Методика развития речи.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
1. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ,
2 Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно(чувствительно) к усвоению речи. Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка. Овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Поэтому обучение родному языку, развитие речи на специальных занятиях (занятия по развитию речи) являются главной задачей нашего дошкольного учреждения.
В работе по развитию речи детей я использую парциональную программу О.С.Ушаковой «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду». В основе методики лежит комплексный подход, направленный на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи — развитие связной речи. Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется постепенно с усложнением материала внутри каждой задачи. Так в развитии связной речи это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.
Основными задачами развития речи являются — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.
3. Нужно четко понимать, что …
РЕЧ Ь - процесс общения между людьми с помощью языка.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ - процесс пополнения её содержания.
ЯЗЫК - система средств общения, требующая обучения и служащая целям коммуникации.
4. Содержательность речи зависит от процесса познания окружающего мира и процесса овладения языком.
5. Выделяют 3 функции речи:
• Коммуникативная – главная функция, проявляется в том, что служит средством передачи информации от человека к человеку.
• Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.
• Регулирующая функция – когда ребёнок обучается произвольно регулировать свои действия с помощью речевых стимулов. Наиболее ярко этот аспект проявляется в эгоцентрической речи детей – переходном этапе от внешней к внутренней речи.
6. Методика развития речи тесно связана с окружающим миром ( усваивая новые слова и грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире)
7. Формы речи:
* Письменная - графически оформленная речь, заранее обдуманная и исправленная.(книжная лексика, сложные предлоги, строгое соблюдение языковых норм)
* Устная - речь произносимая, порождаемая в процессе говорения( свобода в выборе лексики, простые предложения, повторы, незаконченность мысли)
* Внутренняя - непроизносимая, незвучащая, обращенная к самому себе.
8. Метод развития речи – это деятельность педагога и ребенка, обеспечивающая формирование речевых навыков и умений.
9. Выделяют наглядные, словесные, практические.
10. Наглядные : рассматривание натуральных предметов, игрушек, картин, фотографий; их описание, рассказывание по ним…
11. Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы.
12. Практические : дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры…
13. Приемы развития речи –варианты применения данного метода, привнесение его в основное действие, подсказываемые характером учебного дидактического материала.
Выделяют:
Словесные -речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос…
Наглядные - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению..
Игровые могут быть и наглядными , и словесными.
14. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
15. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. Под лексической стороной речи понимают лексикон и его использование. ЛЕКСИКОН – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают лексикон пассивный ( внутренний) и активный ( внешний)т.е. употребление слов в речи. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном, но и качественном совершенствовании (уточнении знаний слов, точности употребления синонимов, антонимов и многозначных слов, понимания переносных значений).
16. Главными задачами словарной работы являются :
- обогащение словаря;
- уточнение лексических понятий, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка( наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.) - активизация словаря., т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь; - устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь( просторечные, диалектные, жаргонные)
17.Формирование грамматического строя речи у дошкольников включает работу над морфологией. .
Морфология – изучает грамматические свойства слова, его формы
Морфологический строй речи дошкольников включает все грамматические формы (за исключением некоторых). Он усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий, числительных.
18. Задачи формирования грамматического строя речи:
- Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка ( изменение по родам, числам, лицам и т. д.)
- Помочь в овладении синтаксической стороной (правильное согласование слов в предложении, построение различных типов предложений и сочетание их в связном тексте).
- Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов- словообразования.
19. Большое внимание отводится формированию звуковой стороны речи.
- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие фонематического слуха и восприятия, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата.
- воспитание орфоэпически правильной речи – умение говорить согласно нормам литературного произношения.
- формирование выразительности речи – умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.
- выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом.
20. Формирование связной речи.
Под связной речью понимается отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на самостоятельные части; смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Речь считается связной, если для неё характерны: содержательность, точность, логичность, ясность, правильность, чистота, разнообразие.
21. Первой ступенью развития связной речи является формирование диалогической формы речи.
Диалогическая форма речи, является первичной естественной формой языкового общения.
ЗАДАЧИ формирования диалогической речи : * формировать умения вступать в общение; * поддерживать и завершать общение;
- выражать отношение к предмету разговора;
- высказываться логично, связно;
- говорить выразительно , пользоваться интонацией диалога;
- уместно использовать мимику и жесты.
22. В диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Владение связной монологической речью — высшее достижение речевого воспитания дошкольников.
Монологическая речь включает обучение описания, повествования, рассуждения, обучение рассказу и пересказу.
23.Таким образом, в воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации. Поэтому необходимо, чтобы речь взрослого соответствовала нормам литературного языка, литературной разговорной речи, а совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи — главный фактор решения общей задачи - воспитания культуры речевого общения дошкольников . СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»
Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...
Методика развития речи по УМК "Гармония"
В данной работе показана система обучения развитию речи с 1 класса по 4-ый....
методика развития речи детей с использованием малых форм фольклора
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавиназаимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значити культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкол...
Доклад методика развития речи
Доклад...
Н.В. Новоторцева МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов по специальностям 031700 «Олигофренопедагогика», 031800 «Логопедия» - включает в себя тематический ...
Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...
Развитие артикуляционной моторики и дыхания для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик
Правильное дыхание очень важно для развития речи младших школьников, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, ...