Консультация для педагогов «Технология выполнения творческих проектов»
консультация на тему
Метод творческих проектов как способ обучения школьников проектной деятельности - комплексное методическое образование, синтезирующее различные методы обучения. Какие методы применяются на различных этапах проектной деятельности и пойдет речь в настоящей консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_sentyabr.docx | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Технология выполнения творческих проектов».
Метод творческих проектов как способ обучения школьников проектной деятельности - комплексное методическое образование, синтезирующее различные методы обучения.
1. Исследовательский этап.
Прежде всего, на этом этапе осуществляется поиск проблемной области. Учитель ставит перед учащимися проблемы, предлагает банк проектов, раскрывает требования к проектам, технологию их выполнения и оценивания. Используется вербальный метод (рассказ, объяснение), метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки. Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем. Участники осуществляют мини-маркетинговые исследования, выявляют потребности в определённых изделиях или услугах, интеллектуальные и материальные возможности самого себя и школы. Учитель использует метод информационной поддержки, представляет учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и другие источники. Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый дошкольник формулирует для себя конкретную задачу и выбирает тему проекта. Осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается «звёздочка обдумывания»- схематичное изображение составляющих творческого проекта. Учитель знакомит учащихся с алгоритмом выполнения творческого проекта, включающим основные проблемы его реализации. На этапе разработки различных вариантов выполнения проекта учащиеся изучают его историю, делают рисунки, эскизы, схемы возможных вариантом, определяют их достоинства и недостатки. Учитель помогает школьникам найти необходимые исторические документы, материалы, экспонаты, открытки, художественные произведения. Возможны посещения музеев, выставок, демонстрация слайдов, хроникально-документальных фильмов. Используется метод дизайн - анализа, который помогает учащимся выявить форму, размеры, стиль, материалы и цветовое решение будущего изделия. Для определения формы изделия и наиболее подходящих материалов можно использовать метод морфологического анализа. Учитель рассказывает об истории и сущности этого метода, помогает учащимся по каждому проекту составить морфологическую матрицу.
Признаки | Альтернативные варианты |
Материал | |
Конструкция | |
Способы оформления | |
Цветовое решение |
Может быть использован метод фокальных объектов, который хорошо тренирует технологическое мышление и воображение. Учитель заготавливает и показывает учащимся автоматизированные или выполненные в виде плакатов таблицы признаков различных выбранных объектов.
Признаки объектов:
Объекты | Признаки |
Школьники мысленно переносят признаки различных объектов на проектируемые ими объекты. На основе ассоциативного мышления получаются необычные сочетания признаков, позволяющие преодолеть психологическую инертность и найти оригинальное решение проектно-творческой задачи и различные модификации проектируемых объектов. Активизация технологического мышления учащихся можно добиться также с помощью использования алгоритмического метода исследования проектируемого объекта. Учитель помогает школьникам найти в журналах, книгах, каталогах и других источниках модели, фотографии идеальных объектов и предлагает сравнить идеальные и реально существующие объекты. На основе сравнительного анализа составляется список технологических противоречий и разрабатывается алгоритм по их устранению.
Алгоритмический анализ
Признаки | Идеальный объект | Реальный объект | Действия по устранению противоречий |
В результате таких упражнений у школьников формируется алгоритм творческой проектной деятельности. На основе проведённого анализа учащиеся разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием. Затем определяется перечень необходимых инструментов, приспособлений и оборудования. Раскрываются правила безопасности при работе с ними и санитарно-гигиенические условия организации рабочего места. На следующем этапе учитель оказывает учащимся помощь в проведении предварительных экономических расчётов себестоимости проектируемого изделия. Здесь может быть использован функционально-стомостный анализ объекта с целью определения затрат на материалы, оборудование, энергоносители, информационные услуги. На следующем этапе обучения проектной деятельности необходимо научить школьников анализировать экологические ограничения и достоинства проектируемых объектов. На основе полученных знаний учащиеся заполняют таблицу.
Экологическое обоснование проекта
Экологические достоинства объекта | Экологические ограничения объекта |
Исследовательский этап проектной деятельности заканчивается разработкой технологии изготовления спроектированного изделия. Учитель также помогает учащимся разработать технологические карты.
Технологическая карта.
№ и название детали | Наименование операции | Эскиз | Оборудование и инструменты |
2. Технологический этап.
В процессе выполнения технологической операции учащиеся в совместной деятельности с учителем подбирают режимы обработки материалов, осуществляют контроль качества обработки деталей и самоконтроль своей преобразовательной деятельности, вносят изменения в технологический процесс, корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, контролируют технологический процесс, соблюдают технологическую и трудовую дисциплину. Особое внимание уделяется организации рабочего места и культуре труда.
3. Заключительный этап.
На этом этапе осуществляется корректировка деятельности, экологическое обоснование проекта, мини-маркетинговое исследование, контроль и испытание изделия, защита проекта. Коррекция изделия проводиться на основе метода сравнения выполненного проекта с тем, который был задуман и оформлен в рисунках, эскизах, чертежах. Учитель помогает обнаружить и устранить недочёты, привести проект в соответствие с заранее утверждённым вариантом. Испытания изготовленного изделия сначала проводят самостоятельно, а затем с друзьями и учителем. Когда проекты будут выполнены, оформляется пояснительная записка. Учитель должен предоставить учащимся возможность оформить творческие проекты быстро и качественно. Подготовленные и оформленные проекты учителем допускаются к защите. В ходе защиты учащиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы членов жюри и товарищей, делаю самооценку проектов. Чтобы объективно и всесторонне оценить творческую проектную деятельность школьников, целесообразно заполнять оценочный лист проекта.
Оценочный лист проекта.
Учащийся______________
Тема проекта_____________
Этапы выполнения проекта | Оценки |
Исследовательский | |
Технологический | |
Заключительный | |
Общая оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Организация и методика обучения учащихся выполнению творческих проектов»
Публикуемый материал содержит мнформацию по организация и методике обучению учащихся выполнению творческих проектов, содержат информацию о дизайн-упражнениях....
Консультация для педагогов на тему: "Организация непосредственной образовательной деятельности с использованием социо-игровой технологии"
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, ...
Лэпбук - средство реализации творческих проектов младших школьников (теоретический материал и мастер-класс для родителей и педагогов)
Презентация содержит теоретические материалы по теме "Лэпбук - средство реализации творческих проектов младших школьников", а также задания для практической части.В архиве готовые материалы ...
Консультация для педагогов "Педагогические технологии"
В статье представлены методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. ...
Мастер-класс для детей, консультации для родителей, познавательно-творческие проекты
Работа с детьми дошкольного возраста...
Консультация для педагогов «ЛЕГО — конструирование как средство развития творческого мышления ребенка»
Что такое ЛЕГО для ребенка? Это буря эмоций и восторг, сменяющийся любопытством. Конструктор ЛЕГО-это необъятный мир, со своими фантазиями, развивающими мышление ребенка. Целые города с добродушными ж...
Консультация для педагогов Технология лего-конструирования как метод развития инженерного мышления
Что же такое инженерное мышление?«Инженерное мышление» - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной ...