не только рекомендуемые, но и предлагаемыми учениками способы работы (выявлять их, обсуждать, оценивать в ходе урока); гибко и вариативно вести урок в зависимости от возникающих учебных ситуаций; разнообразить дидактические средства с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению; давать позитивную оценку познавательных усилий ученика (независимо от его успеваемости); организовывать и проводить на уроке диалог или полилог, включая по возможности всех учеников , независимо от их готовности к уроку.
Краткое описание этапов Перечень УУД, выполняемых учащимися Урок открытия нового знания: На первом этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. - оценивание усваиваемого содержания; - постановка познавательной цели; - планирование, прогнозирование; - построение речевых высказываний ; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - планирование учебного сотрудничества ; - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем Технологическая карта урока открытия нового знания
Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания Морально-этическая ориентация : ориентация на выполнение моральных норм; Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, Основы научных знаний Опыт предметной деятельности по получению и преобразованию нового знания Предметные и метапредметные действия с материалом
Метапредметные результаты обучения русскому языку Владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением и письмом) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, в учебной деятельности на метапредметном уровне Коммуникативно целесообразное взаимодействие с людьми в процессе речевого общения, совместной деятельности; овладение национально-культурными нормами речевого поведения
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, а также роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; умение учиться , самостоятельно получать знания в области лингвистики, организовывать исследовательскую деятельность по предмету . Личностные результаты обучения русскому языку
Педагогические технологии, направленные на достижения успешности в обучении : 1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. 2. Педагогические технологии на основе активизации деятельности учащихся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии. 3.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.
Современный урок должен быть ориентирован на целостное миропонимание школьника и на обеспечение условий равного старта Технологии уровневой дифференциации Дифференцированное обучение – это : 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых. Индивидуальное обучение – это: 1) форма, модель организации учебного процесса, при которой учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).
Дифференциация – это групповая работа: Основным "двигателем" самостоятельного мышления и познавательной активности ребёнка является сотрудничество в группах совместно работающих детей. Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Используя на уроках опыт групповой работы, технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности и операций над информацией, а так же сотрудничества в группах, и как следствие формирование социальной и коммуникативной компетентности.
Задачи группового обучения : построить дидактическую модель организации познавательной деятельности учеников ( группа по уровню владения языком: сильные, средние, слабые); разработать систему ежедневной работы и учебного взаимодействия групп; проводить сравнительный анализ результатов и смешивать группы на разных этапах; ввести систему оценки групповой работы .
Достижение поставленных целей можно представить в виде поэтапного формирования компетентностей через групповой метод обучения : 1 ЭТАП . На уроках ученики изучают темы базового уровня, решая проблемы и получая за счет этого базовый уровень знаний. 2 ЭТАП . Систематизация имеющихся у учащихся знаний, расширение и углубление их на уроках. 3 ЭТАП . Основная цель на третьем этапе - углубление и закрепление умений. На этом этапе у школьников осуществляется активная деятельность по выполнению самостоятельных творческих заданий. Управленческие действия учителя, характеризующие второй и частично третий этапы, переходят в самоорганизацию со стороны обучаемого.
Процесс деления класса на группы можно представить в виде последовательной цепи, которая должна начинаться с анализа класса: Подбор психолого-педагогических тестов. Тестирование учеников. Учет характеристик личности: темперамент, ведущий канал восприятия, социометрический статус, мотивация, тревожность, агрессивность. Учет уровня владения языком. Учет индивидуально-психологических проблем и социометрических данных по каждому ребенку в классе: тревожным и депрессивным не создает ситуацию стресса, агрессивных не провоцирует, подбирает для каждого подходящие средства подачи и проверки материала и т.д. Заполнение таблицы характеристик психолого-педагогических особенностей учащихся и их уровня владения русским языком.
Применение личностно-ориентированного обучения, объединяющего различные педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Работа в группе . Способ формирования групп - залог успешного обучения предмету. Профессионализм учителя при групповом делении определяется не интуицией, а знанием психологии и педагогики, анализом причин предыдущих неудач при делении на группы. Технология разбиения на группы автоматически учитывается при подготовке учителем всех уроков, включающих групповые методы работы.
Технология организации групповой работы : Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата на группу. Исходя из типа мотивации, преобладающего у детей в группе, можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые активные механизмы. Задача каждого ученика группы состоит в том, чтобы познать материал вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми УУД и вся команда знала, чего достиг каждый. Группам даются определенные задания, необходимые методические рекомендации. Задание выполняется либо по частям, либо по "вертушке" (каждое последующее задание выполняется следующим учеником). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и конкретизируется всей группой
Дидактическая модель организации познавательной деятельности учащихся при дифференцированной работе в группе позволяет сконструировать процесс обучения, основываясь на принципах организации учебного процесса. Системный подход к делению класса на группы позволяет учителю ставить педагогически обоснованные, достижимые, реальные цели. Итак, групповая работа – это дифференцированная работа с учебной подгруппой, учет психологических особенностей и умственных способностей детей и ориентированность на побуждение внутренних мотивов деятельности.
Спасибо за внимание! Elizaveta.hamraeva@gmail.com
Предварительный просмотр:
Урок по формированию грамматических навыков использования винительного падежа существительных.
Этап первый: формирование языковой компетенции
1.Чтение (прослушивание) текста с использованием изучаемой формы. Преподаватель обращает внимание на данную форму. Например, модель: Студент читал книгу.
2.Учащиеся вспоминают уже знакомые им модели типа:
Кто это? Студент. Что делал студент? Он читал. Студент читал (читает, будет читать). Студентка читала (читает, будет читать).
- К этому времени ученики уже должны знать и употреблять в речи какое-то количество переходных глаголов, например: писать, читать, знать, слушать, учить.
- Они должны знать и употреблять формы этих глаголов. Достаточно, если они освоили только формы прошедшего или сложного будущего времени. Главное, чтобы эти формы уже были автоматизированы.
Они должны знать неодушевленные существительные и, главное, четко ориентироваться в их родовых формах.
- Преподаватель обращает внимание учеников на третий элемент в структуре.
® Преподаватель произносит трехчленные однотипные структуры (все слова известны) с винительным падежом мужского рода:
Она читала журнал. Я смотрела телевизор.
Он читал текст. Вы слушали текст.
- Ученики слушают, повторяют за преподавателем (можно использовать картинку).
- Преподаватель просит учеников сделать вывод о значении третьего элемента — это объект, это существительное мужского рода, форма совпадает с начальной.
- Затем преподаватель дает примеры со словами среднего рода:
Он писал письмо.
Они слушали радио.
Затем даются формы женского рода:
Мы читали газету.
Они слушали музыку.
Я читала книгу.
Снова анализ и выводы. Ученики сами могут вывести правило образования винительного падежа женского рода.
- Обобщение формы в таблице (можно просить учеников заполнить таблицу). Можно записать образец фразы, перевести на родной язык.
- Следующий шаг — на какой вопрос отвечает третий член предложения.
Мы читали книгу и журнал.
Что вы читали?
Что — вопрос к объекту, который выражен неодушевленным существительным.
- Первичное закрепление— многократное употребление формы (можно с использованием рисунков).
Преподаватель внимательно следит за правильностью фраз. Ошибки учеников, как правило, появляются из-за неточного знания рода существительных.
Этап второй: формирование речевой компетенции
- Тренировка в речи — многочисленные вопросы. Я читала книгу, а вы?
Вы читали книгу или журнал ?
Что вы - слушали?
смотрели?
читали?
- Присоединитесь к мнению.
- Я читала книгу.
- Я тоже читал книгу.
- Скажите противоположное.
- Я читала книгу.
- А я смотрел фильм.
- По образцу составьте диалог.
- «Снежный ком».
- Я читала, книгу.
- Она читала книгу, а я смотрела, фильм...
- Ситуации. Вы в магазине просите показать вещи
Модель: —Дайте, пожалуйста, ...
- Контроль употребления винительного падежа в речи (устно и письменно).
- Разыграйте ситуацию «В магазине». Вы просите продавца дать вам вещи.
Модель: —Дайте, пожалуйста, ...
- Ответьте на вопросы.
Образец: — Что студенты учат в университете?
— Студенты учат математику...
Этап третий: формирование и контроль коммуникативной компетенции
Разыгрывание ситуаций, требующих самостоятельной деятельности учащихся.
- Спросите друг друга и запишите, что надо купить в магазине (продукты, вещи) или что он (она) купил(а) на этой неделе и т. п. Затем расскажите об этом всем.
- Расскажите (напишите), что вы читали (писали, слушали, учили) на прошлой неделе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта: воспитание интереса к занятиям по русскому языку; углубление лингвистического мышления: приобщение к совместной творческой деятельности; формирование коммуникативной компетенции; привлечение внимание к поэтическому творчеству К.И. Чуковского, т.к. для изучения русского языка как неродного нет ничего лучше, чем использование поэтического наследия этого замечательного детского писателя, хорошо знавшего детскую психологию и блестяще владевшего словом. Он создал сказки-стихотворения, на которых выросло уже несколько поколений, и, которые и дети, и взрослые помнят, любят и знают с самого раннего детства.
Почему же необходимо использовать разнообразные поэтические жанры при подготовке проекта? Да потому что слушание и исполнение стихов обладает тремя типами содержания-наполнения: эмоциональным ассоциативным контекстуальным
Три типа содержания- наполнения Эмоциональное содержание - это автоматическая связь лексических, фразеологических, синтаксических и прочих единиц языка с эмоциями, т.е. с эмоциональная окрашенность слов и фраз. Ассоциативное содержание – связь «слово-слово», услышав слово «лимон», возникает ассоциативный ряд: кислый, жёлтый, овальный, запах, цедра, чай, горячий, сладкий, сахар и т.д., (Топешко И.Н. М., 2005), услышав первую строчку: «Муха, Муха-Цокотуха»,- мы продолжим: «Позолоченное брюхо». Лингвистический контекст – это лексические и фразеологические сочетания, которые диктует сам язык, можно сказать «последний этаж», но нельзя сказать «конечный этаж», а «остановка конечная», таких примеров можно привести великое множество, в преподавании иностранного языка этот раздел считается самым сложным.
В поэтическом наследии К.И. Чуковского представлены самые разнообразные детские поэтические жанры: стихи-сказки, стихи-истории, считалки, дразнилки, другие игровые стихи, которые любят дети .
Стихотворение трудно пересказать, оно требует точности слов и их последовательности. Рифмой, ритмом, размером каждое слово в стихотворении связано с другими словами множеством связей. Рифма сближает слова по звуковому сходству, поэтому они лучше запоминаются детьми.
Также в стихотворениях детских поэтов часто используется повтор К.И. Чуковский тоже использует буквальный повтор – рефрен, соответственно каждый цикл повтора будет вызывать в ассоциативной памяти предшествующий цикл «слово в слово»: Муха, Муха , Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар.
Сам автор в книге «От двух до пяти» писал: «Стихи (детских поэтов) являются одним из сильнейших средств педагогического воздействия на мысли и чувства ребёнка; я не говорю уж о том, что они помогают ему ориентироваться в окружающем мире, а также плодотворно способствуют совершенствованию его языка». Ребёнок гораздо легче запоминает строй языка и лексические нормы, благодаря музыкальному ритму и звонким рифмам.
«Те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть смысла». (К.И Чуковский) А потом позвонили зайчатки: -Нельзя ли прислать перчатки? А потом позвонили мартышки: -Пришлите, пожалуйста, книжки!
Чуковский предлагает следующий метод проверки детских стихов на предмет доступности, если, закрыв левую половину страницы, читая только правую, где сосредоточены рифмы, можно догадаться о содержании стихов, такие стихи будут понятны и доступны, и интересны детям, если этого не произошло, стихотворение необходимо переделать Вот почему стихи К.И. Чуковского понятны, доступны, легко читаются и запоминаются детьми, поэтому при подготовке проекта мы использовали литературное наследие этого автора.
I этап проекта – подготовка к празднику На уроках РКИ дети начали знакомиться с творчеством К.И. Чуковского. Прочитали биографию писателя (коротко). Читали сказки, учили стихи, смотрели мультипликационные фильмы по его произведениям, рисовали иллюстрации, подготовили декорации и костюмы Подготовка продолжалась 4 месяца.
II этап проекта – участие старшей и младшей группы А вместе со школьным кукольным театром «Книгоноша» поставили спектакль «Айболит и Бармалей». Во время подготовки спектакля и заучивания текста учащиеся, для которых русский язык является неродным, осваивали новую лексику, интонационный строй русского языка, словесное ударение и нормы русского литературного произношения. Как пишет В.Г. Костомаров: «Эстетика произносимой речи – это, несомненно, одна из составляющих национальной культуры. Следовательно, привить учащемуся навык постижения красоты изучаемого языка – и значит сформировать у него способность погружаться в новую национальную культуру . Но жесты, мимика, позы и выражения лиц национально обусловлены. Как соматический язык, так и язык привычного поведения коммуникативны и национально обусловлены. Отсюда вытекает, что они должны в той или иной мере со-изучаться при изучении иностранного языка»» / Дети, исполняющие роли, вместе с куклами повторяли жесты и мимику своих героев, в соответствии с ситуацией, в которой они оказывались.
III этап проекта – учащиеся старшей и младшей группы совместно поставили C пектакль-викторину по произведениям К.И. Чуковского. Можно было заметить, что общение со старшеклассниками, которым младшие учащиеся стараются подражать, стимулирует их когнитивную деятельность.
IV этап – участие в конкурсе «Юные таланты Московии» Со спектаклем «Айболит и Бармалей» . Приняли участие в IX фестивале детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии» проходившем 18 марта 2007 года в Московском городском дворце детского творчества. Наши учащиеся посетили выставки, проходящие в это время во Дворце творчества, в игротеке пообщались с педагогами и детьми, занимающимися там. Смогли поучаствовать в спонтанных диалогах и полилогах.
V этап проекта Любая часть проектной деятельности должна содержать контрольно-корректирующую часть. Окружная олимпиада по РКИ.
VI этап проекта. Посещение дома-музея К.И. Чуковского в Переделкино. Во время праздника «Здравствуй, лето!»
Цель, поставленная нами в начале проекта, была достигнута Дети научились свободно вступать в разговор, корректно вести себя во время экскурсии и встречи с детскими писателями: Э.Успенским, М. Бородицкой, А. Усачевым. Они могли достаточно свободно общаться с детьми разных национальностей из детских учреждений и школ Москвы и Подмосковья!
Наши учащиеся прошли процесс интеграции в российское общество и нашли своё место в нем.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).
Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...
План работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №89 на 2013-2014 учебный год
Планирование работы методического объединения в начальной школе Содержание и формы методической работы в начальной школе на 2013- 2014 учебный год...
План работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №89 на 2013-2014 учебный год
Планирование работы методического объединения в начальной школе Содержание и формы методической работы в начальной школе на 2013- 2014 учебный год...
План работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №89 на 2013-2014 учебный год
Планирование работы методического объединения в начальной школе Содержание и формы методической работы в начальной школе на 2013- 2014 учебный год...
Методическая работа учителя начальных классов МБОУ СОШ №27 г. Пятигорска Ставропольского края Ляпиной Натальи Александровны
1. Работа, занявшая 3 место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС "2. Статья "Современный урок: традиции и новации"3. Разработка урока русского языка в ...
Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младшего школьника (из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского Безик Анны Александровны)
Данный материал может быть использован учителя начальных классов в качестве обобщения опыта по теме. Адрес презентации: https://cloud.mail.ru/public/CeEE/XRSY2ZvXj...
Муниципальный этап профессионального конкурса «Учитель года — 2019» Аналитический отчёт учителя начальных классов МКОУ «Корболихинская СОШ» Третьяковского района Алтайского края» Чуриковой Ирины Александровны
quot;Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" Василий Ключевский....