Обобщение опыта
статья по теме

Тавасиева Нина Кимовна

" Развитие творческих способностей младших школьников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Обобщение опыта учителя начальных классов.

Развитие творческих способностей младших школьников.(СЛ1)

         Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир.

             Актуальность моей темы очевидна, так как, в наше время существует (СЛ2) потребность в людях творческих и нестандартно мыслящих. Сегодня, когда перестраивается мышление, как никогда осознается необходимость повысить внимание к процессу формирования личности, дать ей возможность свободного творческого развития. Развитие творческих способностей будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира. Главная цель школы – способствовать       (СЛ3)умственномуразвитию личности, раскрывать ее творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. Всякий ребёнок от природы талантлив, и первая моя (СЛ4)задача –помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: игры, диспуты, занятия творчеством, конкурсы, классные часы, коллективные творческие дела, викторины. Дети с удовольствием принимают участие в конкурсах чтецов, смотрах ,Международных конкурсах таких, как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Ч и П»,  в этом году добавился ещё и (СЛ5) «Британский бульдог» по английскому языку, в котором дети впервые примут участие, также принимают участие и во многих районных конкурсах младших школьников, занимают призовые места.(СЛ6)

               Учителям начальных классов приходится с особой тщательностью продумывать: как урок подготовить.

Дети младшего возраста мыслят образами. На уроках даю возможность думать, а не «быстро, быстро, рук не вижу». Задаю такие вопросы, на которые нет ответа, а надо подумать. Вот на уроках и ищем, шепчемся, и решаем.

              В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают (СЛ7)возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал. Так как условия усвоения компьютерных технологий год от года изменяется быстрыми темпами. Некоторые учащиеся осваивают компьютер дома. Применение компьютера на уроке позволяет сэкономить время, вызывает интерес у ребят..                          Цифровое фото и видео используется для съемки уроков, внеклассных мероприятий,                оформление материалов. Внедрение ИКТ на уроках позволяют учителю реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, сделать урок более ярким и увлекательным. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают ученики) (сл8), обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее. Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами

             На разных этапах уроков и внеклассных мероприятий  стараюсь  использовать новые технологии, но не так часто как хотелось бы. Я уже более 10 лет работаю в малокомплектной школе, и часто применить на уроке туже презентацию невозможно, потому что второй класс бросит свою учебную деятельность и будет смотреть. Не секрет, что уроки в малокомплектном классе  являются для учителя в плане  подготовки и проведения одними из наиболее трудных, а для учеников знакомство с новой темой проходит  формально, по  составленному  учителем плану, с привлечением учащихся к активному участию в уроке в большей степени на этапе закрепления. Между тем ученики могут быть активными участниками урока, с первых и до последних минут урока, могут быть заинтересованы новой темой и вовлечены в учебное творчество. Для учащихся малокомплектных классов это особенно важно.

                 Учитывая, что в классе – комплекте большая часть урока отводится для выполнения самостоятельной работы, готовлю карточки для каждого ребенка индивидуально. Таким образом, выстраивается индивидуальная образовательная траектория. Один   ребенок считает  медленно, ему отводится больше времени на выполнения задания. Другой ребенок может решить дополнительную задачу или примеры по теме  данного раздела При организации индивидуальных образовательных траекторий у малокомплектной школы есть преимущества. Разработка карточек для каждого ребенка в отдельности позволяет повысить тонус общей познавательной активности учащихся, сформировать положительное отношение к учению и положительную самооценку, что, в свою очередь, будет способствовать всесторонне развитой личности школьника.

            Для меня на протяжении многих лет  привлекательными были нетрадиционные формы обучения  и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. В процессе игровой деятельности, ученик может в непринужденной форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель – создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся  моментов, где будет соседствовать привычное и непривычное.

          Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, (СЛ17) для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей.

          Творчество – это созидание, это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В деле воспитания творчество обычно связывается с понятиями «способности», «интеллект», развитие. Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Учитель должен способствовать созданию(СЛ18)творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к работе. Это необходимо учитывать и использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности

Для фиксирования результатов учебной и внеурочной деятельности созданы «Портфолио», для учащихся, которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности, т.к. в нем отражены достижения  учеников не только в учебе, но и внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Технология развития критического мышления"

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы    Э.Кинг...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта работы с родителями.

Особенности общения учителя и родителей. Типы общения....

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...