статья
статья на тему
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Причины речевых нарушений многообразны. Их можно объединить в три большие группы:
- наследственная предрасположенность;
- воздействие внешних неблагоприятных факторов;
- условия обучения и воспитания, несформированность необходимого базиса психологических навыков для овладения грамотой, лингвистические особенности языка.
Большая роль в возникновении речевых нарушений (общего недоразвития речи, дисграфии, дислексии, дефектов звукопроизношения) принадлежит генетическим факторам. Если наследственность ребёнка отягощена недоразвитием устной речи, нарушениями письменной речи, заиканием, левшеством, широким спектром пограничных психических расстройств ближайших родственников, риск появления той или иной речевой патологии существенно увеличивается. Речевой дефект может возникнуть даже под влиянием незначительных неблагоприятных внешних факторов.
Экзогенные повреждающие воздействия могут иметь место:
- в период внутриутробного развития (сложное течение беременности, болезни матери, токсикозы, интоксикации медикаментами, алкоголизм и наркомания матери, несовместимость по резус-фактору, инфекции);
- во время родов (затяжные роды, родовая травма, асфиксия, при использовании инструментальных пособий);
- в ранние годы жизни ребёнка (нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, «цепочка детских инфекций»).
Возникновение речевых нарушений может быть связано с неблагоприятными условиями обучения и воспитания. Косноязычие, двуязычие в семье может способствовать речевому недоразвитию. Педагогически запущенные дети, испытывающие дефицит общения, также составляют группу риска. Необходимо учитывать объём и уровень требований, предъявляемых обществом ребёнку в отношении грамотности, возраст начала обучения грамоте, методы и темпы обучения. Для одних подходит слуховой аналитико-синтетический метод, для других-метод зрительно-глобального запоминания. Темп усвоения материала ребёнком индивидуален.
Среди причин нарушений письменной речи учёные также выделяют незрелость познавательных способностей и неполноценность предпосылок интеллекта: нарушены произвольная концентрация внимания, переключение внимания и динамический праксис.
Таким образом, речевые нарушения у детей могут возникнуть на фоне наследственной предрасположенности, под влиянием внешних вредных воздействий и неудачных условиях обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...