«Развитие творческих способностей учащихся на уроках ОРКСЭ.»
статья (4 класс) на тему
Как научить ребёнка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_razvitie_uchashchihsya_na_urokah_orkse.docx | 28.08 КБ |
Предварительный просмотр:
- Тема моей работы, которую я хочу представить «Развитие творческих способностей учащихся на уроках ОРКСЭ.»
- «Как научить ребёнка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!»
В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: а именно - обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит мысль Сократа: «В каждом ребёнке есть солнце, только дайте ему светить»
3. Предмет ОРКСЭ более всего расположен к нетрадиционным формам: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки - творческие лаборатории и круглые столы, праздники, уроки-выставки и презентации.
Он способствует развитию навыков общественной жизни, коллективной деятельности учащихся. Задача учителя – создать условия для возникновения интереса к знанию культуры и основ религии народов России, познавательной и творческой деятельности. Научить школьников видеть и понимать объекты, явления, научить их вести посильную исследовательскую работу (наблюдения, поиск, опыты), собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их; пользоваться различными источниками информации.
Как же организовать обучение, направленное на развитие творческих способностей?
4. Прежде всего обратить внимание на принципы обучения, способствующие развитию творческих способностей:
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип оптимального сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения;
- принцип единства и оптимального сочетания общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Всегда стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности.
5. Метод проектов уникален, так как ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он эффективен, так его структура естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности, и направлен на получение практического результата. Его можно применять в урочной и внеурочной деятельности.
Темы проектов могут быть различны: «Россия – Родина моя», «Моя малая родина», «Моё генеалогическое древо», «Герб моей семьи», «Добро и зло в русских народных сказках», «Обычаи моего народа» и т.д.
6. На занятиях для каждого ребенка всегда найдется проект по силам: кто-то умеет сочинять, кто-то прекрасно рисовать, у кого-то отлично развиты память и воображение, кто-то быстро осваивает работу с программами за компьютером, кто-то делает замечательные поделки своими руками. Поэтому здесь не может быть неуспевающих – в процесс обучения заложена «ситуация успеха». Такая деятельность нравится детям, они начинают самостоятельно отслеживать свои успехи в развитии, у них формируется чувство собственного достоинства.
7. У каждого из моих учеников есть своя папка, куда собираются все проекты, выполненные ими. В течение недели дети берут свои папки в любое удобное для них время и работают с ними.
Дети 9-10 лет по-прежнему восприимчивы к игровым видам учебной деятельности. Они с удовольствием играют на уроке, не замечая, как усваивают материал, овладевают навыками определенных действий, учатся культуре общения друг с другом. В то же время, в силу возрастных особенностей, дети такого возраста еще не обладают достаточным социально-нравственным и познавательным опытом, необходимым для проявления ответственности, длительного волевого усилия, для осознания необходимости. Они быстро устают, особенно от однообразной или длительной умственной деятельности. Для них характерной является импульсная активность.
8. Поэтому советую при организации работы по развитию творческих способностей детей младшего возраста на уроках ОРКСЭ:
- как можно больше игровых моментов и групповых форм работы;
- как можно меньше письменных заданий;
- как можно больше наглядных материалов;
- организация заданий по рисованию, творческие работы, тематические выставки;
-организация ситуаций успеха, поощрения;
- не подавлять инициативу детей в угоду дисциплине.
Необходимо использовать загадки и сказки в учебном процессе, применять вербальные методы (образ крылатого выражения; исключи лишнее слово; словесные тесты; восстанови надпись; кроссворды, кроссворд – наоборот, ребусы и т. д.),
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо наполнять учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н. Рыленков.)
Хочу предложить вашему вниманию несколько вариантов работы на уроке:
9. 1.СКАЗКА. -Придумай свою сказку, используя метод БИНОМА ФАНТАЗИИ и приемы фантазирования: оживление, окаменение, путешествие во времени и т. д.
Этим приемом пользовался известный итальянский сказочник Дж. Родари, который придумал особый «бином фантазии». С помощью этого бинома можно научиться придумывать разные истории и сказки. Для бинома берутся два слова. Но это не должны быть любые слова. Это должны быть слова, соседство которых было бы необычным. Вот как об этом пишет Дж. Родари: «Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было необычным, — только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое...»
Дж. Родари сравнивает сочетания «конь — пес» и «шкаф — пес». В первом, с его точки зрения, «воображение остается безразличным». Совсем другое дело — второе сочетание. «Это, — пишет Дж. Родари, — открытие, изобретение, стимул». Это и есть «бином фантазии». Использую этот приём для активизации учебной деятельности, развития творческого мышления. Пример: книжка + голубь (слова надо брать далёкие друг от друга по смыслу, так больше шансов получить оригинальную идею). Соединяем слова с помощью предлогов: -книжка с голубем; -голубь с книжкой; -книжка в голубе; -голубь в книжке; -голубь под книжкой; -книжка под голубем; и т. д. Чувствуете, уже какие-то направления для мысли даны?
Вариант «Книжка в голубе» дал идею сказочного голубя, который наизусть знает, например, сказки Шахерезады, может их без конца рассказывать, отвечать на вопросы цитатами из сказок, может все волшебные действия из этих сказок производить и т. д…
«Голубь под книжкой» вызвал у моих учеников представление о грустном бездомном голубе, который живёт под книжкой, поставленной домиком, заодно он учится читать, книжка оказалась сборником фокусов, он осваивает это дело, приносит всем радость и сам становится весёлым! У вас, вероятно, другие ассоциации возникнут от тех же исходных слов.
10. -Мои ученики по своему выбору после пройденной темы сочиняют такие сказки и мы собираем их в свою большую книгу сказок, которую на перемене может читать любой желающий.
11. 2.НЕСЕРЬЕЗНЫЕ ВОПРОСЫ (придумывают по возможности ученики)
-А как «пахнет» русский дух?
-Если его можно понюхать, то нельзя ли его и потрогать?
-Если он пахнет, то, может быть, он еще и цвет имеет?
-А что еще можно о нем сказать?
12. 3.Следующий вариант работы –
НЕСЕРЬЁЗНО О СЕРЬЁЗНОМ
(считалки находят учащиеся, а некоторые и сочиняют сами)
-Выпиши из считалки те признаки, по которым ее безошибочно можно определить как русскую:
Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани,
Двадцать пять рублей дуга,
Мальчик девочке слуга.
Ты подай, слуга, карету,
А я сяду да поеду.
-Какие признаки увидели вы, уважаемые коллеги?
Закипи моя кастрюля,
Я бульону подолью.
Все ухваты взбунтовались,
Кочерга пошла плясать,
А лопата засмеялась,
Пошла деньги собирать.
13. 4.Игра «Третий лишний».
Два слова связаны между собой, а третье – лишнее. Найдите лишние слова, объясните, чем и как связана оставшаяся пара:
Нация – народ – семья
Страна – природа – родина
-Но бывают и разные варианты (есть повод для спора, а в споре, как известно, рождается истина.)
14. 5.Ассоциирование — это в широком смысле связывание чего-то с чем-то. То есть ассоциация — это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека — вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.
На уроках даю такие задания:
Напиши слова - ассоциации, которые сразу же приходят в голову, как только ты произносишь слово
НАРОД:
(Варианты, которые дали мои ученики)
__________________________________________________________
РОДИНА:
__________________________________________________________
Продолжи список Какие можете предложить варианты?
наРОД, РОДина, ________________________________________
__________________________________________________________
15. 6.Слова – антонимы
Почти у всех слов есть двойники – слова-антонимы, то есть слова с противоположным значением. Найди антонимы к словам варвар ____________________________________________________
чужеземец_________________________________________________
дикарь ____________________________________________________
16. 7. Широко распространён этот приём –
Собери пословицы и поговорки о родине. Вспомни, какие ты знаешь, и запиши их.
Всякому мила там и пригодится.
Родная сторона – мать, родина – малина.
Где кто родился, и в горсти мила.
Чужбина – калина, чужая – мачеха.
Своя земля и своя сторона.
17. 8.Самое любимое занятие для моих учеников - это составление ребусов.
Придумай ребус для одного из этих слов.
Храм Религия Заповедь
18. 9.Разгадайте анаграммы и подчеркните лишнее слово.
-Помогите, уважаемые коллеги
ВЕССОТЬ БРОТОТА ВИСЗАТЬ
_________ _________ __________
ВОБЮЛЬ ЩОПОМЬ ЛОСЬМИТ
_________ _________ __________
(Совесть, доброта, зависть, любовь, помощь, милость)
19. 10.Опиши здание.
Подчеркни слова, которые соответствуют внешнему облику (в данном случае - Православного
_____________________ храма.
торжественное, величественное, изящное, строгое, нарядное, пышное, причудливое, тяжеловесное, большое, хрупкое, легкое, маленькое, высокое, угрюмое, светлое…
20. 11.Назови одним словом. (ответы учителей)
1. Произносимое вслух или мысленное обращение к Богу –
молитва
2. То, что передается от одного поколения к другому –
традиция
3. Мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум не одинок – вера, религия.
21. 12. Следующий вид- это Исторические персонажи. (задаю один вопрос, при необходимости дополняю другими)
-Какой исторический персонаж:
- выиграл битву со шведами;
- княжил в Новгороде;
- его отца звали Ярослав Всеволодович?
Ответ: _ Александр Невский__
Новгородского князя с детства нарекли АЛЕКСАНДРОМ не случайно. В переводе с древнегреческого оно означает «Защитник людей». Несомненно, что значение собственного имени князь оправдывал на протяжении всей своей жизни.
22. -Подбери прилагательные, которые характерны для Александра Невского.
А_____________________________________
Л_____________________________________
Е_____________________________________
К_____________________________________
С_____________________________________
А_____________________________________
Н_____________________________________
Д_____________________________________
Р______________________________________
23. Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий другим.
Бори́с Влади́мирович Аса́фьев
русский советский композитор,
24. Желаю творческих успехов!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"
Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного обучения Задачи: выявить теоретические подходы в...
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы
В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...
Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся"
Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся", готовая разработка с презентацией (синквейн)....
Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.
Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....
"Развитие творческих способностей учащихся - одна из форм профессиональной самореализации педагога"
Модульное обобщение опыта. Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок раз...
Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы
Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....