Консультация для педагогов «Технология выполнения творческих проектов»
консультация на тему

Якуткина Валентина Дмитриевна

Метод творческих проектов как способ обучения школьников проектной деятельности - комплексное методическое образование, синтезирующее различные методы обучения. Какие методы применяются на различных этапах проектной деятельности и пойдет речь в настоящей консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel_sentyabr.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Технология выполнения творческих проектов».

Метод творческих проектов как способ обучения школьников проектной деятельности - комплексное методическое образование, синтезирующее различные методы обучения.

1. Исследовательский этап.

Прежде всего, на этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Используется вербальный метод (рассказ, объяснение), метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Участники осуществляют мини-маркетинговые исследования, выявляют потребности в определённых изделиях или услугах, интеллектуальные и материальные возможности самого себя и школы. Учитель использует метод информационной поддержки, представляет учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и другие источники. Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый дошкольник формулирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта. Осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается «звёздочка обдумывания»- схематичное изображение составляющих творческого проекта. Учитель знакомит учащихся с алгоритмом выполнения творческого проекта, включающим основные проблемы его реализации. На этапе разработки различных вариантов выполнения проекта учащиеся изучают его историю, делают рисунки, эскизы, схемы возможных вариантом, определяют их достоинства и недостатки. Учитель помогает школьникам найти необходимые исторические документы, материалы, экспонаты, открытки, художественные произведения. Возможны посещения музеев, выставок, демонстрация слайдов, хроникально-документальных фильмов. Используется метод дизайн - анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, материалы и цветовое решение будущего изделия. Для определения формы изделия и наиболее подходящих материалов можно использовать метод морфологического анализа. Учитель рассказывает об истории и сущности этого метода, помогает учащимся по каждому проекту составить морфологическую матрицу.

Признаки

Альтернативные варианты

Материал

Конструкция

Способы оформления

Цветовое решение

Может быть использован метод фокальных объектов, который хорошо тренирует технологическое мышление и воображение. Учитель заготавливает и показывает учащимся автоматизированные или выполненные в виде плакатов таблицы признаков различных выбранных объектов.

Признаки объектов:

Объекты

Признаки

Школьники мысленно переносят признаки различных объектов на проектируемые ими объекты. На основе ассоциативного мышления получаются необычные сочетания признаков, позволяющие преодолеть психологическую инертность и найти оригинальное решение проектно-творческой задачи и различные модификации проектируемых объектов. Активизация технологического мышления учащихся можно добиться также с помощью использования алгоритмического метода исследования проектируемого объекта. Учитель помогает школьникам найти в журналах, книгах, каталогах и других источниках модели, фотографии идеальных объектов и предлагает сравнить идеальные и реально существующие объекты. На основе сравнительного анализа составляется список технологических противоречий и разрабатывается алгоритм по их устранению.

Алгоритмический анализ

Признаки

Идеальный объект

Реальный объект

Действия по устранению противоречий

В результате таких упражнений у школьников формируется алгоритм творческой проектной деятельности. На основе проведённого анализа учащиеся разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. Затем определяется перечень необходимых инструментов, приспособлений и оборудования. Раскрываются правила безопасности при работе с ними и санитарно-гигиенические условия организации рабочего места. На следующем этапе учитель оказывает учащимся помощь в проведении предварительных экономических расчётов себестоимости проектируемого изделия. Здесь может быть использован функционально-стомостный анализ объекта с целью определения затрат на материалы, оборудование, энергоносители, информационные услуги. На следующем этапе обучения проектной деятельности необходимо научить школьников анализировать экологические ограничения и достоинства проектируемых объектов. На основе полученных знаний учащиеся заполняют таблицу.

Экологическое обоснование проекта

Экологические достоинства объекта

Экологические ограничения объекта

Исследовательский этап проектной деятельности заканчивается разработкой технологии изготовления спроектированного изделия. Учитель также помогает учащимся разработать технологические карты.

Технологическая карта.

№ и название детали

Наименование операции

Эскиз

Оборудование и инструменты

2. Технологический этап.

В процессе выполнения технологической операции учащиеся в совместной деятельности с учителем подбирают режимы обработки материалов, осуществляют контроль качества обработки деталей и самоконтроль своей преобразовательной деятельности, вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, контролируют технологический процесс, соблюдают технологическую и трудовую дисциплину. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.

3. Заключительный этап.

На этом этапе осуществляется корректировка деятельности, экологическое обоснование проекта, мини-маркетинговое исследование, контроль и испытание изделия, защита проекта. Коррекция изделия проводиться на основе метода сравнения выполненного проекта с тем, который был задуман и оформлен в рисунках, эскизах, чертежах. Учитель помогает обнаружить и устранить недочёты, привести проект в соответствие с заранее утверждённым вариантом. Испытания изготовленного изделия сначала проводят самостоятельно, а затем с друзьями и учителем. Когда проекты будут выполнены, оформляется пояснительная записка. Учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. В ходе защиты учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы членов жюри и товарищей, делаю самооценку проектов. Чтобы объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников, целесообразно заполнять оценочный лист проекта.

Оценочный лист проекта.

Учащийся______________

Тема проекта_____________

Этапы выполнения проекта

Оценки

Исследовательский

Технологический

Заключительный

Общая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация и методика обучения учащихся выполнению творческих проектов»

Публикуемый материал содержит мнформацию по организация и методике обучению учащихся выполнению творческих проектов, содержат информацию о дизайн-упражнениях....

Консультация для педагогов на тему: "Организация непосредственной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии"

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, ...

Лэпбук - средство реализации творческих проектов младших школьников (теоретический материал и мастер-класс для родителей и педагогов)

Презентация содержит теоретические материалы по теме "Лэпбук - средство реализации творческих проектов младших школьников", а также задания для практической части.В архиве готовые материалы ...

Консультация для педагогов "Педагогические технологии"

В статье представлены методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. ...

Консультация для педагогов «ЛЕГО — конструирование как средство развития творческого мышления ребенка»

Что такое ЛЕГО для ребенка? Это буря эмоций и восторг, сменяющийся любопытством. Конструктор ЛЕГО-это необъятный мир, со своими фантазиями, развивающими мышление ребенка. Целые города с добродушными ж...

Консультация для педагогов Технология лего-конструирования как метод развития инженерного мышления

Что же такое инженерное мышление?«Инженерное мышление» - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной ...