Звук С. Логопедические домашние задания.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Цикл логопедических домашних заданий на автоматизацию звука С разработан для закрепления поставленного звука детьми в домашних условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звук С Логопедические домашние задания

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика Улыбочка Заборчик Лопаточка Чистим зубки Горка Задуй свечку

Слайд 3

Звук С Накачай насосом колесо Шарик сдулся

Слайд 4

1-е занятие

Слайд 5

Слоги С изменением ритмического рисунка: са-са са-са-са , со-со – со-со-со , су-су – су-су-су, сы-сы – сы-сы-сы . С изменением ударения: Са-са-са , со-со-со , су-су-су, сы-сы-сы .

Слайд 6

Запомни-повтори Са-со-су-сы Со-су-сы-са Су-сы-са-со Сы-са-со-су

Слайд 7

Проговори слоги и слова Са-са-са-сад са-са-са - оса Са-са-са – сани са-са-са - коса Сы-сы-сы - сыпать са-са-са -писать Сы-сы-сы - сын са-са-са – касса Сы-сы-сы – осы Сы-сы-сы – усы Сы-сы-сы - бусы

Слайд 8

Запомни - повтори Сад-сын-сани Оса-коса- писать

Слайд 9

Заучи скороговорку Са-са-са – в саду оса Са-са-са – летит оса Сы-сы-сы – у осы усы Сы-сы-сы – в саду нет осы

Слайд 10

Буква С Рассмотри букву С. Обведи букву С (Сначала пальцем ведущей руки, потом другой руки). Нарисуй в воздухе букву С(сначала одной рукой, потом второй, затем двумя руками вместе).

Слайд 11

1-2-5-9 Оса (одна оса, две осы, пять ос, девять ос) Коса Касса Сын (один сын, два сына, пять сыновей, девять сыновей) сад

Слайд 12

Назови картинки

Слайд 14

Вспомни и назови картинки со слогом са Со слогом сы .

Слайд 15

2-е занятие Договори слово. Картинки найди в предыдущем занятии. Саня катается на (самокат). Саня катается с горки на …. У Сани новые зимние …. В саду жужжат …. У Сони длинные ….

Слайд 16

Проговори слоги и слова Со-со-со - сом со-со-со - носок Со-со-со – сом со-со-со - песок Со-со-со – Соня со-со-со – кусок Су-су-су - суп су-су-су - несу Су-су-су – сумка су-су-су- пасут Су-су-су - сундук су-су-су - посуда

Слайд 17

Запомни-повтори Со-су-су су-су-со Со-со-су су-со-со Со-су-со су-со-су Сок-сом-сон Сом-сон-сок Сон-сок-сом

Слайд 18

Определи место звука С Сон, оса, нос Игра 1-2-5-9: сом, сова Заучи скороговорки: Сом У Сони и Сани в сетях сом с усами. Сова В саду темно, все спят давно. Одна сова не спит, на суку сидит.

Слайд 19

Назови сначала слова со звуком С в начале, в конце, в середине.

Слайд 20

3-е занятие Запомни, повтори слоги Са-со-су-сы со-сы-са-су Са-су-сы-со со-са-су-сы Са-сы-со-су со-су-сы-са Повтори скороговорки на С (смотри предыдущее занятие)

Слайд 21

Закончи слово Но м Пе Ку п Поя СОК СО н СУ Ква Туе к Ле к

Слайд 22

Изменяй Кусать кусок мяса. Я кусал кусок мяса. Ты кусал кусок мяса. Он кусал кусок мяса. Мы кусали кусок мяса. Вы кусали кусок мяса. Они кусали кусок мяса.

Слайд 23

Преобразуй предложения. У Сони сумка. – Это Сонина сумка. У Сони носок. - … У Сони коса. - … У Сони сад. - … У Сони весы.- …

Слайд 24

Один – много: Называй один предмет, много предметов ( сок-соки ) Сом, сон, совок , сапог, сад, самокат, суп , сундук, сук, сын.

Слайд 25

4-е занятие Произнеси слоги и слова: Ас-ас-ас-вас ос-ос-ос-нос Ас-ас-ас-нас ос-ос-ос-поднос Ас-ас-ас-ананас ос-ос-ос-кокос Ас-ас-ас-квас ос-ос-ос-космос Ас-ас-ас-компас ес-ес-ес-навес

Слайд 26

Ус-ус-ус-фикус Ус-ус-ус- кактус Ус-ус-ус-автобус

Слайд 27

Называй картинки

Слайд 28

Проговори чистоговорки Ас-ас-ас- у нас дома ананас. Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос. Ус-ус-ус – у Сони фикус. Ыс-ыс-ыс - Денис, пей кумыс.

Слайд 29

Закончи слово Но. Кумы. Анана . Какту . Подно . Космо . Фоку. Наве . Кокос компа . Автобу . Фику .

Слайд 30

Занятие 5 Проговори слоги: аса-осо-усу-ысы Осо-усу-ысы-аса Усу-ысы-аса-осо Ысы-аса-осо-усу

Слайд 31

Определи место звука С Ас, са , ос, со, ус, су, ыс , сы 1-2-5-9: автобус, кактус, ананас. Назови слова , где звук С в начале слова, в середине слова, в конце слова: собака, салат, сундук, носок, поясок, висок, кусок, лесок, нос, лес, пёс, утёс, колесо, фикус, сынок, фасоль.

Слайд 32

Составь предложения. Санки, Соня, катать. Суп, готовить, Соня. Саня, мясо, собака , давать

Слайд 33

Выучи стихотворение Слонёнок удивил ребят, Слоненок стал на самокат, Немножко покатался – И самокат сломался. Г. Сапгир.

Слайд 34

Литература https://www.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B0+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&newwindow=1&hl=ru&gbv=2&oq=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+% D1%81%D0% BB%D0%BE%D0%BD%D0%B0&gs_l=heirloom-serp.1.2.0l4j0i22i30l6.188360.473297.0.475688.30.29.1.0.0.0.1250.5844.2-13j3j7-1.17.0....0...1ac.1.34.heirloom-serp.. 12.18.5844.jjmp04U9A10 В.В.Коноваленко , С.В. Коноваленко . Домашняя тетрадь для закрепления свистящих звуков С,З,Ц. М.: «Гном и Д», 2000.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки и буквы В-Ф Логопедическое занятие в подготовительной группе

Слайд 2

ВЫ или ФЫ

Слайд 3

В или Ф

Слайд 4

В Ф

Слайд 5

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.



Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в подготовительной группе.

Учитель-логопед: Благодатская Е.М.

Тема занятия: Дифференциация букв и звуков [В] - [Ф].

Цели:

  1. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [В] — [Ф], [Вь] — [Фь] (дифференциация звонких и глухих согласных);
  2. Формировать в пассивном и активном словаре ребенка понятий: «согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»; обучение выделению звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь] из ряда звуков, слогов, слов;
  3. Формировать умения определять место звуков [В] - [Ф]; [Вь] - [Фь] в слове.
  4.  Развитие слухового внимания, памяти, мышления.
  5.  Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, трудолюбия.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Развитие мимических мышц. Самомассаж

2. Артикуляционная гимнастика.  Общий комплекс.

3.Дид.игра «Отгадай звук по артикуляции».

4.Сообщение темы. Расскажу я вам историю. Ваня и Федя учили стихотворение. Носит одуфанчик

                          Желтый сараванчик.

Как вы думаете, правильно они произносят звуки в словах. Звуки В и Ф очень расстроились и решили отправиться в гости к буквам, которые они обозначают. Но чтобы им благополучно добраться до своих букв и их не перепутать нам с вами нужно потрудиться и научиться различать их в слогах и словах.

5.Дифференциация в-ф, звуковой анализ. Давайте их услышим в словах.

Какой звук слышите в начале этих слов: вата волк, ворота.

Какой звук слышите в конце этих слов: шарф, шкаф, жираф.

Звуки ф и в-характеристика.

6.Дифференциация в слоге: 

Разделимся на команды. Команда В хлопает, если слышит звук В, команда Ф –звук Ф

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»:

в, ф, ф, в...; ва, фа, фы, вы.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ва-фа, во-...; фы-вы, фо- ...

 Повторить за взрослым серию слогов:

ва-ва-фа, фа-фа-ва, фа-ва-фа, ва-фа-ва, фа-ва-ва, ва-фа-фа.

Договори слог вы или фы:

шка..., сли..., тык..., голь...,  жира..., бук..., тра..., шар...

7.Дифференциация в слове: из ряда слов выбрать те, в которых есть звук [Ф], звук [В], звуки [В] и [Ф] одновременно:

          ворона, флаг, футбол,  ваза, фрукты, жираф, кофта, львы...

(определить место звуков [В] и [Ф] в этих словах),

8.Игра  «В гости к буквам»: Мы хорошо различаем звуки в и ф. Теперь звуки вместе с нами  отправляются в гости к буквам. Давайте сделаем им подарок. Напишем на дорожках к их домикам буквы В и Ф.

А кто ещё может прийти в гости к буквам в и ф.

Я буду называть вам слова, а вы пишите нужную букву.

Слова: волк, фламинго, воробей, фермер, врач, ворона, фотограф.

Чем буква В угощала своих гостей, а чем буква Ф:

Варенье, конфеты, ватрушки, финики, виноград, фасоль.

И потом гости  и мы с вами красиво прочитали стихотворение:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

9. Итог. Мы теперь никогда не перепутаем звуки и буквы В и Ф.



Предварительный просмотр:

Работа в пропедевтический период

 над развитием предпосылок к формированию УУД,

с учащимися 1 класса, имеющими речевые нарушения,

на логопункте.

Психическое и речевое развитие поступающих в школу детей являются одной из центральных проблем современной начальной  школы. Это обусловлено рядом факторов:

  • изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу,
  • увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций.
  • У многих детей отмечаются недостатки речевого развития, первичного или вторичного генеза.

 Что в свою очередь обуславливает трудности в получении начального образования. Когда одним из требований, предъявляемых к ребёнку, является умение учиться. Т.е. быть способным к саморазвитию и самосовершенствованию, сознательно и активно приобретать новый социальный опыт. Для этого ребенок должен приобрести навыки учебной работы, обеспечивающие самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Учащиеся с речевыми нарушениями различной сложности, которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей затрудняющих формирование у них УУД.

Речевые особенности:

У первоклассников, испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков:

  • четкое произношение всех звуков речи,
  • фонематическое восприятие,
  • объём словарного запаса,
  • сформированность грамматического строя,
  • связность высказывания по теме, доступной пониманию.

Т.е. чаще всего нарушены все компоненты речевой системы в разной степени.

СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА        :

1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

4. Недостаточное развитие связной речи.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ        

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

СЛЕДСТВИЯ:

1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полоноценными навыками учебной деятельности.

2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).  Ко всему вышесказанному можно также добавить соматическую ослабленность  и наличие хронических заболеваний большого процента детей.

Таким образом , детям с речевыми нарушениями с первых дней обучения необходима коррекционная поддержка и формирование психологических и коммуникативных предпосылок. Передо мной, как перед учителем-логопедом , встала задача построить логопедические занятия таким образом, чтобы дети не только успешно овладевали умениями, но и освобождались от стресса. Так как, ни для кого ни секрет, что современные дети постоянно вращаются в круговороте постоянно поступающей информации. Процессы возбуждения и торможения часто нарушены. Дети быстро истощаются и устают, негативно реагируют на изменение ситуации. 

Цель логопедической работы в пропедевтический период:

Развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной  готовности к обучению. Поддержание соматического здоровья детей.

Поэтому в логопедическое  занятие в пропедевтическом периоде я включаю следующие этапы:

Артикуляционная гимнастика  - использование как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Формирует не только координацию речевых движений, но и готовит к формированию УУД ( регуляция , саморегуляция, использование символов в обучении) Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучить кровоснабжение артикуляторных органов,
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек
• Научить ребенка удерживать определенную артикулятрную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции.

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для глаз

 Упражнения по ориентации в пространстве, в собственном теле, на листе бумаги

Упражнения на развитие памяти

Внимания. Этапы и приёмы достаточно традиционны, но это ни сколько ни умаляет действенность их коррекционного воздействия и несомненного влияния на формирование УУД, так необходимых для получения начального образования. Более подробно хочу остановиться на логопедическом самомассаже.

Логопедический самомассаж

-Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым). Самомассаж  является средством, дополняющим воздействие основного массажа.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических  ощущений мышц участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса отдельных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличии от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Самомассаж может быть включен в организованную коррекционно-обучающую деятельность, а также завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а самомассаж рук и тела может включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы или пальчиковой гимнастики. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством взрослого. Перед его выполнением дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках. В условиях школьного логопункта это очень актуально. Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют прием самостоятельно, при необходимости можно использовать зрительный контроль (зеркало). Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном темпе.

При выполнении логопедического самомассажа, как впрочем и классического и логопедического массажа и самомассажа рук и других частей тела необходимо соблюдать ряд требований:

  1. Помещение должно быть хорошо проветренным;
  2. Одежда не должна стеснять движений;
  3. ОБЯЗАТЕЛЬНО вымыть руки и лицо ребенка;
  4. Направления движений всегда от переферии к центру, или к лимфатическим узлам;
  5. Ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;
  6. Соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него  дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);
  7. Не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи;
  8. Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.

К основным приемам самомассажа относятся те же приемы, что и в классическом массаже:

  1. Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;
  2. Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;
  3. Разминание  - смещение тканей с захватом – действие стимулирующее даже при локальном воздействии. Разминание аналогично пассивной гимнастике;
  4. Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.

Процедура логопедического самомассажа проводиться, как правило, по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Самомассаж мышц головы и шеи:

  1. «Я хороший» - расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.
  2. «Наденем шапочку» - и.п. тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке.

Самомассаж мышц лица:

  1. «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам.
  2. «Рисуем яблочки» - круговые движения от середин лба к вискам.
  3. «Дождик» - легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
  4. «Рисуем брови» - провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно, начиная с указательного.
  5. «Наденем очки» - легким движение проводить легко от виска, по краю скуловой кости к переносице, а затем по брови к вискам.
  6. «Нарисуем усы» - движение указательными средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
  7. «Клювик» - движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
  8. «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
  9. «Расческа» - поглаживание губ зубами.
  10.  «Молоточек» - постукивание губ  зубами.

Самомассаж языка:

  1. Поглаживание языка губами.
  2. Пошлепывание языка губами.
  3. Поглаживание языка зубами.
  4. Покусывание языка зубами.
  5. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы

Данные приемы самомассажа языка можно рассматривать и как часть активной гимнастики.

Помимо логопедического самомассажа в коррекционной работе в пропедевтический период  также эффективным средством как общего физического развития , так и речевого развития является самомассаж  кистей рук, ног и тела. А также игровой массаж проводимый детьми друг другу. Последний прием особенно эффективен при работе с детьми, имеющими психологические сложности: неконтактность, замкнутость, робость. Он помогает детям в игровой форме войти в прямой физический контакт, и на его основе наладить коммуникативное и эмоциональное взаимодействие.

Самомассаж кистей рук является универсальным и эффективным средством реабилитации тонких движений, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающее – оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Помимо этого, он является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания, при активизации их деятельности улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого самомассаж кистей рук – это важная составляющая сенсорного воспитания – в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.  Развивается межполушарное взаимодействие, синхронизируется деятельность ассоциативных волокон, связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария. Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры головного мозга с нижлежащими отделами центральной нервной системы.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет остальные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности  к восприятию информации из внешнего мира.   Логопедический самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно- моторная координация, а также развития речевой и творческой сфер. Что способствует формированию  более осознанному получению образования, т.е. формированию УУД  у детей с различными проблемами речевого развития.

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашние задания для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (в помощь родителям и воспитателям) Программа коррекционной логопедической работы

Настоящее пособие предназначено родителям старших дошкольников с нарушениями речи, воспитателям ДОУ, начинающим учителям - логопедам. Оно поможет спланировать и организовать коррекционно-логопедическу...

Памятка для родителей на тему: «Как правильно организовать логопедическое домашнее задание с вашим ребенком»

Часто родители считают, что если ребенок попал на логопункт или в логопедическую группу, то все проблемы решены. Логопед и воспитатели научат его правильно говорить, подготовят к школе. Что еще нужно?...

Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков Р - Л"

Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков Р - Л"...

Логопедические домашние задания по лексическим темам. Старшая группа. Сентябрь - декабрь

Домашнее задание логопеда по лексическим темем. Старшая группа. 1 полугодие...

Логопедическое домашнее задание по лексическим темам. Старшая группа. Январь - май

Домашнее задание логопеда по лексическим темам. Старшая группа 2 полугодие...

Домашнее задание №1 по автоматизации звука "Р".

Автоматизация звука "Р" необходима для введения нормативного звука в речь. Этот процесс нужно начинать только после того, как ребёнок научился четко произносить звук "Р" изолирован...