КТП по окружающему миру "Школа 21 века"
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Дата проведения

Тема урока

Результаты

 

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

Введение. Что тебя окружает

1.

 

Что тебя окружает.

 

 

Называние объектов «живой», «неживой» природы.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Кто ты такой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_2_klass.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения

Тема урока

Результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Введение. Что тебя окружает

1.

Что тебя окружает.

Называние объектов «живой», «неживой» природы.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Кто ты такой

2.

Я, ты, он, она...

Все мы люди…

Рассказ о себе, составление словесного портрета.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

Освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.

3.

Наши помощники – органы чувств.

Называние органов чувств (слух, зрение), понятие «внешние чувства (ощущения)».

Способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Умение проводить наблюдения, делать выводы. Стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

4.

Что такое

здоровье?

Понимание и воспроизведение нескольких правил здорового образа жизни; составление режима дня.

Сравнение понятий: «здоровье», «болезнь».

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

5.

Режим дня.

Практическая

работа

«Составление режима дня для будней и выходных».

Понимание и воспроизведение правила организации труда и отдыха; правила посадки при письме, чтении, во время слушания. Понимание, что такое режим дня, и практическое выполнение его.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

Способность успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.

6.

Физическая

культура.

Понимание  значения понятие «физическая культура». Понимание роли физической культуры для здоровья человека.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Использование информации для решения учебных и практических задач. Стремление  иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.

7.

Почему нужно правильно питаться.

Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Способность успешно осуществлять учебную деятельность. Использование информации для решения учебных и практических задач.

8.

Здоровье и

питание.

Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Умение объяснить понятие «рациональное питание (разумное питание)».

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

9.

Умеешь ли ты есть?

Понимание и воспроизведение основных правил здорового питания. Осознание, что такое гигиена и культура питания.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Освоение правил индивидуальной безопасной жизни.

10.

Почему нужно быть осторожным.

Практическая работа (съедобные и ядовитые грибы).

Понимание и называние некоторых мер предосторожности и безопасности, которые нужно соблюдать на улице, дома, в школе, на природе. Умение определять некоторые опасные предметы, объекты.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических

задач.

11.

Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах».

Понимание, когда солнце друг, а когда недруг. Умение оказать первую помощь при ожогах, порезах, ударах.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. Использование информации для решения учебных и практических

задач.

12.

Можно ли изменить себя.

Понимание,  как выносливость, воля помогали людям преодолевать недуги, изменять образ жизни и состояние своего народа. Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы. Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.

Кто живет рядом с тобой

13.

Что такое семья?

Практическая работа «Составление семейного «древа».

Осознание понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение». Умение составить рассказ о своей семье.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Воспитание любви  к своей семье.

14.

Труд в семье. Как семья отдыхает?

Понимание  понятий «помощь», «обязанность», их различия. Осознание понятия «традиции». Умение составить рассказ об отдыхе своей семьи.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

Использование информации для решения учебных и практических задач. Воспитание любви  к своей семье.

15.

Проверочная

работа.

Достижение необходимых результатов обучения по программе.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

16.

Твои друзья – взрослые и дети.

Знание понятие «правило», виды правил, основные правила поведения.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Воспитание гуманного отношения к людям. Использование информации для решения учебных и практических задач.

17.

Твои друзья – взрослые и дети.

Знание понятия: «вежливый», «приветливый», «внимательный». Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Принятие норм нравственного поведения в природе. Умение составлять рассказы по сюжетным картинкам и инсценировать ситуации по правилам поведения в различных обстоятельствах.

18.

О правилах

поведения.

Знание правила поведения в театре, музее, цирке, на улице, в подъезде, дома, на лестнице.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Использование информации для решения учебных и практических задач. Принятие норм нравственного поведения в обществе. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

19.

О дружбе.

Понимать, кто такой друг, что такое дружба. Умение подобрать пословицу и поговорку о дружбе.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

20.

О дружбе.  

Настроение.

Понимание понятий: «мимика», «жесты».  Узнавание настроения друг друга  по мимике.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Россия — твоя Родина

21.

Родина – что это значит?

Понимание, что такое Родина. Составление небольшого рассказа по теме.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.

22.

Родной край –

частица Родины.

Знание некоторых исторических мест и памятников родного города. Соотнесение информации с имеющимися знаниями.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение).

Формирование основ российской гражданской идентичности.

23.

Из истории нашей Родины. Экскурсия в музей.

Понимание, что предками русских людей были славяне. Осознание некоторых особенностей образа жизни древних славян. Понимание, кто такие  первые русские князья. Поиск информации, оценивание ее.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.

24.

Из истории нашей Родины. Виртуальная экскурсия  в художественный музей.

Называние основных занятий древних славян. Сравнение,  соотнесение информации с имеющимися знаниями.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Понимание особой роли России в мировой истории.

25.

Зачем человек трудится?

Понимание значения  труда. Составление небольшого рассказа по теме.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

Понимание роли человека в обществе.

26.

Хлеб – главное богатство России. Виртуальная экскурсия в места сельскохозяйственного труда.

Понимание значения хлеба в жизни человека; важности труда земледельца. Составление небольшого рассказа по теме.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Воспитание уважительного отношения к своей стране.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

27.

Как работают в пекарне (на хлебозаводе).

Экскурсия на предприятие.

Называние профессий людей, работающих на хлебозаводе; знание  последовательности производства хлеба;  машин, помогающих производить хлеб. Составление небольшого рассказа по теме.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Воспитание уважительного отношения к своей стране.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

28.

Все профессии важны. Виртуальная экскурсия в учреждение быта.

Осознание значения труда в жизни человека. Умение составлять небольшой рассказ по теме.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

29.

О  труде фермера и экономиста,

программиста.

Понимание, для чего нужны разные профессии, какие качества необходимы людям этих профессий.

Умение называть несколько профессий.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.

30.

Города России. Москва. Виртуальная экскурсия в краеведческий музей.

Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории становления Москвы. Составление небольшого рассказа об основателе Москвы – Юрии Долгоруком.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Понимание особой роли России в мировой истории. Воспитание чувства гордости за национальные достижения. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

31.

Древние города России.

Понимание и воспроизведение некоторых фактов из истории возникновения Владимира и Великого Новгорода. Составление небольшого рассказа по теме.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

32.

Мы – граждане России. Народы России.

Виртуальная экскурсия в музей народов России.

Осознание понятия: «Конституция», «права граждан», «права детей»,  название нашей страны – Российская Федерация. Знание несколько  национальностей россиян. Составление небольшого рассказа по теме.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире. Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию.

33.

Проверочная

работа.

Достижение запланированных результатов обучения.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

Мы — жители Земли

34.

Солнечная

система.

Понимание понятия «Солнечная система».

Умение назвать несколько признаков отличия Земли от других планет.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

35.

Земля – планета Солнечной системы.

Воспроизведение.

Названий планет Солнечной системы, условий жизни на Земле. Составление небольшого рассказа по

теме.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

36

Глобус – модель Земли.

Осознание, что глобус является моделью Земли.

Умение находить несколько географических объектов на глобусе.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

37

Царства живой природы.

Бактерии.

Понимание, что в природе есть большие разделы – царства.

Умение называть некоторые из царств

природы.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

38

Грибы.

Понимание, как устроен гриб. Умение называть несколько съедобных и несъедобных грибов.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Умение сотрудничать в группе, в паре.

39.

Жизнь животных.

Какие животные живут на Земле.

Называние царств живой природы. Составление небольшого рассказа по теме.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

40.

Как животные воспринимают мир.

Называние и узнавание животных, с которыми можно встретиться в лесу. Составление небольшого рассказа по теме.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

41.

Как животные

защищаются,

питаются, строят жилища.

Знание, как питаются, живут и защищаются животные. Составление небольшого рассказа по теме.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

42.

Как животные

воспитывают

потомство.

Понимание, как некоторые животные воспитывают своих детёнышей.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

43.

Жизнь растений.

Какие бывают

растения.

Практическая работа (редкие растения нашей местности).

Осознание разнообразия растительного

мира.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

44.

Органы растения и их значение для его жизни. Практическая работа (части растений).

Называние частей растения. Составление небольшого рассказа по теме.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Умение сотрудничать в группе, в паре.

45.

Что такое лес? 

Экскурсия.

.

Составление небольшого рассказа по теме.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Умение сотрудничать в группе, в паре. Формирование основ экологической культуры.

46.

Как развиваются растения.

Практические умения выращивать растения из семян, наблюдать за их ростом и развитием.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира.

Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой

жизни.

47.

Деревья леса.

Понимание,  что такое «паспорт» дерева.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

48.

Кустарники леса.

Осознание того, что второй ярус леса – кустарники. Составление небольшого рассказа по теме.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация,

чтение).

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

49.

Травянистые растения. Практическая работа 

Понимание, что такое  травянистые растения.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Умение сотрудничать в группе, в паре. Понимание ценности любой

жизни.

50.

Лесная аптека.

Практическая работа (растения леса).

Называние некоторых  лекарственных растений и съедобных грибов.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры.

51.

Звери леса.

Воспроизведение названий некоторых хищных животных и знание  некоторых их повадок. Составление небольшого рассказа по теме.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

52.

Проверочная

работа.

Достижение необходимых результатов освоения программы.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

53.

Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса.

Воспроизведение названий нескольких лесных птиц, их голосов, некоторых особенностей поведения. Составление небольшого рассказа по теме.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира. Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

54.

Насекомые леса.

Называние и узнавание нескольких  насекомых, особенности внешнего вида, повадки. Составление небольшого рассказа по теме.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни.

55.

Мы пришли в лес. Экскурсия.

Понимание и воспроизведение нескольких правил поведения в лесу.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

56.

Путешествие

капельки.

Осознание  и понимание, что в природе существуют три состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное). Понимание, что такое круговорот воды в природе.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Понимание ценности любой жизни.

57.

Свойства воды.

Понимание и воспроизведение свойств воды, различные её состояния.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

Умение сотрудничать в группе, в паре; искать информацию. Формирование основ экологической культуры.

58.

Рыбы – обитатели водоёмов.

Узнавание и называние нескольких обитателей водоёмов (рыбы), знание некоторых особенностей их образа жизни.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями.

59.

Пресный водоём.  Обитатели пресных водоёмов.

Экскурсия на

водоем.

Узнавание и называние нескольких обитателей пресных водоёмов, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к водной среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира пресного водоема.

Владение способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение).

Понимание ценности любой жизни.

60.

Болото – естественный водоём.

Практическая работа (растения водоема).

Узнавание и называние нескольких обитателей  болота, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособления к среде обитания. Умение  называть нескольких  представителей животного и растительного мира болот.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

61.

Растения и животные луга. Виртуальная экскурсия на луг.

Практическая работа (растения  луга).

Узнавание и называние нескольких обитателей луга, знание некоторых особенностей их образа жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного мира луга.

Способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.).

Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

62.

Растения и животные поля. Виртуальная экскурсия в поле.

Практическая работа (растения поля).

Узнавание и называние нескольких обитателей  поля, знание некоторых особенностей их образа  жизни, приспособление к среде обитания. Умение называть нескольких представителей животного и растительного  мира поля.

Владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

63.

Растения и животные сада. Виртуальная экскурсия в сад.

Практическая работа (растения сада).

Узнавание и называние нескольких обитателей  сада, знание некоторых особенностей их образа  жизни, приспособление к среде обитания. Умение  называть нескольких  представителей животного и растительного  мира сада.

Способность в связной, логически целесообразной форме речи передавать результаты изучения объектов окружающего мира.

Умение искать нужную информацию. Формирование основ экологической культуры.

64.

Будем беречь

природу.

Узнавание и называние нескольких представителей Красной книги. Составление небольшого рассказа по теме.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

65.

Проверочная

работа.

Достижение необходимого результата обучения по программе во втором классе.

Владение способами получения, анализа и обработки информации.

Способность успешно осуществлять учебную деятельность.

66.

Будем беречь нашу Землю.

Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Формирование основ экологической культуры.

67.

Будем беречь

природу.

Узнавание и называние нескольких представителей Красной книги. Составление небольшого рассказа по теме.

Владение рассуждением, описанием, повествованием.

Умение соотносить информацию с имеющимися знаниями. Формирование основ экологической культуры.

68.

Будем беречь нашу Землю.

Закрепление достигнутого результата обучения по программе во втором классе.

Владение методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Формирование основ экологической культуры.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»                                                 «Согласовано»                              «Рассмотрено»

Директор МБОУ «Боградская   СОШ»       Зам. директора по УВР НОО       на заседании МО

                                                                                                                                 протокол №__от                                                        

  ________ Краснов Д.А.                              _______Кокухина Л.Н.        «___»__________2015г.         «___» _____________2015 г.                       «___»__________2015 г.                    

Рабочая программа учебного предмета

Окружающий мир

во 2 классе «Б»

(общеобразовательное обучение)

на 2015 – 2016 учебный год

Составитель: учитель начальных классов I к.к.

Зырянова Светлана Владимировна

2015 – 2016 уч. год

с. Боград

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» во 2 «А» классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» для 2 класса, в рамках проекта «Начальная школа 21 века»  и на основе следующих нормативных документов:

  • примерной программы начального общего образования по литературному чтению;
  • образовательной программы НОО МБОУ «Боградская сош» на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Начальная школа ХХI века» автор Виноградова Н.Ф.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

для обучающихся:

  1. Окружающий мир: учебник для 2 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2.  Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012

Выбраны в соответствии с Федеральным перечнем учебников и рабочих тетрадей и продолжения изучения предмета «Окружающий мир» по линии Н.Ф. Виноградовой.

для учителя:

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы: методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации и примерное тематическое планирование, предложенные в методическом пособии  Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК  «Начальная школа ХХI века» автора Е.С.Галанжиной, издательства «Планета», 2013 г., итоги контрольной работы, проведённой в мае 2015 года, самоанализа результатов обученности обучающихся 1 «А» класса.

Место предмета в учебном плане МБОУ «Боградская сош»

Согласно действующему Базисному учебному плану, учебному плану МБОУ «Боградская сош» на 2015-2016 учебный год рабочая программа для 2 «А» класса предусматривает обучение окружающему миру в объёме 2 часов в неделю на протяжении учебного года, 68 часов в год.

Цели и задачи обучения окружающему миру в соответствии с целями и задачами ШМО, РМО:

Цель программы состоит в том, чтобы способствовать формированию социального опыта школьника, воспитанию правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; пониманию своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Для достижения поставленной цели изучения окружающего мира в начальной школе необходимо решение следующих  задач:

  • формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
  • осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
  • решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.

Концепция (основная идея) программы  состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

Особенность программы

Предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд»,  изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни».

Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень). В процессе изучения «Окружающего мира» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений.

Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

1.

Введение. Что тебя окружает.

1 ч.

2.

Кто ты такой.

11 ч.

3.

Кто живёт рядом с тобой.

8 ч.

4.

Россия – твоя Родина.

13 ч.

5.

Мы – жители Земли.

35 ч.

Итого:

68 ч.

Содержание программы (68 часов)

Введение. Что тебя окружает (1 ч) 

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (11 ч) 

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя. Наши помощники — органы чувств. Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры). Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя. ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

 Кто живет рядом с тобой (8 ч) 

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники. Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

 Россия — твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края. Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист). Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Мы — жители Земли (35 ч) 

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы. Царства природы. Животное и растение — живые существа. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса. Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки. Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек. Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком. Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля. Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода. Природа и человек. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе. Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных. Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий). Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Основные принципы отбора материала:

  • учет возрастных психологических  особенностей детей младшего школьного возраста;
  • интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
  • дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
  •  учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
  • системности, преемственности, перспективности.

Общая характеристика курса окружающий мир

    Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся;  обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации;

     В комплекте с учебником  - рабочие тетради для организации индивидуальной работы с детьми;

     Формы организации занятий:

    -нетрадиционные формы организации занятий: занятия вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.);

    -экскурсионные занятия в музей, в парк, сезонные экскурсии, на место работы людей и пр.;

   -практические работы: уход за комнатными растениями и живым уголком;

  -программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие содержательные линии:

1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено
темой «Кто ты такой».

2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой «Кто живет рядом с тобой».

3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Мы — жители Земли».

4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Твоя Родина — Россия».

5. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», которое имеется во всех темах программы 2 класса.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Планируемые результаты освоения курса окружающего мира

Личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности;
  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;
  • понимание особой роли России в общемировой истории;
  • воспитание чувства гордости за национальные достижения, уважительного отношения к своей стране, к истории страны, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения к людям;
  • воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе;
  • принятие норм нравственного поведения в природе, в обществе, норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • понимание ценности любой жизни;
  • формирование основ экологической культуры;
  • освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

 Метапредметные результаты:

  • способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции;
  • владение способами организации, планирования различных видов деятельности;
  • способность в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира;
  •  владение рассуждением, описанием, повествованием.

Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира;
  • расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта;
  • формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

К концу обучения во втором  классе  обучающиеся 2 «А» класса научатся: 

  • составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  • различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
  • кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
  • описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения во втором классе обучающиеся 2 «А» класса получат возможность научиться:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;
  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
  • ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  • приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Критерии оценивания.

В первом полугодии второго класса используется безотметочная система оценивания. Использование данной формы оценивания осуществляется в соответствии с письмом Минобразования РФ от 3 июня 2003 г. N 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования», во втором полугодии второго класса оценивание будет осуществляться согласно методическому письму Министерства образования от 19.11.98г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Материально – техническое обеспечение программы

 

 Электронно-программное обеспечение

1) компьютер;

2) презентационное оборудование;

3) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);

4) целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

Печатные и другие пособия

Для организации работы с разными источниками информации в классе имеются научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари, звукозаписи.

В соответствии с содержанием обучения, в классе  и кабинетах географии  и биологииимеются:

  • таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
  • плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
  • портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
  • географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
  • рельефные модели равнины, холма, оврага;
  • модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
  • модель торса человека с внутренними органами;
  • муляжи грибов, фруктов и овощей;
  • макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
  • разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
  • коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
  • гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
  • предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
  • живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., фотоаппарат и видеокамера.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (в кабинетах химии, географии, биологии):

  • демонстрационный экземпляр микроскопа;
  • демонстрационный экземпляр глобуса;
  • комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
  • комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
  • демонстрационный экземпляр флюгера;
  • демонстрационный экземпляр барометра;
  • демонстрационный экземпляр бинокля;
  • демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
  • демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы уроки будут дополнительно проводиться в кабинетах химии, географии, биологии.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века"

Итоговая контрольная работа по окружающему миру в 4 классе. УМК "Начальная школа ХХ1 века"...

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"

Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку....

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Искусство России 19 века. "Золотой век" русской культуры. Поэты и писатели 19 века. А.С.Пушкин"

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Презентация у окружающему миру 4 класс .УМК " Школа 21 века" тема"Искусство 18 века"

Презентация содержит материал о народной музыке и скоморохах в 18 веке на Руси....

Итоговая Проверочная работа по окружающему миру за 1 полугодие 3 класс (Начальная школа 21 века) Тесты по окружающему миру 21 век Виноградова

Проверочная работа по окружающему мируУМК «Начальная школа XXI века»3 класс, 2 четвертьПроверочная работа составлена в виде теста в двух вариантах....

Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков».

Окружающий мир 4 класс Кроссворды к учебнику «Окружающий мир.4 класс».А.А.Плешакова Тема: «Средние века: время рыцарей и замков»....