Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика.
методическая разработка на тему

Гандзюк Татьяна Викторовна


Роль сотрудничества учителя и ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 457867.ppt80 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Слайд 2

Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии Л.В.Выготский

Слайд 3

Образовательные системы Традиционная Система Система Л.В.Занкова Д.Б.Эльконина– В.В.Давыдова

Слайд 4

Система Л.В.Занкова Основная направленность системы – достижение оптимального общего развития младших школьников. В связи с этим для всестороннего развития одинаково важны все учебные предметы. Результат достигается использованием новой, по сравнению с традиционной школой, развивающей методикой– открытие нового знания через проблемную ситуацию (коллизию), использование многообразия методов.

Слайд 5

Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова Основное в концепции данной системы – ученик рассматривается как субъект учения, как учащий себя. В результате чего ученик должен стать заинтересованной в самоизменении личностью, готовой к этому самоизменению. Методика данной системы не допускает объяснительного подхода, она максимально продуктивная, исследовательская по характеру .

Слайд 6

Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья

Слайд 7

внутренняя свобода личности ребенка; умение свободно объяснять свои действия; умение критически их оценивать; способность при известных условиях отказываться от сложившихся догм и правил; умение оценивать свои возможности, рефлексировать свои действия, способность самостоятельно решать учебные задачи.

Слайд 8

развитие наблюдательности – умение воспринимать явления, факты; развитие отвлеченного мышления – способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению; развитие практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

Слайд 9

Дидактические принципы системы развивающего обучения обучение на высоком уровне трудности при соблюдении меры трудности; ведущая роль теоретических знаний в обучении; осознание учащимися процесса обучения; быстрый темп изучения материала; работа над развитием всех учащихся - как сильных, так и слабых.

Слайд 10

Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Условия реализации : Организация коллективной учебной деятельности, которая ведет к решению той задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно (высокий уровень трудности), но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и соучениками (соблюдение меры трудности). Точное определение уровня актуального развития каждого ученика, помогающее определить необходимость той или иной помощи ребенку. её меру. Познавательная деятельность строится не от простого к сложному, а от сложного к простому (от какой-то незнакомой ситуации через коллективный поиск к её разрешению).

Слайд 11

Ведущая роль теоретических знаний Условия реализации: выдвижение на первый план познавательной стороны обучения; устремленность на раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами; определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала

Слайд 12

Быстрое прохождение учебного материала Условия реализации: постоянное движение вперед в освоении учебного материала; непрерывное обогащение, обновление содержания умственной деятельности, что является также условием осмысления изучаемого материала, условием раскрытия разных сторон приобретаемых знаний; многократное оперирование одним и тем же материалом в течение длительного времени, что обеспечивает его исследование в разнообразных связях и функциях и в результате приводит к прочности усвоения материала (реализация методического свойства процессуальности).

Слайд 13

Осознание процесса обучения Условия реализации: обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь изучаемых понятий, необходимость заучивания отдельных правил и источники ошибок при их использовании; объектом осознания должен стать процесс овладения знаниями, умениями и навыками; обучение организуется таким образом, чтобы школьники осознавали ценность , значение знаний как с общечеловеческой, так и с личной, индивидуальной точки зрения формирование навыков самоконтроля и самооценки (самостоятельная выработка учениками критериев оценки выполненной работы; оценка ребенком уровня трудности заданий; анализ своего знания – незнания, умения – неумения, анализ путей достижения результата и т.д.)

Слайд 14

Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся Условия реализации: выявление и учет индивидуальных различий между детьми; обеспечение каждому ребенку возможности продвигаться в развитии в соответствии со своими исходными данными, а не только подтягиваться до какого-то извне заданного уровня

Слайд 15

Методические свойства развивающей системы многогранность процессуальность коллизии вариативность

Слайд 16

Многогранность в содержании образования: учебный материал рассчитан не только на формирование программных знаний, умений и навыков, но и на общее психическое развитие школьников; в методах и приемах обучения: разнородность функций – одни приемы служат способом организации усвоения знаний и навыков, другие – средством создания условий для развития школьников и вовлечения в сферу учения их разносторонней психической деятельности (эмоциональной, интеллектуальной, волевой, эстетической): в жизни ребенка: организация совместной деятельности учителя, родителей, товарищей по классу, единство учебной и внеклассной работы. единство умственной деятельности и эмоциональной жизни ребенка. «Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой» (Л.В. Занков)

Слайд 17

Процессуальность последовательная, из урока в урок, организация усвоения нового материала на основе включения его в систему прежде усвоенного (осознание отношений и зависимостей изучаемого и изученного); создание условий для осознания необходимости нового материала, изменяющего взгляд и отношение к тому или иному понятию, закону или закономерности; характер и последовательность нового материала, упражнений по его усвоению, диктуются необходимостью постоянного возврата к ранее пройденному с целью включения старого материала в новые связи и отношения. Постоянный возврат к ранее пройденному материалу, его органическая существенная связь с новым – главное условие становления знаний.

Слайд 18

Коллизии ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы; он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.; он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому : от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению.

Слайд 19

Вариативность Учитель может: изменять поурочный план изменять способы работы; изменять последовательность заданий, их характер в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке. Ученики могут: выбирать задания и способы решения учебной задачи. При организации учебной деятельности надо бояться стереотипов… Мы держим детей в стереотипе, не даем возможности работать с вариантами…» Н.В. Нечаева

Слайд 20

Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить А.Дистерверг

Слайд 21

Учитель в развивающей системе: профессионально компетентный учитель; гуманист; равноправный партнёр; организатор учебной деятельности; участник коллективного процесса познания.

Слайд 22

Ученик в развивающей системе: целостная личность; субъект учения; участник учебного сотрудничества; критически мыслящий человек; не ученик, а учащийся.

Слайд 23

Система взаимоотношений: сотрудничество; партнёрство; сотворчество; сопереживание; совместная деятельность; диалог.

Слайд 24

Дружеские отношения между учителем и учениками, создание внутреннего побуждения к учению, вся атмосфера живого познания действуют как необходимые компоненты целостной системы Занков Л.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Доклад о сотрудничестве учителя и ученика в развивающем обучении.Дается описание характерных черт суб`екта учения. Рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и у...

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Презентация к  докладу, в котором рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и их условия реализации....

Педагогика сотрудничества учителя и ученика

В этой статье нам хотелось показать , как мы понимаем и применяем  педагогику сотрудничества учителя и ученика в своей практике....

Метод проектов как современная педагогическая технология реализации творческого сотрудничества учителя, ученика и родителя.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мы...

Выступление на педагогическом совете «Современный урок. Сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика»

Выступление посвящено теме сотрудничества на уроке по УМК "Перспектива" в рамках реализации современных требований ФГОС НОО...

Развивающее обучение сотрудничество учителя и ученика

О сотрудничестве учителей и ученика на уроке...

Ступени успеха сотрудничества учителя и ученика

Успешность воспитатательног процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогом и детьми. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться....