Развитие творческих способностей на уроках информатики
материал (4 класс) на тему
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, формируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.
Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития детей, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
На каждом уроке информатики ребенок что-то творит, придумывает, изображает, выполняет. Поэтому основной целью урока информатики является развитие творческих способностей учащихся. Знакомство с информатикой и возможностями компьютерного интеллекта сегодня необходимо практически каждому человеку. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоение материала. Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с компьютером. В зависимости от характера ответов ученика на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения, если же школьник устанет, то компьютер может предложить ему графический редактор, где дети рисуют. Рисовать дети уже умеют - карандашами, фломастерами, красками, поэтому совершенно необходимое для выполнения заданий на компьютере овладение навыками работы с клавиатурой и мышью станет для ребенка, прежде всего освоением нового изобразительного средства, позволяющего удобно создавать цветные изображения.
Графические возможности компьютера, постепенно осваиваемые на уроках, дадут дополнительный интерес к учебе, тем самым развивая творческие способности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursokaya_rabota.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….4
Глава I. Психологические основы творческого развития личности
- Определение способностей с точки зрения психологии……………………6
1.2. Условия развития способностей у младшего школьника…………………...9
1.3. Природа творческого развития личности…………………………………...11
- Возможности и условия проявления творческой природы человека в техническом и художественном творчестве………………………………..12
- Организация воспроизводящей и творческой деятельности учащихся...13
Выводы по I главе…………………………………………………………………16
Глава II. Компьютерные технологии как фактор развития творческих способностей личности
2.1. Использование компьютера для развития познавательной самостоятельности………………………………………………………………...18
2.2. Компьютер как элемент развивающей среды………………………………19
2.3. Творческое компьютерное проектирование школьников – одно из важнейших направлений творческой деятельности на уроках информатики...23
2.4. Условия применения персонального компьютера для литературного творчества………………………………………………………………………….24
2.5. Использование компьютера как средство изобразительного творчества...26
2.6. Компьютерное дело как изучения любого предмета………………………28
Выводы по II главе………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………...32
Библиография……………………………………………………………………..34
Введение
У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, формируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных.
Сделать актуальной сферу обучения детей – создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития детей, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.
На каждом уроке информатики ребенок что-то творит, придумывает, изображает, выполняет. Поэтому основной целью урока информатики является развитие творческих способностей учащихся. Знакомство с информатикой и возможностями компьютерного интеллекта сегодня необходимо практически каждому человеку. В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет организовать процесс обучения по индивидуальной программе. Ученик, обучающийся за пультом компьютера, может сам выбирать наиболее удобную для него скорость подачи и усвоение материала. Индивидуализация обучения улучшает качество подготовки. Это достигается за счет живой обратной связи, которая устанавливается в процессе диалога школьника с компьютером. В зависимости от характера ответов ученика на контрольные вопросы компьютер может предложить наводящие вопросы, подсказать или замедлить темп обучения, если же школьник устанет, то компьютер может предложить ему графический редактор, где дети рисуют. Рисовать дети уже умеют - карандашами, фломастерами, красками, поэтому совершенно необходимое для выполнения заданий на компьютере овладение навыками работы с клавиатурой и мышью станет для ребенка, прежде всего освоением нового изобразительного средства, позволяющего удобно создавать цветные изображения.
Графические возможности компьютера, постепенно осваиваемые на уроках, дадут дополнительный интерес к учебе, тем самым развивая творческие способности учащихся.
Цель: выявление методов учета развития творческих способностей учащихся при обучении информатике.
Объект исследования: процесс обучения информатике в начальной школе.
Предмет исследования: условия развития творческих способностей младших школьников на уроках информатике.
Задачи:
1) изучить теоретическое положение творческих способностей учащихся;
2) рассмотреть психолого-педагогические основы развития творческих способностей учащихся;
З) выявить условия развития творческих способностей учащихся на уроках информатики.
Методы исследования: 1) изучение педагогического опыта;
2) Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
Глава I. Психологические основы творческого развития личности
- Определение способностей с точки зрения психологии
Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводится к имеющимся у него знаниям, умениям, навыкам. Способности, которые проявляются у школьников, чаще всего относятся к учению или к тем видам деятельности, которыми он занимается дополнительно (рисование, музыка, техническое конструирование и т.д.). Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и для развития способностей. [9, 10]
Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, то есть анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности.
Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, например, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности.
В психологии принято различать общие и специальные способности. Общие, или общие умственные, интеллектуальные способности проявляются во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении. Специальные способности – это способности к отдельным видам деятельности.
Известный исследователь способностей Н.С.Лейтес предлагает различать три категории способных детей. Первая – это учащиеся с ранним подъемом интеллекта. Ко второй категории относятся дети с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности. Третья – это дети с потенциальными признаками одаренности.
Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников.
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки или техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки (музыкальные, художественные) или формальные качества ума.
В раннем детстве обнаружили математические способности Паскаль, Лейбниц, Софья Ковалевская.
Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не идут впереди сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, которая указывает на незаурядные способности. Их своеобразие заключается в особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам. Возможно, эти особенности ребенка указывают на высокие способности к тем видам деятельности, для развития которых в школе пока нет условий.
Наилучших результатов достигают дети при работе с профилирующим для них способностей материалом («математическим», «лингвистическим»), не имея такой же успешности в работе с другим материалом. Дети, способные к математики, уверенно чувствуют себя, имея дело с математическими объектами, сразу схватывают суть математических отношений и действий. Лингвистический материал вызывает у них затруднение и приходится затрачивать значительно больше сил и времени для его усвоения, а некоторые задания «лингвистического» характера «математического» вообще выполнить не могут.
Уже в младшем школьном возрасте возможно выявление учащихся, наиболее способных к той или иной области знаний, в условиях школьного обучения – к тем или иным учебным предметам.
Учителю, вдумчиво изучаемому учеников, для правильной организации учебно-воспитательного процесса и индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знать, и к чему обнаруживает способности его ученик, и в какой мере выражены эти способности. О способностях ученика можно судить, наблюдая его проявления в соответствующей деятельности. Практически судить о способностях можно по совокупности следующих показателей: 1) по быстрому продвижению (темпу продвижения) ученика в овладении соответствующей деятельностью; 2) по качественному уровню его достижений; 3) по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельностью.
Способность к творческому обобщению формируется у младших школьников стихийно, в школе развитию этого качества мышления учащийся не уделяет должного внимания. Усвоение одного и того же материала происходит по-разному, а следовательно, требует различных педагогических усилий в зависимости от уровня развития и направленности интересов школьника. [15]
Часто дети любят не уроки и задания, где им сопутствовал успех. Выполняя успешно какое-то дело, быстро усваивая материал по определенному предмету, ребенок получает удовольствие, ему это нравится. Успех пробуждает желание больше и глубже заниматься этим предметом, что, в свою очередь, ведет к развитию способностей ребенка.
Мы можем говорит о взаимообусловленности развития способностей и интересов. Многие психологи, исследовавшие эту проблему (например, А.А.Бодалев) отмечают, что отношение учащихся к учебному предмету накладывает определенный отпечаток на особенности его восприятия, мышления, памяти, воображения, на эмоциональные и волевые реакции при работе над этим предметом, активизирует его психические процессы.
Очевидно, достаточно высокий уровень развития общих способностей позволяет достигать высоких результатов в самых разных областях науки и человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе. [11]
- Условия развития способностей у младшего школьника
Успешное осуществление той или иной деятельности даже при наличии способностей зависит от определенного сочетания качеств личности. Одни только способности, не сочетающиеся с соответствующей направленностью личности, ее эмоционально-волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям. Прежде всего, способности тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности.
Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Склонность — стремление выполнять соответствующую деятельность. Интересы и склонности личности не всегда совпадают. Можно интересоваться музыкой и не иметь склонности к занятиям ею. Но у способных к определенной деятельности детей и взрослых интересы и склонности, как правило, сочетаются.
Интересы и склонности к определенной деятельности развиваются обычно в единстве с развитием способностей к ней.
Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным, значительным достижениям.
Для развития способностей требуется длительное, упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, способности всегда сочетаются с исключительной трудоспособностью и трудолюбием.
В школе порой встречаются ученики, которые благодаря своим способностям все схватывают па лету, хорошо успевают, несмотря на леность, неорганизованность. Но в жизни они обычно не оправдывают надежд, и именно потому, что не привыкли серьезно и организованно работать, настойчиво преодолевать препятствия.
Очень важны такие качества личности, как самокритичность, требовательность к себе. Эти качества рождают неудовлетворенность первыми результатами труда и желание сделать еще луч, совершеннее.
Очень важна и такая черта характера, как скромность. Уверенность в своей исключительности, питаемая неумеренными похвалами и восторгами, часто губительна для способностей, так в этом случае формируются зазнайство, самовосхищение и самолюбование, пренебрежение к окружающим. Человек перестает работать над совершенствованием продукта своего труда, препятствия вызывают у него раздражение и разочарование, а все это тормозит развитие способностей.
Высокий уровень развития способностей называют талантом. Талант — это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней — с другой, большого трудолюбия и настойчивости - с третьей.
Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий. Классовое общество тормозит развитие талантов среди представителей эксплуатируемых классов. И если даже в подобных условиях народ дал немало выдающихся таланов (М. В. Ломоносов—сын рыбака-помора, Т. Г.Шевченко – сын крепостного крестьянина, изобретатель паровоза Стефенсон — сын рабочего), то это говорит лишь о том, насколько талантлив народ, насколько велики возможности трудящихся.
Социалистическое общество всемерно содействует выявлению и развитию талантов, предоставляет каждому гражданину все возможности для всестороннего развития в творческой области. [10, 11]
- Природа творческого развития личности
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее. Творчество как деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.
Определяющее значение в творческом процессе имеет сознательная деятельность человека, его целеустремленность. Творческий процесс – не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и творческого темперамента человека, его идейной направленности, культуры, опыта и уровня знаний. Творчество требует воображения, строгой критической мысли. Оно тесно связано с социальной жизнью. Общественная жизнь и ее различные стороны создают дополнительное эмоциональное напряжение. Которое является необходимым элементом творчества.
Творческое мышление – это процесс, и, как всякий процесс, оно подчинено определенным законам.
На начальных этапах исследования творческое (или продуктивное) мышление обычно характеризуется как некоторый процесс, приводящий к решению новых для человека проблем и задач, - в отличие от мышления репродуктивного. Проявляющегося в решении стандартных, однотипных задач, когда способы их решения известны и отработаны.
Творчество как сложная репродуктивная деятельность, направленная на открытие нового, имеющее большое общественное значение, всегда сугубо индивидуально и неповторимо. В психологии вопросы развития творческого мышления тесно связаны с проблемой способностей и одаренности, и это естественно, ибо они в значительной мере определяют успешность той или иной деятельности. Способность есть индивидуальная характеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого. [12, 16]
- Возможности и условия проявления творческой природы человека в техническом и художественном творчестве
По мнению ряда авторитетных педагогов, обучение методам технического творчества заметно повышает творческий потенциал каждого человека. Конечно, у одаренных людей при одинаковом обучении со всеми творческий потенциал остается относительно более высоким.
Разработанные к настоящему времени методы активизации поиска решений изобретательных задач можно разделить на две группы:
- Эвристические методы технического творчества, основанные на использовании достаточно четко описанных методик и правил поиска новых технических решений. Эти методы начали разрабатывать еще с древних времен (Сократ, Архимед); особое внимание им уделили выдающиеся ученые XVII-XVIII вв. Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.Лейбниц. Начиная с 40-х гг. нашего столетия резко возросли исследования и разработки по созданию и применению эвристических методов, методик, подходов и их модификаций.
- Компьютерные методы поискового консультирования, основанные на использовании ЭВМ в решении творческих инженерных задач. Эти методы начали разрабатывать и применять в 60-х годах. В настоящее время известны десятки различных подходов и методов, поискового конструирования.
Из названных методов для использования в детском техническом творчестве может быть рекомендована группа эвристических методов и в частности теория решения изобретательных задач.
Среди препятствий, мешающих творческому развитию человека, одним из наиболее труднопреодолимых представляется существующее еще раздробление труда и личности. Разделение труда в свое время обусловило величайший прогресс в развитии производства и совершенствовало различные способности. Но в дальнейшем именно разделение труда привело к узкой специализации личности и обратилось преградой ее духовного и профессионально-творческого развития. [14]
1.5. Организация воспроизводящей и творческой
деятельности учащихся
Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся складывается и протекает в общей системе процесса обучения, обладающего своей, присущей ему логикой. Тот или иной вид познавательной деятельности возникает не изолированно от предшествующей и последующей работы, а в органическом единстве с ней. Было бы прожектерством рассчитывать на творческую деятельность учащихся в таких сферах научного знания и общественной практики, в которых они не ориентированы и не обладают необходимыми для этой деятельности знаниями и практическими умениями. Необходимо изучить зависимость видов, форм и методов воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся по организации процесса обучения и его логики и современно показать, какое влияние оказывает тот или иной вид познавательной деятельности учащихся на общую структуру и логику учебного процесса.
К первой группе относятся психологические и дидактические основы воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся в обучении: психология восприятия и осмысления учебного материала при воспроизводящем и творческом его изучении; логика учебного процесс и место в этом процессе воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся в обучении.
Методы деятельности учащихся можно подразделить на методологию и логику познания, методику и технику работы с учебным материалом. В первом случае речь идет об общих подходах и логики познавательной деятельности, во втором – о методике и технике работы с различными учебными пособиями и средствами обучения (методы наблюдения, методы работы с книгой, методы работы в лабораториях и т.д.).
Методологией и логикой познавательной деятельности учащиеся овладевают в процессе всепознавательной деятельности, включая сюда и овладение методологией самой науки, входящей в предмет школьного образования.
Вторая группа вопросов предусматривает исследование воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся на отдельных этапах усвоения ими знаний, умений и навыков: при изучении нового учебного материала, при обобщающем повторении, при овладении учащимися умениями и навыками.
Восприятие, осмысление и запоминание учащимися изучаемого материала на отдельных этапах его изучения протекает по-разному. Протекает этот процесс и при воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся. Раскрыть специфику воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся на различных этапах овладения знаниями, умениями и навыками и составляет задачу исследования.
При исследовании воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся, при изучении нового учебного материала существенно важно вскрыть, какой учебный материал по своему характеру требует воспроизводящего изучения и какой может быть по-настоящему усвоен лишь при творческом к нему отношении. Необходимо изучить психологию воспроизводящего и творческого изучения учащимися нового учебного материала и методы его изложения и объяснения учителем.
Существенное значение имеет исследование воспроизводящей и творческой деятельности учащихся при закреплении и повторении изученного материала.
Третья группа вопросов включает в себя исследование воспроизводящей и творческой деятельности учащихся в системе отдельных методов обучения: при работе с учебниками и книгой, в лабораторной работе, в системе письменных работ.
Новым в современной дидактики является алгоритмизация учебного процесса. В педагогику понятие алгоритма вошло вместе с программированным обучением, хотя алгоритм, под другим названием, в той или иной мере применялся в обучении и раньше.
Под алгоритмизацией учебного процесса понимается предписание учителем и самостоятельное определение учащимися способов изучения тех или иных вопросов при овладении теми или иными навыками и умениями. Эти способы включают в себя последовательно развертывающиеся логические действия и практические приемы.
В задачу исследования алгоритмизации обучения входит изучение видов алгоритмов при изучении различного учебного материала, влияние алгоритмов на воспроизводящий и творческий характер познавательной деятельности, на сознательное усвоение учащимися знаний и методов самостоятельной работы. [12, 13]
Выводы по I главе
Изучив психологические основы творческого развития личности, мы выделили несколько пунктов, таких как определение способностей с точки зрения психологии, условия развития способностей у младших школьников, природа творческого развития личности, возможности и условия проявления творческой природы человека в техническом и художественном творчестве, организация воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.
Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводится к имеющимся у него знаниям, умениям, навыкам.
Уже в младшем школьном возрасте возможно выявление учащихся, наиболее способных к той или иной области знаний, в условиях школьного обучения – к тем или иным учебным предметам.
Способности тесно связаны с активным положительным отношением к соответствующей деятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность, в жизненную потребность в этом виде деятельности.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее. Творчество как деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.
По мнению ряда авторитетных педагогов, обучение методам технического творчества заметно повышает творческий потенциал каждого человека.
Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся складывается и протекает в общей системе процесса обучения, обладающего своей, присущей ему логикой. Тот или иной вид познавательной деятельности возникает не изолированно от предшествующей и последующей работы, а в органическом единстве с ней.
В ходе обучения и воспитания необходимо создавать условия для творческой деятельности, обращать внимание на правильное сочетание общих требований с индивидуальным подходом.
Глава II. Компьютерные технологии как фактор развития творческих способностей личности
2.1. Использование компьютера для развития
познавательной самостоятельности
Самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.
Рассмотрим возможности использования компьютера для развития мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. Различают два вида деятельности – обучающую и учебную. Последняя представляет собой деятельность учеников, связанную с усвоением и переработкой учебной информации. Обучающая включает в себя совместную деятельность преподавателя и учащихся, направленную на формирование системы знаний, умений, навыков. Она связана с передачей сведений от педагога к обучаемым и установлением обратной связи для контроля и управления усвоением.
Самостоятельное изучение учащимися различных явлений с помощью компьютерных моделей способствует развитию у них таких познавательных приемов и способов действий, как анализ проблемной ситуации, выявление на этой основе связей и закономерностей, обеспечивающих функционирование той или иной системы. Умение учащихся исследовать с помощью ЭВМ различные явления будет свидетельствовать о сформированности познавательных приемов.
Задания, выполняемые в игровой занимательной форме с помощью моделирования на компьютере, вызывает особый интерес у школьников, способствует развитию познавательной активности. [5]
2.2. Компьютер как элемент развивающей среды
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, навыки использования персонального компьютера необходимы каждому человеку, поэтому уже в начальной школе необходимо изучать данный предмет. Новое время предъявляет качественно новые требования и к преподаванию информатики в начальной школе – первом звене непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Успешность решения этой задачи связана с обновлением научной, методической и материальной базы обучения на всех уровнях образования, начиная с дошкольного. Новые информационные технологии в образовании в органическом сочетании с традиционными методами обучения и воспитания повышают качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности. Каждому школьнику необходимо освоить в процессе непрерывного образования не только традиционные, но и новейшие технические средства для осуществления своей деятельности.
В последнее время не только исследователям школьного учебного процесса, но и учителям-практикантам очевидна тенденция уменьшения возраста тех, кто начинает изучать информатику впервые.
Введение пропедевтического курса информатики обусловлено следующими причинами:
- В информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. Наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них еще не сложился стереотип мышления.
- С каждым годом растет количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространенность компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению информатики.
- Совершенствование образовательного процесса и введение профильного обучения предлагают углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода к обучению. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.
- Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов к самостоятельному поиску межпредметных связей.
Использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых видов деятельности, тесно связанных с использованием компьютеров: компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игры-воображения. Проявляются во всей полноте такие процессы как мышление, представление, восприятие, память. Это характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации – возможность постоянного расширения горизонтов личности. Компьютер как интеллектуальное средство обучения принципиально отличается от книги. Книга – бесценное средство накопление знаний, но и для оперирования ими. Человек оперировал знаниями во все века, а сейчас надо понять, что компьютер – среда не только накопления знаний, но и для оперирования ими и обмена знаниями с другими людьми.
Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает ему более высокий социальный статус. Младшие школьники активно обсуждают новые компьютерные программы и игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Это способствует развитию речи, значительно повышает уровень осознанности действий. Но самое главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Среди друзей он с достоинством рассказывает о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышение собственного престижа. Успехи в овладении компьютером позволяет учащимся повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для формального развития личности. Интеллектуальные способности школьников на начальной ступени образования формируются за счёт развития любознательности детей, пытливости их ума. Одна из важнейших линий умственного развития ребенка состоит в последовательном переходе от элементарных форм мышления к более сложным. Так, развитие наглядно-действенной формы мышления создаёт основу для перехода к наглядно-образному мышлению, которое, в свою очередь, является необходимой ступенью в развитии логического мышления. Эти переходы начинаются ещё в дошкольный период и активизируются на этапе начального образования. Условия и методы обучения и воспитания могут способствовать этому процессу, могут и тормозить его, вызывая длительные отрицательные последствия.
Характерный способ осуществления наглядно-действенного мышления- то, что обычно обозначается как путь проб и ошибок. Постепенно хаотические пробы и ошибки сменяются системой пробных действий, усложняется анализ каждой пробы и оценка с точки зрения условий задачи, что активизирует мыслительную деятельность учащихся. С этой точки зрения компьютер открывает большие возможности. В процессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой перехода от наглядно- действенного к наглядно-образному мышлению. Успешность познавательного развития учащихся в начальной школе в значительной степени зависит от содержания мыслительной деятельности, т.е. от того, какие предметы и явления окружающего мира познаёт ребенок. Традиционно считается, что наиболее адекватными объектами познавательной деятельности являются основные непосредственно воспринимаемые свойства и качества вещей: цвет, форма, величина, масса и т. д. Работа в этом направлении развивает сенсорные способности школьников. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие умения различать форму предметов, их величину, учат использовать знания о 5 этих признаках в процессе изобразительной деятельности и конструирования на компьютере. Современные тенденции развития мышления на ранних этапах обучения отмечают особо благотворное влияние на познавательное развитие детей знаний ими простых связей и зависимостей окружающего мира. И в этом отношении роль компьютерных программных продуктов трудно переоценить. [8, 3, 6]
2.3. Творческое компьютерное проектирование
школьников - одно из важнейших направлений творческой деятельности на уроках информатики
Кому из нас не приходилось погружаться в мир творческой фантазии ребенка? Кто был там, в этом мире, тот не сможет не захотеть вернуться туда еще и еще раз.
Методическое объединение читателей информатики Северо-Восточного округа г. Москвы много лет назад начало работу по координированию и развитию компьютерной проектной деятельности школьников. Продолжается эта работа и сегодня. Они проводят семинары и круглые столы для обмена опытом учителей, конкурсы детских работ.
Каждый год научно-технического прогресса приносит новые возможности детям для создания творческих компьютерных проектов. Теперь это уже и мощные мультимедийные средства, несущие в себе огромные возможности для музыкального и художественного оформления проектов. Овладевая ими, ребенок создает мир своей гармонии, который так ценен нам, взрослым, и так важен для его духовного развития и самореализации. Конечно, в школах много проблем, главные из которых - оснащение компьютерных классов новым оборудованием, нехватка учителей. Проблемы всегда были, и всегда будут... А мы должны использовать малейшую возможность для духовного развития ребенка. Информатика сейчас может стать во главе этого направления. Кто первый осваивает новые информационные технологии и первыми овладевает богатейшими возможностями техники в школе? Информатики. И мы не в коей мере не должны сужать предмет до изучения каких-то технических новшеств. Духовное развитие ребенка на каждом его возрастном этапе - вот наша цель!
С недавних пор в нашем арсенале появилось такое мощное средство, как Интернет. Теперь, если у ребенка дома современный компьютер. А в школе такого нет, нужно и можно придумать, как его использовать в творческих и воспитательных целях!
Методический центр Северо-Восточного округа г. Москвы провели дистанционный конкурс детских творческих работ для русскоязычных сред Лого. Работ было немного - всего 10, много сложностей. Но это был первый опыт. Очень бы хотелось, чтобы в этих конкурсах участвовали работы школьников разных регионов России.
Компьютеры с соответствующим программным обеспечением являются модным инструментом для творческого выражения в литературе, живописи, музыке. Программы обработки текстов делают написание и их редактирование менее утомительными, предоставляя возможность писать больше и лучше. Программы построения графических изображений способствуют созданию картин, мультипликации и специальных зрительных эффектов. Программы сочинения музыки открывают новые возможности для ее изучения, причем даже для тех, кто не умеет играть на музыкальных инструмента: Для персональных компьютеров разработано много программ обработки текстов, построения графических изображений и сочинения музыки. В этой главе мы расскажем, как такие программы могут послужить целям образования. И хотя мы сделаем это на примере вымышленной школы Беббиджа, описанные программы реально существуют. [1, 5]
2.4. Условия применения персонального компьютера для литературного творчества
Для литературного творчества требуются два вида деятельности: умственный процесс сочинения фраз, выражающих мысль, и физический процесс записи слов на бумаге. Компьютеризованная система обработки текстов упрощает физический процесс настолько, что писатель теперь не отвлекается от умственной работы на такие действия, как печатание, стирание, вырезание и склеивание.
Используя систему обработки текстов, вы вводите слова с клавиатуры компьютера, и они возникают на его экране. Вы можете просто и быстро исправлять опечатки, вводить, удалять и заменять отдельные буквы, слова и предложения, находить и заменять слова или фразы, вносить другие изменения. В любой момент с помощью компьютера вы можете напечатать четкую, с правильными полями копию вашей работы. Компьютер, следуя вашим указаниям, установит поля и интервалы, разместит в центре заголовок, подчеркнет ключевые слова, напечатает номера страниц и т.д.
Программа обработки текстов может быть объединена с программой проверки орфографии, которая автоматически проверяет, соответствует ли написание каждого слова в тексте слову в словаре компьютера. Программа обработки текстов может работать вместе с информационной системой или системой связи, что позволяет, например, передавать сообщения, подготовленные с помощью системы обработки текстов, непосредственно в другой компьютер без распечатки на бумаге.
Применение компьютеров для обработки текстов очень популярно в деловой сфере; все шире используются они для этого в школе и в быту. Для персональных компьютеров разработано много программ обработки текстов. Они различаются командами, простотой использования и наличием дополнительных функций. Наиболее совершенные программы поднимают возможности персональных компьютеров до уровня систем обработки текстов, используемых во многих учреждениях. В действительности, системы обработок текстов - это ЭВМ, в которых постоянно записаны программы обработки текстов, для детей и подростков, пользующихся программами обработки текстов эпизодически, разработаны упрощенные варианты этих программ.
Администрация и преподаватели школы Беббиджа используют компьютеры при выполнении канцелярских работ и подготовке учебных материалов. Ученики также пользуются системой обработки текстов, им нравится писать при помощи компьютеров. Простота ввода, редактирования и печатания сочинений побуждает школьников больше писать, больше исправлять, получать в итоге лучшие сочинения и испытывать большее удовлетворение от своей работы. [1, 7]
2.5. Использование компьютера как средство изобразительного творчества
Сфера машинной графики — построение изображений и манипулирование ими при помощи компьютера — важна для многих приложений. Созданные компьютером изображения и мультипликация используются в кинофильмах, телешоу, рекламе и видеоиграх. Так как машинная графика не ограничена физическими законами, возможны любые зрительные эффекты:
объекты на экране компьютера могут менять цвета, возникать и исчезать, превращаться в другие объекты, двигаться с невообразимой скоростью и совершать другие невероятные действия.
Машинная графика используется при конструировании объектов всех видов — от зданий и самолетов до одежды и игрушек. Конструкция может быть изображена на экране компьютера, проверена, изменена и подвергнута испытаниям, моделируемым на компьютере.
Другим применением машинных графических средств является построение графиков и диаграмм для финансовых отчетов, результатов обследований, в системе голосования и т. д. Компьютеры можно запрограммировать так, чтобы при вводе новых данных автоматически менялось их графическое
отображение. Если о неподвижном изображении можно сказать: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», то об изображении, мгновенно реагирующем на изменение данных, можно сказать: «Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать».
Графика играет важную роль в программах для обучения: при изучении геометрии (например, для иллюстрации понятия конгруэнтности), физики (для демонстрации действий над векторами), географии (для развития навыков работы с картой). Более сложные программы, которые обеспечивают графические изображения, близкие к реальности, используются, например, для тренировки пилотов совершать посадку в различных аэропортах.
Компьютеры также являются новым средством художественного творчества. Точно так же как программы обработки текстов помогают в создании редактировании литературных произведений, графические программы стимулирует желание рисовать картины и вносить в них изменения. Эти программы позволяют создавать и модифицировать изображение на экране компьютера, менять его размер, форму, цвет и ориентацию, объединять с другими изображениями и даже оживлять.
Используя и развивая творческие возможности ребенка, в доступной и занимательной форме Л.С.Выготский отмечал: «… каждому периоду детства свойственна своя форма творчества … Рисование ребенка … преимущественный вид творчества в раннем возрасте».
Этот указанный Л.С.Выготским вид творческой деятельности можно и нужно использовать при изучении информатики в младшем школьном возрасте.
Рисование позволяет решить и вопрос организации урока при нехватке компьютеров в классе. Урок можно построить следующим образом: сначала ребята анализируют некоторый сюжет для рисунка, например, робота, обсуждают все вместе, каким он должен быть, что будет изображено рядом. Затем начинается параллельная работа за компьютером и в альбомах: на компьютере в одном из графических редакторов дети по очереди рисуют небольшие фрагменты общего рисунка, параллельно каждый изображает своего робота в альбоме. Опыт показывает, что осуществляется творческая переработка каждым ребенком одного и того же сюжета в меру его фантазии, способностей, умений. [2, 3]
2.6. Компьютерное дело как высшая цель изучения
любого предмета
Компьютерное дело, есть высшая цель изучения любого предмета – творчества.
Единичный результат – шедевр творца-мастера – должен далее осваиваться обществом, превращаться в технологию. Так, для программирования станка с ЧПУ на практике через датчики записывались траектории инструментов при ручной работе слесаря высшей квалификации. Затем эти траектории вводились в виде программы в станок с ЧПУ.
Применительно к обучению это означает, что хорошая обучающая программа или методические разработки (тексты), созданные как шедевр, в одном экземпляре, должны в идеале максимально тиражироваться при помощи компьютерных коммуникаций.
Есть и другая связь технологии и творчества. Применение технологии экономит время и силы, высвобождая их для творчества. Это особенно актуально для учебного процесса – освободить педагога от рутины для индивидуальной работы с сильными или отстающими. А начинающий учительствовать троечник – студент, добросовестно следующий хорошей технологии, хотя бы не навредит учащимся своим личным «творчеством».
Понятие «компьютерное дело» - как нетехнологическое применение ЭВМ и «творчество» - как «высший пилотаж», в том числе и на компьютере.
Использование сканера в связи с вводом графики или текста, верстка документов по шаблону, поиск документов по творчески составленному запросу, работа с электронной почтой – это примеры информационной технологии для старшей школы.
При изучении базового курса «компьютерного дела», и при изучении информационных технологий как продолжения базового курса можно говорить о шагах к творчеству, мастерству художника, писателя, использующего компьютер, наконец, творчеству программиста, создающего сами информационные технологии. [6]
Выводы по II главе
В этой главе мы рассмотрели компьютерные технологии как фактор развития творческих способностей личности.
Самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.
Самостоятельное изучение учащимися различных явлений с помощью компьютерных моделей способствует развитию у них таких познавательных приемов и способов действий, как анализ проблемной ситуации, выявление на этой основе связей и закономерностей, обеспечивающих функционирование той или иной системы.
Использование младшими школьниками в своей деятельности компьютера оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития.
Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает ему более высокий социальный статус.
Компьютеры с соответствующим программным обеспечением являются модным инструментом для творческого выражения в литературе, живописи, музыке.
Для литературного творчества требуются два вида деятельности: умственный процесс сочинения фраз, выражающих мысль, и физический процесс записи слов на бумаге.
Компьютеры также являются новым средством художественного творчества.
Точно так же как программы обработки текстов помогают в создании редактировании литературных произведений, графические программы стимулирует желание рисовать картины и вносить в них изменения. Эти программы позволяют создавать и модифицировать изображение на экране компьютера, менять его размер, форму, цвет и ориентацию, объединять с другими изображениями и даже оживлять.
Компьютерное дело, есть высшая цель изучения любого предмета – творчества.
Заключение
Мы живем в мире компьютеров и компьютерных технологий. Они играют существенную роль в нашей жизни, работе, образовании, досуге и в средствах общения. В наших школах обучение с помощью компьютеров активизирует младших школьников, мобилизует и развивает их творческие способности, стимулирует любознательность и интерес к новой технике и информационной технологии компьютер может стать дружественным и могучим помощником ребенка в развитии его интеллекта. Компьютер становится привычным инструментом в руках школьника как карандаш или авторучка.
Информационная обстановка стимулирует интерес и пытливость ребенка. Вследствие этого он очень быстро овладевает алфавитом языка программирования и навыками работы с компьютером. Это облегчает понимание и решение многих задач интеллектуального характера. Использование компьютера в начальной школе как нельзя лучше реализует деятельностный подход в преподавании, однако изучение компьютера должно быть щадящим здоровье ребенка при работе за монитором, не перегружающим память излишним использованием иностранных терминов, занимательным по сюжету, неутомительным по организации урока.
В I главе мы изучили психологические основы творческого развития личности, где дали определение способностям с точки зрения психологии, а также выявили условия развития способностей, природу творческого развития личности и организацию воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. Во II главе мы изучили компьютерные технологии, влияющие на развитие творческих способностей личности, где раскрыли, как компьютер влияет на развитие познавательной самостоятельности, рассказали о творческом компьютерном проектировании школьников, а также использовании компьютера как средства литературного и изобразительного творчества. После изучения научной литературы мы пришли к выводу, что поставленные цели и задачи успешно реализованы в нашем исследовании.
Библиография
- Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1997.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. Учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.
- Журин А.А. Учимся работать на компьютере. Начинающим и школьникам. - М.: Лист Нью, Большая Медведица, 2002. – 320 с.
- Информатика. 10 – 11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2003. – 300 с.
- Компьютер обретает разум: Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В.Л. Стефанюка. – М.: Мир, 1990.- 240 с.
- Кудинова В.И. Внеклассная работа по информатике // Информатика и образование. № 1. 2001. – с.35
- Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993.- 63 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст – М.: Педагогика, 1971.- 280 с.
- Ляхович В.Ф. Основы информатики.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 264 с.
- Ляхович В.Ф. Основы информатики / Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2003. – 704 с.
- Марпузан Б.Я. Подружись со мной, компьютер!: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 265 с.
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Воспр. психологии – 1989.- №6 – С.29–33.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросов психологической теории. // Вопросы психологии. М., 1960 №3.
- Самарин Ю.А. Воспитание способностей у детей. - Л., 1954,- с. 40.
- Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников. Дис.: канд. пед. наук. – Челябинск, 1999.- 184 с.
- Урнов В.А., Климов Д.Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе / Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 206 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...
Статья "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира".
Статья на тему "Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира по программе А.А. Плешакова "Школа России"....
Развитие творческих способностей на уроках чтения .
Развитие твоческих способностей на уроках чтения . Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Творчество– это создание ...
Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...
Развитие творческих способносте на уроках ИЗО, математики
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учится. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. ...
Статья "Развитие творческих способностей на уроках риторики"
Одной из важнейших задач современной школы является целенаправленное формирование личности ребёнка....