Логопед в школе.
статья (2, 3, 4 класс) на тему
Материал адресован родителям младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stranitsa_shkolnogo_logopeda.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный логопед.
«От того, как прошло детство,
кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира
- от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а другим сложно усвоить учебный материал. В дошкольном возрасте небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них. Пришло время идти в школу и к речи детей предъявляются уже другие требования. Дети даже с небольшим отставанием в речевом развитии сразу “высвечиваются” уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными методами правописания. В дальнейшем дело осложняется тем, что к низким оценкам добавляются еще и отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость, нервозность, поскольку за уроками приходится сидеть до поздней ночи.
Чтобы не допустить таких последствий необходимо, как можно раньше, исправить речевые недостатки. И лучше это сделать в дошкольном возрасте. Здесь поможет своевременная диагностика речевого развития. К моменту поступления в школу, ребенок должен не только четко произносить звуки родного языка, но и различать их на слух, например “с-ш”, “с-ц”, “з-ж” и др. Также будущему школьнику необходимо прочно освоить звуковой анализ и синтез слова, слоговой анализ и синтез слова, анализ слов в предложении, сформировать четкий визуальный образ буквы, различать сходные по написанию буквы.
Ребенок затрудняется в анализе речевого потока. Необходимость в осуществлении такого анализа возникает лишь в процессе записи слов и предложений. Поэтому ребенок впервые сталкивается с этой достаточно сложной проблемой с началом его обучения. В устной речи ребенок не задумывается над звуко-слоговой структурой слова, а усваивает слово “целиком”. Овладевающий грамотой ребенок еще до начала записи предложения должен уметь выделить в нем отдельные слова, уловив границы между ними и определить звуко-слоговой состав каждого слова. Если такой анализ не доступен возникают специфические ошибки:
- пропуск букв в словах (лто-лето);
- вставка лишних букв (стлол – стол);
- перестановка букв (вебра– верба);
- пропуск слогов в словах (гова – голова);
- вставка лишних слогов (гололова);
- перестановка слогов (барелина);
- слияние нескольких слов в одно слово (детииграли);
- разделение одного слова на части (у кроп, о кно );
Вы можете помочь своему ребенку, разговаривая с ним во время всех видов деятельности, задавая открытые вопросы (например, спрашивайте “ЧТО ОН ДЕЛАЕТ?” вместо “ОН ИГРАЕТ?” ). Расскажите ему, что ни один звук в слове не является случайным, что добавление, исчезновение или замена только одного звука может полностью изменить смысл слова или сделать его неузнаваемым, бессмысленным (“СВТ” – “CВЕТ”). И на письме всем буквам, обозначающим эти звуки, при записи слова также должно быть отведено совершенно определенное место. Возвращаясь домой из школы, на прогулке, занимаясь вместе домашними делами, постарайтесь поиграть с ребенком.
- Определи количество звуков в слове и их последовательности (сколько звуков в слове? Назовите первый звук, второй звук и т.д.)
- Подбери слова с определенным количеством звуков (составь слово из трех звуков, четырех звуков и т.д.)
- Узнай слово в виде изолированных звуков (к. о. т , к. о. ш. к. а, м. о. с. т)
- Образуй новое слово с помощью “наращивания” звуков (к – крот, грот, пар – парк, оля – коля – толя – поля)
- Образуй новое слово путем замены в слове одного звука на другой звук (дом – лом – сом – том – ком – ром)
- Образуй из звуков данного слова возможно большее количества новых слов (трактор – рак – так – рот – ток – кот – тот – рота – кора – торт – корт – танк – тракт);
- “Рассыпь слово” – ребенок называет слово по звукам.
Устранить ошибки слогового анализа и синтеза помогут задания, которые научат ребенка ориентироваться в слоговом составе слова и понимать важность правильного расположения слогов в каждом слове. ределение количества слогов в слове и их последовательности (Сколько слогов в слове? Назвать первый слог слова, второй слог слова и т.д.)
- Подбери слова с определенным количеством слогов;
- Составь слова с определенным количеством слогов;
- Узнай слово из последовательно произнесенных слогов (го-ло-ва, со-ро-ка);
- Образуй слово путем добавления слогов к данному слову (ко – за, -ра, -са, -ля);
- Переставь слоги для получения нового слова (ка-пор, но-ра, ра-ма);
Ошибки фонематического анализа и синтеза помогут преодолеть упражнения направленные на формирование четкого акустического образа нужного звука.
- Если услышишь звук “Ш”, то подними руки в стороны, а если услышишь звук “Ж”, то спрячь за спину. Приготовились! Начали!: Ш-Ж-Ж-Ш-Ж-Ш-Ш-Ш-Ж
- Хлопни в ладоши, если в заданном слове услышишь звук Л,Р,З…. и т.д.
Разгадывайте логопедические кроссворды, запишитесь в школьную библиотеку, где специалист подберет самые интересные для вашего ребенка книгу, просите пересказать прочитанное.
Дорогие родители, всегда вспоминайте слова академика И.П.Павлова «…ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответсвующие условия…»!
Желаем вам больших успехов!
С уваженим, школьные логопеды ГБУ ДО ЦППС Кировского района - Крамская Татьяна Ивановна и Барашкина Анна Михайловна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зачем нужен логопед в школе"
Стихотворение - посвящение школьным учителям логопедам...
План работы учителя-логопеда в школе
Планирование работы учителя-логопеда в школе на учебный год по месяцам с темами консультаций, бесед....
Информационные технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы
Информационные технологии (ИТ) – это технологии обработки, передачи, распространения и преобразования информации...
Что делает логопед в школе?
логопед в школе...
Работа учителя-логопеда в школе.
Познакомить родителей будущих первоклассников с деятельностью учителя-логопеда на школьном логопункте....
Аналитический отчёт о проведённой неделе логопедии в школе
Анализ логопедической недели 2016 г....