Формирование интереса к урокам математики у младших школьников
методическая разработка на тему

Работа содержит методические разработки для формирования внимания к урокам математики у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА

К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Учитель начальных классов

Веселова Л.А.

Санкт - Петербург

  1. Введение:

Повышение качества усвоения знаний обучающихся — одна из важнейших задач не только педагога, но и школы в целом. Ее осуществления добиваются не за счет дополнительной нагрузки, а за счет совершенствования форм и методов обучения. В решении этого вопроса важное значение отводится развитию интереса школьников к учению, процессу познания вообще. Именно в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста у них активно развивается познавательный интерес и познавательная активность.

Становление познавательных интересов обучающихся, воспитания активного отношения к труду происходит, прежде всего на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность обучающихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работ: и дифференцированный подход к детям и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним.

Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагаются задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Нужно помочь каждому ребенку самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. Развитием этих умений необходимо начать заниматься как можно раньше: сравнивать и сопоставлять с детьми предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигур, сопоставлять симметричные композиции, искать аналоги. Важно развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, а так же постоянно повышать их интеллектуальный уровень. Помимо традиционных путей это можно делать, привлекая доступный энциклопедический материал, раскрывая значение новых слов и понятий, предлагая интересную дополнительную информацию и, конечно, выстраивая систему определенных заданий и упражнений.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения — вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит, и качество работы учителя.

Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания при выполнении которых дети что-то придумывают, изобретают, должны предлагаться автоматически.

В работе с детьми можно использовать развивающие игры. Они создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества:  внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

  1.  Роль, сущность и система дидактических игр:

Игра — это жизненная лаборатория

детства, дающая тот аромат, ту

атмосферу молодой жизни, без которой

эта пора ее была бы бесполезна для

человечества. В игре, этой специальной

обработке жизненного материала, есть

самое здоровое ядро разумной школы

детства.

        Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания.

        На занятиях постоянно должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, активизирующая деятельность обучающихся.

        Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и их модели.

        Все игры делятся на две группы: сюжетно- ролевые и игры- упражнения.

        В сюжетно- ролевых играх есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, игровое действие, игровое правило.

        Вторая группа игр требует меньше времени на их проведение. Однако, следует подчеркнуть, что сюжетно- ролевые дидактические игры вызывают большой интнрес у обучающихся, чем игры- упражнения.

  1. Кроссворды в системе дидактических игр.

        Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. При работе с кроссвордами обучающиеся соревнуются больше с «самим собой», т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т.д.

        Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа — наиболее важный путь освоения обучающимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности — проверка полученных знаний на практике.

        Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенфицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных интеллектуальных умений.

        Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, юмористический, с фрагментами, ребусный, крис-кросс, рассыпной, кроссворды с нестандартным заполнением, слогокроссворд, двухбуквенный, символьный, реверсивный, дуаль; по оформлению — классичесский, белый, с перегородами, сканворд, италика, готика, обратный, бесконечный, координатный, кейворд и т.д. Существуют кроссворды, содержащие одновременно признаки нескольких групп (переходные типы).

        На уроках применять можно целиком как сами кроссворды, так и их фрагменты.

  1. Минута занимательной математики.

        Задачи — шутки, логические упражнения, математические бусы, ошибки — невидимки.

        Предлагаются несложные задания в виде ребусов, загадок, задач в стихах. (С. Маршак, Д. Хармс, Ю. Чернова, С. Никитского), задачи Г. Остера. Все эти задания должны содержать элемент математики (число, знаки действий).

Например: Два брюшка, четыре ушка. Что это?

        Что за семь братьев: годами равные, именами разные?

        Возле елок и иголок

        Летним днем построен дом

        За травой не виден он,

        А жильцов в нем миллион.

Задачи — шутки:

        Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километов пробежала каждая лошадь?

        Если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь, то возможно ли через 48 часов солнечная погода?

        Назвать пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели.

        В свободное время можно использовать игры, которые заключают в себе вопросы, задания, призыв к действию.

Например: «Кто верней и кто быстрей?», «Не зевай!», «Знай таблицу умножения!».

В минуты отдыха нередко предлагаются занимательные логические упражнения.

        Например:

  1. Коля, Вася и Боря играли в шашки. Каждый из них сыграл всего две партии. Сколько всего партий было сыграно?
  2. Сосна выше осины, осина выше ели. Что ниже: сосна или ель?
  3. Через 2 года Тамаре будет 12. Сколько лет сейчас Тамаре? Сколько лет ей будет через 4 года?

«Математические бусы».

Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

        

        Большой наблюдательности требуют от обучающихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправои влево, если это возможно. Для этого необходимо установить закономерность.

…,5,7,9,...

…,5,6,9,10,...

…,21,17,13,...

…,6,12,18,...

…,6,12,24,...

«Ошибки — невидимки».

        На доске записаны несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача  обучающихся, ничего не стирая и не зачеркивая, сделать ошибку «невидимой».

10<10                 8=7                 6+3=10

10<100               8=7+1             6+3=10-1

10<10+5            15-8=7             1+6+3=10

  1. Вывод:

        Детям свойчствен дух состязания, первенства. Поэтому эти виды работ способствуют развитию математических способностей обучающихся, привитию интереса к матеатике.

        Занимательный материал оказывает огромное влияние на успехи ребенка в школе. Активизирует мыслительную деятельность обучающихся и интерес к предмету. Использовать занимательный материал можно на разных этапах урока, что обеспечивает успешное запоминание материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>

В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...

Формирование интереса к обучению у младших школьников

Содержание. Введение. Психологические особенности младшего школьного возраста.Особенности мотивации к учебной деятельности у младших школьников. Механизмы формирования интереса к ...

Организация учебной деятельности как один из путей формирования интереса к обучению у младших школьников.

В данной статье представлен материал из личного опыта работы по формированию положительной мотивации к обучению в школе у младших школьников....

Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »

СодержаниеОбоснование необходимости проекта Цель и задачи проекта Основное содержание проекта Принципы, лежащие в основе педагогического проекта Основные формы и методы реализации ...

Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.

Формирование  интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием  и способами деятельности; формирование  цен...