Методика развития речи.
консультация на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_razvitiya_rechi.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

 1.                                           МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ, 

2         Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно(чувствительно)  к усвоению речи. Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка. Овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Поэтому  обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях (занятия по развитию речи) являются главной задачей нашего дошкольного учреждения.

 В  работе по развитию речи детей я  использую  парциональную программу О.С.Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». В основе методики лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи. Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется постепенно с усложнением материала внутри каждой задачи. Так в развитии связной речи это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.

Основными задачами развития речи являются — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

3.                     Нужно четко понимать, что …

РЕЧ Ь     -                          процесс общения между людьми с помощью языка.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ      -   процесс пополнения её содержания.

ЯЗЫК     -                        система средств общения, требующая обучения и служащая целям коммуникации.

4.       Содержательность речи зависит от процесса познания окружающего мира и процесса     овладения языком.

5.         Выделяют 3 функции речи:

• Коммуникативная –  главная функция, проявляется в том, что служит средством передачи информации от человека к человеку.

• Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.

• Регулирующая функция – когда  ребёнок обучается произвольно регулировать свои действия с помощью речевых стимулов. Наиболее ярко этот аспект проявляется в эгоцентрической речи детей – переходном этапе от внешней к внутренней речи.

6.                   Методика развития речи тесно связана с окружающим миром ( усваивая  новые слова и грамматические формы, ребенок  расширяет свое представление об окружающем мире)

7.                      Формы речи:

*    Письменная  -             графически оформленная речь, заранее обдуманная и исправленная.(книжная лексика, сложные предлоги, строгое соблюдение языковых норм)

*   Устная  -      речь произносимая, порождаемая в процессе говорения( свобода в выборе лексики, простые предложения, повторы, незаконченность мысли)

*   Внутренняя -   непроизносимая,  незвучащая, обращенная  к самому себе.

8.   Метод развития речи – это деятельность педагога и ребенка, обеспечивающая                 формирование речевых навыков и умений.

9.  Выделяют  наглядные, словесные, практические.

10. Наглядные :  рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий; их описание, рассказывание по ним…

11. Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений,  заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы.

12. Практические : дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры…

  13. Приемы  развития речи –варианты  применения данного метода, привнесение его в основное действие, подсказываемые характером учебного дидактического материала.

             Выделяют:

Словесные     -речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос…

Наглядные  - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению..

Игровые  могут быть и наглядными , и словесными.

14.     В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей:  общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.

15.         ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.                                                    Под лексической стороной речи понимают лексикон и его использование.                                 ЛЕКСИКОН – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают лексикон пассивный ( внутренний) и активный ( внешний)т.е. употребление слов в речи.    Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном, но и качественном совершенствовании (уточнении знаний слов,  точности употребления синонимов, антонимов и многозначных слов, понимания переносных значений).

16.  Главными задачами словарной работы являются :

          - обогащение словаря;

          - уточнение лексических понятий, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка( наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.)                                                                                                               - активизация словаря., т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь;                                                                                                                                                                                      -    устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь( просторечные, диалектные, жаргонные)

17.Формирование грамматического строя речи у дошкольников включает работу над морфологией.                      . 
Морфология – изучает грамматические свойства слова, его формы


Морфологический строй речи дошкольников включает все грамматические формы (за исключением некоторых). Он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.

18.     Задачи формирования грамматического строя речи:

  • Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка ( изменение по родам, числам, лицам и т. д.)
  • Помочь в овладении синтаксической стороной (правильное согласование слов в предложении, построение различных типов предложений и сочетание их в связном тексте).
  • Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов- словообразования.

19.      Большое внимание  отводится формированию звуковой стороны  речи.

-  формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие фонематического слуха и восприятия, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата.

- воспитание орфоэпически  правильной речи – умение говорить согласно нормам литературного произношения.

- формирование выразительности речи – умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

- выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом.

20.                      Формирование связной речи.

  Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на самостоятельные части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Речь считается связной, если для неё характерны: содержательность, точность, логичность, ясность, правильность, чистота, разнообразие.

21.    Первой ступенью развития связной речи является формирование диалогической формы речи.

Диалогическая форма речи, является первичной естественной формой языкового общения.

    ЗАДАЧИ формирования диалогической речи  :                                                                                          *           формировать  умения  вступать в общение;                                                                                                 *          поддерживать и завершать общение;

  • выражать отношение к предмету разговора;
  • высказываться  логично, связно;
  • говорить выразительно , пользоваться интонацией диалога;
  • уместно использовать мимику и жесты.

22.     В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Владение связной монологической речью — высшее достижение речевого воспитания дошкольников.

   Монологическая речь включает   обучение описания, повествования, рассуждения, обучение рассказу и пересказу.

23.Таким образом, в  воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Поэтому необходимо, чтобы речь взрослого соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи, а  совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи — главный фактор решения общей задачи - воспитания культуры речевого общения дошкольников .                   СПАСИБО   ЗА   ВНИМАНИЕ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Методика развития речи по УМК "Гармония"

В данной работе показана система обучения развитию речи с 1 класса по 4-ый....

методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавиназаимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значити культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкол...

Н.В. Новоторцева МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» - включает в себя тематический ...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...

Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик

 Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...